На главную Тбилиси Старый город Сурб-Геворг (Тбилиси)
Сурб-Геворг (Тбилиси)
Сурб-Геворг, (სურფგევორქი, арм. Սուրբ Գեւորգ Եկեղեցի) он же Сурб Мариам Аствацацин, он же Большая Крепостная Церковь, он же Майданская церковь — очень известная и очень заметная армянская церковь в Тбилиси, в Старом Городе, немного выше Майдана и немного ниже крепости Нарикала. Это крупная достопримечательность города и главный храм для грузинских армян-григорианцев.
 

История
Не многие храмы в Грузии имеют внятную и ясную историю основания. Этому храму повезло, и мы знаем точно год основание и автора. Началось всё с того, что в городе Эрзуруме, столице Эрзурумского эмирата (части румского султаната) жил армянин по имени Умек. В 1242 году грузинско-армянско-монгольская армия совершила поход на сельджуков и захватила Эрзурум. Умек по какой-то причине решил покинуть город и переселился в Тбилиси. Там он прожил до 1267 года и там же умер. Существует мнение, что этот Умек был женат на дочери армянского карабахского князя Гасан-Джалала, того самого, что построил в Армении известный монастырь Гандзасар.
 
двор храма
В 1251 году — когда царь Давид Улу только что вернулся из Монголии — Умек построил этот храм. Мы не знаем точно, на что он был похож. Современный Сурб-Геворк — продукт поздних перестроек, которые привнесли как минимум острые готичные арки. Но перестройки редко меняли фундамент здания, так что план храма должен был сохраниться.
 
Долгое время жила версия, согласно которой храм был построен Умеком на месте более старого храма. Существует даже детальная версия: храм был построен в 631 году, сразу после раскола с армянской церковью (610 год). Получается, это был первый собственно армянский храм на территории Грузии. Косвенно на это намекает планировка: Сурб-Геворк действительно бесстолпный храм, какие модно было строить в VII веке. Потом даже ходили слухи, что там когда-то стояла мечеть. Но при раскопках последних лет (2014-2015) под фундаментом не нашли ничего, кроме смутных признаков жилого дома.
 
В XV и XVI веках, когда мусульманские набеги практически уничтожили последнее, что оставалось от Армении, сюда переместили резиденцию епископа Ахпатской епархии. Но уже в 1616 году пошёл шах Аббас и весь квартал от Майдана до бань отошёл к мусульманам. Храм вероятно прикрыли. В середине XVIII века Тбилиси отвоевали у турков, а в 1770-х годах царь Ираклий II вернул храм армянской церкви. У 1779 году храм восстановили и, вероятно, именно в этот момент тут появились первые фрески. В их созлании участвовал придворный художник царя, тбилисский армянин Овнатан Оватанян (1730—1801) и его сын Мкртум. Сейчас две трети всех фресок — это фрески Оватанянов. Треть вроде бы сохранилась от ранних эпох, предположительно от XV века. Из чего следует, что само здание, которое мы видим сейчас, построено в XV веке - как минимум фундамент и некоторые стены.   
 
В 1795 году во время нашествия Ага-Мухаммад-Хана при входе в храм персы зарубили знаменитого армянского поэта по имени Саят-Нова.
 
В первые же годы советской власти художник Геворк Башинджагян, который обычно занимался пейзажами, решил поучаствовать в росписи храма. Известно, что он создал росписть парусов храма, но она была снята во время раставрации 2012 года, чтобы открыть более раннии росписи Оватанянов. Изображения евангелистов, которые мы видим сейчас — это работа Оватанянов. 
 
В советское время у храма были все шансы быть снесённым во имя грузификации страны, но ему какие-то образом повезло. Меньше повезло Ванкскому собору, который был в те годы чем-то вроде пантеона великих армянских деятелей. По приказу Берии собор снесли в 1938 года. Одни пишут, что могилы знаменитых армян перенесли во двор Сурб-Геворка в 1938 году, другие - что в 1977. 
 
Сурб-Геворк в 2010 году
В 2012 году начался ремонт храма, котоырй был закончен в 2015 году. Была проделана титаническая работа. Выявилось, что храм стоит не на скале, а на насыпном грунте, и во имя сохранности пришлось подвести под храм железобетонную плиту толщиной 40 сантиметров. При реставрационных работах обработали  1000 квадратных метров росписей, обнаружив 16 слоёв живописи — от XV до ХХ века.
 
31 октября его переосвятил лично армянский патриарх Гарегин II. После ремонта сюда переехала кафедра епископа грузинской епархии из храма Сурб-Геворк-Эчмиадзин, и сейчас тут служит епископ Вазген Мирзаханян.
Современность
Сейчас Сурб-Геворк стоит чуть ваше площади Майдан, за баром "Барселона". Были времена, когда бара не было, и ворота в ограде храма выводили сразу на площадь. Но это было давно. Если войти в эти ворота со стороны "Барселоны" и подняться по лестнице, то вы видите двор храма, справа — отель, слева — разиденцию епископа, а прямо перед собой — северный фасад храма. Вероятно, современный экстерьер храма в основном творение XVIII века. Век был аскетичный и минималистичный, так что храм получился примитивный, с простыми плоскими стенами, без каких-либо орнаментов. Собственно, как и Сионский собор, облицованный в те же годы. Примитивизм может отбить всякое желение к чему-нибудь тут присматриваться. 
 
