VII - VIII века
Итак, в VII век Грузия вошла в виде Иберии, превращённой в полузависимую провинцию Ирана и Эгриси, которая была зависима (от Византии) полностью. В таком состоянии страна просуществовала лет 200 и окончательно развалилась на куски к концу этого срока. В первые годы VII века Грузия оказалась на линии фронта между двумя ожесточенно воюющими государствами – Византией и Ираном. А в середине века  VII пришли арабы и началась совершенно новая эпоха в истории страны. Сразу обращу внимание, что это двухсотлетие в истории страны малособытийно и не весьма интересно.
Отказ от монофизитства 
Почти сто лет, с 505 до 610 года Армянская церковь доминировала в Закавказье, при этом плавно скатываясь в монофизитство, особенно после 554 года. Грузинская или скатывалась вместе с ней, или же пыталась сопротивляться. Точного хода событий мы, к сожалению, не знаем. Когда в 595 году умер мцхетский католикос Барталоме, грузины попросли армян прислать им епископа - что характеризует отношения между двумя странами в те годы. Из Двина был прислан Кирион, который стал католикосом под именем Кирион I. Он в юности учился в Византии, что, возможно, сказалось на его мировоззрении. Кирион совершил эпохальное - он категорически признал Халкидонский собор – тот самый, который признавала вся Византия, но не признавала Армения.
 
Это вызвало беспокойство армянской церкви, и последовала интенсивная переписка с армянским католикосом. В 609 году в Двине собрался собор армянской церкви ("III-й Двинский"), который официально постановил  прервать общение с грузинской церковью и не допускать грузин до причастия. Так Грузия вернулась в православие.
 
Это было эпохальное событие. До этого территории Иберии и Армении различались только языком и со стороны напоминали одно целое. Раскол породил непроходимую пропасть между армянским и грузинским народами, и пропасть эта существует по сей день, и даже более глубокая, потому что стала уже "многовековой". Армяне на территории Грузии стали сегрегироваться в отдельные общины и строить себе свои отдельные храмы. Возможно, одним из самых первых был тот храм, построенный в 631 году, на месте которого в Тбилиси сейчас стоит церковь Сурб-Геворк. Раскол породил и несколько странное следствие: те армяне, что остались православными, стали по духу и самоидентификации длиже к грузинам, чем к армянам, и их культурное наследие сейчас практически не отличимо отгрузинского.
 
Стефаноз I   (590–627), сын курапалата Гургена, оказался иранофилом и стал активно дружить с персами. Оставаясь христианином, он все же решил отказаться от православия и перевести страну обратно в монофизитство, которому персы симпатизировали. Эта попытка почти удалась, но потом церковь решила от этой идеи отказаться. Странно, что именно в такой период разброда и шатания около Мцхеты был построен знаменитый храм Джвари, и имя Стефаноза до сих пор фигурирует на одном из его барельефов.
 
 Стефаноз
Монета с портретом Стефаноза и его именем
При Стефанозе началось то, что однажды было названо Первой Мировой Войной: враги убили императора Маврикия, на престол взошёл Фока, и тогда персы азорвали все соглашения и пошли войной на Византию - мстить за Маврикия. Иранско-Византийская граница между Тбилиси и Мцхетой престала существовать. Исчезла и византийская Иберия. Иран занял всё.
 
На фоне таких событий православие могло бы исчезнуть в Иберии окончательно, но греки переломили ситуацию. Император Ираклий совершил поход в Лазику, и около 627 - 628 года вошел в Иберию. Его союзники хазары прорвались через Дербент и вошли в Иберию с востока. Обе армии осадили Тбилиси. Осада затянулась на несколько месяцев, и в итоге город пал. Что с ним стало – неизвестно. Прямым следствием стало окончательное вымирание монофизитства. А кроме того, именно в эти годы в Тбилиси был построен кафедральный Сионский Собор, в ту пору больше похожий на Джвари.

Царь Стефаноз был схвачен и казнён, вместо него назначили курапалатом Адарнасе, сына царя Бакура III-го.Его имя иранское, происходит от зороастрийского имени Адур-Нарсе, где "адур" означает "огонь". В Иране в 309 году недолго правил шах с таким именем.
 
Строительство продолжалось: лет через 10–20 будет построен храм по образцу Джвари – Атенский Сион и храм нового типа – Цромский собор. Как можно заметить, Иберия пережила короткий строительный бум: за 30 лет было построено около десятка храмов. Но за этим строительным ренессансом последовал столетний провал, о чём скажем ниже.
 
