Давид-Гареджийский монастырь (დავითგარეჯის მონასტრი) — это большой комплекс монастырей, пещерных и не очень, разбросанных на участке в пару десятков километров вдоль грузинской границы. Часть монастырей попала на территорию Азербайджана и называется там Keşiş Dağ. Сейчас в Грузии это как бы "достопримечательность №1", где-то на уровне Уплисцихе и Вардзии. Сейчас неподалеку от монастыря появился гестхауз с рестораном, что заметно усовершенствовало это место. К сожалению, в 2019 году из-за дипломатического конфликта доступ в части гареджийского комплекса оказался закрыт.
Гареджийские монастыри расположены относительно недалеко от Тбилиси, поэтому все западные путеводители советуют посетить их в первую очередь. В Грузии эти места тоже в большом почёте, и паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим. Сюда действительно стоит заглянуть, и даже не столько из-за самих монастырей, сколько из-за общей атмосферы Гареджийской пустыни. Я бы даже посоветовал придти сюда ногами из Сагареджо, это примерно 45 километров, дневной пеший переход. Некоторые ночуют здесь в палатке — ради воздуха пустыни и утренних пейзажей.
История
Гареджийский монастырь — один из тех, что были основаны ассирийскими отцами в VI веке. Святой Давид пришёл в Иберию вместе с Иоанном Зедазенийским и поселился на горе Зедазени, где был основан первый в Грузии монастырь. Когда монахи разошлись с горы в разные стороны, он выбрал Тбилиси и поселился около города на горе Мтацминда, где до сих пор существует его пещера и храм. Однако, вскоре случился конфликт с тбилисскими зороастрийцами, и Давид решил переселиться в совсем дикую местность. Он зашёл дальше всех прочих двенадцати монахов в смысле аскетизма и переселился сразу в Гареджийскую пустыню, самое трудное для жизни место во всей Грузии.
Вместе со своим учеником Лукианом он поселился в пещере, где питался корешками и молоком диких оленей. Согласно житию Святого Давида, возле пещеры был обнаружен дракон, которого Давид изгнал. Путь, которым уходил дракон, вроде бы виден ещё сегодня с вершины хребта над пещерой Давида. На всех иконах Давида изображают с этим убегающим драконом. Историю с драконом принято понимать как мифологию, но это может быть просто преувеличение: известно, что в Гареджийской пустыне обитает Гигантская гадюка, известная ещё как гюрза. Эта зверюга может иметь длину до двух метров, но есть ещё бледная вероятность, что в прошлом существовал вид гигантской гюрзы, ныне вымерший. Одну такую упоминает Тит Ливий в своей истории Рима. Гареджийский дракон может быть вполне себе историчной гюрзой.
Со временем у Давида появились последователи, которые вырезали себе пещеры в песчанниковых скалах возле пещеры Давида или в стороне. Так, Святой Додо основал пещерный компекс Додо-Рка, а в 10 киломерах от пещеры Давида появился монастырь Натлисмцемели (Иоанна Крестителя). Примерно треть или половина всех ныне существующих пещер отрыта в VI веке. Потом пришли араба и строики приостановились, но в IX веке Кахетия вышла из-под подчинённости арабов и снова было построено несколько пещер, отчасти по инициативе святого Иллариона Грузина. Говорят, он построил комплекс Саберееби.
Несмотря на множественность монастырей, у них был объединяющий центр — Гареджийская Лавра. Как правило, на Пасху все монахи собирались вместе в этой лавре.
Впоследствии монастырь несколько раз страдал от вражеских нашествий. На Пасху 1616 года шах Аббас истребил здесь всех монахов (о чём ниже), а 18 июня 1851 года монастырь разграбили лезгины (дагестанцы), убив последних 5 монахов.
