Этот текст — пособие по ориентации и систематизации. Здесь рассказано про архитектуру Грузии — что и где и когда было построено. Построено было много, поэтому текст получился большой. Да еще и с картинками.
* * *
История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1540 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, почти не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики (хотя и приблизилась к ней), барокко, да и модернизм особенно не прижился.
Можно условно разделить историю архитектуры на несколько фаз: 1. Ранняя эпоха (до Х века), 2. Переходная (Х век) 3. Классическая и 4. Поздняя.
Из сохранившихся храмов самый ранний и точно датированный был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить. Крупнейший — это, наверное,
фундамент зороастрийского храма около
монастыря Некреси.
Остатки зороастрийского храма в Некреси
Христианские храмы в Грузии стоились двух типов –
базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Пространство базилики можно разделить колоннами на три или две части и получится
трехнефная или двухнефная базилика. Если разделить пространство на три части стенами, то получится так называемая
трехцерковная базилика.
Базилика — исторически самая ранняя форма храма. Существовала ещё форма ротонды, но такие встречаются только на территории Кавказской Албании и в Болгарии. В Грузии ротонд не строили никогда. В VI веке в мире появляются храмы крестового типа, которые обычно имеют купол, то есть, являются купольными. Со временем доминирующим станет крестово-купольный храм, по грузински — ჯვარულ-გუმბათოვანი (джварул-гумбатовани).
Есть и гибриды: например, храм Рождества в
монастыре Шио-Мгвиме был построен как купольный, потом купол разрушился и храм достроили как базилику. Успенский собор в
Хобском монастыре — редкий случай крестового храма: здесь нет купола, но все же он не базилика.
IV - V века
Эти два века обращуют свой особый период «раннехристианских» храмов. Некоторые храмы того времени имеют расплывчатую датировку и могли быть построены как в IV, так и в V веке.
Крещение Грузии произошло в 320-е годы, и первый храм построил царь Мириан – непосредствено на территории своего сада в
Мцхете. Это был знаменитый
Светицховели, от первой версии которого не осталось совсем ничего и даже трудно предположить, на что он был похож. Светицховели был построен практически одновременно с другим известным храмом — Латеранской базиликой в Риме. Таким образом грузинская христианская архитектура началась одновременно с римско-европейской. Нюансы этого момента см. в статье "
История строительства Светицховели".
Вторым храмом стал
храм Самтавро в Мцхете – он тоже не сохранился в первой версии.
Из хроник известно, что в последние годы IV века царь Трдат построил храм в
Рустави и храм в Некреси. Про первый ничего не известно, а последний ассоциируется с обнаруженной в 1998 году
базиликой Чабукаури.
Где-то в V веке, в середине или начале века, в Кахетии была построена
базилика Долочопи, которая впоследствии разрушилась и лишь недавно был раскопан её фундамент. Чабукаури и Долочопи – два храма одного размера, построенные недалеко друг от друга на самом краю Иберийского царства. По ним можно делать выводы о том, как строили в Алазанской долине, хотя для таких выводов пока мало данных.
В конце
V века царь
Вахтанг Горгосал перестроил Светицховели в каменную базилику, и в итоге появился новый храм, причем вроде бы чуть южнее первоначального. От того древнего храма уцелели некоторые колонны и даже целые арки, которые до сих пор видны в этом храме.
От тех далёких веков полностью сохранился всего один храм –
Болнисский Сион 477 года. В его стену вмурована плита, на которой прямо написано, что он построен на 20-м году правления персидского шаха Пероза. У храма сохранились все четыре стены, хотя свод был восстановлен в более поздние эпохи.
Определённо строились и другие храмы. Например, есть версия, что одно из сооружений в
монастыре Некреси построено в IV веке. Выглядит оно вот так:
Как видите, храм очень маленький. Отсюда родилась теория, что все храмы той эпохи были именно такие – туда помещался священник, еще 1–2 человека и всё. То есть, храм выполнял функцию крыши над престолом. Есть еще один храм, претендующий на IV век – это небольшая часовня около села Зегаани (
район Гурджаани).
Обнаружение храма Чабукаури поставило под сомнение эту теорию, а обнаружение Долочопи полностью её забраковало.
Храмы того времени были явно немногочисленны и многие потом были перестроены. Например, примерно в 390 году был построен храм в Цилкани, позже перестроенный. В 472 году предположительно был построен храм в селе Самтависи. От него остались только отдельные фрагменты под современным
самтависским собором.
В монастыре
Старая Шуамта сейчас находится базилика, тоже претендующая на V век.
VI-VII века
Это интересная эпоха. Во-первых, это эпоха персидской оккупации. Храмы в то время строились в глухих труднодоступных местах, особенно это касается VII века. По сей день их найти довольно сложно. Все храмы этого времени засунуты куда-нибудь вглубь ущелья. Их почти никогда не видно издалека.
В эту эпоху в истории христианской архитектуры происходят некоторые изменения. До сих пор алтарная ниша была открыта и ничем не отгораживалась. В V веке Армения ушла в раскол, унесла с собой эту особенность интерьера, и следует этому принципу по сей день. В остальном же христианском мире после конца V века начались изменения: алтарную нишу начали отгораживать столбами, на которые вешали занавес. Это было подражание Скинии Завета, где Святая Святых была так же отгорожена от Святилища четырьмя столбами и закрыта тканью. В Ветхом Завете эта деталь упомянута в книге Исход, в главе 26-й:
31. И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть деланы на ней херувимы;
32. и повесь её на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, а четырех подножиях серебряных;
33. и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых.
