На главную Тбилиси Мтацминда Грузинский музей изобразительных искусств
Грузинский музей изобразительных искусств

Грузинский музей изобразительных искусств (ქართული სახვითი ხელოვნების მუზეუმი) — музей в Тбилиси на проспекте Руставели, в котором выставлены картины грузинских художников советского и постсоветского времени. По сути это музей современного искусства, но это название присвоил себе музей Церетели. Это крупнейший музей живописи в  Грузии и, вероятно, самый большой музей вообще в стране. В музее три этажа и 34 зала. Если его посещать вдумчиво, то на это надо потратить два-три захода. И это не так просто, поскольку это самый дорогой музей в Грузии. 

 

Музей изобразительных искусств

 

Краткая история здания

В 1860-е годы на этмо месте стоял окружной суд, а в 1895 году здание реконструировали под гостиницу. Архитектором был известный тогда Альберт Зальцман. Так появилась гостиница «Ориант», в которой в 1928 году виртуально жил Остап Бендер, а в 1936 году уже реально умер от отравления партийный вождь Нестор Лакоба. Здание сгорело во время боёв за парламент в декабре 1991 года и январе 1992 года. Ещё в 2011 году на его месте была стройка, огороженная забором.

 

К 2018 году было завершено то здание, что мы видим сейчас, и 2 октября того года в нём открылся музей. Туда переместилась частная коллекция Гии Джохтаберидзе и Мананы Шеварднадзе. Это дочь Эдуарда Шеварднадзе и её муж. 

 

Само здание внешне немного напоминает соседний театр Руставели. В плане оно имеет вид прямоугольника с крытым двором посередине. В этом дворе находится стеклянная шахта с лифтами и лестницами. Стеклянная лестница — это не очень удобно и временами несколько неприятно. Не все готовы стоять на стекле на высоте пяти этажей. К счастью, там есть лифт, а посетителей в здании мало, так что очередей к лифту не бывает.

 

Все туалеты на 1-и этаже и только там. В залах есть скамейки, сидеть на которых не то чтобы очень удобно.

Что там сейчас

В музеетри этажа, 34 зала и примерно 3500 экспонатов. Это очень много. Обычно одному художнику выделен один зал, хотя все залы разных размеров. В музее представлены 68 художников, что означает, что вам желательно пробежать глазами 68 биографий и что-то из них запомнить. Художники рассортированы хронологически сверху вниз от старых к молодым. Таким образом, 5-й этаж посвящён творениям 1950-х и 1960-х годов, 4-й этаж творениям 1970-х и 1980-х, а 3-й этаж отдан под 1980-е и 1990-е, но сортировка идёт скорее по возрасту художников, а не по времени создания картин.

 

Подсказка: складывается ощущение, что качество работ понижается сверху вниз. Правилами рекомендуется начинать сверху, и это логично. Пройдя 5-й этаж и 4-й, можно на этом и остановиться, чтобы не перегружать мозг. Пропустив 3-й этаж вы немного потеряете. 

 

Ниже попробуем перечислить всё выдающееся, или хотя бы его часть. На каждом этаже залы расположены кольцом вокруг центральной шахты. Центральный зал с шахтой лифтов и лестниц тоже является выставочным пространством, но там представлены те невезучие художники, которым пожалели отдельного зала.

Пятый этаж

Начнём от зала №1. Здесь представлен Эдмонд Каландадзе (1923—2014). Он начал карьеру художника в 1950-е, а в 1991 году стал министром культуры при президенте Гамсахурдия, что само по себе удивительно. Считается, что он сильно повлиял на весь ход развития грузинской живописи. По картинам видно, что он неплохо рисовал в 1950-е, в духе импрессионизма. Портрет матери вышел отлично, и автопортрет неплохо. Но потом полюбил яркое и пёстрое, и стал напоминать Церетели.

 

Эдмонд Каландадзе
Эдмонд КаландадзеЭдмонд КаландадзеЭдмонд КаландадзеЭдмонд Каландадзе
автопортрет
портрет матери
 "Древности"
Метехи утром

 

Зал № 2 занимает художник Гиви Вашакидзе и частично скульптор Эглуджа Амашукели. Вашакидзе (1937—2017)  был учеником Кутателадзе, рисовал в основном в стиле абстракционизма. Некоторые его работы напоминают Сальвадора Дали, но некоторые маловыразительны и подходят больше для оформления какой-нибудь советской столовой. В этом беда многих художников: их картины не очень смотрятся в рамках на стенах, они уместнее как фон для каких-то действий. 

