На главную Тбилиси Мтацминда Музей современного искусства Зураба Церетели
Музей современного искусства Зураба Церетели
Музей современного искусства Зураба Церетели — один из Тбилисских музеев, который находится на проспекте Руставели в здании бывшего Кадетского корпуса. Состоит из двух этажей и двора. Один этаж отдан под выставку современных грузинских художников, а второй — под картины и статуи Зураба Церетели, причём с акцентом именно на картинах. Будет интересен тем, кто интересуется личностью Церетели или тем, кто хотя бы ориентируется в современном искусстве. Все остальные едва ли поймут, за что заплатили 10 лари.
 
Музей Церетели
История Здания
Квартал Мтацминда к северу от Александровского сада когда-то был плотно застроен военными зданиями. Тут были и казармы сапёрного полка, и военный суд, и ещё много всего военного. Здание, в котором сейчас находится музей, было построено для Тифлиского кадетского корпуса. Это случилось в 1875 или 1882 годах, а может даже в 1909. Странно, что в Закавказье так поздно задумались о подготовке офицерского состава армии. Точнее сказать, задумались ещё при Паскевиче, но для реализации замысла всегда чего-то не хватало. Но вот в итоге появилось военное училище, аналог американского Вест-Пойнта. Учитывая высокий уровень милитаризации Российской империи, это училище могло бы стать самым качественным и престижным во всём Закавказье. Но просуществовало оно недолго. Уже в 1918 году его расформировали, вероятно, из нелюбви социалистов к профессиональной армии. Потом пришла советская власть и 70 лет своего существования убивала это здание всеми способами. К концу 90-х от бывшего Кадетского корпуса остались только стены.
 
В 2007 году здание купил московский (к тому времени) художник Зураб Церетели. Здание было реконструировано и в 2012 году в нём открылся музей. Внутреннее пространство — новодел почти полностью, но это не вина Церетели. Сохранять там было уже нечего. 
 
Церетели есть за что нелюбить. Но он хотя бы за свой счёт восстановил здание. И сделал это красиво, качественно, современно. Так как он начинал свою карьеру с архитектурных проектов, то закрадывается мысль, что архитектор из него получился лучше, чем скульптор и художник. Жаль, что он мало где применил этот свой талант.
Пара слов о Церетели
Церетели — грузинский художник, который каким-то чудом прорвался в советскую придворную элиту и стал отвечать за главные идеологические проекты. Про таких художников когда-то писал Довлатов: «...Увы, монументальная скульптура — жанр весьма консервативный. Причина этого — в самой ее монументальности. Можно тайком писать романы и симфонии. Можно тайно экспериментировать на холсте. А вот попытайтесь-ка утаить четырехметровую скульптуру. Не выйдет! Для такой работы необходима просторная мастерская. Значительные подсобные средства. Целый штат ассистентов, формовщиков, грузчиков. Короче, требуется официальное признание. А значит — полная благонадежность. И никаких экспериментов...». И вот Церетели был таким благонадёжным советским творцом. Но потом советская идеология стала рушиться. С 1980 по 1990 годы Церетели пребывал в неком поиске выхода, и сумел его найти, трансформировав советский пафос в постсоветский. Так сказать, взял всё худшее из гибнущей культуры. В те годы трансформации он сотворил комплекс «Хроники Грузии»
 
Музей в какой-то мере отражает этот его переход.
Состояние музея в наше время
Здание музея имеет вид буквы «Г», с основным фасадом вдоль проспекта Руставели и коротким фасадом в сторону Оперы. У здания два основных этажа и ещё один условный. Вход находится посередине длинного фасада. Когда вы проходите в двери, вы видите коридор, ведущий прямо в сторону крытого двора, а сразу справа от вас касса. Тут надо взять билет. Вернее, заплатить деньги и получить чек. Билета не дают.
 
Первый этаж, на уровне кассы, разделен на две части. Справа зал современных художников, а слева магазинчик.
 
Зал с художниками занимает фактически 25% всего здания, если не считать двор. Этот зал отчасти дублирует музей современного искусства напротив парламента, но там и экспозиция больше, и рассортирована она в хронологическом порядке. Здесь же всё вместе. Картины в основном последнего десятилетия. Ничего выдающегося тут нет. У этого зала явно есть скрытый смысл: он позволяет оценить Церетели в сравнении с его окружением. Картины Церетели пусть и далеки от совершенства, но хотя бы запоминаются, а остальные современные художники сливаются в общую безликую массу.
 
 Музей Церетели
 
Это важно осознать. Современное искусство обладает, наверное, единственным критерием: узнаваемостью. Если вас не узнают, то вас для искусства не существует. Церетели легко ругать, но он узнаваем, и с этим надо смириться. Если бы не зал первого этажа, было бы труднее оценивать самого Церетели.
 