Упомянутая завеса — это ПАРОХЕТ. Была и вторая, которая называлась МАСАХ, а по-гречески катапетасма. Сейчас в церквях алтарь отгораживается именно масахом, по причинам, объяснять которые было бы долго. В Грузии катапетасму называют კრეტსაბმელი (кретсабмели).
Такое оформление апсиды потом исчезло, но нечто похожее сохранилось в некоторых грузинских храмах. Например, в базилике монастыря Старая Шуамта.
Но в истории мировой христианской архитектуры в начале VI века случилось и нечто более важное: прошло предубеждение против купольных храмов, и архитекторы получили новые просторы для фантазии. В Константинополе появился храм Сергия и Вакха (529 год), а потом Софийский собор (537 год), оба купольные. Считается, что мода на купольные храмы пришла из Сирии, но до Закавказья она доходила медленно, с опазданием лет на 80—90.
Где-то около 500 года, ещё при Вахтанге или уже при его сыне, была построена
базилика Кацарети, которая сейчас стала частью Троицкого монастыря. Она имеет некоторые отличия от предыдущих базилик: её колонны не крестообразные, а прямоугольные в сечении.
Чуть позже на далекой западной окраине, в царстве Абазгия, в 534 году была построена
Цандрипшская базилика. Но это событие новой эпохи не открыло.
В те же годы, где-то после 532, в Тбилиси царь Дачи построил
базилику Анчисхати. Как и предшествующая ей Цандрипшская, она тоже не открыла новой эпохи. Тем не менее, Грузия получила первую партию типовых базилик: Кацарети, Урбниси, Анчисхати и, вероятно,
Ареши.
Одновременно это время пришествия
ассирийских отцов и, как следствие, распространения монашества. И хотя в Византии это была эпическая эпоха императора Юстиниана, особого влияния на архитектуру Грузии она не оказала, разве что на западе страны. Грузинские храмы всё же не похожи на византийские.
В ту пору в Грузии строили множество маленьких базилик. Они очень просты по конструкции и их очень трудно датировать. Считается, что сама древняя трёхцерковная базилика — это храм в селе Квемо-Болниси.
Трехцерковная базилика в Квемо-Болниси
Вторая полвина VI века стала периодом странностей. К этому периоду приписано несколько зрамов, которые точно не датирвоаны и которые для этой эпохи вроде как неуместны. Они купольные, но мы не знамем обстоятельств их возникновения.
Самым ранним купольным зданием считается храм Иоанна Крестителя в
Шио-Мгвимском монастыре. Это здание было построено между 560 и 580 годами. Шиомгвимский храм интересен исторически, но хитро встроен в поздние постройки, так что его трудно оценить визуально.
Где-то в то же время был построен храм
Дзвели Гавази в кахетинском селе Ахалсопели. Он считается первым в истории грузинской архитектуры
тетраконхом, то есть представляет в плане крест с закругленными апсидами. Сейчас этот храм — редкий пример храма на восточной стороне алазанской долины. Через несколько лет около современного Сагареджо, в селе Ниноцминда, будет построен
кафедральный собор в форме все того же тетраконха. Он не сохранился целиком до нашего времени, но кусок стены сейчас можно увидеть.
Мы не знаем, кто был предшественником этих храмов. Такого типа круглых тетраконхов больше не строили и в истории грузинской архитектуры они стоят особняком. Ниноцминду показывают всем туристам, едущим в
Сигнахи, но почти ничего не говорят о её странном месте в истории грузинской культуры.
И только ближе к конце века события обрели некоторуя логичность.
В это самое время, в 590 году, Византия создала в Армении Аванский католикосат — православный, оппозиционный
армянской церкви (монофизитам). Так как в монофизитской среде существовала мода на базилики, то аванский католикос построил принципиально новый тип храма — прямоугольный тетраконх — сейчас он находится на окраине Еревана и называется
Аванский собор. Определённо, уже с него скопировали два храма: вагаршапатский
храм Св. Рипсиме и знаменитый
храм Джвари около Мцхеты.
Джвари построен в те годы, когда Грузия ещё была монофизитской, хотя и дрейфовала плавно обратно в православие (халкидонство). В 610 году отказ от монофизитства станет полным, и Двинский собор
армянской церкви постановил прекратить общение с грузинскими христианами. Культурно-идеологические пути Армении и Грузии с этого момента разошлись. Возникает вопрос — был ли Джвари принципиально халкидонским типом храма, был ли он своего рода символом возвращения в православие, или это никак не связанные вещи?
Строительство Аванского собора инициировало новую эпоху в архитектуре Закавказья, а строительство Джвари стало началом этой новой эпохи в Иберийском царстве. Эту эпоху (590—650) можно назвать Малым Золотым веком грузинской архитектуры (и вообще закавказской архитектуры, которая тогда ещё не распалась на армянскую и грухинскую). За короткий промежуток времени в Иберии было построено 4 храма, которые ещё существуют, и как минимум ещё примерно столько же, до нас не дошедших. В Армении было построено даже больше.
Около 630 года строится
Атенский Сион, почти полностью копирующий Джвари. У него такой же восьмигранный барабан купола, как у Джвари, и он тоже тетраконх с угловыми квадратными камерами.
