Норашен
Норашен (формально: Церковь Благовещанья Богородицы, Սւրբ Աստվածածին եկեղեցի) - армянский (григорианский) храм в самом центре Тбилиси, на улице Леселидзе. Построен в позднее средневековье, где-то около XVI века. В последние годы стал объектом ожесточенного холивара между грузинской и армянской общинами. Храм стал своего рода символом конфликта по поводу раздела советского наследия. Возможно, причиной тому именно его расположение у всех на виду. Конфликт прославил храм больше, чем его архитектура, которая ничем особенно не выделяется.
 
Норашен
История
С историей этого храма не все понятно. Существует версия, что храм построил в 1467 году некий армянин Садат. Как именно храм тогда выглядел, сказать сложно. То, что мы видим сейчас - в основном результат работ 1740 года. Впоследствиичто-то было добавлено в 1795 году - возможно, после повреждения армией Ага-Мухаммад-Хана. До 1830 года в храме что-то доделывали и достраивали. Поэтому его внешний вид - в основном стиль XVIII века.
 
В начале ХХ века при этом храме, с его западной стороны, были похоронены армянские олигархи Михаил Тамамшев (1908), Лидия Тамамшева и Гавриил Тамамшев. Последний - тот самый, что построил караван-сарай Тамамшева, в котором разместилась первая тбилисская опера. Могилы их видны по сей день.
 
В 1920-е годы советская власть решила снести храм для расширения улицы как снесла храм Джиграшен. Но этого всё же не произошло. Церковь превратили в книгохранилище. В 1989 году тбилисские храмы стали возвращать общинам, и вот тут начался эпичный конфликт, о котором расскажем ниже, ибо он еще не окончен.
 
Храм Норашен
Норашен

Раздел Норашена
В лучшие годы грузинской истории в Тбилиси были только храмы грузинской православной церкви. Но в XIV веке началась эпоха туркменских набегов, и грузинское население города сильно сократилось. Зато в Тбилиси стали селиться армяне - к началу XIX века их было здесь уже ощутимо больше половины - до 75%. Не удивительно, что большинство храмов были армянскими (григорианскими). Но после обретения Грузией независимости в 1990 году армян в Тбилиси было уже менее 10%. Грузинское же население увеличилось на миллион за то время, что в городе не строии храмов. Понятно, что грузинскому населению храмов не хватало, а у армянского проблема так остро не стояла. Возник вопрос - отдавать храм тому, кому он нужнее, или тому, кому он принадлежал в прошлом?
 
Кроме того, армянские храмы стали кое-кого раздражать. До Гегеля они никого не смущали. Но Гегель предположил, что творчество нации - это порождение духа нации, а духи нации сражаются между собой за первенство. С этой точки зрения (которую принёс в Грузию Илья Чавчавадзе) армянские храмы казались агентами иностранного духа.
 
Еще важный момент: армянские храмы Тбилиси очень мало похожи на армянское храмы в Армении и тем более на древние армянские храмы. В свою очередь, и грузинские храмы XVI века ничем не напоминают древние, домонгольские. Отличить армянский храм XVI века от грузинского храма того же века способен, как говорится, только специалист в лабораторных условиях.
 
В итге армянской церкви отдали Сурб-Геворк и Нор-Эчмиадзин, а Норашен решили отдать православной церкви. С догматической точки зрения тут ничего преступного нет: храм не имеет национальности. Но армянская община решила, что у неё отнимают законно принадлежащее и подняла шум. Грузинская церковь пыталась шума не замечать и в 1995 году даже начала в храме богослужения, но к патриарху приехал армянский патриарх и лично попросил не заходить так далеко. Православные службы в храме прекратили, и храм закрылся до выяснения статуса.
 
Битва за статус шла эмоционально. Пошли слухи, что грузины стирают армянские надписи, уничтожают армянские могилы и тд. Однажды даже возмутились тем, что округ храма возводится ограда, в дизайне которой были замечены какие-то грузинские мотивы. На фоне этого холивара нашлись фрики, которые сбили пару букв с армянской надписи на крыльце южной стены. В антиармянских поползновенях обвиняли обычно некоего отца Тэриела.
 
Если бы отношения с Арменией были получше, то ситуацию решили бы быстрее. Но Армения то стала союзником Кремля, то стала протестовать против Баку-Джейхана, и всё это не упрощало жизни несчастному храму.
 
Все это может показаться смешным, но вопрос это серьезный. Будь храм жилым домом, он остался бы памятником армянской архитектуры и жил бы там, кто угодно. Но в храмах ещё и службы проводятся. И тут возникает вопрос: могут ли грузинские православные проводить службы в памятнике армянской архитектуры? Или они должны это делать только в памятнике грузинской архитектуры? Для раннего христианства такого вопроса не стояло - служить можно где угодно. Но для христианства постсоветского этот вопрос стал весьма болезненным.
Современность
Норашен - обычный крестово-купольный храм со слегка удлинненным западным рукавом. Он выходит восточной стенкой на Леселидзе, южной с крыльцом - в садик, северной - на улицу, а западной - во двор. Все, кто проходит по улице Леселидзе, неизбежно видят его плоскую, не очень выразительную стену. С крепости Нарикала или со смотровой на Метехской скале хорошо видно большой коричневый купол этой церкви.
Сиони и Норашен
Внутри храма сейчас идет вялотекущий ремонт, поэтому он закрыт. Изредка рабочие открывают ворота для своих целей и тогда можно заглянуть во внутренности. Там пока полный хаос. Сохранились старые и довольно интересные фрески, но их плохо видно.
 
Исторический интерес представляют захорнения Тамамшевых. С западной стороны хорошо видно высокое надгробие Лидии Тамамшевой, а рядом - могильную плиту Михаила Тамамшева. Гавриил Тамамшев тоже где-то тут рядом. Остальные надгробные плиты труднее идентифицировать.
 
Норашен
Могилы Тамашевых
Вот, собственно, и всё. Остальное интересное скрывается в недоступных внутренностях храма.
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.036189079284668 сек.