В левой части этажа находятся пара магазинчиков, стол со стульями (следы погибшей в пандемию кафешки?) и —- о чудо — уголок для детей. В Грузии вообще мало всего делается для детей, а это ещё и музей человека, который знаменит тем, что творит только скучное и взрослое. Но, как уже было сказано, Церетели-архитектор во много раз талантливее Церетели-художника. Он додумался чем-то занять детей, которым современное искусство не нужно ни в каком виде. Он сделал что-то невеликое, но удобное для жизни. Этот детский уголок больше говорит о светлой стороне Церетели, чем все его однообразные картины.    

Музей Церетели
Музей Церетели
Что важно: около кассы есть спуск в подвальный этаж, где находится туалет. Фактически, это бесплатный туалет на проспекте Руставели, второй после аналогичного в кинотеатре Руставели. Его можно посещать без билета. Ну или хотя бы можно попытаться.
 
И это тоже важно, потому что улучшает жизнь человечества. 
 
И вот, когда вы узрели первый этаж, можно подниматься выше, к выставке самого Хозяина. Эта выставка занимает весь второй этаж, то есть, 50% всего здания. Это большой зал, загибающийся углом в левой части, и ещё два небольших зальчика: в одном из них графика (рисунки чёрным по белому), а во втором картины Церетели советского времени. Это самый важный зал во всем здании.
 
 Музей Церетели
Зал советского Церетели
 
И вот почему это важно. В те годы Церетели был элитным творцом, создавал мемориалы Ленину, был рупором советской пропаганды, но одновременно он рисовал то, что в советскую культуру укладывалось очень плохо. То есть, это рисовалось не для выставок, званий и медалей, а просто для себя. Советскому художнику позволялось рисовать всё что угодно, при условии, что никто этого не увидит. И вот Церетели рисовал очень небольшие, лишённые тупого официозного пафоса картинки. Тут нет ничего гениального, таких художников тысячи в каталоге Союза Художников, но это хотя бы честные, не проплаченные работы. Если бы Церетели умер в 1980 году, они бы и остались о нём памятью. Никто бы ими не восхищался, но и ненависти они бы не вызывали. Художникам многое прощается. Особенно бедным.
 
 Музей Церетели
 
Удивительное дело, здесь есть картина 1970 года, на которой присутствует икона и Библия. Для того времени это буквально вызов обществу, эпатаж и скандал. Значит, когда-то, в свои 36 лет, Церетели осмеливался быть не в мейнстриме.
 
 Музей Церетели
 
И вот жил художник, рисовал, как умел, и вдруг пришла слава, и его немейнстримная живопись вдруг стала мейнстримной. И он стал рисовать так же, но громадными полотнами, явно для больших выставок. Весь основной зал 2-го этажа завешен этими творениями. И это довольно унылое зрелище. И нельзя сказать, что Церетели плохой художник. Он обычный художник, каких тысячи. Современному художнику трудно сохранять ясность мысли, ему приходится идти по грани фричества, стараться быть не как все обыкновенные люди. Никто их не видит, поэтому их творчество никого не возмущает. Но возьмите любого современного художника, увеличьте его картину в 10 раз и поставьте на видном месте: и народная ненависть гарантирована.   
 
 Музей Церетели
Зал второго этажа
 
Интересно, что в этом зале стоит гигантская парная скульптура, изображающая Нико Пиросмани и Анри Руссо, первых примитивистов. Видно, что Церетели тоже пытался быть примитивистом, но не смог. Потому что вообще мало кто смог. В этом определённая польза этого музея: он показывает, что не всё плохо нарисованное можно назвать примитивизмом. После Церетели глаз иначе воспринимает Пиросмани. Тот передаёт какое-то особое настроение, а у этого просто страшные яркие лица без настроения.
 
 Музей Церетели
 
По лицам на картинах Церетели хорошо видно, насколько он не любит людей. Даже собственную жену, а она там много где присутствует. Иронично, что Пиросмани тоже не любил людей, и его первые портреты тоже были страшными. Но эта фаза у него прошла, а у Церетели не прошла. Картины Пиросмани не особенно светятся добротой, но за ними стоит его тяжёлая жизнь, голод и депрессии. И у Ван Гога примерно так же. А за страшными картинами Церетели стоит придворный художник с дворцами в Москве, у которого всё финансово хорошо, и который может позволить себе купить историческое здание в центре города. Что он хочет сказать этими жуткими лицами? Что он окружён неудачниками?