В Кахетии в эту эпоху был построен храм в монастыре
Старая Шуамта. Точных датировок нет, но VII век в нем узнается сразу. Другой кахетинский храм того времени — храм Святой Троицы в
монастыре Икалто. Интересно, что храм Джвари имеет купол почти круглой формы, в византийском стиле того времени. Купол Атенского Сиона — уже пирамидальный. А храм в Шуамте в советское время имел купол-пирамиду, а сейчас он выглядит, как в Джвари.
Та эпоха породила ещё несколько тетраконхов, которые дошли до нашего времени в сильно переделанном виде и дата постройки которых точно не известна: это Успенский собор в монастыре
Чкондиди и
Манглисский Сион.
Лет через 30 после Джвари архитектура сделала следующий важный шаг: архитекторы рискнули подпереть купил столбами и тем самым увеличить внутреннее пространство храма. Так появились
центральнокупольные храмы. Они появились практически одновременно в разных концах Армении и а Грузии. В Армении это
храм Гаяне, Мренский собор и
Одзунский собор. В Грузии такой храм один —
Цромский собор.
Центральнокупольные храмы: храм Гаяне, Мренский собор и Цроми
Он строился ориентировочно в 626—635 годах.
Цромский собор — это новая фаза грузинской архитектуры. Впервые купол стал опираться на столбы. Впервые появились высокие ниши на восточном фасаде. А главное — он очень большой, что странно для той нестабильной и переходной эпохи.
Примерно в те же годы, хотя и не известно, в какие именно, был построен Самшвилдский Сион в городе Самшвилде. Одно время его ошибочно датировали VIII веком. Это тоже центральнокупольный храм.
В Армении примерно через 10 лет появился самый известный храм страны,
собор Эчмиадзин, который тоже центральнокупольный. Это новшество со столбами было довольно интересным решением, но архитекторы пожертвовали прочностью конструкции. Храм с куполом на столбах более чувствительны к землетрясениям.
Примерно через 20 лет случится одно важное событие, хотя и не в Грузии — в армянском
Вагаршапате усилиями католикоса Нерсе (халкидонита) будет построен храм
Звартноц. Он построен как тетраконх с галереей вокруг. Храм станет весьма знаменит и впоследствии породит много подражаний, в том числе и в Грузии.
Базилика в Дманиси
В западной Грузии в эту эпоху был построен
собор Дранда, который очень похож на тетраконх, но всё же не является таковым в строгом смысле слова.
Что интересно. Храмы Грузии того времени имеют купол в форме шатра (пирамиды). В Византии такого не было. Есть версия, что это влияние персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня – сейчас этот элемент можно видеть на храме Атешга в Баку. Видимо, до христианизации в Закавказье было построено много зороастрийских храмов с такими куполами. Ни один из них не сохранился.
Как мы видим, между 600 и 650 годами в Грузии и Армении (которые тогда были ещё культурно едины) внезапно было построено сразу много храмов: чуть менее десятка в Грузии и явно более десятка в Армении. Но около 650 года Византию накрыл кризис, известный как «византийские тёмные века». Общий упадок культуры и экономики коснулся всех вокруг, и Грузии тоже. После 650 года в истории грузинской архитектуры начинается почти двухсотлетний провал.
VIII—IX века
Это своего рода «белое пятно» грузинской архитектуры. Помимо византийского крисиза, повлияли и внешние вторжения: в 735 году арабский полководец Мерван прошёлся по стране, разрушая все подряд. В центральной Грузии образовался
Тбилисский Эмират, который просуществовал 400 лет. Странно, что от того периода не сохранилось ни одной мечети.
Храмов той эпохи совсем мало и они находятся на окраинах Грузии. Некоторое оживление произошло в Кахетии, которая осталась в стороне от нашествия. Чуть позже началось строительство в Тао-Кларджети – но все эти храмы сейчас находятся в Турции. В X веке началось строительство в Абхазском царстве.
Долгое время считалось, что VIII век не был совсем пустым. 777-м годом был датирован большой Сионский Собор в
Самшвилде. Это был ну очень большой купольный храм, который сохранился в виду руин. Складывается ощущение, что это самый первый из крупных грузинских храмов.
Но не так давно, после 2010 года, датировки поменялись. Оказалось, что Самшвилдский Сион построен в VII веке, а Гурджаанская Квелацминда в XII. Сейчас принято думать, что в VIII веке строительная активность была на грани отсутствия.
Теоретически к этой эпохе относят сооружение храма Святого Духа в
монастыре Икалто. Но он впоследствии перестраивался до неузнаваемости и от его первоначального вида почти ничего не осталось.
В VIII веке появляется несколько храмов, точно не датированных: храм Святой Девы в
монастыре Некреси,
храм Кветера на месте несуществующего сейчас города,
Руисский собор и небольшой храм в
монастыре Убиса в Имеретии. Впрочем, Кветера иногда датируется первой половиной X века. Этот храм заметно отличается от всех современных ему храмов. Он изящнее всего, что строилось в ту эпоху. Он очень близок по типу к собору Ниноцминда.
Кветера
Кое-что в эту эпоху строили на западе, в Абхазском царстве. Примерно в 819 году, всего через 10 лет после переноса столицы в Кутаиси, царь Феодосий II строит в Хони собор Святого Гиоргия в виде псевдобазилики. Он сохранился по сей день, хотя и забыт почти всеми.
