Подробности о Вахтанге мы знаем из одного единственного документа – из текста «Жизнь Вахтанга Горгасала», который написал некий Джуаншер Джуаншериани в XI веке. Джуаншер мог пользоваться какими-то ранними хрониками, но мог привносить в текст и мифологию. Проверить подлинность по другим источникам не получается, и по этой причине ещё в начале ХХ века у грузинских историков возникло подозрение – а не миф ли вообще всё это? Историк Павел Ингороква заметил, что вся история про Вахтанга Горгасала подозрительно напоминает цикл персидских легенд о царе Бахрам Гуре. Со временем историки пришли к мнению, что царь Вахтанг всё же существовал, и сочинение Джуаншера во многом исторично, хотя, конечно же, и с большой примесью мифологии.
Все последующие биографии Вахтанга были пересказом труда Джуаншера – например, очень подробную биографию написал в 1870-х годах Михаил Сабинин, скорректировав кое-какие неточности у Джуаншера.
В годы детства Вахтанга на северной стороне Кавказа жили гунны, которые под руководством Атиллы постепенно завоёвывали галактику. В 450 году они пытались взять Константинополь, но были остановлены Маркианом (как было сказано выше) и ушли в Италию в 452 году. Атилла умер в 453 году. В последние годы его жизни его сыновья вели свои собственные войны. Например, его сын Эрнак, отождествляемый с человеком по имени Херан армянских хроник, в 451 году прошёлся войной по кавказской Албании, дошёл до Иберии, «и много пленных и добычи отправил из Греции и из Армении, и из Иберии, и из Албании». В Иберии того времени всех кочевников Северного Кавказа называли овсами или осами, поэтому нашествие вошло в историю Джуаншера, как нашествие овсов и там датировано 10-м годом жизни Вахтанга, то есть, как раз 450 — 451 годами. В ходе этого нашествия гунны захватили город Каспи, забрали оттуда сестру Вахтанга и увезли куда-то к себе.
В 455 году Вахтанг собрал своих людей и обратился к ним с речью, которая начинается словами «Над царями и людом нашим нависла беда». В этой фразе филологи видят след той эпохи, когда слово царь (мепе) означало просто племенного вождя. Речь шла о том, что пора воевать с гуннами. Вахтанг собрал армию где-то на полях севернее Мцхеты, оставил мать управлять страной, а сам с армией отправился в Тианети, откуда, вероятно, примерно по маршруту современной Военно-грузинской дороги проследовал к Дарьяльскому ущелью. Выйдя в долину Терека, иберийская армия встретила гуннскую, после чего у Джуаншера описывается поединок Вахтанга с одним из гуннских «голиафов».
Этот поединок впоследствии вошёл в народную мифологию, где место действия перенеслось на берега Куры. По мифологии, Вахтанг ждал осетинского богатыря на берегу, а тот переправлялся через Куру вплавь. Вахтанг обещал не стрелять в него на переправе, но всё же выстрелил и убил. В виде покаяния за нарушение клятвы он построил храм, который назвал Метехи, название которого этимологизируется в легенде как «ме втехе» — я изменил (клятве). Сейчас это церковь Метехи в одноимённом селе. Есть ещё одна церковь Метехи, прямо в центре Тбилиси, поэтому иногда это мифологическое событие локализуют в Тбилиси. Автор этого текста сам одно время так делал.
Победа над «голиафом» помогла победить гуннов, которые вернули всех пленных и сестру Вахтнага. Далее же у Джуаншера описывается несколько сомнительное событие: поход Вахтанга через Кавказ на Абхазию, и завоевание всей Западной Грузии. Мы знаем, что в 456 году лазский царь Губаз взбунтовался против Византии, та ответила военным походом и разрушением Археополиса, столицы Лазики. Теоретически возможно, что Вахтанг воспользовался моментом и отгрыз у Лазики какие-то кусочки.
Эти победы произвели хорошее впечатление на персов, поэтому шах (Йездигерд II или Ормизд III) выдал за него свою дочь Белендухт и отдал в приданое Сомхити (Северную Армению).
