Успенский собор в Ананури
Успенский собор в Ананури (ღვთისმშობლის ეკლესია) или же храм Богородицы в Ананури — большой каменный храм конца XVII века на территории замка Ананури. Он построен при последних независимых арагвских эриставах и, как считается, в нём же они вскоре и погибли.  Храм необычен своим архитектурным стилем, это что-то вроде раннего псевдогрузинского стиля, попытка копировать памятники Золотого Века. Историк Василий Потто некогда написал: «Ананур, после мцхетского собора, принадлежит к интереснейшим памятникам грузинской древности; ...с  его руинами связано воспоминание о таком кровавом событии, которое было редкостью даже в те времена полнейшего варварства».
 
 ananu.jpg
История
Этот храм — самая поздняя постройка на территории замка. Год его основания известен совершенно точно: 1689. Факт постройки такого большого храма в те годы должен вызывать удивление. Христианская культура примерно с 1633 года шла к упадку, хотя и предпринимались попытки по её оживлению. Арагвские эриставы уже почти никому не подчинялись, и сами сменялись часто. Эристав Ясон был задушен в 1687 году по приказу царя за неповиновение. Эриставом стал Гиоргий (1687—1723), которого тоже пришлось подчинять силой, для чего в 1688 году царь Гиоргий XI пошёл на него войной и сжёг город Душети. И все эти годы, когда умирал Ясон, горел Душети и сменялись эриставы, в Анануре строили этот вот храм.
 
На внешней южной стене храма есть  большая надпись, в которой говорится: «Приложил руку к построению могилы своей в этом Ананури, церкви Богородицы, сын арагвского эристава, мдиванбег Бардзим... и поставил меня, бокаултухуцеса Каихосро Багсарашвили, саркаром сего монастыря».
 
Мдиванбег Бардзим — это брат эристава Гиоргия. Он действительно был мдиванбегом (верховным судьёй). Он умер в 1693 году. Немного странно, что строение названо монастырем.
 

Строители оставили кое-где на камне технические отметки буквами. Из них 7 меток грузинские, 3 армянские. Из чего следует, что армяне приложили к его сооружению какое-то усилие. Это неудивительно, армяне в то время в селе Ананури имелись.
 
Храм строился несколько необычным способом. На его месте сначала был склон, понижающийся с запада на восток. Чтобы образовалась ровная площадка, строители сделали насыпь на 5 метров высоты внутри крепостных стен. Этот момент был выявлен археологами в советское время, и стал основанием для утверждения, что крепостные стены появились до 1689 года, а не в 1704 году, как было принято думать. Эта насыпь похоронила под собой небольшую церковь, которая стояла у восточной стены. Она превратилась в подземелье. 
 
Давление грунта изнутри могло бы повредить стену крепости, но это случилось лишь в незначительной степени с южной стороны. В советское время повреждение выявили и исправили.
 
В 1737 иил 1739 году армия ксанского эристава при поддержке лезгин взяла штурмом крепость и перебила всю семью эристава арагвского. По этому поводу историк Вахушти Багратиони написал: «Георгий эристав построил на высокой скале церковь большую, с куполом, и окружил ее каменной оградой. Он думал найти в ней твердыню, не доступную для врагов, но сделал её на беду себе местом убиения себя и детей, и сродников». Василий Потто писал, что вся семья эристав была похоронена в храме, но не пишет, в котором именно.
 
Штурм 1737/39 года стал единственным случаем, когда мусульмане прорывались в замок и храм. Именно в это время они, по мусульманскому обычаю, искололи кинжалами глаза святых на фресках. Эти повреждения можно видеть еще сейчас.
 
В 1771 году балтийский немец из Риги, Иоганн Гильденштедт писал, что в Ананури «есть большая церковь из кирпичей, снаружи она облицована плитами из песчаника, с значительным куполом. Здание длиною в 28 шагов и шириною в 23 шага. В церкви на одной из стен имеется длинная грузинская надпись».
 
Василий Потто в своей книге конца XIX века называет храм «руинами». Вероятно, он действительно плохо сохранился, и в настоящее состояние приведён в ходе реставрации 1939 года.
Современность
Сейчас храм — совершенно классический крестово-купольный храм с двумя опорными колоннами. Необычно то, что он сложен из камня, а не из кирпича. Это наверное единственный храм Грузии XVII века, построенный таким образом. Вся страна давно перешла на кирпич, и только эти строители решили строить так, как в древности. Это же касается и каменной резьбы. Её часто описывают в путеводителях как что-то выдающееся, упуская из виду, что таких вещей не делали уже лет 300. Грузинская каменная резьба вымерла где-то в монгольскую эпоху, но здесь решили воспроизвести и резные виноградные листья и гроздья.
 
Вот посмотрите например, на портал храма. Это совершенно персидская по форме арка, но её украсили орнаментами в стиле XII века. Даже виноградные гроздья сделали.
 
Ананури
То есть, строить циркулярную арку (как в древности) не стали, но хотя бы орнамент «как тогда» сделали.
 
Так иногда случается в истории некоторых народов: внезапно начинается настальгия по прошлому и люди пытаются делать что-то «как прежде». В эпоху появления идей национализма так были построены храм Кашвети и здание национального банка. Но в XVII веке еще не было национализма и едва ли были эстеты, способные ностальгировать по ушедшей культуре. Чем руководствовались архитекторы этого храма? Этого мы не знаем.
 