К концу VIII века горцы из Цанарети отбили у арабов Кахетию. Это дало кахетинской архитектуре некоторые шансы на возрождение. В 842 году в Византии было побеждено иконоборчество. Существует много теорий о том, как это могло повлиять на дальнейшее развитие архитектуры. В Грузии визуальным символом тех лет стал храм Акура, построенный в 855 году. Примерно в ту же эпоху, неизвестно когда точно, в Кахетии появляется алванский храм Иоанна Крестителя.
Но гибель иконоборчества повлияла как минимум на интерьеры. Возникла мода устанавливать иконы между столбами, отгораживающими алтарную апсиду. Так возникла алтарная перегородка, которую сейчас можно видеть в подавляющем большинстве храмов Грузии. Эта же мода потом пришла и в Россию, но там она с XIV века стала усложняться и привела к появлению иконостаса.
Зальнокупольность
В эпоху VIII—IX веков в Грузии появились зальнокупольные храмы, для которых недавно придумали термин Kuppelhalle. Это зальный храм, без столбов, но с куполом, который опирается на выступы стен. Это примерно как взять подкупольные столбы и придвинуть их вплотую к стенам храма. Первым крупным строением такого рода был собор Аручаванк в Армении. Примерно в VIII веке в Грузии появился первый храм этого типа: храм в Двани. В IX веке был построен самый крупный храм этого тина: Вачнадзианская Квелацминда. В следующем веке (Х) будут построены церковь в селе Наджахаво (Мартвильский район) и небольшой Архангельский храм около Никозского собора. Архангельский в плане выглядит так:
По этой схеме можно представить себе, что такое купол без столбов.
Купольно-бескупольные храмы
Без шуток, было и такое. В середине IX века появилось два странных сооружения, которые дожили до наших дней. Один из них — это храм Св. Гиоргия в селе Армази (сейчас ЮО). У него 4 стены, 4 подкупольных столба, выведено основание купола на тромпах, а затем это всё просто перекрыто двускатной крышей. Можно подумат, что купол изначально был, но потом разрушился и его заменили крышей, но нет. Пишут, что так и было задумано. Строительная надпись гласит, что это 864 год. Неподалёку находится Циркольский храм. Он без подкупольных столбов, но у него сферический купольных свод, перекрытый сверху двускатной крышей.
Свод армазского храма
К сожалению, оба эти храма сейчас находятся в Южной Осетии и добраться туда довольно сложно.
X век
В X веке началась новая эпоха.
Тбилисский эмират уменьшился в размерах, образовались новые армянские и грузинские государства, и сразу же стали появляться храмы. Технологии, похоже, заимствовались у армян, которые к тому времени накопили побольше опыта в этом деле. Около 915 года кахетинцы завоевали царство Эрети (ещё монофизитское) и на пару лет превратили Кахетию в мегаимперию, которая тянулась от Дарьяльского ущелья до Шеки. Примерно между 915 и 918 годами кахетинский царь Квирике построил весьма большой по тем временам храм в
монастыре Хирса. Этот храм дожил до неших дней в сильно перестроенном виде.
Период Х века нежно любим исследователями архитектуры. Это была эпоха экспериментов и поисков. Каноны ещё не устоялись, поэтому почти каждый храм той эпохи уникален. Все необычные грузинские храмы построены именно тогда.
Первым архитектурным экспериментом стала перестройка храма в
монастыре Ишхан, который построили армяне в VII веке, но он сильно пострадал в арабскую эпоху. Вслед за этим был восстановлен
собор Бана — вроде бы тоже построенный армянами. Уже после этого началось бурное строительство. Причём сразу везде, включая Абхазию.
Почти все храмы в Тао-Кларджети относятся именно к этому периоду. После 950 года был построен монументальный
собор в Ошки, первый из четырех "Великих Кафедралов". До 978 года появился храм в Пархали, в то же время —
монастырь Хахули. В середине века был построен
храм Долискана и в неопределенный момент века —
храм Отхта в виде базилики. Сейчас все эти храмы находятся на территории Турции.
В это же время началось строительство в Абхазском царстве, которое присоединило к себе Эгриси и Имеретию и теперь имело достаточно ресурсов для любых проектов. Вплоть до того, что абхазские цари засылали миссионеров на Северный Кавказ и строили там храмы. Если кто слышал про Зеленчукский храм (Св. Георгия) в Карачаево-Черкесии, то это один из них.
В середине века перестраивается Успенский Собор в
монастыре Чкондиди, в 950-е годы —
Успенский Собор в селе Моква (сейчас
район Очамчира). Чуть позже, в 964 году абхазский царь строит
храм Кумурдо (район Ахалкалаки). Это один из примеров сохранившейся юго-западной грузинской архитектуры. На этом храме впервые появился крест на восточном фасаде. Он очень простой и закрашен охрой, но этот элемент скоро приживётся и начнёт совершенствоваться. Примерно через 40 лет эти кресты станут большие, красивые и сложные.
Крест на Кумурдо
В том же веке, или в начала или в конце, был построен и
храм в селе Лыхны. Это были лучшие годы абхазской архитектуры — такого количества храмов в этом регионе не строили никогда после. Царство Картли находилось в то время в подчинении Абхазского царства, и в 960-е годы в селе Дирби был построен небольшой однонефный храм, который превратился со временем в
монастырь Дирби. Кризис 970-х годов сильно тряхнул Абхазское царство и привёл к смене династии с абхазской на грузинскую, но традиции не угасли — первый царь новой династии построил
Успенский Собор в абхазском селе Бедия.
