На главную История Грузии Крещение Грузии
Крещение Грузии

Собственно, Грузий было две, и крестили их в разное время. Западная Грузия иначе называется Колхида, или Эгриси, или Лазика. Она была фактически провинцией Византии, там уже давно жили греки-христиане, туда было модно ссылать интеллигенцию, так что христианство проникло туда давно, хотя и неясно когда точно. При этом официально его признали на западе очень поздно: в 523 году в Лазике и в 529 году в соседней Апсилии и Абазгии.

В Иберии примерно с 284 года был царем Мириан III, сын шаха Шапура. Его персидское происхождение не очень строго доказано, но даже в житии Нины он произносит фразу «Да, да райт мебой ходжат стабануб расул фсар зад», которую академик Марр реконструировал как новоперсидскую.

 

В 292 году он женился на Нане, вроде бы дочери одного из последних царей Боспорского царства. Это значит, что молодость она провела в Крыму и на Таманском полуострове. По одной из версий, её отцом был Тиберий Юлий Теодорсес, а её брат Рескупорис станет последним царем Боспора. В его могиле археологи найдут золотую маску, которая сейчас хранится в питерском Эрмитаже. Это или он сам, или его жена, в любом случае кто-то из родственников царицы Наны.

 

Маска Рескупориса

 

У Мириана и Наны было два сына: старший Рев и младший Бакар. Рев был женат на Саломе, дочери армянского царя Трдата (который потом крестит Армению). В какой-то момент Мириан назначил его соправителем и фактически вторым царём, поэтому в списке царей Грузии Рев присутствует как царь. Вероятно, он владел Кахетией, а его резиденцией был город Уджарма.

 

Именно при Мириане император Галерий начал войну с персами (296—298). Эта война завершилась Нисибисским договором, который создал независимую Армению и привел к власти царя Трдата. Этот же договор передал Иберию в римскую сферу влияния. Как это повлияло на последующие события? Непонятно.

 

Мириан правил страной уже лет 30, когда в 320 году в Иберию пришла Святая Нина.

 

Тут надо сразу сказать, что хронология этих событий очень неточна. 320 год — это некая официально признанная хронология. В житии Святой Нины говорится, что она ушла из Империи через год после Никейского собора, то есть, в 326. По армянской версии это всё происходило в 301. Поэтому не удивляйтесь, что в этой истории много хронологических нестыковок. 

 

Про Святую Нину известно, что она родилась в Каппадокии в 280 году. В 303 (или 326) году, во время гонений Диоклетиана (или по другой причине.), она бежала в Армению вместе с другими женщинами. В Армении царь Тирдат велел убить их всех: так погибли Рипсиме и Гаяне, впоследствии канонизированные. На месте их гибели в Вагаршапате сейчас существуют храм Рипсиме и храм Гаяне.

 

Нина смогла скрыться, и ушла на север. Это был 320 год: как раз тот самый год, когда в Себастии погиби 40 себастийских мучеников. Считается, что Нина вошла в Иберию 1 июня 320 года (это событие ежегодно празднуется в грузинской церкви), и сначала вышла к озеру Паравани, где ужаснулась снеговым вершинам Самсарского хребта.

 

Самсарский хребет
 Вот точно такие снега увидела Нина за озером Паравани. С тех пор там ничего не поменялось.

 

Считается, что она провела как минимум одну ночь у озера. Примерно в этом месте сейчас находится монастырь Пока, который представляет собой как бы символ первого посещённого Ниной места.

 

И тут есть нюанс. В 320 году озеро Паравани находилось на территории области Гогарена, которая была населена армянами и относилась к государству Великая Армения. В житии Нины прямо сказано, что жители окрестностей озера говорили на армянском. Из этого следует, что в собственно Иберию она попала позже, когда спустилась в Боржомское ущелье. 

 

От озера Паравани Нина пошла вниз по течению реки Паравани (которую в её житии ошибочно назвали Курой), прошла Боржомское ущелье и вышла на горийскую равнину.

