VI век в Грузии
VI век фактически начался в 502 году, когда в Уджарме умер Вахтанг Горгасал. Этим событием завершилась грузинская античность и началось грустное раннее средневековье. Мало что известно нам об этой эпохе. Государство почти исчезло, остались только личности. Начиналась эпоха зависимостей и оккупаций, которая растянулась примерно на 400 лет. Эпоха началась с такого необычного события, как церковный Двинский собор, о сути которого спорят уже полторы тысячи лет. 
Уход в монофизитство
После смерти Вахтанга Горгасала персы оккупировали всю восточную Грузию и большой кусок Армении, но в их (персов) политике произошли некоторые метаморфизы. Персы решили, что принуждать закавказцев к зороастризму никак не получается, и согласились смириться с существованием христианства, однако попытались подкорректировать его в выгодную для себя сторону.
 
В то время в Византии стремительно распространялось монофизитство — учение об одной (божественной) сущности во Христе. Негреческие народности империи принимали эту концепцию просто из нелюбви к империи. Проникло это учение и в Закавказье. Персы решили, что монофизитское Закавказье как минимум не будет союзником Византии, и решили поощрять монофизитство всеми способами. Вроде бы именно по их наводке в 506 году в армянском городе Двине собрался общекавказский церковный собор, известный как Первый Двинский.
 
На этом соборе присутствовало 24 грузинских епископа. 
 
Что постановил этот собор? Об этом спорят с начала VII века. Армянская версия такова: собор единогласно постановил считать монофизитство единственным верным учением, и, таким образом, всё Закавказье ушло в монофизитство.
 
Грузинская версия немного иная: в Грузии принято думать, что Армения ушла в монофизитство только после соборов 551—554 годов, а на Двинском соборе обсуждалось нечто иное. Между 506 и 551 годом армянская церковь ещё не окончательно порвала с православием, и само монофизитство ещё было терпимо в империи, так что ничего непоправимого не произошло.
 
Руины Двина в наше время
Где тут правда — мы не знаем. Вероятно, она несколько ближе к грузинской версии. Во всяком случае, существует свидетельство Прокопия Кесарийского (-565), который написал, что иберы  «соблюдают правила христианской церкви лучше всех, кого мы знаем». Вероятно, на соборе выработали некое компромиссное решение, которое позволяло уживаться с армянской церковью. И грузинская церковь уживалась с армянской всё столетие, и делать это становилось всё сложнее и сложнее, пока не последовал разрыв 610 года.  

 

Грузинские историки писали, что кознями персов после собора Двин стал церковной столицей Армении, сама Армения — лидером закавказского христианства, а Григорий Просветитель стал восприниматься как креститель всех стран Закавказья. Возможно, персы действительно приложили к этому руку. И Армения лидером действительно стала. Именно на фоне этих событий померкла память о Святой Нине и даже возникла гипотеза, что самой Нины не существовало. 

 

Очень жаль, что мы не знаем точно содержания постановлений Двинского собора. Из-за этого мы не знаем наверняка, ушла ли грузинская церковь в монофизитство или же осталась православной. 

Царь Дачи

Непосредственно после Вахтанга царем стал Дачи, или Дарчил, или Арчил. Годы его правления неизвестны – что само по себе характеризует невнятность этого периода истории. Первое время он партизанил в лесах Гомборского хребта, используя Уджарму в качестве временной резиденции.

 

В те годы шла греко-персидская война, известная как Война Анастасия. Она шла не вполне удачно для Византии и завершилась в 506 году.

 

В Иберии конфликт заьянулся на более долгий срок. В итоге в 514 или в 523 году персы ликвидировали в стране царскую власть и стали назначать наместников —  марзпанов. Ещё раньше, в 510 году, персами была ликвидирована царская власть в Кавказской Албании.

 

Когда стало спокойнее, царь Дачи вернулся на равнины. Он выполнил волю отца и перенёс столицу из Мцхеты в Тбилиси. Видимо, именно он построил первые стены  города. Хроника «Обращение Грузии» говорит так:

 

И после него царствовал Дачи Уджармели, и католикосом был Самовел. При нем люди начали селиться в Тбилиси и выстроили [церковь] Святой Марии, и католикосом был Петр.

 

Церковь Святой Марии – это существующий до сего дня храм Анчисхати, самый древний храм в Тбилиси.


храм Анчисхати

Этот храм — символ эпохи. Он построен примерно после 530 года, одновременно с Цандрипшской базиликой, почти в год битвы при Даре. Его строили, пока шла Иберийская война.

Иберийская война 

Прокопий Кесарийский пишет, что в 526 году персы попытались принудить иберийцев к принятию зороастризма, что вызвало восстание, а царь, которого Прокопий зовёт Гургеном, попросил помощи у императора Юстина I. Так началась война, вошедшая в историю Византии как Иберийская, хотя шла она на территории северной Сирии. Император Юстин умер в 527 году и императором стал знаменитый Юстиниан. Иберийская война стала его первой войной.

 

Война началась успешно для персов, они перешли Сурамский хребет и вошли в Лазику. Однако, в 530 году они были разбиты при Даре Велизарием и при Сатале полководцем Ситтасом. Шах Кавад умер в 532 году, а новый шах, Хосров, чувствовал себя на троне неуверенно, поэтому согласился на переговоры. Иберийская война завершилась; персы вернули крепости в Лазике, но Иберия осталась в их собственности.

 

Через пару лет нагрянул общепланетарный катаклизм: в 535 году началось катастрофическое извержение вулкана Кракатау в Индонезии и вулкана Ллопанго в Мезоамерике. Прокопий Кесарийский зафиксировал в 536 году необычно холодное и бледное солнце, которое вообще не грело. Извержения вызвали похолодание (малый античный ледниковый период), неурожаи и социальные катаклизмы. Вероятно именно тогда погиб американский мегаполис Теотиуакан.