Эта эпоха породила так же несколько странных исключений из общей схемы. В Кахетии, на территории не существующего ныне
города Бочорма был построен
храм Святого Георгия в виде шестиапсидного здания. Примерно в те же годы построен ещё один шестиапсидный храм —
собор в Кацхи.
Тромпы и паруса
Х век стал в архитектуре важным пограничным веком. В это время вымерла такая архитектурная деталь, как тромп. Это такая маленькая арочка, которая превращает четырехгранник храма в восьмигранник и позволяет построить купол. Например, купол
храма Теловани (VIII или IX век) стоит на классических тромпах. В Х веке постепенно появляются
паруса. В храмах Х века тромпы остаются просто в силу привычки. Они едва заметны и не функциональны. Примеры таких храмов —
Долискана,
Кацхи и
Бочорма.
Это довольно важный архитектурный элемент, и вот вам схемка для визуализации. Справа — купол на тромпах (сквинчах), а слева — на парусах (пендативах). Могу ошибаться, но складывается ощущение, что паруса — технология весьма близкая к готике.
Если вы видите храм VIII века и ранее, то он всегда будет на тромпах, если XI и далее, то всегда на парусах, а если храм IX—X веков, то ту всё непредсказуемо.
Зонтичный купол
Историк Патрик Донабедян предположил, что именно в Х веке появился такой архитектурный элемент, как
зонтичный купол. Возник он одновременно в
Кларджети и в Армении, но в Армении он стал очень популярен, а в Грузии почти не использовался. Из известных сооружений только
собор в Кацхи имеет такой купол. Именно поэтому «зонтик» на современном
Троицком соборе в Тбилиси смотрится несколько странно.
В Армении увлечение зонтичными куполами особенно проявится в период правления царицы Тамары и её преемника, Гиоргия Лаши.
Сванские храмы
В Х веке христианизация дошла и до горной Сванетии. Возможно, это случилось чуть раньше, но в любом случае сваны начали строить храмы около Х века, потом в XI и в XII. Мы не знаем подробностей крещения Сванетии, но похоже, что её крестили западногрузинские миссионеры, которые принесли с собой западногрузинские архитектурные понятия. Сваны научились строить столь любимые на западе укороченные базилики с гранёными апсидами, и строят их по сей день, проявляя чудеса сванской консервативности.
Купольных храмов в Сванетии не было всю её историю, и только недавно они всё же появились.
XI - XII - XIII
В Грузии это был «Золотой Век», что проявилось и в архитектуре тоже. В это период построено всё великое и знаменитое. В 978 году царь Картли получил по наследству Абхазское царство, затем Тао-Кларджети, затем подчинил Кахетию и тем завершил объединение Грузии. Сразу же начинаются стройки. Про собор в Бедия мы уже говорили. Через несколько лет, в 1003 году возводится грандиозный храм
Баграта в Кутаиси. В 1010—1014 годах строится
храм Никорцминда, не очень большой, но все же эффектный и весьма знаменитый своей резьбой по камню. У этого собора уникальная для Грузии планировка — он имеет пять апсид. Примерно как Кумурдо, но в несколько иной композиции.
Никорцминда
Примерно тогда же построен храм Марии в
монастыре Кинцвиси, который сейчас сильно порушен.
В 1029 году был закончен
храм Светицховели в том виде, который мы можем наблюдать сегодня. Через год был построен
собор Самтависи – он очень похож на предыдущий, но более интересно украшен. Этот собор стал своего рода эталоном и символом эпохи. В то же время сооружается
собор в Алаверди. Все эти три собора велики размерами, но Алавердийский велик особенно. Долгое время это был самый высокий собор в Грузии. Алавердийский собор стал четвертым и последним "Великим Кафедралом", причем он построен в форме "триконха", как и первый из кафедралов — в Ошки.
И вот тут стройки приостановились. В 1040-е годы помешала гражданская война с князьями Багваши, а чуть позже по Восточной Грузии прокатилась волна сельджукского нашествия. Нанесённый стране урон мы может оценить косвенно: всю вторую половину века в стране ничего не строили.
Но XI век интересен не только огромными соборами. Южная часть страны, примерно современный Цалкинский и Тетрицкарийский районы, принадлежала тогда князьям Багваши, которые тоже строили храмы, пусть и небольшие, но зато из прочного базальта. Это единственные базальтовые храмы в истории Грузии. Они весьма просты по конструкции, но хорошо сохранились. Большинство из них прячутся в лесах около Манглиси.
Наступил XII век. Около 1100 года строится храм Богоматери (тогда еще купольный) в Шио-Мгвимском монастыре. Впоследствии он был перестроен и мы уже не узнаем, на что была похожа эта посткризисная архитектура. Через 12 лет в ещё мусульманском Тбилиси непонятно кем возводится Сионский Собор. Его экстерьер тоже потом был изменён, так что и в этом случае мы не можем оценить мастерство авторов и сравнить его со строениями предыдущей эпохи.
И вот только в 1125 году появляется храм, который дошёл до нас в первозданном виде: в Имеретии строится монастырь Гелати и его собор Рождества Богородицы. Судя по этому храму, строительные технологии в Грузии не погибли в годы сельджукских нашествий.