 

В Грузию Нина пришла с крестом, который сама сделала, связав волосами две виноградные лозы. Есть версия, что лично Богородица ручила ей этот крест. Так или иначе, но в руках у Нины оказался этот крест с немного опущенными концами. Он стал известен как "Грузинский крест". Тот первый крест впоследствии превратился в главную реликвию Грузии и дожил до наших дней. Сейчас его можно видеть в Тбилиси в Сионском соборе


Крест Святой Нины
Крест Святой Нины

Нина поселилась в еврейской общине в городе Урбниси, а уже оттуда, минуя фанатично языческий Уплисцихе, пришла в столичный город Мцхету, примерно 5 августа или чуть раньше. Это был всё тот же 320-й год, в Риме уже издан Миланский Эдикт о свободе веры (а не об объявлении христианства официальной религией, как ошибочно считают многие). В Мцхете Нина поселилась у садовника царского сада (там сейчас храм Светицховели),по соседству с дворцом. Около собора археологи нашли золотую чернильницу и серебряный чехол для перьев; это как раз предметы начала IV века, примерно годы пришествия Нины. По ним ним можно оценить бытовую культуру того времени, пусть даже только дворцовую.


Письменный набор того времени (нацмузей)

 

 

Нина провела какое-то время у садовника, а потом переселилась за крепостную стену, туда, где сейчас стоит храм Самтавро, и построила себе шалаш в кусте ежевики. Ежевичный куст до сих пор растёт на своём месте, так что в сезон можно попробовать ягоды с этого знаменитого растения.

 

В этом месте Нина прожила около двух лет. С точки зрения общецерковной истории она действовала странно. Если бы она действовала как апостол Павел, то она пришла бы в Урбниси, основала там церковь, потом пришла бы в Мцхету, основала там церковь, потом пришла бы в другой город и так далее. Но вместо этого она поселилась на одном месте и занималась не вполне понятно чем. Если она крестила людей, то это в памяти народной и церковной не отложилось. Если она создала христианскую общину, то где эта община собиралась? Можно предположить, что Нина действовала правильно, но сведения о событиях постепенно утратились, и автор жития излагал их с точки зрения своего Х века.

 

Храм на месте шалаша Св. Нины

 

Около Мцхеты в то время было два культовых места – идол Армази на горе Багинети и идол Задена севернее, где сейчас Зедазенский монастырь. Хотя священным городом был Уплисцихе, где Нина так и не появилась. 

 

Нина сумела обратить в христианство царицу Нану и семью царя Мириана, но сам царь отнёсся к этому резко отрицательно. Однако, случился инцидент на горе Тхоти в Мухранской долине, о котором хроника «Обращение Грузии» пишет так:

И было это в один летний день месяца июля 20, в день субботний царь отправился на охоту в сторону Мухрани. И объехал он окрестности Мухрани и поднялся на горы Тхоти, чтоб посмотреть на Каспи и Уплисцихе. И как только наступил полдень, солнце затмилось и стало темно, как будто наступила ночь вечная. Темнота покрыла все места. И свита царя от этого бедствия и нужды разбрелась в разные стороны, царь остался один и блуждал по горам и лесам объятый страхом и ужасом. И, потеряв надежду на спасение, он остановился. А бог, творец добра, сделал его, несведущего сведущим, невежду знающим, и он пришел в себя и, рассуждая в уме, сказал: «Вот вижу, что призываю во весь голос богов своих Армаза и Задена и не нахожу утехи. А что, если сейчас обращусь к распятому на кресте, которого проповедует Нино и совершает множество исцелений упованием на него. Не сможет ли он спасти меня от беды этой, т. к. живой нахожусь в аду, и не ведаю для всей вселенной это крушение и превращение света в тьму, или только для меня одного эта беда». Немедля царь вслух сказал: «Боже Нино, освети мне эту тьму и покажи дом свой! Исповедаю имя твое, воздвигну древо креста и поклонюсь ему, построю обитель для твоего обитания и моего моления и буду повинен Нино в вере римлян».

