Болнисский музей
Болнисский музей (ბოლნისის მუზეუმი), формально Болнисский музей истории и археологии — большой музей с археологическим уклоном в городе Болниси, самый новый грузинский музей по состоянию на 2021 год, и фактически самый информативный и интересный из провинциальных. Крупнейшая достопримечательность Болнисского района и фактически главный музей в Квемо-Картли.
 
Болнисский музей
История
Первый музей в городе Болниси появился в 1951 году. Это было, вероятно, как-то связано с раскопками, которые широко велись по всей Грузии в те годы. Долгое время музей занимал маленький голубой домик в центре города. Экспозиция занимала два этажа, вход стоил 1 лари даже тогда, когда многие музеи стоили 3 лари.
 
Старый болнисский музей
Болнисский музейБолнисский музейБолнисский музей
 
Около 2011—2016 годов он всё ещё оставался пыльным советским музеем с чёрно-белыми фотографиями 50-х годов на стенах. Ходили слухи, что скоро построят новое здание, и вот в мае 2020 года, когда свирепствовала пандемия, это свершилось. Музей получил новое здание на окраине Болниси, новые экспонаты, новый дизайн, и из провинциального музейчика превратился в лучший из всех грузинских музеев. При этом он вошёл в структуру Национального Музея Грузии.
Современность

Этот музей имеет сильный уклон в археологию, поэтому приходить сюда имеет смысл тем, кто имеет какое-то представление об этой науке. Самый большой кусок экспозиции посвящён культуре Шулавери-Шому. Так бывает, что в провинциальном музее экспозиция в целом скучноватая, но есть какой-то один уникальный экспонат, ради которого в музей стоит зайти; тут всё иначе: тут сразу много ценных экспонатов, помимо того, что это вообще единственный музей культуры Шулавери-Шому и один из немногих на планете музеев имеющих самое прямое отношение к Неолитической революции. (Наверняка другие такие музеи есть, хотя автор их не видел).

 

В музее один этаж, три маленьких зала и один большой для постоянной экспозиции, и ещё один зал для временной.

 

С улицы вы попадаете на ресепшен, откуда налево — вход, а направо — кафешка и туалеты. Наличие кафешки огромный плюс, потому что музей такого масштабанелегко посещать с одного захода. Полезно сделать паузу. (В сентября 2021 года не работала)

 

После кассы вы заходите в 1-й зал. Это небольшой длинный зал, который повествует о Дманисских гоминидах и немного о геологической истории Грузии вообще. В части гоминидов он во многои дублирует Национальный музей и Дманисский музей. А ещё тут есть видяшка, показывающая изменение очертаний материков за последние 200 миллионов лет, то есть визуализация статьи этого сайта про первобытность.

 

В дальнем конце зала стенд с орудиями эпохи палеолита.


Болнисский музей
Первый зал

 

Из 1-го зала во 2-й ведёт хитрый полукруглый переход. В этом переходе начинается главная часть экспозиции, культура Шулавери-Шому. То есть, это культура людей, которые первые пришли в необитаемое Закавказье после Мезоккского похолодания и принесли с собой умение выращивать еду. Это случилось после 6000 года до нашей эры. С их приходом в Закавказье началась Неолитическая революция. И вот стенд в переходе показывает предметы быта первых земледельцев Закавказья, в частности, серп с наборными лезвиями.

 

Болнисский музей

Часть поселений той эпохи найдена в Болнисском районе, а часть — в соседнем Марнеульском, например, поселение Гадачрилис-Гора. Жители этих поселений строили круглые домики, напоминающие юрты. было бы совсем круто сделать модель такого поселения, но авторы музея этого нюанса не додумали. Но додумали другое: те домики складывались из кирпичей, и тут выставлено таких кирпичей сразу несколько.


Болнисский музей
кирпичи

Это кирпичи возрастом 8000 лет, и они выглядят примерно как и современные. Сейчас в статьях про вино часто пишут, что грузинскому вину 8000 лет, но никто не додумался написать, что грузинскому кирпичу тоже 8000 лет. А если такое написать, то едва ли кто впечатлится и станет охотнее покупать кирпичи. Однако ж, это одно из величайших изобретений человечества: изобретённый однажды, кирпич принципиально не менялся в течение тысячелетий. 

 

В центре большого зала две витрины полукольцом. На первой предметы неолита, в том числе обсидиановые лезвия и какие-то костяные отвёртки.


Болнисский музей
Неолит

 

Большие куски обсидиана - это то, что в науке называют нуклеус. Это от них откалывали тонкие пластинки. Музею отдельное спасибо за то, что выложил не 5-6 штук, как остальные музеи, а сразу множество. Тут надо иметь в виду, что в Болнисском районе нет своего обсидиана. Его приносили с Джавахетского нагорья. Это своего рода импорт.


Болнисский музей
обсидиан

Слева на стене, судя по табличкам, заканчивается эпоха Шулавери-Шому и начинается эпоха Куро-Аракской культуры. Предметов тут немного. Это понятно, вся К-А культура изучалась по находкам в Квацхетле и по прочим поселениям соседней области Шида-Картли. Однако ж, тут выставлен такой раритет, как медный топор.