К этому же периоду времени относят сооружение
Тирского монастыря около
Цхинвали. Сейчас это территория
Южной Осетии. Но этот храм строился без претензий на величие. Он очень скромен. В 1152 году примерно в том же районе по инициативе дочери Давида Строителя, строится
собор Тигва. Он ещё более аскетичен. В 1172 году в окрестностях Гори строится собор Святого Михаила в монастыре Икорта. При этом, вероятно, скопировали восточный фасад собора Самтависи.
В 1184— 185 году был перестроен и расширен Успенский храм, который в тоге превратился в знаменитый
монастырь Вардзия. В истории грузинской архитектуры он стоит несколько особняком — это пещерный монастырь, без фасадов и куполов, инженерных решений там практически нет ни одного, разве что хитрая система водоснабжения.
В последние 15 лет века, при царице Тамаре, в Грузии появляется ещё два крупных памятника: Успенский собор
монастыря Кватахеви (точно не датирован) и храм Богородицы в
монастыре Ахтала (1188 год). Они оба имеют восточный фасад по типу Самтависи и Икорты.
Таким образом, в XII веке храмы строили, но в основном к концу века. Вроде бы именно в это время возводится
Метехский собор Рождества Богородицы в центре Тбилиси, хотя часто строительство относят к началу XIII века. Почему-то обстоятельства появления этого заметного храма, как и точно время его постройки, уже утратились.
Самтависский фасад
Начало XI века породило интересную композицию, которая стала часто встречаться на восточных фасадов храмов. П. Донабедян писал, что впервые он появился на соборе Самтависи, и это звучит убедительно. Композиция состояла из четырёх элементов: резного креста, окна под ним, двух ромбов и двух вертикальных ниш.
Самтависский фасад на храме Кашвети
После Самтависи эта композиция появилась на храме Икорта, храме в
Кватахеви, на храме в
Гударехи, и в урезанном виде, без ниш, на
Метехском соборе. Потом композиция перекочевала в Армению и появилась на православном
соборе Ахтала. Что совсем удивительно, она проникла ещё глубже и появилась на армянском храме
Ованаванк (1216—1235). В XX веке она же, как символ классики, появилась на фасаде
храма Кашвети.
XIII век (1-я половина)
В начале XIII века успели построить довольно много. Мода на грандиозное уже прошла, и не только в Грузии, но и в Восточной Европе, так что это могут быть связанные явления. В эти годы строят в основном небольшие храмы в провинции:
монастырь Бетания, храм в Церакви, храм Николая Чудотворца в Гелати, храм Святого Николая в
монастыре Кинцвиси, храм Богородицы в Метехи,
монастырь Тимотесубани в Боржомском ущелье,
монастырь Питарети и
собор Эртацминда в одноимёном посёлке. И под самый конец эпохи последние два творения:
монастырь Гударехи и
монастырь Цугругашени (оба в 1222 году). Первый больше знаменит своей колокольней (1278 года), второй — резьбой. Странно, что храм монастыря Гударехи представляет собой относительно несложную базилику, вопреки устоявшейся моде на купольные храмы.
кирпичный храм в Тимотесубани
Странности эпохи проявились в том, что внезапно в стране появилось сразу два кирпичных храма: Кинцвисский и Тимотесубанский. Обычно упоминают только эту пару, почему-то упуская из виду
Сабацминду и Озаани, которые тоже кирпичные. В Армении были свои аналоги: то монастырь Киранц и монастырь Сверги. Упоминают ещё некий Бердаванк, но про него мало что известно.
Существует мнение, что это было сельджукское влияние. Если датировка верна, то именно так произошёл переход к кирпичной архитектуре.
Таким образом мы видим, что Золотой Век архитектуры имел две фазы и большую паузу между ними.
Грузинский Золотой Век стимулировал строительство не только в Грузии. С 1118 года в состав Грузинского царства входит
Северная Армения, а чуть позже и вся остальная Армения, и там тоже начинается массовое строительство храмов. Создаются храмы и целые храмовые комплексы
Ахтала,
Ахпат,
Санаин,
Гошаванк и многие другие. Причем с появлением монголов армянское строительство не затихает.
XIII век (2-я половина)
В 1236 году
пришли монголы и разрушили в Тбилиси
Метехский храм. Возможно, они разрушили что-то ещё, и это очень важно, но до нас не дошло почти никаких подробностей.
Это событие разделило историю грузинской архитектуры на "до" и "после". С этого момента строили очень мало, зато много всего восстанавливали. Например,
Метехский храм восстановили только в 1278—1279. И все же строительные технологии не погибли совсем, как это случилось в России. Кое-что строили. Мало, редко, но строили. Заказчиками как правило были частные лица. Так, тбилисские армяне построили
храм Сурб Геворк в 1251 году. Возможно, армяне же построили в Тбилиси
Верхнюю Бетлемскую церковь.
Кое-что строилось там, куда не дошли монголы. Около 1300 года Бека Джакели строит церковь Св. Саба в
монастыре Сапара около
Ахалцихе. В то же время был построен Успенский собор в
Хобском монастыре (в Мегрелии) — как уже говорилось, это редкий случай крестового
некупольного храма.