Историчен ли рассказ о походе на гуннов? С одной стороны, ничего невозможного в этом нет, поскольку в империи гуннов как раз начался кризис. Армянские историки упоминают переговоры Вахтанга с «хонами» (гуннами) в 480-е годы. Возможно, что-то похожее произошло, но не в 455 году, а позже.
После похода на гуннов было ещё два совместных персидско-иберийских: на Византию и на эфталитов. Поход на эфталитов можно условно датировать 470-ми годами, а поход на Византию точно не датируется, хотя у Джуаншера он назван первым.
Основание Тбилиси
Одно из самых ярких и заметных достижений царя Вахтанга – это основание Тбилиси. По одному из официально записанных устных преданий это было так:
Те места, где сейчас стоит Тбилиси, были покрыты непроходимым лесом, населенным многочисленными зверями. Однажды в том лесу охотился Вахтанг Горгасал. Испытанный царский сокол погнался за фазаном. Оба спустились в ущелье и исчезли. Царь, окруженный свитой, спустился в ущелье и увидел поток горячей воды, а в ней сварившегося сокола с фазаном в когтях. Царь внимательно осмотрел те места, понял целебное значение тех вод и решил заложить здесь город. Повелел он корчевать лес, очистить местность и начать строительство домов. По тем теплым водам и назвали город Тбилиси.
Существует, однако же, очень похожая история про основание Тбилиси царём Фарнавазом, который подстрелил у горячих источников оленя. А в романе Курбана Саида «Али и Нино» фазана убивает «некий падишах». В житии Вахтанга про охоту ничего не сказано, из чего можно предположить, что это просто народная фантазия. Сабинин в своей очень подробной биографии Горгасала вообще ничего не говорит про основание Тбилиси, из чего можно предположить, что в 1870-е годы к этому событию относились как к народным байкам.
Сразу возникает вопрос – а существовала ли в Грузии в V веке соколиная охота? Оказывается, могла быть. Саму идею на запад принесли гунны. В том же веке она появляется в Западной Европе, а в VIII веке в России. Теоретически контакты с гуннами могли привести к зарождению соколиной охоты и в Иберии. В этом случае, если принять историю с охотой за факт, то мы видим одну из первых, эспериментальных, соколиных охот в Грузии.
Точная датировка этого события неизвестна. В 1958 году было объявлено, что Вахтанг основал Тбилиси в 458 году, и, соответственно, пора отмечать 1500-летие.
Теоретически он действительно мог это сделать сразу после гуннского похода. Но у Джуаншера об этом ничего не сказано. Он пишет, что Вахтанг начал «закладывать основы» Тбилиси в возрасте 60 лет – то есть, около 500 года. И тут же началась война с персами, и в 502 году Вахтанга убили. Тут все сходится. В 500 году в постройке тбилисской крепости действительно был смысл – она прикрывала подходы к Мцхете со стороны Ирана. В 468 году конфликта с Ираном не было, и потребности в крепости тоже вроде бы не было. Не исключено, что датировку «458» советские историки придумали для своего удобства. Юбилей красиво отметили, сняли фильм «Тбилиси 1500 лет», на Метехской скале установили статую Вахтанга (1961), и как-то постепенно датировка прижилась в народном сознании.
Поход на Византию
Рассказ об этом походе у Джуаншера многословен и, вероятно, мифологичен почти полностью. Без всякой видимой причины Вахтанг начал войну и осадил Эрзурум и Трапезунд. Персы из его армии начали терроризировать священников и монахов, поэтому Вахтанг вмешался, и всех пленных монахов отпустил. Некоего священника Петра он оставил при себе. Тот же воспользовался моментом и посоветовал Вахтангу подружиться с императором. Вахтанг обещал попробовать, и почти сразу увидел сон: сначала ему является Святая Нина, которая предупреждает, что сейчас он увидит царя небесного и земного. Затем он видит два трона и две фигуры: некто в образе императора, а рядом с ним Григорий Просветитель, у ног которого сидит Нина. В этой истории интереснее всего образ Григория в виде царя небесного. Такое было допустимо в VI веке, когда культ Святого Григория был популярен в Грузии, но для XI века это уже выглядит очень странно.