 

Гиви Вашакидзе
Гиви ВашакидзеГиви ВашакидзеГиви ВашакидзеГиви Вашакидзе

 

Зал №3. Один из самых интересных на всём этаже. Здесь выставлены Кутателадзе и Магалашвили. Аполон Кутателадзе (1900—1972) некогда военнослужащий грузинской армии, участник битвы за Тбилиси 1921 года (конкретно боя за Табахмелу), в 1926 окончил Академию художеств, в 1959-1972 сам был её ректором. Его третьей женой была дочь Кирилла Зданевича, а их сын Караман тоже стал художником и попал в 10-й зал 3-го этажа.


зал №3 5-го этажа
зал №3 5-го этажа.

Кутателадзе умел рисовать большое, что не многим удаётся. В 1970 году он написал «Марш Тамары» (иногда датируется 1967 годом), потрясающую картину на всю стену, где изображена Тамара и какая-то её армия на жёлтом фоне. Тут хорошо всё: и динамика, и цвета, и композиция. Музей поместил эту картину на свой буклет, что само по себе много о чём говорит. 

 

Аполон Кутателадзе
Марш ТамарыОхота ТамарыРтвелиКартли
 Марш Тамары
 Охота Тамары
 Ртвели Картли


У Кутателадзе есть ещё одна похожая картина: «Охота Тамары». Там тоже яркое на жёлтом, но размеры и сюжет поскромнее. Но при таких пафосных сюжетах ему удавались и простые вещи. Например, потрясающе минималистичная картина «Картли», которая действительно передаёт цветовую гамму Центральной Грузии.

 

Кетеван Магалашвили (1894—1973) в том же зале, это ученица Мосе Тоидзе и Оскара Шмерлинга, близко общалась с Дмитрием Шеварднадзе, в 1923—1926 годах училась в Париже, общалась с Ахвледиани и Гудиашвили. Рисовала очень качественные портреты, в том числе самого Шеварднадзе.

 

Кетеван Магалашвили
Кетеван МагалашвилиКетеван МагалашвилиКетеван Магалашвили
автопортрет
девушка в голубом
 Д. Шеварднадзе

 

Зал №4 занимает Александр Бандзеладзе (1927—1992), человек с тяжёлой биографией. В 1920-е его сослали в Иркутск, он вернулся в 1932 году, как-то пережил террор, но был изгнан из Академии художеств в 1949 году. В 1978—1988 годах расписывал церковь Дидубийской Богоматери. Его работы серые, мрачные, депрессивные. Ему явно не нравилась реальность в которой он жил, и он, как говорят,  вернул грузинской живописи абстрактное.

 

Александр Бандзеладзе
Александр БандзеладзеАлександр БандзеладзеАлександр Бандзеладзе
"два шара"
нечто
зал №4

 

Небольшой зал № 5 занимают два художника. Один из них это Наталья Палавандишвили (1921—2006), которая окончила Академию художеств в 1945 году, потом много общалась с Еленой Ахвледиани. У неё хорошо и качественно получались портреты. В музее присутствуют портреты Елены Ахвледиани и Верико Анджапаридзе. Иногда Палавандишвили рисовала городские пейзажи, но они впечатляют меньше.

 

Наталья Палавандишвили
Наталья ПалавандишвилиНаталья Палавандишвили
Елена Ахвледиани
В. Анджапаридзе

 

Второй художник в зале это Леопольд Дзадзамидзе (1922—1966). Это грузинский Моне. Явный импрессионизм, яркие картинки большими мазками, пленерные работы, но в целом ничего выдающегося.

 

Зал № 6 занимает Темо Джапаридзе (1937—2012). Первый грузинский нокомформист 1960-х годов. Всё время искал какие-то новые ходы и стили, поэтому его работы очень разные. Из-за этого его сложно узнать, а это большой минус для художника. Едва ли тут что-то вас сильно зацепит.

 

Темо Джапаридзе
Темо ДжапаридзеТемо Джапаридзе

 

Зал № 7 занимает Джибсон Хундадзе (р. 1927). В юности рисовал очень даже неплохо и оригинально (см, например, его «Серные бани»), но потом стал мрачнее, темнее, абстрактнее, и как будто что-то утратил от ранних способностей. Так часто бывает с художниками. Но считается в искусствовелдении важным и этапным художником.

 

Джибсон Хундадзе
Джибсон ХундадзеДжибсон Хундадзе

 

Зал № 8 занимает ни кто иной как Леван Цуцкиридзе (1926—2021), известный многим по росписям Сионского Собора. Тоже ученик Кутателадзе. В 1953 году его послали копировать фрески Давид-Гареджийского монастыря, что изменило его сознание: он стал рисовать религиозные сюжеты, что было довольно смело в то время. И неплохо рисовал. Кто видел его творения в Сионском соборе может подумать, что он плохой художник, но нет, он вполне себе преемлемый, хотя его стиль больше подходит именно для оформления помещений или книг (и он действительно много всего рисовал для книг). У него неплохо получаются бледные фигуры святых, хотя от реальных фресок это очень далеко.