Эпоха конца XIII века отметилась интересной серией построек — в эти годы внезапно возникла мода на отдельно стоящие колокольни. Их построили разу несколько: при ремонте
Вардзии (частично порушена), в
Гударехи, в Тири, в
Самтавро, в
монастыре Гелати, в
Сапаре, Зеленом монастыре и вроде бы в Хоби. Если видите такую колокольню — смело датируйте её концом XIII века.
Можно заметить, что строили мало, но всё же кое-что делали, и это значит, что монгольское нашествие было не столь гибельно по последствиям, как сельджукское.
XIV - XV
Где-то после 1300 года в горах около Казбека будет построен
Троицкий храм, еще известный как Гергети. Это самый высокогорный из крупных грузинских храмов.
Монгольское нашествие на затронуло Западную Грузию, которая в 1262 году откололась в самостоятельное царство. Этот регион с VIII века не знал разрушительных нашествий, но почему-то ещё с XIII века здесь перестали что-либо строить. Исключением стал
Спасский собор в городке Цаленджиха, постройка которого точно не датирована, и его трудно приписать к какой-либо эпохе.
В 1386 году пришёл Тимур. До своей смерти в 1405 году он совершит несколько нашествий на Восточную Грузию, целенаправленно разрушая всё подряд. В грузинской истории это будет самое страшное нашествие. Ни до ни после не происходило ничего сравнимого. Грузинская архитектура (как и прочие элементы культуры) будет убита полностью, и в XVI будет создаваться с нуля и уже по другим принципам.
XVI
В
XVI веке строили мало. Имеретинское царство не строило ничего, хотя имело все возможности для этого, кроме желания. Картлийское царство с 1520 года втягивается в бесконечную войну с Ираном. И только Кахетия договорилась с Ираном и получила 100 лет полного покоя. Фактически только здесь и строили что-то в этом веке.
После 1520 году кахетинская царица Тинатин построила храм в монастыре
Новая Шуамта, и в 1565 году её муж, царь Леван, построил в
Греми кирпичный храм Архангелов, существующий по сей день.
Традиция каменных храмов с резьбой и украшениями погибла вместе с Золотым Веком. В XVI веке пришли новые технологии и новые традиции. Строить из камня уже было дорого, зато развилось кирпичное производство, и теперь всё строят из кирпича. Персы занесли в Закавказья свою персидскую готику, и теперь все своды и арки делают готичными, с заострённым верхом. Удивительно, что кирпичная архитектура пришла почти одновременно и в Грузию и в Россию, и в обоих странах позволила строить дёшево, быстро, но скучно. Это эпоха упадка стиля и в Грузии и в России. Эти храмы так однообразны, что из трудно датировать.
Мутация алтарной перегородки
В XVI веке что-то поменялось у людей в восприятии церковного интерьера. Если ранее
алтарные перегородки были невысокими стенками с башенками поверх, то с середины или конца века они превратились в высокие глухие стенки. Одной из первых такой вид приняла перегородка в кахетинском храме Акура. Она стала вот такой:
Исскуствовед(ка) Рене Шмерлинг писала, что на этом заканчивается история алтарной перегородки, которая теперь превращается в иконостас.
XVII
XVII век стал веком катастроф для грузинской архитектуры. В этот период почти ничего не строили, и даже более того – многое было разрушено. В 1625 году приняло ислам княжество Самцхе, что привело в упадок все храмы и монастыри юго-запада (в их числе и
монастырь Зарзма). В этом же веке был взорван
храм Багарта в Кутаиси и Самшвилдский Сион. В 1614 персы разрушили храм Богоматери в Шио-Мгвиме, в 1615 – разрушили
Давид-Гареджи, в 1616 перестал действовать
монастырь Икалто. В 1615 году был сровнен с землей кахетинский
город Греми вместе со всей его архитектурой.
В этот период культурный кризис накрыл и Абхазию. Она избежала нашествия персов, туркмен и турков (турки заходили сюда лишь изредка), но её культурно завоевала Черкесия. Христианство вымерло, храмы опустели и начали рушиться. Епископства закрылись, митрополит Абхазский уехал в Гелати.
Когда в 1633 года царём стал мусульманин
Ростом-хан, христианство в Грузии оказалось на положении ненадёжного и нежелательного культа. Казнь католикоса в 1642 году особенно это подчеркнула. Но царь умер в 1658 году, а его наследник
Вахтанг V решил не закручивать гайки. В 1660 году католикосом стал Доментий III, родственник царя, которому уже было много позволено. При нём началось что-то вроде небольшого культурного ренессанса. В 1668 году он отреставрировал
Урбнисский собор и построил Архангельский храм в Мчадисджвари, в 1675 году восстановил храм
Анчисхати.
Этот собор можно назвать большим исключением в храмовой истории Грузии. Впервые за эту историю было велено строить не так, как везде, а воспроизвести архитектуру XIII века. Облицевать храм песчаником, сделать резьбу и красивый портал. Это в каком-то смысле первый пример грузинской неоклассики. Возможно, культурный упадок заставил людей ностальгировать по прошлому. Точно воспроизвести классику не вышло, и храм получился очень странным. Его каменная резьба выполнена в эпоху, когда никто уже не занимался этой резьбой и не было по ней специалистов.
XVIII—XIX
В XVIII веке уже почти ничего не строили на средства государства. Не до того было. Но именно в этот период начинается массовое строительство храмов частными лицами и общинами. Деньги тогда имелись у купцов, а купцами были армяне. Поэтому храмы того века построены армянами и расположены в основном в Тбилиси.
