На главную История Грузии Первые государства
Первые государства
Первые государства
Сейчас можно только предположительно говорить о том, где находились первые картвельские государства и на что они были похожи. Возможно, они образовались в XIII веке д.н.э. после ослабления государства Митанни. Их было несколько. Видимо, к ним относится первое Колхидское государство на равнине и несколько горных образований, например Диаохи и Забаха. Последнее находилось где-то в районе современного Ахалкалаки и озера Чилдыр и считается, что от него произошли топонимы Джавах и Джавахети. Что касается Диаохи, то его локализуют где-то северо-восточнее Эрзурума, в районе города Олту, или Карса или Ардагана – есть различные версии.

Первое умоминание этих государств в истории связано со знаменитым походом ассирийского царя Тиглатпаласара I в 1112 году. Это был первый и последний случай, когда ассирийцы вышли к Черному Морю. Через 150 лет другой ассирийский царь, Салманасар III зафиксирует общение с царем государства Даиаэни по имени Асиа, это произойдет в 845 году. Есть предположения, что ассирийцы дружили с картвельскими царствами против общего врага – урартийцев.

 

Урартийцы, оформившись как государство примерно веке в IX, начали монотонные войны с северными соседями предположительно картвельской национальности. Особо прославился «грузинскими» войнами царь Менуа (810 - 786). От его эпохи осталось множество детальных текстов с описанием конфликтов, например вот такой:
Бог Халди выступил со своим оружием против Диаухи, могущественной страны. Халди могуч, оружие бога Халди — могучее. Могуществом бога Халди выступил Менуа сын Ишпуини; предшествовал ему бог Халди. Менуа говорит: завоевал я страну Диауехи, в бою я завоевал город Шашилу, царский город. Страну я сжег, крепости разрушил. Дошел я до страны Шешети, до города Зуа. Города Утуахан... Менуа говорит: Утупурши, царь Диауехи, явился передо мной, обнял мои ноги, ниц повергся; я отнесся  к нему милостиво, пощадил я его под условием дани; дал он мне золото и серебро, дал дань.

Как мы видим, тут и города, и цари и золото. В других местах упоминаются даже колесницы. 

 

IX и VIII века – это ранние слои в древних грузинских городищах. В археологических музеях Грузии можно увидеть довольно много артефактов той эпохи, например, колхидские бронзовые топоры.

 

Эта эпоха имеет довольно четкий конец – киммерийское нашествие 720 года. Киммерийцы – ираноязычный народ, напоминающий скифов. Они воевали такими же бронзовыми втульчатыми топорами, что и скифы, с той лишь разницей что у скифского топора два ушка, а у киммерийского – одно. Двигаясь из степей Северного Кавказа, они прошли всю територию современной Абхазии, обрушились на Колхиду, прошли ее насквозь и напали на Урарту. О тех событиях сохранилась информация в таких нетривиальных документах, как агентурные донесения ассирийских шпионов. Этих донесений довольно много, в большинстве своем неразборчивых. Выглядят они примерно так:
Разведывательное донесение Ашшуррисуа царю Саргону II
Гурианиа — область между Урарту и страной Гамирра. Она дает дань урартскому царю. Когда урартский царь пошел против страны Гамирра, когда урартскому царю было нанесено поражение, все люди, которые оттуда в …[далее неразборчиво]
Упомянутое в тексте "Гамирру" - это территория раселения киммерийцев.
 
kelt.jpg
Единственное на весь интернет фото киммерийского кельта. Под именем скифского топора продается в одном интернет-магазине за 875 долларов.
Киммерийцы уничтожили Урарту, пошли далее на запад и там, в западной части Анатолии, напали на Фригийское царство, которое сумело устоять.  Возможно, киммерийцы некоторое время жили в окрестностях современного Сиваса, пока постепенно не растворились в местной среде.

 

Колхидское царство пережило киммерийцев, а вот Диаохи из документов исчезает. Существует версия, что именно киммерийцы истребили сванов в Абхазии, и что именно с этого момента начинается проникновение в Абхазию абхазо-адыгейских племен.
 
Что же касается Восточной Грузии, то там государств или не было, или про них некому оказалось рассказать. Кое-какие города там образовались, но в VII веке по всему восточному Закавказью прошлись скифы. Скифское присутствие длилось долго. Придя откуда-то с севера, скифы расселились там, где сейчас находится  Азербайджан и оттуда терриризировали Мидию. Лишь в самом конце VII века, расправившись с Ассирией, Мидия сумела как-то отбиться от скифов и скифская проблема постепенно уходит. Похоже, что скифы дошли даже до окрестностей озера Чилдыр, где частично осели и окультурились - позже их видел там Ксенофонт. Как они повлияли на историю восточной Грузии - сказать сложно. К началу VI века в этом регионе заметен некоторый культурный упадок. Археологи находят следы разрушений, пожаров, и очень мало захоронений. Например, в знаменитом Самтаврском могильнике в V веке не хоронили вообще никого. Насколько повинны скифы в этом упадке - вопрос открытый.   
Колхида того времени
Сейчас уже примерно понятно, на что была похожа Колхида при киммерийцах и после их ухода. Это была большая равнина, того же размера, что и сейчас, но гораздо более заболоченная. Она была покрыта густым тропическим лесом, остатки которого сейчас можно наблюдать в Колхетском национальном парке. Этот заболоченный лес тянулся от района современного Батуми до Сухуми и немного далее. Люди предпочитали жить на возвышенностях и заселяли предгорья – причем эта тенденция сохранилась по сей день. На крупных высотах строились города. Определенно был город на холме Укемерион на месте современного Кутаиси. Было нечто на том месте, где сейчас руины крепости Варцихе. Самым же известным и наиболее изученым поселением стало городище в городе Вани. Мелкие поселки имели так же вид хуторов. Что интересно, эти хутора были укреплены, но не имели общей системы укреплений. Вместо этого строились деревянные башни,  известные археологам и  описанные Ветрувием. Это были высокие бревенчатые башни, сведенные сверху в конус. Можно поразмышлять на тему сходства этой архитектуры со сванскими башнями.

