Старая Шуамта (Дзвели Шуамта, ძველი შუამთა) — кахетинский монастырь в Гомборских горах. Основан в неопределённой древности и заброшен примерно в XVI веке. Сейчас или не действует или действует неощутимо. Визуально представляет собой три старинных храма V—VII веков на поляне посреди красивого телавского леса. Довольно странное место, про которое очень сложно писать.
История
Сейчас мы видим на территории монастыря три храма. Из них первой возникла
базилика. Это случилось в
V веке при неизвестных обстоятельствах. В те годы этот участок Гомборских гор был глухой окраиной Кахетинского царства и эта скромная невыразительная базилика стала едва ли не самым первым храмом в Кахетии. Датировка тех первых храмов условна, так что у неё хорошие шансы на первенство.
Немного позже, уже после пришествия
ассирийских отцов и основания монастырей
Икалто и Алаверди неподалёку, около базилики был построен крестово-куполный храм в виде тетраконха. Он до деталей скопирован с храма
Джвари, поэтому можно точно сказать, что он построен после 600 года, и вероятно даже после 610 и вероятно до 640. Этот храм стал первым и последним "джвариобразным" храмом в Кахетии. Он строился в условиях персидской оккупации, и возможно именно по этой причине возник в этой глухой местности.
В те же годы к востоку от этого храма был построен ещё один. Он тоже
тетраконх, хотя и нестандартный. Очень может быть, что именно по его типу в Х веке была построена церковь
Кветера.
В 1520 году сюда заехала Тинатин Гуриели, которая направлялась в Кахетию, чтобы выйти замуж за царя Левана. Здесь она по ряду причин решила основать монастырь — так появилась
Новая Шуамта, а просто Шуамта автоматически превратилась в Старую Шуамту.
И после этого монастырь выпадает из истории, хотя вроде бы стоит на довольно проходной дороге из Тбилиси в Телави.
В интернетах сохранилась фотография 1970 года, по которой видно две вещи. Первая: у большого храма в те годы был конический, а не плоский купол, и Вторая: деревьев тогда было меньше и виды были получше.
Около 2017 года в монастыре прошло что-то вроде скромной реконструкции. Улучшили дорожки, подправили лестницу к роднику. В целом, ничего особенно не испортили.
Этимология
Шуамта — продукт совмещения слов МТА (гора) и ШУА (средний, серединный, центральный). Шуамта — нечто между гор, в центре гор или на центральной горе. Это при том, что горы от монастыря довольно далеко. До вершины Кацебис-Гверди по прямой — более 5 километров. В 1840 году Журнал министерства иностранных дел написал о Шуамте в одну строчку: «Между двумя горами, Циви и Гомбори, монастырь, именуемый Шуамтиский, во имя Рождества Богородицы, с куполом и каменною оградою, построен в 1524 г. Царицею Тинатиною». Это сказано про Новую Шуамту. Про Старую журнал умолчал.
Современность
Старая Шуамта в наше время — тихое место с хорошим воздухом и очень умиротворённой атмосферой, если только вы не застанете там нашествия туристов. Оно прекрасно для пикников и треккингов — от монастыря несложно дойти пешком до Телави.
От
Телавской трассы к монастырю ведут 2 километра ровного асфальта, которые выводят к парковке. Три храма стоят на другом конце поляны. Со всех прочих сторон растут деревья, которые не позволяют фотографировать храмы с какой-либо другой стороны. При этом со стороны поляны базилика закрывает собой крестовый храм. Редкий кахетинский храм не дружит с фотографами так, как этот. Впрочем, изредка удаётся удачно сфотографировать Шуамту на фоне заснеженных гор или вот так в тумане:
Особенность этого кадра в том, что его можно сделать только в
октябре.
Итак, три храма. разберём их все по очереди.
Базилика. Это не совсем правильная базилика — с запада к ней пристроено что-то вроде притвора. Восточный фасад совершенно плоский. Ворота проделаны в южной и в северной стене и этот проход позволяет пройти храм насквозь, превращая его во что-то вроде проходной (притвора) к крестовому храму. Этот храм слишком маленький и слишком простой, и как все мелкие храмы, не содержит в себе каких-то архитектурных особенностей. Но есть одна деталь — это его
алтарная перегородка в виде столбов. Она удивительна, потому что так оформляли алтарные ниши с VI века до конца иконоборческой эпохи в IX веке. Потом между столбов стали помещать иконы. А шуамтинская базилика странным образом не была переделана и сохранила интерьер VI века.
Алтарные столбы
То, что эта перегородка действительно древняя, утверждала и знаменитая искусствовед(ка) Рене Шмерлинг в своей книге о перегородках 1962 года издания. Она застала её в точно таком же виде, только слегка испорченную надписями. Шмерлинг отнесла её к категории древнейших уцелевших, вместе с перегородкой
храма в Армази.
