Сионский собор (სიონის ტაძარი) – это большой, хорошо заметный храм в Старом Городе на
Сионской улице, который до 2006 года был кафедральным собором и как бы главным храмом страны. Он назван Сионским в честь Успенского храма на Сионской горе в Иерусалиме, и так же является Успенским Собором, как все Сионские соборы в Грузии. В Грузии он называется просто
Сиони. Сейчас он интересен не только как архитектурное сооружение, но и как место хранения нескольких реликвий – например, здесь можно увидеть крест Святой Нино.
Название
Храм освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Выражаясь современным языком, он посвящён её смерти. Само это событие произошло в Иерусалиме, в доме Марии на Сионской горе. На этом месте в 415 году появился первый Успенский храм. Он стал Успенским по сути и Сионским по месторасположению. Мусульмане рушили его несколько раз, а в начале XII века крестоносцы восстановили его и так появился храм Sancta Maria in Monte Sion. В 1187 году мусульмане снова его порушили.
В Грузии в какой-то момент решили, что случайности неслучайны и стали все Успенские храмы называть Сионскими. Так и пошло. Странно то, что тбилисский Сионский собор строился почти одновременно с восстановлением иерусалимского храма крестоносцами. Тот иерусалимский храм дошёл до нашего времени в версии 1910 года.
История
Первый храм на этом месте начали строить в конце VI века. Примерно в 20-х годах VII века, незадолго до арабского нашествия, строительство было закончено. Мы не знаем, на что был похож храм в то время. Он современник
храма Джвари и
Атенского Сиона, поэтому мог быть похож на них. До XX века он стоял практически на самом краю скалистого берега реки.
Собор несколько раз разрушали – первыми это сделали арабы. Примерно 400 лет, всю эпоху
Тбилисского эмрата, храм простоял в руинах. А вот затем произошло загадочное. В любой книжке вы прочитаете, что в 1112 году Давид Строитель восстановил этот храм. Однако, Тбилиси перешел под власть Давида только в 1122 году, 10 лет спустя. В 1112 году Тбилиси еще был столицей
эмирата. И вот получается, что в формально мусульманском городе по неизвестной причине восстановили храм, причем построили его весьма большим. Как это могло произойти? Или мусульмане в те годы уже разрешали строить у себя христианские храмы, или же мусульман в Тбилиси стало совсем мало, или... Неизвестно. Частных средств не хватило бы на такую постройку, и средств эмирата тоже не хватило бы. Как грузинское государство могло построить такой храм на формально враждебной территории — тоже загадка.
Затем его разрушали и хорезмийцы в 1236, шах Измаил в 1522, и шах Аббас в XVII веке, и землетрясение 1668 года.
В 1657 году митрополит Элисе пристроил к храму притвор с южной стороны. В 1673 году собор видел французский путешественник Жан Шарден. «Самая главная из грузинских церквей — собор, называемый Сионским, расположен на берегу реки и весь построен из прекрасного тесанного камня. Постройка его относится к очень отдаленным временам», писал он. Шарден видел собор за 40 лет до облицовки, и очень жаль, что он не оставил подробностей экстерьера, а только упоминание прекрасного тёсаного камня (built all of fair hewn Stone, как сказано в английском издании 1686 года).
В 1710 году собор был облицован Болнисским туфом и принял тот вид, который имеет в настоящее время.
В те годы собор использовался для торжественных протокольных мероприятий. Например, тут зачитывались царские приказы. В этом соборе 25 января 1784 года царь Ираклий II подписал ратификационную грамоту, чем завершил церемонию подписания Георгиевского Трактата. Здесь же по этому случаю прошла торжественная литургия.
В сентябре 1795 года собор сильно выгорел во время
нашествия Ага-Мухаммад-хана. Рассказывают, что «грузинский митрополит заперся с духовенством в Сионском соборе, но персияне, вломившись в храм, сожгли иконостас, перебили священников, а старика митрополита сбросили в Куру с виноградной терассы его собственного дома. Та же участь постигла и всё армяно-григорианское духовенство, собранное по приказанию шаха в Ванкском соборе».
Когда в ноябре 1799 года российская армия вступала в Тбилиси, то царь встречал их именно здесь, на площади перед собором. Во всяком случае, именно так отображён этот момент истории на картинах французских художников.
16 февраля 1801 года здесь был зачитан манифест Павла I о присоединении Грузии к России. 12 апреля 1802 года тут же был зачитан манифест Александра I.
В первые годы XIX века в соборе было принято хоронить генералов. Здесь находилась могила генерала Лазарева, убитого царицей Мариам, и могила генерала Цицианова, убитого под Баку.
Современность
Сейчас в Тбилиси есть три храма эпохи XII—XIII веков, и Сионский один из них, но, к сожалению, та облицовка 1710 года изменила его экстерьер до неузнаваемости. Не осталось вообще никакой резьбы и украшений, которыми отличаются храмы той эпохи. Глядя на собор ощущаешь некоторый диссонанс между его возрастом и его внешним видом. Он напоминает даму лет сорока, которая старается выглядеть на двадцать.
По конструкции это типовой собор грузинского "золотого века". Он купольный, с двумя опорными колоннами и двумя приделами с севера и юга. Планировка собора и весь его интерьер едва ли поменялись с XII века. Смущают только своды, которые выглядят слишком готично. Вероятно их всё же перекладывали в поздние эпохи.
Иконостаса в соборе нет, вместо него классическая грузинская
алтарная перегородка (
канкели). Она сделана в пять пролётов, и с резьбой.