гора Тхоти

В тот же день в Византию послали просьбу прислать священников, а по их прибытии Мириан и Нана крестились. При этом у Леонтия Мровели есть интересное уточнение: «принял крещение царь при рукоположении святой Нино, а потом царица и сыновья его — при рукоположении священников и дьяконов». Рукоположение в то время выполняло те же функции, что сейчас выполняет миропомазание. Получается, что Нина царя крестила лично и даже с рукоположением. 

 

В житии Святой Нины сказано, что крещальная купель стояла около Мцхетского моста. Видимо, впоследствии её перенесли в храм Светицховели, и сейчас её можно видеть именно там:

 

Купель в Светицховели
Купель в Светицховели

 

Кто были эти присланные священники? Тут источники расходятся во мнении. По одной верси это был Иоанн, присланный из Константинополя уже в сане епископа. По второй, он прибыл в Иберию в сане священика, после чего страну посетил антиохийский епископ Евстафий, который и рукоположил Иоана в епископу. Вроде бы именно отсюда следует преемственность грузинской церкви от Антиохийской. Собственно, до конца V века грузинские священники административно подчинялись Антиохии. 

 

Сразу надо сказать, что святитель Евстафий — крупное историческое лицо, епископ Антиохийский с 324 года и участник Никейского собора 325 года. Он известен как главный враг арианства, за что потом и пострадал. Враги добились смещения Евстафия в 327, так что в  данном случае  факты удивительно сходятся: Нина пришла в Мцхету в 320, крещение случилось через несколько лет, а Евстафий покинул антиохийскую кафедру в 327.

 

В городе Мцхете было решено построить христианский храм. Сначала решили построить его на месте, где был дом Нины, но потом царь решил принести своего рода жертву: срубить свой сад и построить храм на его месте. В саду, в числе прочих деревьев, рос почитаемый в народе кедр — он вырос на том месте, где некогда был захоронен хитон Христа, перенесенный из Иерусалима в Иверию. Из этого кедра был изготовлен опорный столб для храма. Этот столб впоследствии стал известен как источник многих чудесных явлений, поэтому сам храм получил неформальное название "Светицховели". Формальное же его название: Церковь Двенадцати Апостолов. Так назвали по аналогии с одноимённым константинополським храмом 330 года основания.

 

Столб существует по сей день, но с XVI века он помещен внутрь некой каменной башни и сам по себе не виден.

 

Подробности постройки храма см. в статье История строительства Светицховели.

 

Где-то примерно в то же время было принято решение поставить поклонный крест. Или три. У Мовсеса Хоренаци приводится рассказ о том, как возникла эта мысль. Он пишет, что в языческие эпохи жители города Мцхета каждое утро поднимались на крыши домов и поклонялись статуе Армаза. Когда статуи не стало, они задали Нине вполне логичный для язычника вопрос: чему нам теперь поклоняться? И тогда Нина решила поставить на соседней горе деревянный крест. Для поклонения. Тогда мцхетчане сказали, что они понимают смысл поклонения красивой блестящей золотой статуе, но не понимают, зачем поклоняться обычному дереву, каторого в лесу сколько угодно. По словам Хоренаци, от креста стали происходить чудеса, так что народ постепенно смирился с новой формой культа. Этот рассказ, записанный в V веке, выглядит очень убедительно, поскольку очень точно отражает нюансы языческого мышления.

 

Для авторов Х века поклонные кресты были чем-то само собой разумеющимся, поэтому по их версии всё происходило очень просто: царю так захотелось. (Подробности изложены в тексте "Установление трёх крестов"). По инициативе Мириана и Нины были установлены три поклонных креста: первый на горе Тхоти, второй в Уджарма, и третий над Мцхетой, где сейчас храм Джвари. Третий крест с самого начала стал известен многочисленными чудесами и исцелениями.

 

Хоренаци почему-то вообще не упоминает истории со Светицховельским столбом. Но если авторы жития Нины отдалены от событий временем, то Хоренаци бы отдалён расстоянием, так что тоже мог ошибаться. 