Особенно плотно шло строительство до турецкой оккупации 1722 года. В 1720 закончили строить храм Сурб Ншан, в том же году заново построили Ванкский Собор. Где-то в те же годы появился храм Зркинянц Сурб Геворг (Мтацминда, улица Грибоедова). В 1727 году построили храм Сурб Геворк Камоянц на проспекте Руставели (снесён).
В это время на западе, в Раче, куда турки не сумели дойти, был построен
храм Баракони, который стал одним из последних храмов, построенных в классическом грузинском стиле. Таким образом, если с Джвари началась самостоятельная грузинская архитектура, то на Баракони она фактически закончилась.
Баракони
В конце века строительство снова оживляется. В 1780 опять перестроили Ванк. Примерно в то же время армянами был отстроен грандиозный собор
Кармир Аветаран, который надолго стал самым высоким храмом в Грузии.
После
присоединения к России собственно грузинской архитектуры строилось немного, в основном восстанавливали старое — например, реанимировали монастырь Зарзма. После
отмены автокефалии грузинской церкви эти вопросы финансировались уже государством. В 1863 году в Тбилиси, в
районе Мтацминда, был построен Троицкий Храм. Этот храм считается последним образцом грузинской церковной архитектуры. Все после него — уже или негрузинское или псевдогрузинское.
Троицкий храм в Тбилиси
В это время на территории Грузии начинает распространяться, так сказать, архитектурный плюрализм. Храмов в классическом грузинском стиле строилось мало. Зато появилась русская архитектура. Были построены довольно интересные храмы в Тбилиси, Гори и Кутаиси. Зато в провинции русская архитектура иногда выглядела довольно дико. В пример можно привести Казанский Храм в
Лагодехи или русскую церковь в
Шаумяни. Аналогично в районах, отвоеванных у Турции, строили типовые однообразные храмы — классическим примером можно считать храм Александра Невского в
Олту.
Интересный прецедент той эпохи — строительство в 1910 году храма
Кашвети в Тбилиси. Заказчиками были частные лица, которые уже прониклись идеями национального возрождения. Они пожелали храм в именно грузинском стиле и попросили скопировать
Самтависский собор. Разве что в исходнике вход не с запада. Можно сказать, что с этого храма началась грузинская неоклассическая архитектура.
Кашвети
Появляется такое явление, как католические и протестантские храмы. Позже, в советское время, их пытались перестраивать, но они до сих пор узнаваемы.
Немецкий храм в Асурети
В окрестностях Цалки начали селиться понтийские греки, которые привнесли свою архитектуру. Греческие храмы обычно просты по дизайну, но построены из громадных каменных блоков, чем и выделяются
Советский и постсоветский период
В
советское время храмовое строительство отсутствовало вообще. Курьёзным исключением является небольшой храм, построенный одним из жителей Тбилиси у себя во дворе. Зато снесено было много. Снесли Ванкский Собор, Собор Александра Невского, Кутаисский собор, покушались и на Метехский храм. Свою долю дестроя внесло и землетрясение 1940 года. Отзвуки землетрясения 1988 года привели к обрушению
Аветарана.
Современная грузинская храмовая архитектура, которая началась с конца 1990-х и существует в наше время (около 2022) имеет много интересных нюансов. В Грузии вообще не строят модернизма, классицизма или барокко. Все эти стили слишком чужие. Есть одно, кажется, исключение: храм в Цагери. Это не вполне церковь, а скорее резиденция епископа, но и отчасти церковь тоже.
Зато сейчас копируются все типы храмов от VI века до XIII. И если в России, например, строял почти исключительно купольные храмы, то в Грузии есть и базилики, и купольные храмы, и тетраконхи. Вот, например, собор в Рустави изображает из себя базилику VI века:
В монастыре Бодбе в 2022 году достраивается собор святой Нины, который построен в виде триконха, наподобие Алаверди, но с использованием разных материалов, так что получилось красиво и интересно.
Многие храмы сейчас лишены каких-то аллюзий, ничего из себя не изображают, и строились как типовые крестовые храмы без всякой задней мысли. Храм Святого Николая в тбилисской крепости Нарикала (1997 год) можно назвать классическим типом такого храма.
архитектура XXI века
|
| |
| |
храм в Озургети
| Храм в Нарикала
| храм в Сенаки
| храм в Душети
|
Но нельзя сказать, что грузинская архитектура ужасающе консервативная и не рискует экспериментировать. В городе Манглиси недавно построили храм в виде ротонды, и в городе Чиатура в 2022 году тоже достраивается ротонда.
Храм Св. Гавриила в Чиатуре
И это очень смело, если учесть что в России единственную на всю страну базилику строили с множеством оправданий и извинений.
Небольшое примечание. Автор не является искусствоведом, поэтому профессиональный анализ оставляет специалистам. Тут — краткий обзор для ориентировки и всё. Других архитектурных тем мы тут не касаемся, но если кому интересно, может почитать про
сванские башни.
Примечание второе: этот текст постепенно растаскивается по интернетам, но обновляемый и дополняемый исходник — здесь.
Примечание третье: в 2016 году этот текст в ранней его редакции был украден Кривоноговой А.С., кандидатом технических наук и преподавателем Лесотехнического Университета в Спб, слегка ухудшен и издан как собственная научная работа. И все светила редакторского совета не заметили никакого подвоха.