 

Леван Цуцкиридзе
5-й этаж, зал №8Леван ЦуцкиридзеЛеван ЦуцкиридзеЛеван Цуцкиридзе

 

Зал № 9 занимает Зураб Нижарадзе (1928—2021), ученик Аполона Кутателадзе, учился в Академии художеств и преподавал в ней. По яркости и броскости чем-то напоминает Зураба Церетели, но есть в нём что-то смутное и от Ренуара, как будто он разрывался между двумя этими направлениями. Жаль, что Ренуар в нём в итоге не победил.

Четвёртый этаж

Если на 5-м этаже доминируют те, кто родился в 1920-е годы и ранее, то на 4-м мы видим поколение родившихся в 1930-е и 1940-е. Их работа пришлась на постсталинское время.

 

Зал № 1 занимают Отар Чхартишвили и Давид Монавардишвили. Чхартишвили (1938—2006)тоже выпускник Академии художеств и ученик Кутателадзе, которого несколько раз изгоняли из Академии. Участвовал в «Бульдозерной выставке» в Москве в 1974 году. Это художник протеста. Андеграунд. И, надо сказать, как андеграунд это весьма неплохо. Особо удивляет тут кактина «Грузия» с изображением падающего собора. Для 1980 году это нетепичный пессимизм.

 

Отар Чхартишвили
Отар ЧхартишвилиОтар ЧхартишвилиОтар ЧхартишвилиОтар Чхартишвили

 

Зал № 2 заняла Эсма Ониани (1938—1999). Выпускница Академии, ученица Учи Джапаридзе, в 1966—1967 годах директор грузинского ТВ. Потом преподавала. Её жанр можно назвать «Миллион оттенков бордового».

 

Эсма Ониани
Эсма Ониани

Зал № 3, один из самых интересных, занимают Канделаки и Гиви Тоидзе. Владимир Андреевич Канделаки (1943-) был сыном Андро Канделаки, инженера, который уехал из России в Грузию в 1918 году и потом стал художником-карикатуристом. В 1980 году преподавал в Академии художеств. Он неплохо рисовал городские пейзажи, и ему хорошо удавались весёлые, яркие инсталляции. Его можно любить или не любить (как всё эпатажное), но он запоминается, производит сильное впечаление, и никому не подражает, во всяком случае внутри Грузии.

 

Вова Канделаки
Владимир КанделакиВладимир КанделакиВладимир КанделакиВладимир Канделаки

 

Странно, что на аукционах его картины продаются за суммы в пределах 1000$, что совсем немного.

 

Гиви Тоидзе (1932—2022) был внуком художника Мосе Тоидзе. Рисовал в основном пейзажи. Ничего особенно выдающегося, но вполне прилично и качественно.

 

Гиви Тоидзе
Гиви Тоидзе

 

Зал № 4 отдан под Радиша Тордиа (1936-). Его картины каким-то образом попали во многие частные коллекции мира, в основном в руки различных политиков. И надо признать, что он рисовал неплохо. Мягко, пастельно, туманно, хотя и не особенно оригинально. Но в любом случае, это живопись, и она хорошо смотрится именно в раме, а не на обложке журнала.

 

Радиш Тордиа
Радиш ТордиаРадиш Тордиа

 

Небольшой зал № 5 занимают несколько малоизвестных, но симпатичных художника: Дибарян, Хуцишвили, Мирзашвили и Агапишвили.

 

Большой зал № 6 занял Дмитрий Эристави (1931—1921). Он много лет оформлял различные периодические издания, и это сказалось на его стиле. Это больше графика, чем живопись. Почти половина всех его работ — это девушки в чём-то очень коротком. Девушки почти одинаковые, во всяком случае их ноги. Видимо, это отражает лёгкость мироощущения хрущёвской отепели.

 

Дмитрий Эристави
Дмитрий Эристави

 

Угловой зал № 7 занял Гоги Чагелишвили (1944-). Этому художнику почему-то удавались зимние пейзажи. Всё остальное довольно типовое для своего времени.

 

Гоги Чагелишвили
Гоги ЧагелишвилиГоги ЧагелишвилиГоги Чагелишвили

 

Зал № 8 — это Темо Гоцадзе (1941-), ученик Аполона Кутателадзе. В его время в моду вошло совмещать сюрреализм и мифологические сюжеты с примесью исторических. Он вам наверняка запомнится, и может быть единственный из всего музея. Он может нравится или не нравится, но его ни с кем не спутаешь, а это важно для современного художника. По стилю он чем-то напоминает Цуцкиридзе с 5-го этажа, но тот скромнее, бледнее и менее эпатажен. У Гоцадзе всё как будто слегка недоделанное.

