Метехи (მეტეხი), он же Метехский собор Рождества Богоматери (მეტეხის ღვთისმშობლის შობის ტაძარი) — грузинский православный храм XII века в центре Тбилиси на Метехской скале. Это самый заметный и самый популярный храм города. Его видно из любой точки центра: с Майдана, с ресторана "Мачахела", с парка Рике, с канатки, с отеля "Копала", с крыш серных бань и с крепости Нарикала. Это фактически визуальный символ города — вместе с конной статуей царя Вахтанга по соседству. Он настолько на виду, что про него иногда забывают, и не осознают, что это тоже памятник архитектуры, причем интересный. У храма есть двойник по названию: собор Рождества Богоматери в селе Метехи.
История
Храм стоит на
Метехской скале, а история этой скалы до XII века известна плохо. Существует предание, что первый храм на этом месте основал ещё царь
Вахтанг Горгасал в
V веке. Подробности об этом ниже.
В начале VII века, сюда, на Метехскую скалу, были перезахоронены из города Цуртави мощи Святой Шушаник. Возможно над могилой был какой-то храм. Лет через 200 пришли мусульмане, Тбилиси стал столицей
Тбилисского эмирата, и неизвестно, что стало с тем храмом.
В XII веке был построен тот храм, что мы видим сейчас. Точное время неизвестно, и заказчик тоже не известен. Не известен даже век — есть мнение, что его построили в начале XIII века. Могила Шушаник в результате оказалась внутри храма, в его южной апсиде (правее алтаря).
Вероятно, он был построен одновременно с Метехским замком, ныне не сохранившимся, и представлял собой что-то вроде персонального храма грузинских царей. Знаменитая
царица Тамара вполне могла видеть этот храм и даже заходить в него, но это предположение, которое иногда выдают за факт. Потом, в 1235 году, монголы разрушили храм, а чуть позже царь Деметре Самопожертвователь восстановил его — где-то после 1278 года. Есть мнение, что в этот момент храм был перестроен практически полностью, и современный храм более чем наполовину — творение царя Деметре. И, соответственно, царица Тамара видела совсем другой храм.
Несколько персидских нашествий привели к тому, что храм оказался почти заброшен. Француз Жан Шарден в 1672 года видели его полуразрушенным и покинутым: «У грузин была ещё одна очень красивая церковь, расположенная в конце южной части города, но несколько лет тому назад, князь обратил ее в пороховой магазин, потому что для службы она уже не годилась: ещё задолго до этого, часть её была разбита молниею. Князь приказал заново переделать ее под магазин». (Под князем здесь подразумевается царь
Вахтанг V)
В 1748 году царь Ираклий отвоевал Тбилиси у персов и провёл реставрационные работы. Именно в это время появился кирпичный купол и все прочие кирпичные элементы храма. Похоже, что своды храма тоже были переделаны, отчего обрели готичное заострение.
Где-то в это время на восточной стороне храма появилась надпись в стихах. Первая строка выглядит так: "მეფემ ირაკლიმ ეს ციხე მტერსა წაართო მალადო" (Царь Ираклий эту крепость у врагов отнял [и в конце малопонятное слово маладо]).
Сейчас эту надпись хорошо видно на юго-восточной апсиде. Обратите внимание, что перед словом "царь" стоит буква "ქ" (к). По какой-то причине она часто присутствует именно в начале настенных надписей. Значение этой буквы пока не до конца понятно.
После
присоединения Грузии к России царский дворец был снесён (1816) и была построена тюрьма, так что храм оказался как бы на территории тюремного двора. Тюремным храмом он остался и в
годы грузинской независимости — на стене осталась чья-то надпись того времени. В 1921 году Метехи превратили в тюрьму НКВД. На стенах храма остались надписи и этих дней тоже.
Метехский храм вместе с тюрьмой
Берия перенёс тюрьму в квартал Ортачала, а здание тюрьмы некоторое время было музеем. В 1937 году храм собирались сносить. Такие сносы в те годы были частым делом: снесли мечеть шаха Исмаила, храм Джиграшен на Леселидзе и Камоянц на Руставели. И ещё кое-что. Но на этот раз общественность запротестовала. Протест возглавил Дмитрий Ираклиевич Шеварднадзе — тот самый, что когда-то предъявил миру Нико Пиросмани. Храм удалось отстоять, но Дмитрия Шеварднадзе за несгибаемость отправили в Сибирь, где он и сгинул в лагерях. Именно на этот сюжет Тенгиз Абуладзе снял известный фильм «Покаяние».
После этого храм перегородили стенками и этажами, и там помещалось какое-то учреждение. Потом перегородки разобрали и сделали в храме театр: цена находилась строго посередине, вход в зал был со стороны портика. И только в 1988 году храм передали церкви и привели его в человеческий вид.
Название
Считается, что храм построен был при дворце, поэтому и получил название «дворцовый» — от греческого Метохия. Но почему-то это место в документах сначала упоминалось во множественном числе: "Метехни" или "Метехта". Вроде бы впервые это слово упомянул царь Деметре I, хотя и неясно, имелось ли в виду именно это место или село Метехи в Каспском районе. В современном же виде название Метехи появилось только в XVIII веке.
