Болнисский Сион
Болнисский Сион (ბოლნისის სიონი) – один из четырех или пяти построенных в Грузии Сионских храмов, при этом болнисский – хронологически самый первый и с него начинается история храмовой архитектуры Грузии. Это вообще первое сохранившееся архитектурное сооружение в Грузии, самый первый храм, на стене которого находится самая первая надпись на грузинском языке. Храм довольно прост, почти примитивен, но с него все началось, тем он и ценен.

 

  Болнисский Сион

Макет Сионского Собора в кобулетском Парке миниатюр

 История

Примерно в 470-е годы царь Вахтанг Горгасал добился превращения Мцхетского епископства в католикосат и утвердил 12 новых епископов, одним из которых стал епископ Болнисский. Вероятно, по этому случаю в епархиальных центрах стали строить новые храмы, и одним из них стал Болнисский Сион.

 

Его строили в 478 — 493 годах. Вахтанг построил несколько храмов, вероятно, однотипных: Светицховели, Руиси, Никози, Метехи и ещё несколько. Из всей серии до нас дожил только этот.

 

В это время иберийская церковь обрела относительную независимость от Антиохийской, и есть даже теория, что независимость была получена полная (автокефалия). И в то же самое время она начала уклоняться в монофизитство, и есть версия, что до 610 года она уклонилась туда окончательно, и Болнисский Сион был храмом неправославным. Хотя по этому вопросу есть разные мнения.

 

Храм находился на территории княжества Гогарена, правителем которого с 470 года был Варскен, сын Аршуши II-го. Он почти сразу после смерти отца поехал к шаху Перозу в Ктесифон и демонстративно перешёл в зороастризм. При этом Гогарена перестала подчиняться царю Вахтангу Горгасалу, а стала считать себя прямо зависимой от шаха Пероза. Именно по этой причине надпись на стене храма датирует его не годами правления Вахтанга, а годами правления Пероза: там написано, что церковь начали строить на 20-м году правления Пероза. Это очень грустно, потому что из-за этого твиста царь Вахтанг лишился случая быть упомянутым в надписи и получить неопровержимое доказательство своей историчности.

 

Пероз стал шахом в 459 году, поэтому 20-й год его правления — это 479-й.

 

Храм был в процессе строительства, когда в 482 году началось Иберийское восстание. Когда храм закончили в 493 году, в стране уже был хаос, о котором мы почти ничего не знаем.

 

Болнисский Сион — памятник эпохе, которая называется «начало грузинской культуры» (V—VI века). Это первая архитектура, первая надпись, через несколько лет — первый литературный текст. Если что-то было и раньше, то оно не сохранилось и для науки как бы не существует. 

 

 Орнаменты Болнисского Сиона

Координаты: 41°23'20"N   44°30'45"E 

Болнисский крест
Болнисский Сион, фрагмент

 

Крест на первой фотографии вошел в культуру Грузии под названием «Болнисский крест». Сейчас его можно видеть на гербе Болнисского района, и изредка — на флаге Грузии.

 

Собор каким-то невероятным чудом пережил все катаклизмы и дожил до нашего времени, хотя все его сверстники погибли. Но уцелело не всё. Своды собора рухнули в неведомые нам эпохи. Где-то в 1630-е или 1640-е годы они были восстановлены по инициативе царицы Мариам, жены царя Ростома. Кирпичные своды собора, которые видны сейчас, могут быть следствием того ремонта.

 

Своды собора

Утверждается, что в самом конце XVII века епископ Николоз снова ремонтировал собор, но не известно, в каких масштабах.

Что там есть

Болнисский Сион — базилика. Других храмовых конструкций на тот момент не существовало, а крестово-купольные храмы появятся только лет через сто. В плане он выглядит так: 

 

Болнисский сион, план

 

Техническое описание Болниского Сиона привожу ниже. Возможно, специалистов и культурологов заинтересует.

Это трехнефная базилика; в интерьере пять пар столбов; алтарная апсида выступает полукругом за пределы прямоугольного плана здания; в свое время вдоль северного фасада тянулась открытая арочная галерея, но она почти полностью разрушена; с южной стороны — небольшая входная галерея с двумя арочными пролетами, которые занимают половину длины фасада. Рядом с ней закрытая снаружи крещальня, сообщающаяся только с интерьером здания. Таким образом, входы в базилику были устроены с юга и севера, тогда как обычно в базиликах вход делается с запада; входящий сразу же воспринимает удлиненное, именно базиликальное пространство с подчеркнутой продольной осью. Грузинский же мастер, воспитанный в духе «центральных» зданий, как бы нарочно пересек продольную ось: вошедший в храм одновременно воспринимает равномерные отрезки пространства слева и справа. Главным акцентом внутри является, конечно, глубокая полукруглая алтарная апсида, к которой направлены два ряда параллельно расположенных столбов. (Дух центральных зданий - намек на теорию, согласно которой дохристианские храмы были купольными.)

