V век в Грузии

V век в Закавказье начался с внезапного прорыва на фронте культуры: армянин Масроп Маштоц около 405 — 406 года создал армянский алфавит, а около 415 — 420  разработал агванский, по сей день не дешифрованый. Есть версия,  что он создал и грузинский шрифт асомтаврули, хотя эта версия вызывает много вопросов. Первая надпись на грузинском появится очень скоро, в 430 году (в Вифлееме).

 

В 407 году в городе Команы Понтийские умирает Иоанн Златоуст. Долгое время точная локализация Коман была неизвестна, и в какой-то момент их отождествили с селом Комани около Сухуми. Так возникло представление о том, что Иоанн умер в Сухуми. В 2009 году Команы были найдены в Турции, но этого никто не заметил и представление о смерти Иоанна в Сухуми живо по сей день.

 

Дальше история Закавказья идёт очень синхронно с историей Римской Империи. В 409 году германцы прорвались через Рейн в Империю, а в Грузии в этот год (или в 411) персы захватили в плен царя Мирдата. Это будет одно из первых персидских вторжений, которые уничтожат Иберию примерно так же, как германцы уничтожат Римскую империю.

 

Ираном тогда правил шах Йездигерд I, который знаменит тем, что очень лояльно относился к христианам. Они были нужны ему для того, чтобы немного ограничить возможности зороастрийски жрецов. Йездигерд совершил несколько походов на Иберию, но потом наступил мир — возможно из-за смерти Йездигерда в 421 году.

 

В Иберии же с 411 по 435 год правил царь Арчил. Так как новый шах (Бахрам) отвлекся на войну с эфталитами, Арчил совершил несколько набегов на персидские владения. Иранской частью Закавказья тогда правил марзпан Барзобод. У него была дочь Сагдухт, которая понравилась Мирдату, сыну Арчила, и был заключен династический брак, который на какое-то время наладил отношения с Ираном. Сагдухт получила в собственность город Самшвилде, где построила Самшвидский Сион. Та ранняя версия храма не дошла до нашего времени. 

Библия

Эпоха Арчила важна для Закавказья по той причине что в это время появляется армянский перевод Библии. Он появился до 431 года, но был некачественным, поэтому после Вселенского собора 431 года его начали исправлять, и так возникла Вторая редакция. Это случилось около 435 года. Армяне брали за основу текст Септуагинты, плюс что-то переводили с сирийских версий. С этой Библии будут делаться фрагментарные переводы на грузинский (с обеих редакций). Но только через 500 лет в Грузии будет составлен полный грузинский свод библейских книг, сверен по греческим образцам, и так появится Ошкская Библия 978 года.   

Мирдат

Арчил умер в 435 году и царем стал сын его Мирдат. У него и Сагдухт родился сын, которого назвали персидским именем Варан-Хосро-Танг, но в грузинскую историю он вошёл под именем Вахтанг. «Вахтанг» — или уже реально существовавшее имя, или искажённое «Варангхосротанг». Последнее весьма вероятно, поскольку до этого момента в Иберии Вахтанги не упоминаются.

 

Персы в 428 ликвидируют независимую Армению, а затем подчинят Иберию. Начнутся попытки изживания христианства, вследствие чего в 458 году крест святой Нины унесут в Армению и спрячут в Тароне.  

 

А между тем в мире  происходило кое-что важное. В Византии зародилось несторианство, а вскоре после – монофизитство. Последнее начало стремительно расползаться по империи и окрестностям. В 451 году состоялся Халкидонский собор, который осудил монофизитство. Но оно все равно стремительно распространялось, главным образом среди негреческих народностей. Видимо, Грузию первое время оно тоже не миновало. Во всяком случае, общекавказский Вагаршапатский собор 491 года выскажется за монофизитство. Христианство на востоке окажется в серьезной опасности, ибо монофизитство будет мутировать все дальше и дальше от православия, пока не сольется с исламом.  

 

В 440 году царем Грузии станет легендарный Вахтанг Горгасал.