 Джвари, Цроми и Атени, храмы эпохи строительного ренессанса
Цромский собор
 Появление арабов 
В 637 году Адарнасе умирает, и курапалатом становится его сын Стефаноз. Он был грекофил, как и его отец, и тоже ничем не отличился, но при нём случилось нечто важное: изменился ход истории. До сего момента Иберия балансировала между персами и греками, между христианами и зороастрийцами, и вдруг появились появилась третья сила – мусульмане.
 
В 634 году они захватили Дамаск, а в 636 году разбили греческую армию при Ярмуке и завладели всей Палестиной. В том же 636 году они разбили иранскую армию при Кадисийе и взяли Ктесифон, столицу Ирана. На этом Иран выбыл из игры, но Византия сопротивлялась упорнее. Чтобы обезопасить себе правый фланг, мусульманам надо было занять Армянское нагорье.
 
В 640 году арабский полководец Ийад б. Гайм взял Амид (Диярбакыр), а в 641 прошелся по окрестностям Битлиса. Более серьёзный поход последовал в 653 году: полвоводец Хабиб б. Маслама захватил Эрзурум, повернул в восточную Армению и принудил к сдаче Двин, потом взял Нахичевань и подчинил армянские княжества в горах. На этом и прекратило существование то аморфное государство, коим являлась тогда Армения. Из Двина Хабиб двинулся на север, в Грузию (ал-Джузран). Достигнув Тбилиси, Хабиб заключил с городом договор. Отдельно были заключены договоры с князьями Кахети, Триалети, Самцхети, Шавшети и Кларджети.

Отчего-то это событие иногда относят к периоду правления Стефаноза, хотя он умер в 650 и договор составлялся уже при его сыне Адарнасе(II). Как вы видите, это уже второй Адарнасе, сын Стефаноза. Появление этой второй пары "Стефаноз-Адарнасе" вносит некоторую путаницу в датировку храма Джвари, на котором эти имена упомянуты.
«Тёмные века»
Арабское вторжение не стало катастрофой. Никто ничего не разрушил и не разорил. Ранняя эпоха арабского господства была мягкой. Но именно в это время начинаются «тёмные века» византийской истории. Этот термин не всеми признан, но он удобен. Византия потеряла Египет, Палестину и Сирию. Стали приходить в упадок города и торговля. Началось что-то, напоминающее европейское средневековье. Этот кризис не мог не коснуться Иберии просто потому, что сказался на караванной торговле. И вот после вспышки строительной активности с 600 по 630 год наступил культурный провал. До конца VII века и почти весь VIII век в Иберии ничего не строили.
Максим Исповедник
В это время в Византии обострились споры о сущности Христа. С несторианством и монофизитством разобрались уже 200 лет как, но внезапно возникла новая философия – миофелитство. Против неё выступил крупный богослов Максим Исповедник, который добился осуждения миофелитства на Латеранском соборе 649 года. Но враги Максима добились его ссылки в 655 году. В 662 году его в который раз вызвали на суд, обвинили в ереси и сослали в Лазику. Максим Исповедник умер 13 августа 662 года. Его могила не так давно была найдена в Цагери. Сейчас там существует монастырь.
Двоевластие и хаос
Эрисмтавар Адарнасе в 681 году присоединился к антиарабскому восстанию, сражался с арабами года три, но был убит, и вместо него арабы в 685 году передали Иберию Гураму II-му, из династии Гурамидов. Гурамиды – побочная ветвь Михранидов, происходящая от одного из младших сыновей Вахтанга Горгасала.
 
Назначение Гурама породило в Иберии некий раскол и двоевластие. У Адарнасе оставался сын Стефан. Ему удалось удержать за собой Кахетию. В последующие полвека Гурамиды будут править в Кларджети, Михраниды в Кахети, а центральная Иберия будет переходить из рук в руки.
 
Гурам в 689 году поддержал греков (Юстиниана II) в походе на арабов, за что получил титул курапалата. Он умер в 693 году и ему наследовал его сын Гурам III. Примерно в том же году греки перестали что-то решать в Иберии и Гурам стал никем.
VIII век 
VIII век начался с того, что в 705 (или 706) году арабы ликвидировали албанскую династию Михранидов и тем самым поставили точку в истории Кавказской Албании. Михраниды полуформально просуществовали ещё лет сто, после чего исчезли совсем. В настоящее время из албанских племен выжили удины, которые населяют село Зинобиани в Кварельском районе Кахетии.
 
