Монастырь Самеба
Монастырь Самеба (ხაშმის წმ. სამების მონასტერი), он же Хашмийская Самеба или Хашмийский монастырь Святой Троицы, или Монастырь Кацарети, или же Кацаретская базилика - в настоящее время монастырь в Сагареджийском районе в предгорьях Гомборского хребта около села Хашми. В прошлом место, где он находится, называлось Кацарети и было, вероятно, селом и культовым центром. Самое известное в монастыре - это его базилика V или VI века. Это весьма интересный архитектурный памятник, но расположен, к сожалению, в 10 километрах от нормальных дорог.
 
История
В античные эпохи левый берег куры и всё пространство до Гомборского хребта называлось Кухетией, и населяли его кухетинцы. Место, где стоит монастырь, могло быть селом, городом, или просто культовым центром у этих людей и называлось оно Кацарети. Когда Святая Нина крестила царя Мириана, она отправилась далее на восток, в сторону Алазанской долины. Известно, что она была в Жалети, Уджарме и Кацарети. Неизвестно, в какой последовательности. Шатбердский список хроники "Обращение Картли" говорит: «И Нино вошла в Кхоэти и стала в Кацарети. И крестила кхоэлов и суджов со всем их народом». Таким образом, если крещение Картли произошло в Мцхете, то крещение кухетинцев - в Кацарети. Может быть, в реке Иори.
 
Здесь же Нина установила крест. На том самом месте, где сейчас стоит базилика. 
 
Есть, впрочем, мнение, что Нина крестила суджей в другом месте, где-то за Алазани, а современное Кацарети получило своё название уже позже. 
 
Далее лет 150 тут ничего не происходит, а ближе к концу V века царь Вахтанг Горгасал строит тут храм. Считается, что перед одним из походов на горцев он дал клятву основать такой храм в случае успеха. Так же считается, что храм начал строиться в самом конце его правления или даже при его сыне Дачи, то есть, в те кризисные годы, когда вся равнина была захвачена персами, а Вахтанг жил в крепости Уджарма, что в 6-ти километрах западнее. Дачи тоже жил в Уджарме первое время, так что вполне логично, что храм строили где-то рядом.
 
В XV веке храм был облицован плитами из песчаника. В резултате он стал двуслойным: внутренняя стена VI века, а внешняя XV. Тогда же появился и резной крест на восточной стене. Это редкий случай резьбы по камню XV века. Считается, что некоторые огрехи исполнения демонстрируют общий упадок культуры в те времена.
 
В 1518 году храм расписали фресками. Это могло быть сделано по распоряжению кахетинского царя Левана II, который изображён на одном из столбов.
 
И только после этого был построен архиерейский дом, башня, колокольня и все прочие строения комплекса.
 
В середине XVIII века эти края были разорены лезгинами, жители села Кацарети ушли в Хашми, а храм был заброшен. Только в 1885 году монастырь привели в порядок и поставили на храме дверь. Тогда же появилась и алтарная перегородка, которую мы видим по сей день. В 1891 году храм снова освятили.
 
В 1982, 2005 и 2007 годах храм перенёс несколько ремонтов.
Кацаретская епархия
Вышло так, что одновременно с постройкой храма, была учреждена и Кацаретская епархия, так что храм сразу стал кафедральным. Это была очень маленькая епархия, размером от сел Верона, Русиани и Гомбори на севере до Сартичала на юге. Первым в истории упомянут кацаретский епископ (кацарели) Захария, который подписался под постановлением Двинского собора (506 год). По иерерхии XI века кацаретский епископ находился на 20-м месте. В позднее средневековье в Кахетии епископы были администраторами и военно-обязанными, а армия кацаретского епископа была частью армии епископа руставского. Позже, в XVIII веке епархия сильно пострадала от набегов лезгин.
 
В 1765 году по распоряжению царя и католикоса епархию ликвидировали и поделили её территорию между руставской и ниноцминдской епархиями. Граница прошла по реке Иори. Сейчас это территория Сагареджийско-Ниноцминдской епархии. 
Современность
Сейчас Кацарети - это просто большое поле, на котором стоит хорошо заметный монастырь. Он выглядит как прямоугольник стен с башнями. Стены немного порушены. Как уже говорилось выше, всё, кроме храма, построено в XVI веке или немного позже.

Хашмийская Самеба
Хашмийская Самеба
За стены можно пройти через ворота, которые обычно закрыты. Надо найти монахинь и попросить, что б пустили. Тогда получится увидеть саму базилику. Сейчас мы видим её в дизайне XV века. Небольшие кирпичные вставки - следы позднего ремонта. Каменный портик - тоже творение XV века.

Кацаретская базилика
Интерьер
 
Этот храм - классическая трёхнефная базилика. На месте все обязательные элементы - и колонны и окна верхнего яруса.
 
Росписи сохранились неплохо, как это часто бывает с росписями XVI века. На восточной грани одного из столбов есть фигура человека в венце. Это считается изображением Левана II, который в 1518 году уже правил страной, но ещё не был коронован. Иранская армия именно в этом году вернула его на кахетинский трон. Можно сказать, что эти фрески - символическое отражение первого иранского нашествия на Кахетию.
 
Фрески Кацарети
Фрески Кацарети
 
...
 
У Кацаретской базилики есть одна особенность: её апсидная ниша имеет форму не полукруга, а подковы. Есть мнение, что это архитектурный приём V - VI веков.
 
Вторая особенность. Это колонны. Почти все базилики V века имеют крестообразные колонны - вы можете видеть такие в Светицховели, Болниси и Долочопи. Такие же колонны у базилики в Урбниси. Но тут колонны в сечении прямоугольные. 
Кацаретская базилика
колонны
 
Кацаретская базилика - весьма ценный архитектурный памятник. Несмотря на переоблицовку, он всё же сохранил много от начала VI века. Сейчас это один из самых древних храмов Грузии. Он немного старше базилики Анчисхати и Цандрипшской базилики, и лишь немного моложе Болнисского Сиона. Фактически это второй по старшинству грузинский храм.
Как добраться
Это непросто. Сначала надо попасть в село Хашми - туда ходят маршрутки. От северной окраины села начинается грунтовка, по которой надо пройти пешком 6 километров. Два километра дорога идёт по долине реки Иори, петляя среди кустов, потом начинает подниматься на горку. Следующие 4 километра - пологий спуск через лес. Дорога на этом участке ужасающа. Лесовозы продавили в ней глубокую колею, так что в некоторые дни даже Делика там может не продраться. Если всё же решили прорываться на колёсах, то выбирайте сухую погоду.
 
Вариант для сильных духом: от села Гомбори на телавской трассе начинается дорога через лес. Это неплохая колея, по которой прошла бы машина, когда б не сломанный мост на пути. На maps.me выложен трек, так что можно пройти по навигатору. Идти около 8 километров. В этой тропе интересно то, что фактически старая телавская дорога. Ещё в конце XIX века из Тбилиси в Телави ездили через Хашми и, вероятно, мимо Кацарети, и затем в Гомбори и на перевал. 
 
ХРАМЫ КАХЕТИИ
Акура
АлавердиАлваниАреши
Бодбе
ВачнадзианиВеджини
ГавазиГурджаани
ДолочопиИкалтоКацарети
КветераНиноцминда
Озаани
Сабацминда
Санагире
Сачини
Тетри ГиоргиУриатубани Хирса ЦхракариЧабукауриШихиани
Н. Шуамта
С.ШуамтаЭрелаант
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.03963303565979 сек.