Она выглядит как новая, хотя теоретически может быть сделана в середине XIX века. Известно, что художник Гагарин создал не только фрески собора, но и разработал дизайн
канкели, основываясь на перегородке храма монастыря
Старая Шуамта. В 1904 году один исследователь писал, что шуамтинский "иконостас" «послужил моделью иконостаса в Сионском соборе, в
Тифлисе, когда при князе M. С. Воронцове он был реставрирован под опытным наблюдением князя Г. Г. Гагарина, что вполне гармонирует с общим типом грузинской церковной архитектуры, тогда как многоярусные иконостасы относятся к области египтокоптского церковного зодчества». Из этого отрывка следует, что Гагарин реставрировал что-то очень старое. Шуамтинский исходник не сохранился (или где-то спрятан), но в середине ХХ века была сделана такая вот фотография:
Как видим, похоже не очень. Сохранился эскиз Гагарина,на котором перегородка выглядит так:
Мы видим, что Гагарин как минимум заимствовал в Шуамте идею росписи алтарной перегородки. Но сейчас перегородка совсем другая, и пять арок вместо семи. Кто и когда внёс изменения, пока выяснить не удалось.
Сохранились упоминания и о предыдущих перегородках. Ещё в
XVI веке здесь стояла низкая деревянная перегородка, которую уничтожили персы при шахе Аббасе (ок. 1615 года). Чуть позже была поставлена высокая перегородка, вырезанная из мягкого камня (гажи). Она дожила до Гагарина, но он снёс её как неэстетичную.
Росписи
Фрески храма в 1795 году выгорели все. В 1853–1860 годах храм был заново расписан Григорием Гагариным, который старался работать в грузинском стиле, но все равно его стиль отличается от местного грузинского и даже все надписи сделаны на русском языке. Большинство росписей в наше время – это гагаринские. Он расписал все стены кроме почему-то западной.
Алтарная ниша и роспись Гагарина
В 1980–1983 годах прошла реставрация собора. Именно тогда местный художник Леван Цуцкиридзе получил лично от патриарха заказ на роспись собора. И он начал расписывать западную стены мрачными, модерновыми росписями, чего в Грузии не позволял себе ни один художник ни до ни после. И что-то пошло не так, где-то нарушили технологию, и краска испортилась. Цуцкиридзе так и не окончил свой странный труд. Западная стена по сей день чёрная с бледными фигурами. Лучше всего видно фигуры в арках опорных столбов – там изображены какие-то святые в героических позах советских героев.
Тут требуется отступление. Творения Цуцкиридзе могут вызвать лютую ненависть, и ощущение, что он плохой художник, но это не совсем так. Он действительно работал под впечатлением от старинных грузинских фресок, и имел смелость в советское время рисовать религиозные сюжеты, и у него это неплохо получалось. Его картины можно увидеть в
Музее изобразительного искусства на Руставели. Проблема в том, что его стиль не очень подходит для росписи храмов. Кроме того, здесь он как будто не старался. Вот можете сравнить голову выше с головой ниже, написанной в том же 1982 году. Он умел.
Два придела собора расписаны уже в наше время. Это совсем новые росписи, но сделаны по всем каноническим правилам и довольно симпатичны. В северном приделе можно найти "схождение Святого Духа на апостолов" и сцену
строительства Светицховели, в южном – архангелов Михаила и Гавриила и еще много всего.
...
Крест Святой Нины
Самое историческое и интересное в соборе – это крест Святой Нины, главная реликвия Грузии. Это вроде бы тот самый крест, с которым Нина вошла в Иберию в 1 июня 320 года. Многие века с самого момента Крещения Грузии его прятали в труднодоступных местах, вывозили даже в Россию, а сейчас он помещен в оклад внутри храма, немного левее алтарных врат. При этом даже с близкого расстояния сам крест не видно, он завернут в ткань. На каменной рамке вокруг креста написано примерно "Честной крест помилуй нас", причем написано не шрифтом асомтаврули, как обычно делается в храмах, а современным шрифтом, хотя и стилизованным под древний.
....
Облицовка
Собор облицован туфом со всех сторон, кроме фундамента. Там, в самом низу, можно увидеть оригинальный камень XII века. Кроме того, старые стены кое-где видны кусочками. Если входить в собор из южного придела, то справа от входа виден каменный угол, оформленный сильно потертой полуколонной. Это очень похоже на оригинальную резьбу первых лет. Левее входа в нише виден целый кусок стены.
Старую кладку видно и в стенах южного придела, но он построен позже самого собора.
Захоронения
Сейчас в соборе и вокруг него можно видеть около десятка могильных плит. Снаружи хоронили в основном епископов и клир собора. Внутри перед алтарной стенкой, по левой стороне, видны чёрные плиты могил патриархов – чаще советского времени. Ближе к южной стене остались могилы князей Джамбакур-Орбелиани.
Но есть и странности. В соборе были похоронены генералы Лазарев и Цицианов. И эти могилы должны были быть очень заметными, ибо Цицианов всё же был Главнокомандующим на Кавказе. И везде написано, что они есть. А их нет. По этому вопросу даже местные краеведы еще не пришли к пониманию.
Как найти
Сионский собор хорошо виден с любой смотровой площадки. Он распознается по серому куполу, по тёмному куполу соседнего собора Норашен и по маленькой колокольне со шпилем. Если вы бродите по переулкам Старого города, то надо сначала попасть на улицу Леселидзе, а затем как-то вывернуть на параллельную ей Сионскую улицу.