Но воспроизвести прошлое у них не получилось. Восточная стена храма вышла скучная и плоская, и с совершенно нетрадиционной резной аркой на весь фасад. Это интересная иллюстрация того, как трудно воспроизвести то, что уже вымерло. Строителям и хотелось классики, но сделать её органично они уже не умели. Другая эпоха. Другие люди.  Нельзя в XVII веке строить как в XIII. Классики не выйдет, получится неокласика. Но ананурский храм и неоклассики не породил и остался единичным экземпляром.
 
Теперь по пунктам... Левее портала есть большая надпись шрифтом мргловани (то есть, современным). В ней есть фрагмент, упомянутый выше "приложил руку... итд." Имя Бардзима ниже для наглядности выделим красным:
ქ. ჵი წყევისა დამჴსნელი და [ა]დამ პირველისა მამისა ჩვენისა კვალად სამოთხედვე შემყვანებელო, ასულო და მამისა ადამისა, უთესლო მშობელო, მღვთისა კაცთა მიმართ გარდამოსვლისა მიზეზო და კაცთა ბუნებისა ქვეყნით ზეცად აღმყვანებელო, ყოვლად წმინდაო მარიამ, მშობელო ევმანოელისაო, რომელმან ნებითა, შეწევნითა შენითა ჳელ ჰყო არაგვის ერისთავის შვილმან, მდივანბეგმან პატრონმან ბარძიმ თვისისა სასაფლაოსა ამის ანანურისა, მღთის მშობელისა საფუძველითურთ შენებად, მარავალცა არიან წელნი ცხოვრებისა მისისანი და მე წინამდგომელი თვისი ბაღსარაშვილი ბოქაულთუხუცეს ქაიხოსროვ დამადგინა წმინდასა ამას მონ[ა]სტერსა ზედან სარქრადა. უწყის ღმერთმან, რაც შეძლება მქონოდა დღივ და ღამ მოუსვენებლად ვშვებოდი, არ ვეც ძილი თვალთა ჩემთა ვიდ[რ]ემდის განასრულებდენ მონასტერსა ამას. ანანურისა მღთისმშობელო, შენ მცველ მფარველ მექმენ მე სოფელსა ამას შინ[ა] კეთილად, ცხოვრებითა და სინანულითა საუკუნოსა ამინე(!) ჳმა იგი სანადელი, ვითარმედ მოვედით კურთხეულნო მამისა ჩემისანო და დამიმკვიდრე შენთვის განმზადებული და ღირს მყავ მე ცოდვილი ნაწილსა მას მ[ა]რთალსა იმკვიდრენა და საუკუნოსა მას, ამინ. ვინც წ[ა]იკითხოთ, შენდობას ბრძანებდეთ თქვენცა. ღმერთმან თქვენც შეგინდნეს ქორონიკონსა ტოზ. 
Обратите внимание на последние буквы: ქორონიკონსა ტოზ. Это означает «хроникона 377», то есть 377-й год 14-го индиктиона (Грузинского летоисчисления). Буквы ტოზ в числовом значении это 300+70+7. 377 год — это 1689 год. 
 
Остальное — это довольно изощрённое нагромождение пафосных слов, которое трудно адекватно перевести. Кажется, переводом на русский никто пока и не занимался. Обратите внимание на букву с точкой в начале текста. Это буква К, сокращение от  слова «Кристе» (Христос). В те времена было принято ставить эту букву в начало любой надписи.
 

 Выше портала и надписи — большой резной крест, деревья и различные фигуры.
 
Южная стена
 
Западная стена загородена башней. Там тоже есть резные украшения:
 
Западный фасад
 
Обратите внимание, что каменная башня строилась ранше храма. То есть, резьбу создавали, уже точно зная, что она будет закрыта башней. Один из аргументов в пользу теории, что храм украшался не для людей, а для высших сил.
 
С другой стороны башни:

Странная каменная рамка не имеет вообще никакого смысла. Так не делали никогда. Видно, что дизайнеры висели в культурном ваккууме.

 
Росписи внутри сохранились только кусочками. Там можно найти изображения ассирийских отцов.
 
Алтарной перегородки у храма нет, вместо неё типичный российский иконостас. Он создавался грузинским художником около 1800 года. Это ещё один пример попытки стилизации под что-то другое. В данном случае под российскую культуру.
Иконостас храма
 
Гильденштедт писал, что в его время (1770-е) в храме были захоронения: «В этой церкви есть также погребение умершего 15 лет тому назад еристава Арагис и маурова Тушетис Чимшере Чолакиштилло, также погребение еристава Георги, оба с грузинскими надписями». Если имеется в виду фамилия Чолокашвили, то они действительно были моуравами Тушетии, только непонятно, почему этот Чолкашвили был похоронен в Ананури.
Фотогеничность
Фотографировать храм трудно. Поэтому в этом текста нормального общего кадра нет. Со всех сторон что-то портит вид на это сооружение. Зато с главной башни замка можно красиво сфотографировать его купол на фоне водохранилища. Получается, например, вот так:
 

 
 храмовая архитектура Грузии
АветаранАкура АнануриАтенский СионБаграти Болнисский СионБаракониБочорма
Вакири
ВардисубаниВачнадзиани
Гурджаани
ДжвариДзвели ГавазиДолочопиСобор Кацхи
КветераКумурдоЛихаури МанглисиМетехи (тб)
Метехи (мет.)
Никорцминда Ниноцминда
Поти
РуисиСамтависиСамеба (Герг.)Самеба (Тбил.)Сионский СоборСветицховели
Тигва
Урбниси
Хирса
Цаиши
Цаленджиха
Цилкани
Цроми
ЦугругашениЭртацминда
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.038800001144409 сек.