Затем после некоторого количества невнятных боевых действия Вахтанг и император подружились. Византия отдала Вахтангу Тао-Кларджети и Абхазию от Ингури до Келасури. Вахтанг проехал через Кларджети, ему там всё очень понравилось, и он приказал основать город Артануджи и монастырь Опиза.
Джуаншер пишет, что персидский царь умер как раз во время переговоров Вахтанга с императором. Возможно, имеется в виду 459 год, когда умер шах Ормизд III и шахом стал Пероз. Проблема в том что у Византии не было проблем с Ираном как минимум до 502 года, когда шах Кавад действительно захватил Эрзурум. До этого война с персами была только в 447. Иными словами, поход персо-иберийской армии Вахтанга не мог произойти между 447 и 502 годами. Похоже, что не было похода, не было разрыва с персами, не было ничего.
Война с Ираном и прозвище
По Джуаншеру, разрыв с персами привёл к войне. Исторически нам известен только персидский поход 463 года на Кавказскую Албанию. В житии Вахтанга написано, что персы дошли до Мцхеты, и там долго воевали с иберийской армией, и именно в это время Вахтанг сделал себе шлем с головой волка спереди и головой льва сзади. И именно этот шлем привёл к появлению его прозвища «Горгасали». К этому прозвищу очень много вопросов. В среднеперсидском волк – «гург», а произношение «горг» установилось только в новоперсидском. Кроме того, во многих источниках он записан как «Горгаслан», где «аслан» – это действительно лев, но в тюркских языках, носители которого появятся в Закавказье только в XI веке. Иными словами «Горгаслан» – прозвище, которое могло появиться только после XI века. С другой стороны, персы могли назвать его «Гург-Сар» (Волчья голова), и это название постепенно исказилось в «Горгасал» или в «Горгаслан». В исходнике у Джуаншера он все же «Горгасал», но есть мнение, что это поздняя коррекция. Все эти странности реально ничего не опровергают, но намекают на то, что с прозвищем Горгасала не всё чисто.
Где-то в те же годы у Вахтанга родился сын, которому дали персидское имя Дарчил, производное от «Дар-чихр» (Потомок Дария). Персидская его жена при этом умерла. В возрасте пяти лет (465 год?) Вахтанг короновал Дарчила царём и построил для него крепость
Уджарма. Предполагалось, что в Уджарме Дарчил будет жить и воспитываться. Но далее написано, что он дал сыну
Череми, город Некреси и
Хорнабуджи, а в Уджарме поселился сам.
Война с эфталитами
Нам известно, что в 467 году шах Пероз в союзе с эфталитами уничтожил государство Кидаритов, потом сам поругался с эфталитами и произошла между ними первая война, неудачная для Пероза. Где-то в 470-е годы Пероз начал вторую войну. Считается, что Вахтанг участвовал в этом походе. Буддисты-эфталиты жили примерно на территории современного Узбекистана, так что Вахтанг стал первым грузинским царём совершившим путешествие в Среднюю Азию. И это было первое и последнее соприкосновение иберийского общества с буддийской культурой. Можно только жалеть, что низкий уровень грамотности не позволил иберийцам оставить мемуары с описанием быта и нравов греко-буддийской Средней Азии.
Опять же, в науке есть мнение, что Джуаншер пристегнул сюда историю про войны персов с арабами в VII веке и сделал Вахтанга их участником.
Церковная реформа
Когда Вахтанг только родился, в церковной жизни Иберии царила анархия. Епископы впадали в ереси и едва ли не в зороастризм. Около 452 года архиепископом Мцхетским стал некий Микаэл, который сразу же начал истреблять это зло. Известно, что он уничтожил какие-то трактаты по зороастризму авторства одного из его предшественников. За 20 лет Микаэл привёл своё архиепископство в порядок и распоряжался делами по своему усмотрению. Вероятно, ему подчинялись какие-то епископы, но мы не знаем, сколько их было, и чем они занимались.
И вот тут случился конфликт с Вахтангом. Это произошло или в 467 году или в 484 или где-то между. Источник конфликта нам неизвестен. Джуаншер излагает ход событий очень запутанно. Происходит что-то странное: Микаэл проклинает Вахтанга, тот приезжает на переговоры, и в ходе разговора Михаил выбивает Вахтангу зуб. В итоге мцхетское архиепископство ликвидируется, и вместо архиепископа с санкции Византии появляется католикос, а все владения Вахтанга распиливаются на 12 епископств.