Большой купольный храм. Как уже говорилось, это точная копия
Джвари. Прямоугольник 11 на 9 метров с четырьмя апсидами, четырьмя угловыми камерами и промежуточными круглыми мини-комнатками. Он отличается от Джвари только размерами и отсутствием украшений.
У этого храма есть загадка. Это его купол. Сейчас он плоский, как у
Джвари. Но еще лет десять назад он был пирамидальный. Иными словами, он был похож на купол храма
Атенский Сион. Кто решил его перестроить и чем он руководствовался — вопрос пока не прояснённый.
Если смотреть изнутри, то видно, что купол держится на тромпах, как и все грузинские куполы до IX века. Ниже на фотографии небольшая арочка над нишей — это именно он. Купола на тромпах довольно редки, чем и интересны.
В этом храме нет
алтарной перегородки, его алтарная ниша совершенно открыта, как в армянских храмах. До 2020 года она выглядела вот так:
Однако, некий С. Уманец видел её здесь в 1904 году: «В одной из них ещё стоит очень старинной работы полуразрушенный иконостас из алебастра, с одними лишь царскими вратами, без боковых дверей в алтаре, что указывает на его седую древность, когда в алтарь вовсе не имели доступа миряне. Иконостас — одноярусный и послужил моделью иконостаса в
Сионском соборе, в
Тифлисе, когда при князе M. С. Воронцове он был реставрирован под опытным наблюдением князя Г. Г. Гагарина, что вполне гармонирует с общим типом грузинской церковной архитектуры, тогда как многоярусные иконостасы относятся к области египтокоптского церковного зодчества». Шмерлинг видела эту перегородку и сфотографировала её. Получилось вот что:
Алтарная перегородка в 1962
Но сейчас её нет. Вероятно, разобрали и вывезли в какой-то музей. Зато по фотографии Шмерлинг мы можем представить себе, на что была похожа перегородка Сионского Собора. Сейчас, после 2020 года, алтарную нишу храма отгородилистенкой из ДСП. Возможно, это временно.
Малый купольный храм. Эта та церковь, которая поменьше. С виду она заметно грубее и скучнее. Её купол сложен из кирпича, что почти наверняка говорит о его (купола) позднем создании.
Архитекторы как бы взяли джвариобразный храм, убрали угловые камеры и упростили апсиды. И получился совсем классический
тетраконх. Можно предположить, что так и возникли тетраконхи этого типа. Но с другой стороны, близкие по типу храмы Дзвели-Гавази и
Ниноцминда были построены несколько раньше. Лет на 50 пораньше.
малый храм в Шуамте. Восток слева.
Но обратите внимание — у этого храма остались внешние углы, как и у соседнего. Хотя вроде бы архитекторы уже умели строить более изящные храмы без углов (та же
Ниноцминда). Версий можно строить много, но в этом уравнении слишком много неизвестных. Точно можно сказать только то, что храмов такого типа в Грузии всего несколько. А точных аналогов нет вообще. Поправьте меня, если я неправ.
Шуамта как вино
В природе так же существует белое сухое вино Шуамта, изобретённое советскими виноделами в 1984 году. Оно производится из смеси Ркацители и Мцване по кахетинской технологии (настаивается на мезге). Это вино существует почти исключительно в винодельческой литературе (есть фотографии этикеток с изображением монастыря). Крупные заводы его пока не освоили, так что если оно вдруг вам встретится — будьте осторожны. Наверняка халтура.
Шуамта как объект массового туризма
Очень трудно сделать из Шумты продукт туриндустрии. Гиду здесь нечего сказать и нечего показать. Шуамта ничего не иллюстрирует в истории Грузии. Она кое-что говорит об истории архитектуры, но кого волнует этот вопрос, откровенно-то говоря? За пять лет вождения экскурсий я был тут с группой всего раза три только для того, чтобы сварить кофе. Кто-то со мной не согласится, но я уверен, что приводить сюда туристов — лишь впустую тратить ценное время. Ну, кроме тех случаев, когда это время специально надо куда-то потратить.
Как найти
Монастырь Шуамта исключительно легкодоступен. Указатель на него стоит прямо на
Телавской трассе. Если ехать из Телави, то на пятом километре трассы слева мелькнет отель "
Шато-Мере", а через 2 километра слева же будет поворот на
Новую Шуамту и Старую Шуамту. Если же ехать с Тбилиси, то поворот будет через 5,5 километра от моста через Турдо. Кстати, если вы живёте в Шато-Мере, то вам до монастыря
— 1300 метров лесом. Можно прогуливаться по утрам перед завтраком.