О монастыре случайно вспомнили в брежневскую эпоху. Его посетила Медея Мизвришвили, главная по Кахетии в то время. В Удабно тогда жили азербайджанцы, и с ним произошел этнический конфликт вплоть до стрельбы по самой Мизвришвили. Медея нажаловалась Шеварнадзе и против азербайджанцев были приняты меры. Именно тогда их выселили из Удабно и переместили в посёлок сванов, которые и живут там по сей день.
По инициативе Мизвришвили была проложена асфальтовая дорога до монастыря, которая сохранилась до сего дня. Тогда же возвели несколько домиков и протянули электричество.
Гареджийские преподобномученики
Во время нашествия на Грузию 1616 года шах Аббас вошёл в Тбилиси, а потом пошёл охотиться в степи Караия, которые находились восточнее Тбилиси, на левобережье Куры. В это время была пасхальная ночь и монахи совершали крёстный ход. Аббас увидел огни шествия, решил покончить с монастырём, и явился туда с армией. Настоятель Арсений попросил разрешения дослужить литургию, после чего монахи вышли к персам, официально отреклись от шаха и ислама и были убиты. Погибло или 600 или 6 000 человек. Кости убитых были собраны при царе Арчиле (1660-е годы) и сложены в монастыре Моцамети (на хребте над Лаврой). Все погибшие канонизированы и их день отмечается во вторник Пасхальной недели.
Пасха в 1616 году пришлась на 10 апреля. Шах начал марш на Тбилиси из Гянджи примерно 20 марта. Это значит, что он действительно был в Тбилиси в начале апреля и действительно мог совершить всё вышеописанное. Совпадение дат является довольно сильным аргументом в пользу реальности произошедшего. Аргументом против является тот факт, что даже в 1616 году Аббас не уничтожал христиан просто за их веру. Но в данном случае могли примешаться другие обстоятельства.
Грузинская церковь не знала этой истории до XIX века. Впервые её записал Михаил Сабинин в июне 1868 года со слов иеромонаха Герасима и других монахов монастыря, которые знали об этом из устного предания.
Были и ещё одни гареджийские преподобномученики. К 1851 году монахи жили только в лавре и монастыре Иоанна Крестителя. В этот год сюда пришли дагестанцы, разграбили монастырь и убили 5 человек: Серапиона, Германа, Виссариона, Михаила, Отара и Симона. Позже они были канонизированы и их день отмечается 12 августа.
Что там есть
Сейчас в Гареджийской пустыне находится около 9 комплексов различной степени сохранности. Обойти их все — дело многих дней. Выделяются четыре основные группы:
Лавра Давида
Монастырь Тетри-Удабно
Монастырь Натлисмцемели
Пещеры Додо-Рка
Монастырь Саберееби в 15 киломертах от Лавры на восток..
Ну и ещё есть комплекс Бертубани, километрах в шести от Лавры Давида, но на Азербайджанской стороне.
Обойти все пещеры трудно, однако, существует некий «малый круг», который обычно и посещают туристы. К этому «кругу» относится Лавра Давида и мнастырь Тетри-Удабно. Эту территорию можно обойти за 2 часа, или за 3, если медленно.
Машины обычно останавливаются на парковке перед лаврой. Ниже ещё какие-то здания — это все советские постройки 1970-х годов, эпохи Медеи Мизвришвили. Чуть дальше за парковкой — храмовый магазин, продающий иконы, открытки и один очень важный тавар - монастырское вино из хашмийского Саперави. Это действительно очень хорошее сухое красное вино, которое я советую обязательно брать. Его можно воспринимать как эталон хорошего Саперави. Стоит 10 лари. В Тбилиси встречается, но гораздо дороже.
Далее за магазином — Лавра, а если свернуть сразу направо на тропу, то там начинается дорога вверх на хребет.