А Стефан из той же династии Михранидов всё ещё правил Кахетией, хотя и без царского титула.
Нашествие Мервана
В 736 году произошло крупное событие – арабское нашествия Мервана б. Мухамада. Мерван с 732 по 734 год был наместником Армении и Азербайджана, и воевал с хазарами. В 730 году хазары совершили опустошительный набег на халифат. Они прошли через Дарьяльское ущелье, Грузию, Шеки, и дошли до Ардебиля, где разгромили арабскую армию. Хазар возглавлял тот самый вождь Булан, который чуть позже обратит всю Хазарию в иудаизм. 
 
Не очень понятно, участвовала Грузия в этом походе, или только помогала, или избрала нейтралитет.  Мерван решил, что грузины поддержали хазар, и поэтому решил их наказать. Армия Мервана прошлась по Грузии, разрушив почти все, что можно разрушить.

Пострадал Тбилиси. Разрушена была Мцхета. Армази был тоже разрушен и на этот раз уже окончательно. Неизвестно как пострадал Уплисцихе, а Урбниси был практически уничтожен. Правитель Иберии Адарнасе (хотя имя его точно не вычислено) бежал на запад, в Эгриси. Вероятно с ним же ушёл кахетинский правитель Стефан и его сыновья - Арчил и Мириан.
 
Арабы отправились их догонять.  Они вторглись в Аргвети, схватили мтаваров Давида и Констанина и замучали их, о чем существует сответствующее житие. На месте захоронения замученных мтаваров позже возник монастырь Моцамета, который можно назвать зримым следом того нашествия.

 Мощи Давида и Константина в Моцамете

В Эгриси Мерван так же разрушил почти все, в том числе Археополис, что и стало концом этого города. Затем он двинулся западнее, в Абхазию. Он разрушил Цхум (Сухуми), дошел до Анакопии, откуда повернули обратно и отправились на юг. В районе современного Артвина они разрушили крепость Ахиза. В 737 году арабы пришли снова, на этот раз транзитом – Мерван прошел вверх по Арагви и через Дарьяльское ущелье ушел воевать с хазарами. В 738 Мерван совершил еще один поход в Эгриси.

Итогом нашествия стало исчезновение нескольких крупных городов: Мцхета, Урбниси и Археополис. Предположительно, перестали быть городами Вашнари, Шорапани, Сканда и Вардцихе, хотя это не вполне очевидно. Выжили: Тбилиси, Уплисцихе, Дманиси, Уджарма, Рустави, Жалети и Телави.
 
В результате арабского нашествия эрисмтавары из династии Гурамидов куда-то исчезли, и правителем Иберии на полгода или год стал Стефан кахетинский. В храме Атенский Сион существует надпись: «Благословен Стефан мампали по воле Бога господин и эриставтэристави картвелов и мегрелов». Из чего следует, что власть Стефана странным образом распространилась и на Западную Грузию. 
 
Он умер в том же году и всё перешло по наследству его сыну Мириану. Иногда его так же зовут Мир. Это всё то же персидское имя Михр (Митра). Он правил всего лет пять. В 741 году во время очередного арабского набега он был смертельно ранен. Власть над Иберией перешла к его брату Арчилу. 
 
Арчил правил лет сорок, хотя не известно, где именно и как. Даже годы его жизни известны очень условно. Прославился он в основном своей смертью. Где-то в середине века в Закавказье вторглась армия арабского полководца, которого в житийной литературе зовут Чичнаум Азим, но которого в реальности звани Хузайма ибн Хазим ибн Хузайма Аль-Таммими. Арчил явился к нему лично и попытался уговорить его не принуждать население страны к исламу. Хузайма же проявил упорство и стал принуждать самого Арчила к исламизации. Тот отказался, и по приказу Хузаймы ему отсекли голову. Тело Арчила отвезли в область Эрцо, и похоронили в монастыре Надокра челетской епархии, который он сам в своё время основал. Могила его существует в монастыре до сего дня. Арчил канонизирован в ранге мученика и его день празднуется сейчас 21 июня.
 
Ещё при жизни он выдал замуж своих дочерей (или дочерей Мириана?) за различных князей. Таковыми стали: князь Триалети, Нерсе Нерсиани, Джуаншер Джуаншериани и Леон I царь Абхазии. Похоже, что эти браки только запутали ситуацию с престолонаследием в Иберии.
 
Арабские нашествия имели ещё одно последствие: в Закавказье образовался Тбилисский Эмират. Столицей был Тбилиси, правителем – эмир из рода Шуабидов, а власть его распространялась изначально на всю Восточную Грузию.
 
