Храм Метехи
Метехи (მეტეხი), он же Метехский собор Рождества Богоматери (მეტეხის ღვთისმშობლის შობის ტაძარი) — грузинский православный храм XII века в центре Тбилиси на Метехской скале. Это самый заметный и самый популярный храм города. Его видно из любой точки центра: с Майдана, с ресторана "Мачахела", с парка Рике, с канатки, с отеля "Копала", с крыш серных бань и с крепости Нарикала. Это фактически визуальный символ города — вместе с конной статуей царя Вахтанга по соседству. Он настолько на виду, что про него иногда забывают, и не осознают, что это тоже памятник архитектуры, причем интересный. У храма есть двойник по названию: собор Рождества Богоматери в селе Метехи.
 

История
Храм стоит на Метехской скале, а история этой скалы до XII века известна плохо. Существует предание, что первый храм на этом месте основал ещё царь Вахтанг Горгасал в V веке. Подробности об этом ниже.
 
В начале VII века, сюда, на Метехскую скалу, были перезахоронены из города Цуртави мощи Святой Шушаник. Возможно над могилой был какой-то храм. Лет через 200 пришли мусульмане, Тбилиси стал столицей Тбилисского эмирата, и неизвестно, что стало с тем храмом.
 
В XII веке был построен тот храм, что мы видим сейчас. Точное время неизвестно, и заказчик тоже не известен. Не известен даже век — есть мнение, что его построили в начале XIII века. Могила Шушаник в результате оказалась внутри храма, в его южной апсиде (правее алтаря).
 
Вероятно, он был построен одновременно с Метехским замком, ныне не сохранившимся, и представлял собой что-то вроде персонального храма грузинских царей. Знаменитая царица Тамара вполне могла видеть этот храм и даже заходить в него, но это предположение, которое иногда выдают за факт. Потом, в 1235 году, монголы разрушили храм, а чуть позже царь Деметре Самопожертвователь восстановил его — где-то после 1278 года. Есть мнение, что в этот момент храм был перестроен практически полностью, и современный храм более чем наполовину — творение царя Деметре. И, соответственно, царица Тамара видела совсем другой храм.
 
Несколько персидских нашествий привели к тому, что храм оказался почти заброшен. Француз Жан Шарден в 1672 года видели его полуразрушенным и покинутым: «У грузин была ещё одна очень красивая церковь, расположенная в конце южной части города, но несколько лет тому назад, князь обратил ее в пороховой магазин, потому что для службы она уже не годилась: ещё задолго до этого, часть её была разбита молниею. Князь приказал заново переделать ее под магазин». (Под князем здесь подразумевается царь Вахтанг V)
 
В 1748 году царь Ираклий отвоевал Тбилиси у персов и провёл реставрационные работы. Именно в это время появился кирпичный купол и все прочие кирпичные элементы храма. Похоже, что своды храма тоже были переделаны, отчего обрели готичное заострение. 
 
Где-то в это время на восточной стороне храма появилась надпись в стихах. Первая строка выглядит так: "მეფემ ირაკლიმ ეს ციხე მტერსა წაართო მალადო" (Царь Ираклий эту крепость у врагов отнял [и в конце малопонятное слово маладо]).
 
Сейчас эту надпись хорошо видно на юго-восточной апсиде. Обратите внимание, что перед словом "царь" стоит буква "ქ" (к). По какой-то причине она часто присутствует именно в начале настенных надписей. Значение этой буквы пока не до конца понятно.
 
 Надпись на Метехи
 
После присоединения Грузии к России царский дворец был снесён (1816) и была построена тюрьма, так что храм оказался как бы на территории тюремного двора. Тюремным храмом он остался и в годы грузинской независимости — на стене осталась чья-то надпись того времени. В 1921 году Метехи превратили в тюрьму НКВД. На стенах храма остались надписи и этих дней тоже. 
 
