Алтарная перегородка

Алтарная перегородка (კანკელი)  — часть интерьера христианского храма в восточном православии, которая выполняет примерно те же функции, что и иконостас. Человек, привычный к российской христианской культуре обычно называет алтарную перегородку иконостасом, что не совсем верно, хотя у них много общего. Алтарные перегородки были свойствены храмам Византии, Ближнего Востока и Закавказья, но со временем их много где потеснили российские иконостасы. В Грузии с 1990-х годов начался алтарно-перегородочный ренессанс, которые вернул к жизни этот исторический артефакт.

 

Алтарная перегородка в Сионском соборе

История

Первые христианские храмы, такие как Латеранский собор, Ватиканский собор и Храм Гроба Господня имели вид базилики с восточной нишей, которая сначала ничем не отгораживалась. Этот принцип стал общим во всём христианском миер того времени. Когда армянская церковь ушла в раскол, она унесла с собой эту традицию, законсервировала, и следует ей по сей день. Вы можете зайти, например, в армянский храм Нор-Эчмиадзин в Тбилиси, и увидеть там такой способ оформления алтарной ниши.  

 

Алтарная ниша храма Нор-Эчмиадзин

 

Очень редко такие алтарные ниши, без стенок, встречаются и в Грузии. Возможно, там просто снесли что-то старое и деревянное и временно оставили место пустым. Пример такого оформления мы видим в храме монастыря Старая Шуамта.

 

храм в Старой Шуамте

 

Пишут, что изредка алтарную нишу огораживали чем-то вроде решётки или невысокого ограждения. А потом наступил V век. В этом веке в восточном христианстве появилось мнение, что христианский храм должен быть похож на Скинию Завета, как она описана в книге «Исход». В 26-й главе сказано так:

 

31. И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть деланы на ней херувимы;
32. и повесь её на четырёх столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, а четырех подножиях серебряных;
33. и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых. 

 

Наверное, в те годы решили, что храм должен быть построен не как угодно, а определённым, прописанным в Библии способом. Теперь алтарная ниша стала аналогом ветхозаветного Святая Святых, а остальная часть храма стала аналогом Святилища. Алтарную нишу стали отгораживать столбами, чаще четырьмя, строго по тексту, а на столбы вешать завесу (греч. катапетасма). Чуть позже придумали класть брус поверх столбов. И такая традиция просуществовала лет 400 или около того. Удивительно, но в упомянутом ранее монастыре Шуамта присутствует эта самая конструкция из четырёх стобов. 

 

Интерьер Шуамты

 

Так выглядели алтарные ниши христианских храмов с V по IX век. А потом в Византии появилось, распространилось, а потом было побеждено иконоборчество. Возникла мода помещать между столбами иконы. Так возникла классическая артарная перегородка, которую сейчас можно видеть почти в каждом грузинском храме. Кое-где они встречаются и на Балканах. Надо признать, что очень рано возникла традиция украшать перегородки орнаментами, а иногда даже и изображениями святых, но эти изображения помещали на верхний брус. Византийская эстетика воспринимала этот брус как смысловой центр композиции, поэтому ему и столько внимания. В Грузии сохранилась вроде бы всего одна перегородка такого типа — в монастыре Цхракара.

 

Перегородка в Цхракара

Здесь плохо видно роспись верхней части, поэтому вот фрагмент крупным планом:

 

У этой пеергородки уже шесть столбов, и снизу добавилась стенка, поэтому она выглядит не так архаично как шуамтинская, но зато осталась роспись, а это самое интересное.

 

Греки назвали алтарную перегородку темплон, и это слово перешло в некотрые языки, например в македонский, сербский, болгарский, и в русский язык в виде уже забытого слова тябло. В Грузии её назвали канкели. Правда, в греческом мире появилось и слово иконостасис

 

Эта перегородка имела вид каменной стенки. Вместо икон часто делались фрески. Дерево вроде бы вообще не применялось. И только века с XII или XIII из-за нехватки камня и времени алтарные перегородки стали делать деревянными.

 

Примерно века с XV в Московском царстве решили к нижниму ряду икон добавить ещё один. Потом ещё один, и в итоге их стало пять, а алтарная перегородка поднялась до свода храма и стала называться иконостасом. В XVII веке  в Россию пришла культура барокко, и иконостасы стали украшать позолоченной резьбой. Около 1795 года эта традиция проникла за Кавказ и привела к тому, что в Успенском соборе замка Ананури был сделан иконостас российского типа.

 

Иконостас Успенского храма

 

В 1640 году московские послы Федор и Андрей посетили собор монастыря Алаверди, и и сразу бросилось в глаза отсутствие иконостаса: «А олтарь с церковью не розгорожен; вместо переграды и вместо образов местных завешены кизылбашскими камочками и выбойками, а вместо царских дверей завес, отлас золотной по червчетой земле». В этом описании упоминается камка (шёлковая ткань), выбойка (ситец) и червчатый цвет (малиновый).

 

После 1801 года традиция иконостаса вместе с российской  армией пришла в Грузию всерьёз и надолго. В XIX веке многие грузинские храмы были изнутри переоформлены по российскому образцу. Примерно то же самое происходило и вокруг, на Балканах, в Стамбуле и даже в Египте, только без армии, а просто под влиянием. Некоторые иконостасы той эпохи сохранились: например иконостас 1889 года в монастыре Бодбе.