Что такое государственная религия
Часто пишут, что Иберия приняла христианство в качестве государственной религии. Это само по себе странно. Что такое государственная религия? Где еще была государственная религия? Или всё же в Грузии она государственной не стала? Вопрос довольно хитрый. Дело в том, что царь Мириан ничего не сказал о статусе новой религии. Не было сделано никакого официального заявления — видимо из-за отсутствия традиции официальных заявлений. Однако, из некоторых последующих событий следует, что государство взяло на себя ответственность за распространение христианства. Вернее, в некоторых мелких случаях оно применяло для этого силу государственной власти. Но зачем? С кого Мириан брал пример?
 
В Римской империи тех лет государство не участвовало в религиозной жизни. Все религии были равноправны (особенно после Миланского эдикта). Государственный статус христианство обретёт сильно позже, когда императорам покажется, что богословские споры угрожают единству империи. Тогда будет объявлено, что православие никейского типа признается государством единственным законным вероисповеданием. Но это будет потом.
 
Похоже, что Миран копировал иранцев. В империи Сасанидов как раз обострился религиозный вопрос. Еще Шапур I (вероятный отец Мириана) колебался, кого поддерживать: манихеев или зороастрийцев. Его потомки выбрали зороастризм и истребили манихейство. Так иранское государство  ввело моду на управление религиозной жизнью. Миланский эдикт 313 года поменял в Иране многое. Иран поддерживал христианские общины на своей территории, потому что они вроде бы были врагами Рима. Но когда церковь стала другом императоров, она автоматически стала врагом иранских шахов. Это приведёт к гонениям 340 года.  
 
Таким образом, христианство развивалось в Риме «снизу», а зороастризм внедрялся в Иране «сверху». Мириан решил пойти по иранскому пути и внедрить христианство «сверху».  
А что думали в Риме?
Есть мнение, что крещение Грузии — последствие Нисибисского договора (298), который сделал Иберию римской сферой влияния. Но тут есть ряд нестыковок. В Риме до 313 года шли гонения на христианство. Именно в это время был сожён на костре Федор Тирон (Тевдоре Тирони), в честь которого освящены некоторые храмы в Грузии. Так что Армения крестилась тогда, когда христианство было вне закона в империи (если верна датировка крещения). В 313 году Константин объявил о свободе веры, но нет признаков того, что он пытался как-то влиять на соседние страны.
А была ли Нина?
История Святой Нины — самый известный фрагмент церковной истории Грузии, и при всём этом он известен нам в очень поздней версии. Грузинские хроники и жития V, VI, и VII веков Нину не знают вообще. Впервые она упомянута у армянского автора Мовсеса Хоренаци, даты жизни которого известны неточно, но он вполне мог жить в конце V века. И это упоминание у Мовсеса можно считать мощным аргументом в пользу историчности Нины.
 
Есть гипотеза, что только раскол с Арменией 610 года привёл к тому, что в Грузии задумались о своей религиозной идентичности и записали житие Нины, существовавшее ранее в устной форме. Таким образом самые ранние грузинские упоминания Нины — это или VIII или даже IX века — время составления хроники «Обращение Картли». Что, кстати, не говорит о неисторичности Нины. Очень похоже, что Нина — историческое лицо, но что-то в её биографии придумано задним числом. Например, поздней мифологией считается её знатное происхождение. Существует мнение, что образ Нины распиарили при царице Тамаре на волне политического феминизма, но это скорее всего преувеличение.  
Что было потом
После христианизации идол Армази на горе Багинети был разрушен. Сейчас там совсем ничего нет кроме слабовыраженных ступеней. Идол Задена тоже уничтожили, причём от капища вроде бы вообще никаких следов не осталось. Мовсес Хоренаци пишет, что иверские князья задали Нине вопрос: кому теперь им поклоняться? И она распорядилась поставить крест на горе к востоку от города Мцхета: вероятно там, где сейчас храм Джвари. «Но когда, взойдя на холм, они увидели тесаное дерево — создание чьих-то неумелых рук, то в большей своей части с презрением заметили, что подобным деревом полны все их леса, и разошлись. Но Бог в своей благости воззрел на их соблазн и послал с небес облачный столп, и гора наполнилась благоуханием, и сладостно зазвучал голос сонма псалмопевцев, и возник свет в виде креста, сходного по форме и величине с деревянным, и стал над ним вместе с двенадцатью звездами. И с тех пор от него происходили чудеса исцеления». Здесь Мовсес или путает историю джварского креста с историей светицховельского столба, или же в его время события были известны именно в таком виде.