 

Темо Гоцадзе
Темо ГоцадзеТемо Гоцадзе

 

Зал №  9 занимает Ираклий Парджиани (1950—1991). Это сван, который родился в Местии. Это само по себе уникально. Кажется, это единственный сван на весь музей. А так как у сванов были свои традиции иконописи, то можно попробовать поискать их в его картинах. Парджиани учился в 1968—1974 годах, а потом стал одним из первых грузинских модернистов. Рисовал очень различно: и ярко и серо, и на разные сюжеты.

 

Ираклий Парджиани
Ираклий ПарджианиИраклий Парджиани

 

Зал № 10 — это Бачанашвили и Шахназаров. Про первого трудно сказать что-то внятное, а второй — это скульптор. По своему забавный и запоминающийся.

 

Эдуард Шахназаров

 

Зал № 11 занял художник из Очамчиры, Коки Махарадзе (1929—1992). Он тоже учился у Аполона Кутателадзе (1943—1953 годы) в Академии, потом сам преподавал в 1960-е и был учителем Вепхвадзе. Он любил исторические темы (чем в Грузии сложно удивить), но внезапно стал рисовать на восточную тематику, рисовал Александрию, Стамбул и Индию. И вот это очень необычно для грузинского художника. Но запомните вы его по картине с белым быком. Она вроде как просится на стену какой-нибудь столовой, но если вникнуть, она сложнее и есть в ней что-то цепляющее, примерно как у зверей в исполнении Пиросмани.

 

Коки Махарадзе
Коки МахарадзеКоки МахарадзеКоки Махарадзе

 

Есть ещё зал № 12, центральный, где понемногу собрано разных художников: там Михаил Эристави, Цира Каландадзе, Гаяне Хачатурян, Корнелий Санадзе и ещё некоторые, и среди низ внезапно Сергей Параджанов и Уча Джапаридзе. Последний — весьма известный художник, преподаватель и ректор Академии художеств, но он представитель соцреализма и в этом здании смотрится странно. Но его тут совсем мало.

Третий этаж

Если спускаться сверху вниз, то третий этаж уже не произведёт сильного впечатления. Тем более, верхние два этажа очень сильно перегрузят ваш мозг. Здесь выставлен нео-экспрессионизм, поп-арт, гиперреализм, концептуализм и абстрактный экспрессионизм. Возможно, стоит отложить 3-й этаж для второго посещения и посмотреть его уже на свежую голову. Если всё рано не впечатлит, то всегда можете подняться выше.

Выводы

Многие люди не любят современную живопись и могут сказать, что заполнять ею огромный дом на проспекте Руставели бесполезно и бессмысленно. И их можно понять, потому что современная живопись в Грузии бывает весьма бессмысленной, но конкретно в данном случае галерейщики тратили деньги по делу. Некоторые художники тут яркие и интересные, некоторые сложные и необычные. Музей в целом оставляет очень много впечатлений. Даже слишком много, так что его стоит посетить несколько раз. Это гораздо информативнее, чем музей Церетели, из которого вы узнаете только то, что Церетели такой же художник, как все остальные, разве что немного похуже.

 

Подобно посещению тбилисской оперы или театра, это посещение покажет вам Грузию без шашлыков и таксистов, Грузию думающую, а не галдящую. Это небольшой островок городской культуры, который не поглотила культура деревенская. Музей однозначно надо посетить, несмотря на его драконовские цены. Даже если у вас фобия на современную живопись. Даже если вы сам художник и ненавидите всех других художников.

Формальные данные

Музей работает с 10:00 до 19:00

 

Входной билет 18 лари (цена мая 2022 года)

 

Пенсионерам, инвалидам и студентам 8 лари

 

Бесплатно детям до 6 лет

 

Выходной: понедельник


 

музеи Грузии
муз. Абашидзе муз. Аджарии
Батумский арх.Болнисский
Боржомскиймуз. В. ПшавелыВанский арх.
 Воронцовский ГорийскийГолубая галерея
Муз. Изобр. иск.
Муз. Искусств
Зестафонский
Кутаисский
КазбегскийКаспский
ЛанчхутскийМартвильскиймуз. Маяковскогомуз. ПиросманиСигнахский
муз. СталинаМузей СванетииТипографияТелавскиймуз. Ист. ТбилисиХашурский
Хонский
ЦеретелиЦхалтубскиймуз. ЧавчавадзеЧиатурскиймуз. Шёлкамуз. ШаликашвилиЭтнографии
Грузинский национальный музей имени Джанашиа (+ муз. оккупации)
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.046164035797119 сек.