Существует легенда о том, что царь Вахтанг сражался на Куре с осетинским богатырём, убил его нечестными методами, нарушив клятву, и построил на месте поединка храм Метехи, название которого происходит от «ме втехе» (я нарушил). Эта легенда сложена про
другой храм Метехи, и в подробной версии легенды разница хорошо видна, но традиция ошибочно связывать храм с этой легендой очень древняя: её упоминает в сокращённом виде ещё путешественник Жан Шарден. Он пишет, что царь «приказал заново переделать её под магазин и назвал древним ее именем
Метех, что означает
разрыв,
разлад. Ей дали это название потому, что один грузинский царь выстроил ее в покаяние себе за то, что без всякого повода нарушил мир с одним соседним князем.». Так написано в переводе Бахутовой 1902 года, хотя в английском издании 1686 года сказано, что храм
still carries the Name of the Church of Melete, that is to say, The Rupture. Может быть, в английском издании опечатка.
Современность
Для Тбилиси храм этот имеет громадное историческое значение. Дело в том, что от XII века в городе осталось только три сооружения: Метехи,
Сионский собор и Голубой Монастырь. Но Сионский собор облицевали в XVIII веке, погубив все оригинальные орнаменты, а Голубой монастырь в Верейском парке сохранился совсем плохо. В итоге от эпохи
Золотого Века только Метехи сохранил хоть какие-то элементы дизайна. Только тут можно видеть весьма популярную тогда резьбу по камню. Особенно интересен в этом смысле портик храма.
Метехи имеет размеры примерно 15 на 20 метров (в этом ещё одно его сходство с
другим Метехи). Это классический крестово-купольный храм с 4-мя опорными колоннами. Западная его стена плоская и скучная, именно этой скучной стеной он обращён к городу. Южная стена сильно пострадала от реконструкций, и там много кирпичных фрагментов. Именно эту сторону хорошо видно со смотровой площадки. К этой стене пристроен небольшой круглый контрфорс. Восточная стена сохранилась лучше всего (как часто бывает), и на этой стене можно видеть окна с резными каменными наличниками. К северной стороне пристроен каменый портик, верхняя часть которого восстановлена кирпичной кладкой. В плане храм выглядит вот так:
Самое интересное у этого храма — это его портик. Очень немноге портики Золотого Века пережили катаклизмы поздних эпох. Другой такой можно видеть, например, в монастыре Гелати. Это довольно сложное каменное сооружение, где техника кладки купола интересна сама по себе. Кроме того, именно на этом портике сохранилось много каменной резьбы, в том числе узоров в виде виноградной лозы — это очень популярный мотив XII—XIII века, исчезнувший в XV веке.
Выглядит примерно вот так:
И еще картинки. Камни с виноградной лозой и оформление дверей.
Повторюсь: это единственная резьба той эпохи во всём Тбилиси. Есть еще кусок фундмента храма в крепости
Нарикала, но он сильно потёртый и всего один. А тут орнаменты во множестве.
Интересно, что искусствовед Рене Шмерлинг считала эти орнаменты упадническими. «В рисунок орнамента вкрадывается путаница, — писала она, — резьба становится вялой и дряблой, моделировка растительных элементов орнамента теряет прежнюю выразительность и уклоняется в ремесленный шаблон». Она даже видела тут какие-то элементы сельджукской архитектуры.
Теперь о надписях. Многие храмы Грузии изрисованы всякими словами, но Метехи — тот редкий случай, когда эти надписи сами по себе памятник истории. Во многих случаях это творчество заключенных. Надпись 1919 года можно видеть на южной стене храма, и еще две (и даже больше) — на труднодоступной западной.
Теперь пару слов об интерьерах. Здесь они скучноваты. Ремонты XVIII века сильно изменили своды, превратив циркулярные арки в стрельчатые. Фресок не осталось никаких, так что стены сейчас монотонно серые. Из икон интересны три. Это большая икона "100 000 метехских мучеников" на южной стене, изображающая тбилисцев, казнимых хорезмийцами в 1226 году; это икона Святой Шушаник над входом в придел с её могильной плитой, и икона Або Тбилиссокго.
Икона Святого Або особенно интересна. Она висит левее южного входа. Она написана маслом и сейчас настолько тёмная, что изображение на ней едва различимо, особенно в полумраке. Её написал Михаил Сабинин — автор лучшего в свое время сочинения по истории грузинской церкви и автор той самой знаменитейшей иконы "Слава грузинской церкви" 1882 года, копии которой сейчас по иразвешаны везде. Сейчас трудно найти оригиналы его работ, а тут есть.
Сейчас храм мелькает практически на всех фотографиях Тбилиси. Одна такая фотография очень полюбилась владельцем отелей и сейчас её можно видеть в профиле многих отелей на букинге — даже тех, из которых храм не видно. Смотровую площадку у храма плотно посещают туристы, и сам автор этого текста приводит сюда группы на каждом
Тбилисском сититуре. Что показательно — сам этот текст написан где-то в последнюю очередь, настолько этот храм кажется малоинтересным из-за своей обыденности.
А художники полюбили его за пафосный символизм. Вот, например, как он нарисован на картине художника Гелы Пилаури. Пропорции купола художник зачем-то исказил, отчего храм обрёл несколько абхазский облик, но в целом получилось довольно похоже.