Козифа
Монастырь Козифа (ქოზიფა), формально Введенский (в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — ღვთისმშობლის ტაძრად მიყვანება) — монастырь Руисско-Урбнисской епархии, который находится в дальнем конце Дзамского ущелья и считается исторически первым монастырём в этом ущелье. Выглядит как группа из 4-х зальных храмов, пристроенных вплотную один к другому, плюс хозяйственный корпус, плюс всякое интересное вокруг в лесах. В последние годы (2017 — 2018) усиленно пиарится турфирмами как самый непосещаемый и самый нетуристический монастырь в Грузии.
 

Храмы монастыря Козифа
История
С историей монастыря все очень запутанно. Мы знаем её из двух источников: из академической литературы и по рассказам монахов. И во всех версиях мало чего с чем сходится. Как известно, идею монашества в Грузию принесли в VI веке ассирийские отцы. Козифские монахи говорят, что основание монастыря как-то с ними связано. И это вполне возможно; один из ассирийцев, Пирос Бретский, основал монастырь недалеко от Дзамского ущелья, и имел все возможности повлиять на основание ещё одного. И это значит, что монастырь основан где-то в самом конце VI века. Монахи полагают, что как минимум один храм из пяти был построен в VI веке.
 
Но официально утверждается, что первый храм был построен примерно в VIII веке, и это тот, что сейчас стоит восточнее храма Св. Гиоргия. Чуть позже, но в том же веке был построен храм Св. Лазаря — сейчас это угловой юго-восточный. 
 
И только лет через 400 появился самый крупный храм — Введенский. Он имеет размеры 17,85 на 7,85 метров. (Православная энциклопедия датирует его VI-VII веком).
 
Потом, в самом конце XIV века, пришёл Тимур и почти всё здесь разрушил.
 
Ещё лет через 200, где-то в конце XV или начале XVI века с запада были пристроены ещё два храма: Св. Шио-Мгвимского и Св. Гиоргия. Хотя стоит иметь в виду, что это хронология несколько условна.

Хозчасть
В лучшие годы вокруг монастыря могла быть крепостная стена, какие-нибудь башни и различные хозяйственные постройки. Потом, в XVII веке монастырь пришёл в полный упадок. Может быть, из-за нашествий шаха Аббаса. 17 июня 1997 года митрополит Руисско-Урбнисский Иов восстановил монастырь. Считается, что Козифа стал первым действующим монастырём в Дзамском ущелье, и последующие 60 были построены по его примеру. 
Современность
По состоянию на 2019 год в монастыре два оснвоных строения: хозяйственный корпус, большой и красиво построенный, и сами храмы, стоящие тесной группой. Из всех храмов только храм Святого Шио дошёл до нас нетронутым, остальные восстановены в разное время. Храм Святого Георгия восстановлен с фундамента. В этомхраме есть фрески. Современные, но весьма прилично сделанные.
 
Фрески
 
Вход в основной Введенский храм расположен с юга,сам храм выглядит как обычная зальная церковь, без росписей, с побеленными стенами. Выглядит внутри примерно вот так:

 
У этого храма интересный восточный фасад. Там присутствует каменная резьба (не разобрать, старая или новая), а над окном выложен крест из зеленоватого камня. Ходят слухи, что он меняет цвет при изменении температуры, но пока на всех инстаграм-фотографиях он выглядит одинаково.

Монастырь Козифа
Из знаменитого в монастыре есть высокий трёхсотлетний кедр. Обычно производит на посетителей сильное позитивное впечатление.

 Козифский кедр
На скале над монастырем построена сомпатичная колокольня, крытая голубой черепицей. Где-то за ней находится дом настоятеля, туда ходить посторонним не положено, хотя именно оттуда получился бы неплохой кадр. В стороне среди деревьев построены домики-кельи остальных монахов.
Монастырь Козифа
Есть ещё что-то в лесу вокруг монастыря, например, небольшая часовня между стволами елей. Туда иногда водят посетителей. Не исключено, что после 2019 года здесь ещё что-то достроят или появятся ещё какие-то необычные штуки.
 
Кроме всего этого, монастырь стал известен своей криптой, которая расположена под храмом Лазаря. Явно в очень давние эпохи монахи вырубили в скале пещеру и соорудили там каменные ящики. В наше время туда сложили кости, которые найдены на территории монастыря. Женщин в крипту не пускают.  
 
Костница
Сейчас в крипте собрано штук сорок человеческих черепов. Как известно, череп человека в верхней части состоит из трёх костей: одной лобной и двух теменных. Но здесь в крипте у некоторых черепов лобная кость разделена на двое четвёртым швом, так что швы на черепе имеют вид креста. Монахи решили, что это должно что-то означать. На самом деле, ничего. Так называемый лобный шов есть у всех людей в младенчестве, но зарастает на второй год жизни. Иногда не зарастает. Это довольно редкое явление, известное как Метопизм. У европейцев лобный шов встречается у 8% людей (у остальных народов заметно реже). Автор этого текста не додумался подвести статистику, но по визуальным ощущениям, процент черепов со швами примерно такой и есть. Что доказывает, что эти люди были не монголы и не тюрки.
Оценки
Высказывать какое-то мнение о монастыре не имело бы смысла, когда б не интернет-маркетинг. Некоторые турфирмы предлагают показать Корзифу как самый непосещаемый и таинственный монастырь. И, в общем, почему бы нет. Если вам интересно посмотреть на глухой угол Дзамского ущелья, если пять простеньких храмов вас интересуют, то всё в порядке. Но не стоит ждать тут какой-то особой экзотики — завышенные ожидания могут много чего испортить. Монастырь действительно посещется редко, инфраструктура для гостей тут не очень продумана, и кого-то он разочарует обыденностью. С другой стороны, это настоящий действующий монастырь в глухом месте, монахам бывает интересно пообщаться с новым человеком. А если вы задумали треккинг вверх по ущелью с выходом в Гуджаретское ущелье, то монастырь будет интересным пунктом такой прогулки. Может даже чаем угостят.
Кое-что о Введении
Главный храм монастыря освящён в честь введения Богородицы во храм, и весь монастырь таким образом стал Введенским. Соответственно, 4 декабря тут храмовый праздник. И вот тут начинаются странности. Канонические Евангелия такого события не упоминают. Первый документ, который содержит рассказ о Введении — это Протоевангелие Иакова, написанное как бы от лица Иакова, первого сына Иосифа (то есть, брата Христа по отцу). Но он был написан где-то после 160 года, и церковь признала его апокрифом. В V веке это протоевангелие даже внесли в список запрещённых книг. Но оно оказалось очень популярным, и его читали и переводили. В том числе и на грузинский язык — сохранилась грузинская рукопись VII века. Где-то с VIII века появляется праздник. Можно только гадать, как апокрифическое событие стало официальным церковным праздником.
 
Введение во храм. Икона в Козифе.
 
Вот здесь можно почитать про посещение Козифы велотуристами в 2010 году. Это, наверное, самое раннее упоминание монастыря в интернете.
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.042420864105225 сек.