Принято думать, что эту ротацию провернул антиохийский патриарх Петр II Кнафей. В те годы обострились споры между монофизитами и православными, все негреческие народности постепенно уходили в монофизитство, и патриарх Петр ушёл туда же. Он начал понемногу смещать православных епископов, заменяя их монофизитсткими – особенно после 485 года. Очень может быть, что Микаел так же попал под раздачу. Император Зенон поддерживал Петра, и Вахтанг не стал противодействовать. И Иберия ушла в монофизитство.
Такая версия выглядит стройно и её поддерживал в своё время академик Джавахишвили. Но вот академик Джанашиа был с ним не согласен, и считал, что именно Микаел был монофизитом.
Принято думать, что именно в этот момент грузинская церковь обрела автокефалию – независимость от Антиохийского патриарха. Но, к сожалению, мы не знаем, когда именно эта автокефалия была получена. Это могло быть в V веке, в VI, в VII, или в VIII.
Но как бы там ни было, иберийская церковь получила своего собственного католикоса – им стал Пётр, тот самый, которого Вахтанг освободил во время византийского похода. Один из его соратников по имени Самуил стал мцхетским епископом. Заодно Вахтанг поменял и всех остальных епископов. Джуаншер приводит список их дислокаций:
- В Мцхете
- В Кларджети, при храме Ахиза
- В Артаани (Артвине)
- В Цунде
- В Манглиси
- В Болниси
- В Рустави
- В Ниноцминда (где собор Ниноцминда)
- В Череми
- В Челети
- В Хорнабуджи
- В Агараки около Хунани (место исчезло)
Позже в тексте сказано, что Вахтанг основал ещё и епископство Никозское (с кафедрой в Никозском соборе)
Строительство
Церковная реформа потянула за собой некоторые изменения в материальной стороне церкви: было построено несколько новых храмов. Храм Светицховели, построенный ещё при Нине, был к тому времени разрушен. Вахтанг решил построить на его месте новый большой каменный храм. Это строение имело размеры 20х30 метров, и это была базилика на пяти парах столбов.
База колонны храма Вахтанга в Светицховели
Считается, что примерно в то же время он построил ещё несколько храмов: Болнисский Сион, Руисский собор, Никозский собор, Метехскую церковь, и, предположительно, храм Метехи в Тбилиси. Из них сохранился только Болнисский Сион, начало строительства которого известно совершенно точно: 478 год. Эта датировка попадает в вилку между 467 и 484, то есть, хронологически совпадает с датировкой переговоров об учреждении католикосата. Ну и ещё предание приписывает Вахтангу строительство Верхней Бетлемской церкви в Тбилиси.
История постройки Болнисского Сиона немного сложнее, чем принято думать. Логично предположить, что начали его строить по приказу Вахтанга. Но регион, где стоит собор, примерно в 470 году (может быть в 472 или 473) перестал подчиняться Вахтангу и подчинился напрямую персидскому шаху. Из-за этого Вахтанг лишился шанса быть упомянутым в строительной надписи: на соборе написали, что он начал строиться на 20-м году правления шаха Пероза. Вахтанг мог бы стать первым царём, чьё имя было записано грузинским алфавитом, но вместо этого таким человеком стал шах Пероз. У истории очень своеобразное чувство юмора.
Мученичество Шушаник
Территория, на которой стоит Болнисский Сион, называлась Гогареной или Гугарком. До 470 года ей правил князь Аршуша II из династии Михранидов, то есть дальний родственник царя Вахтанга. Михраниды правили Гугарком уже лет 150, при этом перешли из зороастризма в христианство. Аршуша был женат на Анашврам Арцруни, близкой родственнице армянских царей. Этот Аршуша тоже бунтовал против персов, попал в плен, был заложником в Ктесифоне, спасся оттуда и вытащил из плена нескольких армянских князей. Армянский князь Вардан Мамиконян выдал за него свою дочь Шушаник. Он умер около 470 года. Его сын Варскен избрал путь лоялизма, поехал к шаху, перешёл в зороастризм, и перевёл Гогарену из подчинения Вахтангу в подчинение шаху (вместо с Болнисским собором), как было сказано выше.