Эпоха Вахтанга Горгасала

Основная статья: Вахтанг Горгасал

 

Популярность этого царя не вполне соответствует его реальной деятельности, ибо сделал он не так много. Первой его акцией был поход на север. Обычно этот поход называют походом на алан или на осетин, хотя велика вероятность, что это были гунны. В 460 он участвовал в иранском походе на буддийскую империю эфталитов (в хрониках пишут: «на Индию»)  Потом, в 472 году, была война с Византией, которая случилась потому, что Иберия была как бы частью Ирана, и ей по статусу полагалось враждовать с Византией. Эти войны привели к тому, что к Иберии были присоединены земли, известные потом как Тао и Кларджети. Считается, что именно Вахтанг основал в Кларджети город Артануджи, развалины цитадели которого существуют в Турции по сей день, хотя и не всем известны. В Кахетии Вахтанг построил (или восстановил) город Череми.

 

Он же основал Тбилиси, обнаружив во время охоты теплый источник. Это случилось приблизительно в 458 году, хотя есть предположение, что город уже существовал с середины IV века, а Вахтанг его только расширил и усовершенствовал. Недавно археологи раскопали остатки здания, которые предположительно считаются руинами дворца Вахтанга Горгасала. Сейчас этот фундамент хорошо видно у храма Себастийских мучеников около серных бань. Так началась большая и интересная история города Тбилиси.

 

Вахтанг Горгасал

 Памятник Вахтангу Горгасалу в Тбилиси

 

Резиденцией же царя в то время была крепость Уджарма, которую тоже расширили и укрепили.

 

Эти годы известны историей Святого Раждена. Этнический перс, он переселился в Грузию (в Мцхету), принял христианство и вскоре стал полководцем при царе Вахтанге. Во время войны с персами он попал в плен и вроде бы царь Пероз (Фируз) лично уговаривал его вернуться в зороастризм, но Ражден отказался и его распяли на кресте. Это произошло в Цроми в 457 году. (Хотя исторический Пероз стал царем только в 459) Он был похоронен в том месте, где сейчас находится алтарная ниша Цромского собора. Чуть позже тело было перенесено в Никозский собор. Ражден стал первым грузинским мучеником и одним из первых грузинских святых. Вахтанг построил в Уджарма храм Святого Раждена, существующий до сих пор.

Церковная реформа

 

При Вахтанге в жизни Грузинской православной церкви произошли какие-то серьёзные, хотя и мало нам понятные изменения. В популярной литературе распространено мнение, что Вахтанг добился для грузинской церкви автокефалии (независимости). Но это маловероятно. На данный момент неизвестно, когда именно грузинская церковь обрела автокефалию; это произошло где-то между V и VIII веками и не оставило никаких следов. 

 

Что Вахтанг точно сделал, так это поменял статус мцхетского архиепископа, который превратился в католикоса. Территорию страны разделили на 12 епископств, но позже количество епископов стало увеличиваться и к концу века их уже было 24. При Вахтанге же было решено построить в епархиальных центрах каменные соборы. Наверное, это имело какую-то связь с церковной реформой. 

 

Есть мнение, что в те же годы грузинская церковь стала уклоняться в монофизитскую ересь. Грузинские историки уже с полвека не могут решить, насколько это утверждение обосновано. Монофизитство в те годы как раз начало распространяться по христианскому миру, особенно среди негреческих народов, и переход Иберийского царства в монофизитство выглядел бы нормально и естественно, однако существуют аргументы в пользу того, что это не произошло. Во всяком случае, в V веке это вопрос выглядел не очень важным. В проблему он превратится в VI веке.

Святая Шушаник
В 475 году некий Варскен, в рамках борьбы с христианством и продвижения зороастризма, убил собственную жену Сусанну (Она же Шошана, Шушана или Шушаник), дочь армянского царя Вардана Мамиконяна. Шушаник была похоронена в городе Цуртави, а около VII века её перезахоронили в Тбилиси на Метехской скале. (Эта история интересна тем, что житие Шушаник на данный момент является самым ранним сохранившимся памятником грузинской письменности).
 