 

Медный топор
Медный топор

 

Культура Шулавери-Шому где-то в своём завершении перешла в Медный век. Это довольно спорный век, и не все согласны с его существованием. Однако ж, были времена, когда люди освоили металлургию и выплавили свои первые топоры из чистой меди. Вот такие как на стенде. Обидно, что при топоре не написали его примерный возраст и место обнаружения.

 

Далее экспозиция становится немножечко невнятной. Кажется, она хочет сказать, что в ту эпоху что-то интересное творилось в Сакдриси (где были найдены золотые шахты), и там нашлик акие-то камни, так что ими завесили всю торцовую стену зала.


камни на стене

 

Тут же под полом под стеклом сделано что-то вроде захоронения со скелетом, но и тут постенялись подписать, что это за экспонат.

 

И уже перед выходом из зала есть стенд Триалетской культуры. Это Среднебронзовый век, и вот вам множество бронзовых топоров.


Болнисский музей
Триалетская бронза

Этот стенд интересен не столько тем, что на нём есть, сколько тем, чего на нём нет: на нём нет колхидских топоров. Ни один из них не добрался до этих мест. А полукруглые топоры очень похожу на топоры того же века из Кахетии. То есть, Восточная Грузия имела культурную общность уже в те годы (примерно в 3000 году до н.э.)


Болнисский музей
бронзовые копья

 

Идём в третий зал. Тут средневековье. То есть, самая тёмная эпоха в истории Квемо-Картли. Мы знаем про неё очень мало. Поэтому и выставлено тут немного. Зато выставлено красиво. Например, прямо по центру зала стоит алтарная перегородка XIII века из Сакдрисхеви. Это типичная алтарная перегородка той эпохи. Почти эталонная. Слева - стелла ддманисского эмира по имени Иоб.

 

Болнисский музей
алтарная перегородка

 

Слева у стены каменный саркофаг с надписью шрифтом асомтаврули. Причём очень крупным.

 

Болнисский музей
Болнисский музей

 

Последний, четвёртый, зал — про болнисских немцев. Понятно, что в советском музее не было такой экспозиции, и понятно, что сейчас без неё музей выглядел бы странно. Однако, музеи этнографии неэкзотических народов редко бывают зрелищными. Здесь хотя бы поместили большую карту с маршрутом переселения немцев в Грузию. Это полезно.


карта переселения

 

Остальное — немножечко вещей, книги, старая карта Екатериненфельда. Скромно, но хотя бы оформлено красиво.
 
немецкие вещи

 

Наконец, пятый, дополнительный зал предназначен для временных выставок. Осенью 2021 года там можно увидеть картины немецких художников,которые жили в Грузии. Это Пол Франкен, Оскар Шмерлинг, Ричард Соммер и иные. Франкен интересен как художник, изображающий Грузию в эпоху романтизма. Вот, например, Метехская скала и Метехский собор в его исполнении (фрагмент):


"Старый Тбилиси" (1879)

 

..

Минусы музея

Создатели музея проделали большую и интересную работу, но забыли про маленький нюанс: вещи надо называть своими именами. Здесь во многих случаях не подписаны экспонаты, вместо этого сбоку приделана табличка, рассказывающая об эпохе в целом. Не подписана крупным шрифтом витрина с Триалетской культурой (Она там вообще нигде не названа по имени). Не подписано захоронение под полом. Ничего не сказано про медный топор. Наверное, авторы были специалистами, для которых всё это самоочевидно и им не пришло в голову объяснять простые вещи непосвящённым. Это огромный минус, потому что задача музея — приводить в систему ту кашу, что бывает в голове у среднего человека. Это называется Просвещение. Для этой работы не надо быть специалистом, надо просто обладать системностью мышления. Обидно, что важнейшие и интереснейшие моменты просто пройдут мимо внимания посетителя из-за того, что в экспозиции не расставлены нужные акценты.

Формальные данные

Музей работает по всем дням кроме понедельника.

Музей работает с 10:00 до 17:30

Стоимость билета взрослым - 5 лари.

Школьникам и студентам 0,5 лари

Экскурсия с гидом стоит 45 лари.

Заявлена особая экскурсия за 200 лари, но сотрудники сказали, что такого нет, а на ресепшене упомянуто просто случайно. 

 

Музей находится на восточном выезде из Болниси и хорошо виден с дороги.

 

Координаты: 41°27'9"N   44°33'51"E

 
 
музеи Грузии
муз. Абашидзе муз. Аджарии
Батумский арх.Болнисский
Боржомскиймуз. В. ПшавелыВанский арх.Воронцовский
ГорийскийИнструментов
Муз. ИскусствЗестафонскийКутаисскийКазбегскийКаспский
Мазниашвили
Мартвильскиймуз. Маяковскогомуз. ПиросманиСигнахскиймуз. СталинаМузей СванетииТипографияТелавский
муз. Ист. ТбилисиХонский
Цхалтубский
муз. ЧавчавадзеЧиатурскиймуз. Шёлкамуз. ШаликашвилиЭтнографии
Грузинский национальный музей имени Джанашиа (+ муз. оккупации)

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.035057067871094 сек.