Метехская тюрьма
 Метехский храм вместе с тюрьмой

 

Берия перенёс тюрьму в квартал Ортачала, а здание тюрьмы некоторое время было музеем. В 1937 году храм собирались сносить. Такие сносы в те годы были частым делом: снесли мечеть шаха Исмаила, храм Джиграшен на Леселидзе и Камоянц на Руставели. И ещё кое-что. Но на этот раз общественность запротестовала. Протест возглавил Дмитрий Ираклиевич Шеварднадзе — тот самый, что когда-то предъявил миру Нико Пиросмани. Храм удалось отстоять, но Дмитрия Шеварднадзе за несгибаемость отправили в Сибирь, где он и сгинул в лагерях. Именно на этот сюжет Тенгиз Абуладзе снял известный фильм «Покаяние».

 
После этого храм перегородили стенками и этажами, и там помещалось какое-то учреждение. Потом перегородки разобрали и сделали в храме театр: цена находилась строго посередине, вход в зал был со стороны портика. И только в 1988 году храм передали церкви и привели его в человеческий вид.
Название
Считается, что храм построен был при дворце, поэтому и получил название «дворцовый» — от греческого Метохия. Но почему-то это место в документах сначала упоминалось во множественном числе: "Метехни" или "Метехта". Вроде бы впервые это слово упомянул царь Деметре I, хотя и неясно, имелось ли в виду именно это место или село Метехи в Каспском районе. В современном же виде название Метехи появилось только в XVIII веке.
 
Существует легенда о том, что царь Вахтанг сражался на Куре с осетинским богатырём, убил его нечестными методами, нарушив клятву, и построил на месте поединка храм Метехи, название которого происходит от «ме втехе» (я нарушил). Эта легенда сложена про другой храм Метехи, и в подробной версии легенды разница хорошо видна, но традиция ошибочно связывать храм с этой легендой очень древняя: её упоминает в сокращённом виде ещё путешественник Жан Шарден. Он пишет, что царь «приказал заново переделать её под магазин и назвал древним ее именем Метех, что означает разрыв, разлад. Ей дали это название потому, что один грузинский царь выстроил ее в покаяние себе за то, что без всякого повода нарушил мир с одним соседним князем.». Так написано в переводе Бахутовой 1902 года, хотя в английском издании 1686 года сказано, что храм still carries the Name of the Church of Melete, that is to say, The Rupture. Может быть, в английском издании опечатка.
Современность
Для Тбилиси храм этот имеет громадное историческое значение. Дело в том, что от XII века в городе осталось только три сооружения: Метехи, Сионский собор и Голубой Монастырь. Но Сионский собор облицевали в XVIII веке, погубив все оригинальные орнаменты, а Голубой монастырь в Верейском парке сохранился совсем плохо. В итоге от эпохи Золотого Века только Метехи сохранил хоть какие-то элементы дизайна. Только тут можно видеть весьма популярную тогда резьбу по камню. Особенно интересен в этом смысле портик храма.
 
Метехи имеет размеры примерно 15 на 20 метров (в этом ещё одно его сходство с другим Метехи). Это классический крестово-купольный храм с 4-мя опорными колоннами. Западная его стена плоская и скучная, именно этой скучной стеной он обращён к городу. Южная стена сильно пострадала от реконструкций, и там много кирпичных фрагментов. Именно эту сторону хорошо видно со смотровой площадки. К этой стене пристроен небольшой круглый контрфорс. Восточная стена сохранилась лучше всего (как часто бывает), и на этой стене можно видеть окна с резными каменными наличниками. К северной стороне пристроен каменый портик, верхняя часть которого восстановлена кирпичной кладкой. В плане храм выглядит вот так:
 
План рама Метехи

 

Самое интересное у этого храма — это его портик. Очень немноге портики Золотого Века пережили катаклизмы поздних эпох. Другой такой можно видеть, например, в монастыре Гелати. Это довольно сложное каменное сооружение, где техника кладки купола интересна сама по себе. Кроме того, именно на этом портике сохранилось много каменной резьбы, в том числе узоров в виде виноградной лозы — это очень популярный мотив XII—XIII века, исчезнувший в XV веке.