Музей Церетели
второй этаж
 
Искусствоведы обычно хвалят Церетели за смелость, за размах, за то, что не боится ярких цветов и больших мазков. Вот, мол, не боится взять и вмазать полтюбика краски в один мазок, вляпать жёлтое по красному, и так смело, безудержно, весело. И Церетели действительно выделяется этой своей манерой. Но слава пришла к нему, как к скульптору, а это очень плохо. Слава скульптора-монументалиста искусственна и зависит от позиции чиновников. Самую страшную статую можно поставить на видное место, и слава придёт к автору в любом случае. А за картинами надо идти в какие-то музеи и платить деньги. Тут слава не придёт сама собой. И вот мы видим, что там, где власть заставила смотреть на Церетели, его знают, а там, где заставить не может, славы и нет.  
 
Музей Церетели
(из работ советского времени)
 
Над вторым этажом есть ещё небольшой полуэтаж, незаметно надстроенный над зданием Кадетского корпуса. Настолько незаметно, что никак не портит историческое здание. Опять же, архитектор из Церетели недурной.
 
На этом полуэтаже стоят 5 статуй художников (Пикассо, Марк Шагал и тд.) и тут же рядом куча фотографий без подписей. Но тут хотя бы можно посидеть. Есть кресла и стол с книжками.
 
Если вернуться на первый этаж, то там ещё есть что-то вроде крытого двора, в котором стоит большая и неказистая статуя, вроде бы изображающая аргонавтов. Это произведение со сложной историей.
 
Музей Церетели
 
Оригинальные «Аргонавты» были монстрой высотой 23 метра, и Церетели собирался установить это в Сочи. В 2016 году городские власти отказали. В 2017 году Путин вроде бы велел властям покориться и установить аргонавтов, но дело затянулось, и в 2020 году было окончательно отказано. Монумент увезли на дачу автора в Переделкино. Для Тбилиси он сделал уменьшенную и слегка изменённую копию. Оригинал стоит на иоаннических колоннах, а эта на каких-то кривых камнях.
 
Здесь же, около крытого двора, стоят макеты двух ранних творений Церетели: Гиоргия с Площади Свободы и Гиоргия из Нью-Йорка. Не всякий человек сможет сходу различить их.
 
Музей Церетели
Музей Церетели
 
Первый Гиоргий протыкает копьём змея, выползающего из ракет «Першинг», и он без нимба, потому что в 1987 году нимб ещё было нельзя изображать. Второй Гиоргий тбилисский, и тоже без нимба, потому что автору так было удобнее.
 Оценки музея
Очень интересно читать на различных сайтах отзывы о музее. Среди этих отзывов есть отдельный блок панегириков. Их авторы называют Церетели «мастером» и «гением», музей включают в 10-ку главных достопримечательностей Тбилиси, и пишут, что его обязательно надо посетить. Есть люди, которые пишут, что не любили Церетели, но в музее узнали его с хорошей стороны. А одна дама написала: «...на первом этаже в основном картины непонятные, а на втором железные фигуры людей. Экскурсию никто не проводил, да и честно говоря, не хотелось смотреть и долго стоять у этих картин. Страшные они очень».
 
Разброс мнений очень велик.
 
Суровая правда в том, что он, разумеется, не входит в число популярных достопримечательностей, и даже мало кто в Тбилиси знает о его существовании. Человеку без специальной подготовки там вообще нечего делать. Современное искусство контекстно, и существвет только в некой инфрмационной среде. Без знания среды оно не имеет смысла. Другое дело, что картины Церетели слабо связаны с контекстом. Единственный явно заметный контекст — это современное грузинское искусство, такое робкое и неуверенное, на фоне которого Церетели явно бравирует своими гиганцкими мазками. Искусствоведы, когда пишут о Церетели, обычно льют обычную искусствоведческую воду, без всякой конкретики. Так что он вполне может быть безыдейным и безконтекстным художником. Хотя и безконтекстность тоже может быть эпатажем, кто знает.
 
Если же вас интересует сам Церетели и интересно разобраться в его сущности, то тогда велкам. Но помните, что музей довольно маленький. Инфостендов там почти нет, буклетов и книг тоже.  
Формальные данные
 В 2022 году вход вмузей стоит 10 лари. Работает с 11:00 до 18:00. Выходной день вторник.
 
 
музеи Грузии
муз. Абашидзе муз. Аджарии
Батумский арх.Болнисский
Боржомскиймуз. В. ПшавелыВанский арх.Воронцовский
ГорийскийГолубая галерея
Муз. ИскусствЗестафонскийКутаисскийКазбегскийЛанчхутский
Мартвильский
муз. Маяковскогомуз. ПиросманиСигнахскиймуз. СталинаМузей СванетииТипографияТелавскиймуз. Ист. Тбилиси
ХонскийЦеретели
Цхалтубский
муз. ЧавчавадзеЧиатурскиймуз. Шёлкамуз. ШаликашвилиЭтнографии
Грузинский национальный музей имени Джанашиа (+ муз. оккупации)
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.042062044143677 сек.