Вернувшись из Ктесифона в свою столицу Цуртави (где-то около современного Марнеули) Варскен потребовал от всех своих родственников немедленного перехода в зороастризм. Шушаник отказалась. Её мучали семь лет, после чего она умерла.
Вскоре про это был написан текст «Мученичество Шушаник», который стал первым письменным произведением в грузинской истории. Автор датирует начало конфликта Варскена с женой 8-м годом правления шаха Пероза, и если он не ошибается, то это 457 год. Шушаник умерла через семь лет – соответственно, в 474 году.
Автор датирует событие по правлению персидского шаха, а не Вахтанга, который ему вроде бы как приходится царём. Но автор вообще не упоминает Вахтанга, хотя упоминает «картлийского епископа» Самуила. По его тексту Варскен подчиняется прямо персидскому шаху и выполняет всякие его поручения. Возможно, Гогарена была уже настолько самостоятельная, что иберийские цари её не интересовали никак.
Война с Ираном
Сложно сказать, что возмутило современников сильнее: идеологическое предательство или убийство собственной жены. Но в паре эти события стоили Варскену жизни: царь Вахтанг его убил. Вероятно, Гогарена при этом перешла в его собственность. Лазарь Парпеци, современник событий, говорит, что Вахтанг убил Варскена на 25-м году правления шаха Пероза. По современной хронологии это 484 год. Но в академической науке принято думать, что это случилось раньше, около 481 года, потому что Парпеци считал первым годом правления Пероза 457-й, а не 459-й.
Убийство Варскена иногда называют «Иберийским восстанием» или «Ваанской войной/Войной Ваана». Поступок Вахтанга вызвал одобрение по всей Армении, а кроме того, Вахтанг обещал пригласить гуннов и с их помощью победить персов. Когда о произошедшем узнали в Иране, то в Армению была отправлена армия. Ваан Мамиконян два раза разбил её где-то в армянских горах.
Тогда в Закавказье была послана новая армия во главе с полководцем Шапуром Михраном. Вероятно, она пошла прямо на Иберию, потому что Вахтанг отступил в горы на иберийско-армянской гарнице (где-то на территории современной армянской области Тавуш) и запросил помощи у Ваана Мамиконяна. Ваан сразу явился на встречу с Вахтангом, который сообщил ему, что через два дня подойдут гунны. Но гунны не подошли. Тогда Вахтанг предложил спуститься с гор на равнину, чтобы гунны их там лучше увидели. Лазарь Парпеци, излагая эти события, даёт понять, что все последующие неудачи произошли потому, что Вахтанг давал неправильные указания, а армяне не решались ему противоречить.
Иберийско-армянская армия спустилась на равнину, которая иногда называется Чарманайтская равнина, а у Парпеци она названа Charmanaynu. Она явно находилась к югу от Куры, где-то в окрестностях современных Казаха и Акстафы. Через три дня подошла армия Михрана. Парпеци пишет, что Вахтанг предложил напасть прямо сейчас, чтобы гунны не отобрали себе всю славу, и одновременно пишет, что многие армяне договорились с персами, что не будут участвовать в сражении.
Ваан Мамиконян согласился. Он сам возглавил центр армии, а Вахтангу поручил левый фланг. Когда началось сражение, Ваан атаковал персов, разбил их на своём участке и загнал их частично в Куру, но в это время какая-то часть его армии, «армянско-иберийская», покинула поле боя, и это заставило всю армию отступать. Саак Багратуни и Васак Мамиконян погибли в этом сражении.
Что важно, Вахтанг выжил в этом сражении и упомянут у Парпеци ещё некоторое время спустя: Парпеци пишет, что шах Пероз отправил вторую армию, чтобы разобраться с Вахтангом, и тот, понимая, что не справится с большой армией, покинул Иберию и отступил в Egeria. Возможно, Парпеци имеет в виду Эгриси.