Сначала логично зайти в лавру. Это самое красивое в архитектурном плане место. Здесь можно увидеть башенки, жилые помещения, пещерки, и обошедшую весь интернет скалу с пещерами. Часть комплекса является действующим монастырём и заходить туда не полагается. В нижнем дворе можно найти небольшой Преображенский храм. Вэтом храме, правее алтаря, находится могила Святого Давида. Когда-то здесь хранился камень, принесённый Давидом из Иерусалима, но сейчас он находится в Тбилиси, в Патриархии.
Всё остальное — это длинная тропа, делающая петлю по горе. Она начинается сразу за магазином, поднимается вверх по склону и с неё удобно фотографировать Лавру. Пройдя по тропе примерно 600 метров вверх, вы попадаете на вершину хребта и перед вами открывается вид на азербайджанскую равнину. Граница проходит примерно по вершине хребта. Или ниже. Там не очень понятно. Горы вдалеке на горизонте — это уже Армения, область Тавуш.
Азербайджан
Тут очень многое зависит от везения. В солнечную безветренную погоду тут очень хорошо. В серые туманные дни уже не так весело.
Чуть справа будет небольшой храм, а влево тянется тропа, которая тянется на 850 метров на юг до другого храма. Ближе к этому второму храму находится монастырь Тетри-Удабно. Он выпилен в скале под тропой, как бы фасадом к Азербайджану. С тропы туда есть спуски. Проще дойти до дальнего храма и спуститься вниз по тропе за храмом. Там низом проложена ещё одна тропа, которая ведёт мимо пещер. Пещеры все разные — одни совсем небольшие, другие — побольше и с фресками.
Эти фрески интересны, хотя сохранились плохо. Лица на них соскоблили ещё случайные мусульмане, после чего в советское время на них царапали свои имена некоторые туристы или военнослужащие соседней военной базы. Иногда расписывались совсеми данными:
Храм, который стоит над пещерами — это важный ориентир. От него начинается не только спуск к пещерам, но и обратная тропа вниз к Лавре.
Многие люди не находят в себе сил и воли, чтобы подняться на вершину хребта. Очень зря. Они теряют львиную долю всех визуальных ощущений.
Монастырь Натлисмцемели
Монастырь Натлисмцемели отличется от Лавры во всех отношениях. Сюда не ходят автобусы и дорога проходима только для хорошего внедорожника. Туристов здесь практически нет. Это настоящий действующий монастырь, где каждый шаг надо согласовывать.
Чтобы попасть сюда надо, не доезжая 5 километров до Лавры, свернуть у указателя направо и проехать ещё километра 4. Если вы на машине, то её придется оставить неподалёку от ворот и идти в монастырь ногами. Этот монастырь состоит в первую очередь из пещер в скалах (куда обычно не пускают), пещерного Храма Иоанна Крестителя и каменной башни над скалами. К башне есть тропа, а вход в неё ведёт через небольшую пещеру. В башне внутри темно и жиут летучие мыши. Там же около башни есть ход вниз, к монастырским пещерам, но им не всем разрешается пользоваться.
Если пройти по тропе влево от монастыря, там будет несколько водосборников и небольшая пещера, где несколько десятилетий назад жил монах Серапион. Сейчас он похоронен в главном храме, а его пещера считается весьма почитаемым местом.
Монастырь Саберееби
Саберееби — это пещерный комплекс к востоку от Лавры Давида. Туда можно пройти или проехать от посёлка Удабно, но придётся одолеть 15 километров грунтовки. С возвращением через Бадиаури получится 50 километров оффроуда с пещерами в середине маршрута. Это очень недурно и для неспешного трёхдневного треккинга. Летом это физически тяжело, зато весной очень даже неплохо. Подробности про Саберееби >>>
Ресторан "Оазис-Клаб"
С некоторых пор на маршруте Тбилиси-Гареджи появилось пищевое заведение "Оазис-Клаб". Его придумали поляки и разместили в поселке Удабно, недалеко от монастыря, так что всем хорошо видно это заведение по левой стороне дороги. Цены здесь примерно средние по стране и разве что на лари выше. Обстановка аскетичная, зато есть столики под открытым небом с видом на степи, сказочный степной воздух и прочее прекрасное. Здесь даже можно оставаться с ночевкой, чтобы провести несколько вечерних часов на краю степи. Здесь же катают на лошадях. С появлением "Оазиса" Кахетия обогатилась еще одним нетривиальным рестораном, за что полякам честь и слава.