Интересно, что Самшвилде не указан в списке уничтоженых Мерваном городов. Более того, в этот трагический послепогромный период в Самшвилде начнут строить, и закончат к 777 году большой и сложный Сионский Собор. 
 
 Самшвилдский Сион
 Руины Сионского собора в Самшвилде
В эти годы кончалась для Грузии целая эпоха. Столетиями она находилась между Византией и Ираном, и вдруг пропали и Византия и Иран. Только через 700 лет Грузия снова окажется в аналогичном положении – между Турцией и Сефевидским Ираном.

Эрисмтавары Иберии просуществовали еще 50 лет и постепенно исчезли как политическое явление. Последний раз они упоминаются в 786 году, когда был убит Святой Або Тбилисский.
 
Святой Або интересен, как явление эпохи. Багдадский араб, он прибыл в Тбилиси в 775 году и начал вести теологические дискуссии с христианами. Постепенно он стал сам склоняться в христианство, а в 781 году, когда эрисмтавар Нерсе бежал в Хазарию, Або бежал вместе с ним, и там крестился. Через год он вернулся в Тбилиси и начал проповедовать христианство арабам. В 785 его бросили в тюрьму, и чуть позже (8 января 786) обезглавили, а тело сожгли на Метехской скале. Або был причислен к святым мученикам, в Тбилиси существует улица Або Тбилели в Старом Городе и храм под Метехской скалой.
 
 
С этого момента на территории Грузии образуется несколько отдельных государств: на западе Абхазия, на востоке Кахетия и Эретия, на юге – Тао-Кларджети. Принципиально поменялась вся география местности.
Великая миграция
В годы нашествия Мервана грузинская часть Закавказья состояла из двух очень разных частей: восточная половина говорила на восточно-грузинском языке, примерно предком современного грузинского, а весь запад был заселён мегрело-чанами и сванами примерно поровну. Сванетия тех лет была гораздо больше современной и включала в себя всю Рачу и весь Лечхуми.
 
И приблизительно в это самое время жители восточной Грузии начали в огромных количествах мигрировать на запад. Возможно, причиной стало нашествие Мервана, или арабское присутствие вообще, или какие-то иные причины. Это случилось где-то в VIII веке или в начале IX века. Мигранты заселили всю территорию современной Имеретии и очень быстро вытеснили оттуда мегрело-чанский язык, хотя он и остался кое-где в топонимике. Продолжая наступление, они двинулись к югу от Риони и вышли к морю, образовав этническую общность гурийцев и территорию Гурия. Он стали вытеснять сванов из рачинских гор, так что постепенно сваны остались только в верховьях реки Риони. Так сваны этих мест постепенно смешались с мигрантами, перешли на их язык и превратились в рачинцев. 
 
Мегрело-чанская общность раскололась на два изолированных региона: Мегрелию и Чанети. Сваны сохранили западную часть своей территории. Так потомки мегрело-чанов стали на западе этническим меньшинством.
 
Можно строить разные теории о том, как миграция вовлияла на христианскую жизнь. Запад до миграции христианизировался медленно и не весь. Может быть, миграция ускорила христианизацию. Наверняка именно мигранты занесли христианство в Рачу. Может быть, именно миграция привела к доминированию грузинского языка в богослужении. В любом случае, произошло что-то вроде мирного культурного завоевания Запада Востоком. Запад стал более похож на Восток, а лет через 200 появилась теория этнической общности: стали говорить о том, что все, говорящие на картвельском языке, это в некотором роде один народ.  
Абхазия
В начала VIII века Абхазию находилась под контролем Византии, ею управляли архонты и столицей была Анакопия. В 736 году сюда пришли арабы Мервана, но не смогли взять Анакопию и ушли. Архонт Леон подружился с беженцами из Картли, женился на одной из них и его потомки постепенно расширили владения на юг и восток.  В 778 году Абхазия объединится с Лазским царством. В 786 году архонт Леон II объявил себя царем абхазов, добился независимости и перенес столицу в Кутаиси.