 

Гора Багинети
 гора Багинети
 на горе
 Светицховели Храм Джвари

 

Это 326 или 327 год. Нина занималась распространением христианства ещё примерно 10 лет. В 334 году начали строить первый храм в Мцхете (закончили в 379). Кроме того, Нина совершила поездку в ущелья Арагви и Иори (сейчас район Тианети), но жители тех мест христианство не приняли.
 
Тогда Нина отправилась в Уджарму, в гости ко второму иберийскому царю Реву и его жене Саломе. Саломе прониклась симпатией к Нине и помогала ей во всём. Они вместе установили в Уджарме третий поклонный крест. Из Уджармы Нина ушла в Бодбе, где жила в палатке некоторое время. Саломе вероятно присутствовала при этом. Там же в Бодбе Нина и умерла 14 января 335 года. На месте ее могилы потом построили храм и монастырь Бодбе. (Интересно, что император Константин умер в те же годы – в 337) Пишут, что царь Мириан хотел вывезти тело Нины и захоронить в Мцхете, но повозку с телом не смогли сдвинуть с места.
 
В 361 году умер сам царь Мириан (одновременно с императором Констанцием II) и был похоронен вместе с женой в Мцхете, в храме Самтавро. В эти годы в римской империи стремительно распространялось арианство, но Грузию оно вроде бы не затронуло.

 

 

Не очень понятно, что в итоге случилось с основным форпостом язычества – городом Уплисцихе. Вроде бы с ним были сильные трения и конфликты, чуть ли не войны. Языческие храмы были разрушены или перестроены, но как это происходило – неизвестно.

 

Однако, едва появившись, христианство в Грузии едва не погибло. После смерти Мириана царем стал Саурмаг II (сын Рева и Саломе), но в 363 пришли персы, сместили Саурмага и назначили царем Вараз-Бакура, который симпатизировал персам и зороастризму. Начались гонения на христанство, запрет крестов и  так далее. Византия пыталась вмешаться в 370-е годы, но нашествие готов помешало, и Иберия осталась под персами. Зато есть предположение, что именно Вараз-Бакур построил в Тбилиси первую крепость — Шурис-Цихе.

 

Эта часть истории Грузии очень туманна. Например, грузинские хроники вообще не знают Саурмага, зато его хорошо знает римский ситория Аммиан Марцеллин.

 

При Вараз-Бакуре в Закавказье произошли грандиозные перемены: персы добили Армению и в 387 году поделили её между собой и Византией. Так исчезла с лица земли та самая Великая Армения, о которой армяне до сих пор вспоминают с ностальгией. Ушла в прошлое целая эпоха. При этом северные области армении (Гогарена) были переданы Иберии. Из-за этого территория Иберийского царства увеличилась едва ли не вовое.

 

Позже царь Аспарух (380 — 394) построит храм в Цилкани, а царь Трдат (394 — 406) — храм в Некреси. В 1998 году археологи раскопали базилику Чабукаури, которая теперь условно считается тем самым храмом Трдата.

 

Так закончился неспокойный IV век, начался еще более проблемный V век. 

 

iberia.jpg

 

Карта Иберии того времени. Темножелтое — эпоха царя Мириана и Святой Нины. Бежевое — Гогарена, присоединённая в 387 году.

 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.041560888290405 сек.