Ресторан "Оазис-Клаб" Координаты: 41°30'2"N 45°22'41"E |
|
|
|
Фауна
Говорят, что в гареджийской пустыне много змей. Когда-то там находился серпентарий, потом его закрыти, а змеи расползлись и прижились. Пик змеиной активности приходится на май. Сам я змей нигде не встретил. Возможно, их надо искать утром или вечером.
Помимо змей, в гареджи водятся очень большие ящерицы. Можно увидеть удодов. Здесь же мной была встречена самая громадная грузинская черепаха.
Гареджийский конфликт
По какой-то причине в советское время границу между Грузией и Азербайджаном провели строго по хребту, оставив монастырь Тетри-Удабно в азербайджанской части. В то время это ни на что не влияло, но после 1991 года монастырь оказался фактически разделён между двумя государствами. С 1996 года обе страны работали над согласованием всех 400 километров своей границы, но когда вопрос коснулся монастыря, возникла проблема. Грузия считала монастырь исторически своим культурным памятником, а Азерайджан — памятником Кавказской Албании и, соответственно, своим. Проблему пытались решить и Шеварднадзе и Саакашвили, предлагая Азербайджану обмен территориями, но Азербайджан отказался.
Проблема стала нерешаемой, но на фоне строительства и работы нефтепровода Баку-Джейхан на неё закрыли глаза. Туристы посещали монастырь Тетри-Удабно, а Азербайджан не обращал на это внимания. В 2019 года новый президент Грузии, Саломе Зурабишвили, посетила Баку с переговорами, а в апреле лично явилась в Гареджи, сфотографировалась на хребте и в пещерах Удабно. То есть, она привлекла внимание к ситуации, которой все старались не касаться. Азербайджан рассердился и закрыл доступ к пещерам. Грузинские активисты возмутились и устроили на хребте митинг. Конфликт начал расширяться. Оппозиция обвинила президента в разжигании конфликта.
Самый известный кадр той скандальной фотосессии.
Всё лето 2019 года конфликт тянулся, не переходя в крайности. Азербайджанские пограничники не трогали протестующих, правительство заявило, что закрыло границу из-за каких-то событий в Баку, патриарх Грузии призвал не обострять ситуацию, и всё это тянулось и тянулось, а пещеры Тетри-Удабно оставались недоступны для туристов. И сам хребет тоже, хотя это самое ценное пейзажное место во всём комплексе.
Грузинско-Азербайджанские отношения вокруг монастыря стали первым, что испортила Зурабишвили в своей карьере президента.
Попадание
Монастыри находятся в 45 километрах строго на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. От Гардабани 30 километров по дороге, но почему-то ей не часто пользуются. Одно время в Гареджи ходили автобусы из Тбилиси, но это нерегулярный вид транспорта. Можно заехать маршруткой в Сагареджо и уже там искать такси. Некоторые таксисты возят туда прямо из Тбилиси. В 13 километрах перед монастырем находится поселок Удабно ("пустыня"), туда возможен какой-то траффик транспорта. Вся дорога асфальтированная, хотя после Удабно асфальт несколько убит.
Дорога реально маломашинная, особенно после Удабно. В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги.
В 2014 году появился новый способ доставки: ежедневный автобус из Тбилиси. Он стартует в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас везут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа (этого вполне достаточно) и затем везут обратно, с пищевой остановкой в едальне "Оазис-Клаб". После ковидных лет автобус вроде бы не ходит.
Приложение. Житие Давида Гареджийского