Снаружи здание Сиона предельно просто. Для этого времени характерным являются массивные, приземистые пропорции: три нефа перекрыты общей двускатной кровлей, что усиливает впечатление малой дифференцированности широко распростертого по земле здания (высказано предположение, что первоначально средний неф все же выделялся и храм имел обычный базиликальный профиль). Перед взором зрителя, прежде всего, предстает огромная, почти не расчлененная плоскость западного фасада. В открытых входах виднеется толщина мощных стен (около 1,5 м). Эта первозданная архаическая мощь и массивность смягчается цветом стен: фасады облицованы изумительной красоты туфом изумрудного цвета, интенсивность которого усиливается благодаря цельности, нерасчленности фасада. Раньше, когда северная галерея еще не была разрушена, ее открытые арки, видимо, неообычайно оживляли общее впечатление.

Для зодчества этой эпохи характерно то, что основной художественной задачей является организация внутреннего пространства, решение же фасадов не привлекает особого внимания. И в самом деле, интерьер Болнисского Сиона своими простыми формами и гармоничными пропорциями создает впечатление силы и величия, хотя абсолютные размеры храма не очень значительны.

 

Болниси
 Главный вход. Совершенно невыразителен.

Если присмотреться изнутри, то видно, что своды храма кирпичные — это реставрация XVII века, задуманая по приказу царицы Мариам Дадиани. Интересно, что реставраторы уже знали чуть больше о технологиях, поэтому сложили не циркулярную арку — как было в V веке — а более совершенную стрельчатую.

 

Сейчас храм является обычным сельским храмом, народа там всегда мало, в него можно спокойно зайти без билетов или иных ограничений.

 

Существует один интересный нюанс. Прочие храмы V века до нас не дожили. По Сиону можно делать какие-то выводы о том, как именно они выглядели. Например, Светицховели того времени мог быть очень похож — он был тоже базилика и тоже с 5-ю столбами. И столбы там тоже крестообразные. У Светицховели сохранились и столбы и орнаменты на них.  Интересно было бы сравнить их с Болнисскими, но... Но по какой-то неведомой причине орнаменты на базах колонн в Болниси уничтожены все.

База колонны

 

Исчезновение этих орнаментов — страшный урон для истории грузинской архитектуры. По ним можно было бы сделать огромное количество ценных выводов. Но нет. Выводов этих не будет уже никогда.

Надпись на фасаде

Болнисский Сион имеет одну важную и исторически ценную деталь — надписи. Их три. Две находятся над двумя северными входами, а третья — над окном апсиды.

 

Итак, первая, которая над восточной дверью на северной стороне. Сложно сказать, что ценнее для истории — сам собор или эта надпись. На храме мы видим копию. Оригинал вывезен в Тбилиси и хранится там в музее. Итак, алфавит асомтаврули, прошу любить:

 

Надпись Болнисского Сиона

Вот расшифровка этого текста в виде нормального шрифта асомтаврули:

 

Болнисская надпись

 

На современном грузинском:

ისასამების აჲთაოც წლისა პეროზ მეფ
ამის ეკლესიაჲსაჲ დაათხოჳთმეტწლის
ნაქაშინათაჳყანისხცესღნშეიწყალენდავინა
პისკოპოსსახოჳლოცოსიგიცაღნშეიწყალენ

На русском звучит примерно так: «По милости Троицы, на 20-м году правления царя Пероза была основана эта церковь и через 15 лет закончена. Господи, помилуй поклоняющихся здесь и строителя этой церкви Давида епископа, и тех кто тебе молится, помилуй. Аминь.» 

 

Необычная особенность этой надписи в том, что она сделана без сокращений. В последующие эпохи так уже не делали.

 

Вторая надпись (над окном апсиды) немного побольше:

 

Болнисская надпись

 

Расшифровка на асомтаврули:

 

Болнисская надпись

Расшифровка современным:

ქედთეპისკოპოსიკრებო
ჳლითოჳრთდაამასეკ
ლესიასა         შინაშენდ
ამიმა                  რთთაჳ
ყანისმ               ცემელ
ნიშეიწყ         ალენდა
მშრომელთაამასეკლე
სიასაშინაშეხეწიე   იი

Перевод: «Христос, Давида епископа помилуй и тех кто строил эту церковь для службы тебе».

 

Третья надпись короткая: შეწევნითა ქრისტჱესითა მე ფარნ... და აზარუხტ შეხუაბთ ესე კარი სალოცველად სულთა ჩუენთათჳს

 

Перевод её очень условен из-за повреждений. Например,было предположение, что "ფარნ..." — это начало имени Фарнаваз.

 

Существует надпись немного подревнее — в Вифлееме.

Как найти
Может показаться, что Болнисский Сион находится в городе Болниси. Но это не так. Это город назван в честь храма, а не наоборот. Город Болниси – немецкий новострой XIX века. Храм южнее, в селе Бониси. Так что надо сперва приехать в город Болниси, добраться до центральной площади, и с нее повернуть на юг. Переезжаем мост, огибаем гору Элдаг (846 м.) и через 5 километров попадаем в село Квемо-Болниси.  Но село Болниси еще дальше, в километре на юг.  Храм сразу при въезде, слева. Вход свободен, неохраняемо.  
 
Что есть рядом
Если вы заехали в Болниси, то имеет смысл найти храм Цугругашени, что километром восточнее. В 7 километрах на северо-запад находится крепость Квеши в одноименном поселке. Все остальное весьма далеко. Например, городище Дманиси находится в 15 километрах по прямой, но по дороге надо делать большой крюк.
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.040718078613281 сек.