 

Потом пришла советская власть, которая слабо интересовалась церковными интерьерами.

 

А в 1989 году церкви вернули общинам, и начался процесс восстановления храмов. Денег хватало не всем. Ещё в 2020 году в некоторых храмах мы видим временные фанерные алтарные перегородки. Но в основных храмах появились новые, каменные стенки с самым разным количеством столбов.  

Современность

В современной Грузии в большинстве случаев вы увидите новодельные алтарные перегородки, изредка реконструированые, и совсем редко — оригинальные, уцелевшие от прежних эпох. Иногда такие перегородки примитивны и явно временны; например, в знаменитейшем храме Джвари канкели деревянная, без всяких украшений. А в храме монастыря Марткопи она тоже деревянная, но с украшениями в виде резьбы. В совсем дальних, медвежьих углах страны можно увидеть явно древние канкели в виде каменной стенки, без всяких столбов и арок. Наверное, самая доступная из них в монастыре Зедазени. И совсем архаично выглядит канкели в храме Акура в Кахетии.

 

Наиболее распространённой является каменная стенка со стилизацией под эпоху Золотого Века, то есть с орнаментами той эпохи, с резными виноградными листьями и другими элементами, заимствованными от храмового декора той эпохи. В Сионском соборе в Тбилиси можно наблюдать типичный пример такой канкели.

 

Вот ниже целая коллекция фотографий алтарных перегородок из разных регионов.

 

 АкураЗедазени
 Питарети Горийский собор
 Тимотесубани Марткопи Чкондиди Цугругашени
 Никози Душетский собор
 Цр. Всех Святых
 арх. Гавриила (Чуг)
 Зеленый монастырь Хирса Св. Гиоргия (Сигнахи)
 Св. Нины (Бодбе)
Св. Гиоргия (Гелати) Цаленджиха  Никорцминда Св. Гиоргия (Кутаиси)

 

Кое-где уцелели деревянные иконостасы имперской эпохи. Выше уже упоминался иконостас Успенского храма в замке Ананури. В монастыре Бодбе уцелел очень сложный, барочного типа, иноностас конца XIX века. А в Рачинских горах находится храм Баракони со вполне себе полноценным многоярусным иконостасом неведомой эпохи.  

 

Иконостас

 

Из экзотических вариантов можно назвать канкели в храме Атенский Сион, где во время ремонта установили некие временные фотообои. Издалека похоже на настоящий камень.


Атенский Сион

 

Тут надо заметить, что при всём разнообразии алтарных  преград в Грузии, они все сводятся к примерно одному и тому же типу. В Византии в XI — XIII веках встречалось гораздо больше разнообразия. Кроме того, византийские темплоны редко имели вид арок. Чаще они выглядели как толстый горизонтальный брус на столбах. Акцент был именно на горизонтальной балке с украшениями. Так что современные грузинские канкели это не совсем то же самое, что византийские темплоны.

Перегородка или иконостас?

Вопрос правильного названия очень запутанный. Современный грузинский канкели это нечто среднее между ранними перегородками без икон и современными российскими иконостасами. С момента появления на перегородке икон греки стали называть это сооружение иконостасом, хотя непонятно, какой смысл они в это вложили. Думается, что разница здесь не столько техническая, сколько психологическая. Для греков темплон был самостоятельным художественным артефактом, произведением искусства с самодостаточной эстетикой. В России иконостас состоит из икон и каркаса. Если убрать иконы, то не останется почти ничего эстетического. То есть, иконостас не существует вне икон. «Греки так любили свои темплоны, что не воспринимали их просто подставкой для икон», писал один искусствовед. Таким образом, называя канкели словом «иконостас» вы как бы слегка обесцениваете его, смещая акцент на его функциональность. Хотя с лингвистической точки зрения это не ошибка.

Идеологические баталии

В Грузии вопрос интерьерный вопрос решился просто: иконостасы ощущались занесённой извне традицией, и от них стали избавляться при первой же возможности в 1990-е годы. И этот процесс не вызывал разногласий. Интересное происходило в России, где в какой-то момент возник интерес к традициям ранней церкви и кое-где в храмах сделали алтарные ниши без иконостасов. Это сразу вызвало протесты на всех уровнях церковной иерархии, и эту идею назвали обновленчеством, предательством церкви и тд. Были написаны большие подробные статьи о том, что в храме нет ничего лишнего, каждая деталь очень важна и нельзя отказываться ни от чего. Авторы акцентировали внимание на том, что иконостас имеет колоссальное символическое значение. При этом они не объяснили, зачем вообще нужны символические значения. Христианство как раз тем и ценно, что символика в нём вторична и не обязательна. По количеству символизма язычество не знало себе равных, особенно в эпоху апостола Павла, когда христианство не имело вообще никакого символизма. Но победил не символизм.

 

Интересно, что на фоне этих баталий прошло незамеченным появление грузинской алтарной перегородки в храме Шестаковской иконы Богоматери грузинского прихода в Санкт-Петербурге, который  относится к Санкт-Петербургской епархии РПЦ. Появилась она там около 2002 года. И всем было всё равно.

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2020
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.027601957321167 сек.