 
Выглядит примерно вот так:

 

 Резные укарешения на Метехи

Храм МетехиХрам МетехиХрам МетехиХрам Метехи
 
 И еще картинки. Камни с виноградной лозой и оформление дверей.
 

 Резные укарешения на Метехи

Храм МетехиХрам МетехиХрам Метехи
 
Повторюсь: это единственная резьба той эпохи во всём Тбилиси. Есть еще кусок фундмента храма в крепости Нарикала, но он сильно потёртый и всего один. А тут орнаменты во множестве.
 
Интересно, что искусствовед Рене Шмерлинг считала эти орнаменты упадническими. «В рисунок орнамента вкрадывается путаница, — писала она, — резьба становится вялой и дряблой, моделировка растительных элементов орнамента теряет прежнюю выразительность и уклоняется в ремесленный шаблон». Она даже видела тут какие-то элементы сельджукской архитектуры.
 
Теперь о надписях. Многие храмы Грузии изрисованы всякими словами, но Метехи — тот редкий случай, когда эти надписи сами по себе памятник истории. Во многих случаях это творчество заключенных. Надпись 1919 года можно видеть на южной стене храма, и еще две (и даже больше) — на труднодоступной западной.  
 

Надписи на Метехи

Надпись на МетехиНадпись на МетехиНадпись на Метехи
 южная стена
 западная стена
 западная стена
 
Теперь пару слов об интерьерах. Здесь они скучноваты. Ремонты XVIII века сильно изменили своды, превратив циркулярные арки в стрельчатые. Фресок не осталось никаких, так что стены сейчас монотонно серые. Из икон интересны три. Это большая икона "100 000 метехских мучеников" на южной стене, изображающая тбилисцев, казнимых хорезмийцами в 1226 году; это икона Святой Шушаник над входом в придел с её могильной плитой, и икона Або Тбилиссокго.
 
Икона Святого Або особенно интересна. Она висит левее южного входа. Она написана маслом и сейчас настолько тёмная, что изображение на ней едва различимо, особенно в полумраке. Её написал Михаил Сабинин — автор лучшего в свое время сочинения по истории грузинской церкви и автор той самой знаменитейшей иконы "Слава грузинской церкви" 1882 года, копии которой сейчас по иразвешаны везде. Сейчас трудно найти оригиналы его работ, а тут есть.
 
Сейчас храм мелькает практически на всех фотографиях Тбилиси. Одна такая фотография очень полюбилась владельцем отелей и сейчас её можно видеть в профиле многих отелей на букинге — даже тех, из которых храм не видно. Смотровую площадку у храма плотно посещают туристы, и сам автор этого текста приводит сюда группы на каждом Тбилисском сититуре. Что показательно — сам этот текст написан где-то в последнюю очередь, настолько этот храм кажется малоинтересным из-за своей обыденности.
 
А художники полюбили его за пафосный символизм. Вот, например, как он нарисован на картине художника Гелы Пилаури. Пропорции купола художник зачем-то исказил, отчего храм обрёл несколько абхазский облик, но в целом получилось довольно похоже.
 
Метехи

 
 храмовая архитектура Грузии
АветаранАкура АнануриАтенский СионБаграти Болнисский СионБаракониБочорма
Вакири
ВардисубаниВачнадзиани
Гурджаани
ДжвариДзвели ГавазиДолочопиСобор Кацхи
КветераКумурдоЛихаури МанглисиМетехи (тб)
Метехи (мет.)
Никорцминда Ниноцминда
Поти
РуисиСамтависиСамеба (Герг.)Самеба (Тбил.)Сионский СоборСветицховели
Тигва
Урбниси
Хирса
Цаиши
Цаленджиха
Цилкани
Цроми
ЦугругашениЭртацминда
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.040340185165405 сек.