В 482 Вахтанг схватил Варскена и казнил. С этого антиперсидского шага началось иберийское восстание. На помощь пришли армяне, но это не помогло: персы совершили нашествия в 483 и 484, и Вахтанг был вынужден бежать в Эгриси. В 484 обстановка нормализовалась, но вскоре персы попытались привлечь Вахтанга к войне с греками. Видимо, это произошло перед походом шаха Кавада I на Византию в 502 году. Вахтанг отказался. В августа 502 года персидская армия двинулась на запад и захватила Эрзурум. Видимо, некоторая часть армии одновременно двинулась на север в сторону Кахетии — в грузинских хрониках этот отряд записали, как основную персидскую армию под командованием шаха Хосро. Возможно, полководец по имени Хосро реально существовал.

 

Персидская армия вступила в Кахетию и разрушила Хорнабуджи, Череми, Велисцихе и Камбечовани (Бодбе?). Вахтанг отступил к Уджарме. Персы встали на берегах реки Иори примирно там, где сейчас поселок Хашми, а грузинская армия заняла высоты на месте современного села Уджарма. Грянуло эпичное сражение, известное как битва на Самгорском поле. Пишут, что в персидской армии было 740 000 человек, а в грузинской — 200 000, хотя это явное преувеличение. Персы три дня подряд атаковали грузинскую армию, поле чего Ваханг предпринял ночную контратаку, сумел прорваться к шатру военачальника (в хронике он назван царем) и убить сына этого самого военачальника.

 

На рассвете, когда рассеялся ночной туман, Вахтанг прибыл к войску и обратился ко всем воинам своим. «Всякий, кто избежит смерти, не принеся головы или руки врагов наших, будет умерщвлен нами». И как только разверзлись врата небесные, ринулся и прорвался до покоев персидского царя. Ворвался в шатер царский, однако царь успел вскочить на коня, но (Вахтанг) поразил сына его Бартама и отсек ему голову. И здесь же некий перс вонзил Вахтангу в грудь стрелу, а побоище длилось до полудня. Одолел Вахтанг персов тех и побил их до ста тридцати тысяч, а из воинов Вахтанговых погибло около двадцати восьми тысяч. (Жизнь Вахтанга Горгасала)

 

Во время этого боя Вахтанг был ранен стрелой, которая сильно повредила ему лёгкие. Его увезли в крепость Уджарма, где он вскоре умер. Персы отступили в Рустави. В качестве возмездия они разорили Тбилиси и Армази, а Мцхету взять не смогли.

 

Итак, Вахтанг умер в своем дворце в Уджарме, тело было перевезено в Мцхету и захоронено в Светицховели. В 2015 году на его могиле установили новую большую мраморную плиту.

 

История эта во многом напоминает миф. Царём персов назван Хосров, а не Кавад, католикосом хроника называет Петра, который умер в 474 году, и численность армии вызывает сомнения. Однако, персидский поход 502 года в Закавказье — исторический факт, так что какое-то сражение вполне могло иметь место.

 

При Вахтанге в Грузии появились первые каменные храмы крупных размеров. Их было довольно много: Руисский собор, Цилканский собор, Самтависи (472), Светицховели, Метехский храм и начатый в 478 году Болнисский Сион. Из всех этих построек полностью сохранился только Болнисский Сион, а от базилики Светицховели остались небольшие фрагменты внутри современного храма. Все эти храмы были базиликами. У автора данного повествования сложилось предположение, что все храмы Вахтанга были типовыми: одинаковой длины-ширины и с одинаковыми колоннами. Но эту свою теорию автор пока не доказал даже себе самому.

 

В целом же при Вахтанге Иберия практически заканчивает своё существование. Причём заканчивает почти одновременно с Западной Римской Империей (475 год)

 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.042968034744263 сек.