Вот такая получается картинка: джунгли и башни. 
Греки и персы
VII век на востоке был веком Ассирии – в это время правили все самые известные ассирийские цари вроде Ассархадона. Урарту доживало последние дни. В 673 году обрела независимость Мидия и понемногу начала завоевывать Галактику. В 609 году мидийцы уничтожили Ассирию и двинулись дальше на восток, где заняли армянское нагорье с армянским населением, у которых в то время едва ли была социальная организация. В 550 году персы разгромили Мидию и заняли ее место. Это тот исторический момент, когда армяне появляются, как социально организованое явление: в 546 и 539 годах они участвуют в персидских походах. В 512 году Империю Ахеменидов делят на сатрапии – появляется сатрапия Армения – так возникает этот топоним. Армению поручили неким Оронтидам, которые продержались на должности сатрапов довольно долго.

А вот с Колхидой все сложнее. Сатрапия Колхида тоже появилась, но возможно, это была формальность, ибо персам свойственно было создавать виртуальные сатрапии. Примерно та же картина с Восточным Закавказьем: вроде бы и вошло в империю, но доказать это нечем.

 

Похоже, что колхи участвовали в походе Ксеркса на Грецию в 480 году. Геродот упоминает в персидской армии армян, колхов и мушков – последних иногда отождествляют с месхетинцами. Упоминаются и "макроны" – предположительно картвелоязычный народ из окрестностей современного Трапезунда.

Возможно, грузинским государствам повезло, и они таки вошли в состав персидской империи, где могли научиться применению письменности, ведению документации, административному управлению и прочим полезным вещам.

Одновременно с персами, но с противоположной стороны, к Закавказью подошли греки. В VI веке они добрались до восточного берега Черного Моря и основали там поселения, история которых загадочна.

На колхидском побережье известно только три греческих поселения: Фасис, Диоскурия и Гиэнос. Последний упоминает только Псевдо-Скилак и находился он, возможно, около Очамчире. Археологи обнаружили типичное колхидское поселение без признаков греческой планировки. Однако, была обнаружена греческая керамика, а так же нашлись признаки того, что тут ели устрицы – пища исключтельно греческая на тот момент.


Диоскурию построили в районе Сухумской бухты. Город просуществовал в 6 – 4 веках, потом погрузился под воду. Доказать что-то сложно, но в 1953 году в море нашли стелу.

Фасис тоже пропал. Был он построен где-то около Поти, и упоминался греками множество раз, но найти его руины не удалось. Был еще Трапезунт, основанный едва ли не в 750 году, так что он мог видеть живых киммерийцев. К концу V века это будет чисто греческий город в окружении колхов.

 

Из этих городов начала распространяться греческая культура и греческие товары, к последним относились амфоры. В VI веке их было еще совсем мало, в V – IV их уже стало совсем много, а к концу IV века местные жители наловчились изготавливать их сами.
Греческие амфоры в батумском музее
В 401 году произошло явление, известное как «отступление десяти тысяч». Суть в том, что греческому отряду пришлось силой обстоятельств совершить марш от Вавилона на север до Трапезунта. Ксенофонт оставил пошаговое описание этого марша ("Анабасис Кира"), где в IV книге описывается перечечение Армении и Закавказья. Существует европейская карта 1723 года, отрисованная по тексту Ксенофонта. Авторы карты никогда не были в Закавказье, но у них получилось довольно похоже. Красная линия на карте – граница империи Ахеменидов. Двойная линия – маршрут движения греков.

 

 

маршрут Ксенофонта

 

Согласно Ксенофонту, греки обошли озеро Ван с запада, пересекли армянское нагорье, где им пытались помешать Оронтиды, где-то перешли Аракс и оказались на территории, где жили таохи. На карте их нарисовали живущими сразу к северу от Севана. Оттуда они перешли на землю халибов, из чего выходит, что халибы жили как минимум в двух местах, что отражено на карте. Миновав халибов, греки попали на территорию «скифинов» - есть версия, что это осевшие в Закавказье скифы. Ксенофонт упоминает даже их город – Гимниас. На карте он нарисован условно, ибо точное его место выяснить не удалось. Оттуда через землю макронов греки попали в Трапезунт.

 

Судя по Ксенофонту, государственность у этих народов мало в чем внешне выражалась. Впрочем, и на территории империи Ахеменидов её не очень заметно. Ксенофонт пересекает всю Армению почти как пустыню, не встречая ни одного города. 

 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.041239023208618 сек.