Примерно в это самое время (483 или 484 год) шах Пероз погиб в бою с какими-то кочевниками (не то с гуннами, не то с эфталитами), и новый шах Балаш решил оставить Закавказье в покое. В 484 году Иран заключил с Арменией Нварсакский договор, по которому Армения обрела полунезависимость и религиозную свободу.
Джуаншер об этих событиях не пишет ничего. Вообще. И Сабинин тоже молчит. Если бы Джуаншер и Парпеци описывали одни и те же события, то это было бы доказательством того, что царь Вахтанг обеих хроник — одно и то же лицо. Но как назло, именно в этот важнейший момент перекрёстных показаний обе хроники не накладываются друг на друга.
Согласно Джуаншеру, «некоторое время спустя» после установления католикосата началась война с Ираном, в 502 году произошло сражение на Самгорском поле, где Вахтанг погиб. Если вопрос с католикосатом решили где-то перед 484 годом, то похоже, что последняя война Вахтанга – это именно война 482 года. Значит, он умер в 482, а не в 502. Тут может возникнуть мысль, что смерть Вахтанга – это аллюзия на гибель Саака Багратуни, а Самгорское поле – это Чарманайтская равнина, но всё же Парпеци упоминает Вахтанга после сражения, а Парпеци писал свою хронику всего 10 ле спустя этих событий.
Принято думать, что Вахтанг умер в 502. В этом случае в его жизни образуется пробел примерно с 484 по 502 год – 18 лет. За это время пришел к власти иранский шах Балаш, правил тихо и мирно и был смещён. Шахом стал Кавад, которого потом тоже свергли, но он вернулся к власти в 499 и начал войну с Византией. Эта война – исторический факт. Некогда Византия обещала Ирану деньги за охрану проходов Кавказа, но не выплатила их. Кавад обиделся и пошёл войной на греков – его армия дошла до Эрзурума.
Согласно Джуаншеру, шах (которого он называет именем Хосро) потребовал у Вахтанга участия в походе, но тот отказал. И тогда персы вторглись в Иберию: разорили город Камбечовани (примерно Хорнабуджи), Череми и Велисцихе, затем вышли к реке Иори, где около села Хашми их встретил Вахтанг с армией. Произошло эпичное трехдневное сражение на Самгорском поле, в ходе которого Вахтанг был ранен. Стрела повредила ему лёгкие. Его вывезли в крепость Уджарма, где он вскоре умер. Персы отступили в Рустави, но узнали о гибели Вахтанга и заняли Тбилиси.
Теоретически вполне допустимо, что во время похода на Эрзурум персидская армия отправила какие-то силы в Иберию, и они решили пройти вверх по ущелью Иори, чтобы добраться до места, куда бежали иберийцы. Но очень похоже на то, что Джуаншер путает события 484 года с событиями 502 года. Или же он пишет о событиях 484 года, но кто-то потом ошибочно датировал их 502-м годом. Так или иначе, Вахтанг умер. Иберия осталась под персидской оккупацией. Его сын и наследник Дачи прятался в горах. Смерть Вахтанга стала символическим водоразделом грузинской истории: история Иберийского царства и грузинской античности кончилась. Началась эпоха оккупаций.
Вахтанг Горгасали в истории
Царь Вахтанг – скучная фигура, о котором едва ли напишут книгу или снимут художественный фильм. Все его действия - это административные распоряжения. Мы не знаем ничего о его личной жизни, проблемах, конфликтах и противоречиях. За его официозным образом трудно разглядеть живого человека. Правда, существует ещё блок народной мифологии, согласно которому жена изменяла ему, а потом подстроила его убийство, но эту сторону жизни Вахтанга стараются не афишировать, тем более что всё равно это мифология.
Вахтанга признали святым, но храмов ему не строили до 90-х годов. Когда в 1942 году немцы придумывали названия для батальонов "Грузинского легиона", они использовали даже имя Чавчавадзе, а про Вахтанга забыли.
Но советской власти он чем-то понравился. В середине советской эпохи начал создаваться культ Вахтанга: в 1961 году на Метехской скале установили его памятник, потом его именем назвали Татарский Майдан и прилегающую набережную, в 90-е годы пару храмов назвали его именем и появился Орден Вахтанга Горгасала.