О нем сказано так: «А когда сей Леон сел царем и захватил весь Эгриси, не называл больше Эгриси, а называл Абхазети и разделил сего Эгриси, а уже Абхазети на восемь эриставств: 1-го посадил абхазским эриставом и дал ему Абхазети и Джикети вплоть до моря и Хазарской реки. 2-го посадил в Цхоми и дал земли за Эгриси, Анакопию вместе с аланами. 3-го посадил в Бедия и дал земли к востоку от Эгриси до [реки] Цхенисцкали. 4-го, так как к сему Леону примкнули жители к югу от реки Чорохи, доставшиеся Одзрахосу и отложились они от Одзрахоса эристава, нарек эту землю Гурией и посадил там эристава своего. 5-го посадил эриставом Рача-Лечхуми. 6-го посадил эриставом Сванети. 7-го посадил эриставом того же Шорапани, [земель] к востоку от Риони и Ханисцкали до Лихи и нарек эриставом всего Аргвети. 8-го посадил в Кутаиси [эриставом] Ваке, Окриба и земель к западу от Ханисцкали до Гурии и к западу от Риони до Цхенисцкали. Он же построил город и крепость Кутаиси и сделал его престольным городом царя абхазов, вторым после Анакопии. Надо предположить, что он же освободил от зависимости абхазского каталикоза с позволения же греков. Сей Леван навел порядок в Абхазети и управился со всем и после доброго царствования умер лета Христова 806, грузинского 26 и оставил сыновей Феодосия, Гиорги и Димитри».
 
В этом списке мы видим упоминание Рача-Лечхуми. Если это событие не придумано позже задним числом, то мы имеем дело с первым в истории упоминанием Рачи.
 
Ещё около двухсот лет царство постоянно расширялось, время от времени воюя с кахетинцами за центральную Картли.
Кахети
Территория Кахетии после 502 года была завоёвана персами, а после 650 она неизбежно должна была попасть под арабскую оккупацию. При этом кахетинцы продолжали формально подчиняться грузинским царям. Так продолжалось до 786 года. В этом году исчез из истории последний эрисмтавар Картли, Стефаноз. Мы по сей день не знаем, что стало причной исчезновения эрисмтаваров. Но Кахетия оказалась ничья и правитель Кахетии, Григол, объявил себя правителем Кахетии. Он принял титул «корикоз», что означало что-то вроде царского наместника. Это интересный момент: обретя фактическую независимость правители Кахетии не решились называться царями.
 
Григол занял всю область Кахети и Кухети (левобережье Куры), причём ликвидировал Кухети как название, после чего оно исчезает из истории.
 
Восточная половина Кахетии сразу же откололась и образовала царство Эрети. Кахетинское «царство» просуществовало примерно 200 лет, время от времени завоевывая Эрети. В лучшие годы оно занимало огромную территорию от реки Ксани на западе до реки Турьянчай на востоке. За этой рекой начиналось государство Ширваншахов, которое образовалось практически одновременно с кахетинским «корикозством». Столицей Кахетии до 1014 года был город Тианети.
 
В 1010 году Баграт III завоевал Кахети, и оно временно вошло в состав единой Грузии, но затем снова отделилось и только Давид Строитель в 1104 вернул его обратно. Период с 1010 года по 1104 был в истории Кахетии ярким и оставил след в виде собора Алаверди.
Эрети
На дальнем востоке в 787 году возникло небольшое княжество (самтавро) Эрети, со столицей в городе Шеки. Это территория современного Лагодехского района и нескольких азербайджанских районов – Белоканского, Закаталинскиго и Шекинского. Возможно, к Эрети относился и Кварельский и Сигнахский районы.
 
В 893 году эретийский князь объявил себя царём. Однако, абхазско-кахетинская армия  (Квирике I Кахетинский и Константин III Абхазский) почти сразу завоевала Эрети и поделила его между собой. Это случилось около 915 года. Около 950 года Эрети временно попало под власть азербайджанской династии Саларидов, причем именно в этот период эретийцы решили перейти из монофизитства в православие.  После 1020 года кахетинцы окончательно завоевали Эрети, а в 1104 году Давид Строитель включил его в состав объединенной Грузии и превратил в эриставство.

И вот Эретийского царства уже сто лет, как не существует, но жители Лагодехского района о сих пор называют себя эретийцами.
Ширваншахи
Как мы видим, в VIII веке Абхазия, Кахетия и Армения постепенно освободились от арабов. То же самое произошло в Азербайджане. Арабский наместник этого региона в 861 году перестал подчиняться Багдаду, присвоил себе земли между Курой и Дербентом и объявил себя Ширваншахом. так в Азербайджане образовалось Государство Ширваншахов, которое просуществовало почти 600 лет.  Несколько столетий истории Грузии и Ширвана будут всячески переплетаться. Ширван будет хорошим соседом, с которым у Грузии постепенно сложатся стабильные дружественные отношения. Судьба обоих государств будет схожа: оба пострадают от монголов и оба практически погибнут в XVI веке от армий Сефевидов.
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.037382841110229 сек.