западная стена
До 2011 года всё было ещё хуже. Оригинальная голубая черепица храма была закрыта ржавой советской жестяной крышей. 
 
Все четыре фасада храма невыразительны, поэтому всё интересное внутри. Первым делом бросается в глаза такая странная вещь, как иконостас. Он тут несколько лишний — в грузинских храмах на его месте находится алтарная перегородка, а в армянских вообще ничего. Армяне в этом смысле весьма упрямо держатся за традицию V века. Но тут он есть. Вероятно, построен в российское время и не сносится, потому что культура. При богослужении используется просто как фон, и все свои действия священник производит не за иконостасом, а перед. 
 
иконостас
Фрески. По ним наверняка можно было бы написать многотомное исследование. Их нашли 16 слоёв, так что мы видим сейчас только 1/16 часть от их прежнего количества. Это наверняка работа клана Оватанянов, но их было много, и все приложили руку к росписям, так что конкретного автора указать сложно. Интеренсо, что это настоящие росписи конца XVIII века. Примерно так же был расписан тогда храм Эчмиадзин в Армении. 
 
своды
Росписи в парусах были сделаны Башинджагяном в 1922 году и даже подписаны, но их сняли. Наверняка, Башинджагян написал тут что-то ещё. Он был пейзажистом, поэтому весьма вероятно, что именно пейзажная часть росписей сделана им. 
 
Башинджагян?
 ..
 
Захоронения
Как уже было сказано, в советское время во двор храма перенесли часть захоронений из снесённого Ванкского собора. Сейчас эти могилы находятся прямо во дворе, у северной стены и около. Самое заметное здесь - это что-то вроде мемориала Саят-Нове. Это эффектное мраморное сооружение советского времени, которое стоит правее входа и символизирует место, на котором Саят-Нова был убит персами. Эскиз этого мемориала создавал вроде бы сам Башинджягян где-то между 1921 и 1925 годами.
 
Могила Саят-Нова
Правее мемориала - две могильные плиты. Самая ближайшая - могила епископа Геворка Серайдаряна, который руководил грузинской епархией с 1972 по 2002 год. При нём в 1977 году под слоями штукатурки в соборе были найдены фрески Оватаняна и в том же году он организовал перенос могил с территории Ванкского собора.
 
Серайдарян и Башинджагян
Крайняя, у самого угла, это могила Геворка Башинджагяна (1857 — 1925) — сигнахского армянина, который стал создателем армянского натуралистического пейзажа. Его картин почти нет в Грузии, зато их много в армянских музеях. Это, наверное, самый известный армянский художник своего времени.
 
Могила Айвазовского
Левее входа, крайняя и снова у угла, расположена каменная плита, на которой несколько надписей. Это общая могила перенесённых из Ванкского собора, и одно из имён на плите — это Гавриил Айвазовский (1812 — 1880), брат того самого Айвазовского. Он приехал в Тифлис в 1879 году и умер уже через год. В этом самом храме он читал проповеди. Иногда пишут, что он похоронен на улице Гришашвили у храма Сурб-Саркис, ныне снесённого, но вот могила сейчас почему-то тут.
 
Рядом — четыре чёрные плиты на общем основании. Все эти люди армяне, в основном тбилисские, все генералы, все участвовали в русско-турецкой войне 1877 года и все лично знали друг друга. Ближайший к храму — Михаил Тэриелович Лорис-Меликов, тифлиский армянин, потомок князей Лори, генерал российской армии, победивший турков в Авлияр-Аладжинском сражении. Был министром внутренних дел и именно при нём убили Александра II, на чём его карьера министра и закончилась. Это единственное захоронение министра Российской империи в Грузии.
 
Надгробия генералов
Рядом — Иван Лазарев, участник переговоров о капитуляции Шамиля, второй после Меликова командир в Авлияр-Алаждинском сражении. Справа от него — Арзас Тер-Гукасов, тифлисский армянин, тоже генерал, участник строительства Военно-Грузинской дороги, участник штурма аула Гуниб, участник взятия и последующего спасения крепости Баязет (о чём снят фильм). И крайний справа — Бебут Шелковников, армянин из Нухи, так же генерал и так же участник Авлияр-Аладжинского сражения. Все эти четверо умерли примерно в одно время — между 1878 и 1881 годами. Что несколько странно. 
Как найти
Сурб-Геворк — пример храма, который не надо искать. Он сам будет всё время на виду. Откуда бы вы ни смотрели на Старый город в районе Майдана, синий купол Сурб-Геворка всегда будет на виду. Плохо то, что его трудно фотографировать. Со всех сторон что-нибудь закрывает его нижнюю часть, поэтому в кадр попадает только купол. Самая лучшая точка для съёмки — кабинка канатной дороги.
 
К храму можно так же выйти по Бетлемской улице — это, наверное, самое симпатичное направление. 
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.044405937194824 сек.