 

Вероятно, и по Иберии прокатились холода и голодовки. Хотя на фоне персидской оккупации это казалось не особенно страшно.
Большая Эгрисская война

Основная статья: Большая эгрисская война

 

Персидское завоевание Иберии заставило Византию заняться укреплением Эгриси (Лазики). Ещё в 522 году они настояли, чтобы царь Цат принял крещение. В эгрисских городах появились византийские гарнизоны, в Археополисе разместился главный штаб. К 536 году эгрисский царь утратил почти всю свою власть, которая перешла к византийскому военачальнику Ионнесу Цибосу. В итоге эгрисский царь Губаз запросил помощи у персов. Так началась Большая Эгрисская война,  или же Лазская война, 4-я война правления Юстиниана. Она шла на территории Западной Грузии и Сирии,  Восточная же могла только пассивно наблюдать за происходящим.

 

В 542 году персы вторглись в Эгриси и захватили Петру. Последовало несколько войн и кратких перемирий, столица Эгриси, город Археополис, выдержала две осады и после третьей, в 554 году пала.

 

Где-то к этому же периоду иногда относят возведение загадочной Келасурской стены в Абхазии, хотя это миф практически от начала и до конца.

 

В итоге в 562 году Иран заключил с Византией 50-летний мир.

Грузия и Тюркский каганат

Во второй половине VI века в восточной Грузии не происходило ничего примечательного, хотя вокруг неё бушевали исторические бури и странно, что они её не коснулись. В те годы никто не осознал, что страна избежала очередного нашествия кочвников. На этот раз тюрков.

 

Империя гуннов распалась еще в V веке, но от неё осталось несколько осколков, в частности, кочевое племя Ашина. С 545 года оно начало воевать с государством жужаней, полностью их разбило к 553 году и образовало огромное государство к востоку от Алтая — Тюркский каганат. Уже в 554 году тюрки начали поход на запад и к 555 году вышли к Аральскому морю.  В 558 году они вышли к Волге. Всего лет за 10 эти люди создали империю, очень напоминающую будущую Монгольскую.

 

Еще 10 лет потребовалось тюркам, чтобы уничтожить в Средней Азии государство эфталитов и выйти к границам Ирана. В распоряжении тюрков были огромные запасы шёлка, который они получали с Китая в виде дани. Ирану не хватало покупательной способности, но шёлк можно было продать в Византию, и через неё в Европу. Если бы восточная Грузия не находилась под персами, тюрки могли бы возить шёлк через Дарьял и Мцхету, и Грузия получила бы огромные доходы от транзитной торговли. Но иранцы были категорически против такого транзита. Тюрко-иранские переговоры ничего не дали. Именно здесь зародилась тюркско-иранская ненависть, которая переживёт века и доживёт до нашего времени.

  

Каганат попробовал решить вопрос силой. Истеми-каган, и.о. верховного кагана, в 568 году подчинил хазар и подошёл к Дербенту. Дербент устоял, и это избавило Закавказье от нашествия. Прорываться через Дарьял Истеми-каган не решился. Тогда тюрки подружились с Византией и в 570 году предложили им совместную войну с Ираном. Переговоры затянулись, и тюрки помирились с Ираном.

 

Существует версия, согласно которой тюрки начали подпольные интриги против Ирана, устроили антииранское восстание в Картли и в 575 году помогли придти к власти царю Гураму. В эту версию верил Гумилёв, но больше не верил никто. Гурам в те годы сидел в Константинополе, а в Картли он появится гораздо позже. Так что каганат в истории Грузии не поучаствовал никак.    

Ассирийские отцы

См. Ассирийские отцы

 

В период условного правления царя Фарсмана VI (542-557) в Грузию из Антиохии прибыла группа монахов, которые вошли в историю под именем Ассирийских отцов. Иногда их называют «сирийскими отцами». Это были Иоанн (Известный как Иоанн Зедазенский) и его ученики. Они поселились на Зедазенской горе и основали там монастырь Зедазени. Иоанн Зедазенский  был похоронен в этом же монастыре и над его могилой позже возвели храм Иоанна Крестителя. Его ученик Шио (-559) основал Шио-Мгвимский монастырь западнее Мцхеты. Первый храм монастыря возвели уже после его смерти, в 560 - 580 годах.

 

Другой ученик, Давид, сперва жил в Тбилиси на горе Мтацминда, где сейчас находится Пантеон.  Потом ушел в Гареджи и основал там знаменитый Давид-Гареджийский монастырь.

 

Ученик Иессей пришёл в Цилкани (в Мухранской долине), основал там Цилканский храм и был рукоположен в епископы. Так Цилкани стало одним из центров христианства в регионе.

 

Антоний Марткопский ушёл в восточную часть страны, поселился там в горах и позже основал Марткопский монастырь, где сейчас и похоронен.

 

Это все происходило фактически под иранской оккупацией, на фоне постоянных конфликтов с зороастрийцами. Например, Або, основатель монастыря Некреси, в результате был уведён в Мцхету и там казнён. Тело его увезли в Самтависи, а затем перезахоронили в городе Мцхета, в соборе Самтавро.

 

Фаддей Стефанцминдский построил храм в Урбниси. Другие ученики (Иосиф Алавердский, Пир Бретский, Стефан Хирсовский, Исидор Самтавнельский, Микаэль Улумбалельский и Зенон Икалтойский) основали монастыри в других местах Грузии. Так началось грузинское монастырское движение.

 

Вероятно это были отзвуки расцвета монастырского движения в Византии при Юстиниане. 

Ликвидация грузинского царства

В 570-е годы прошло несколько небольших войн, в результате которых персы ушли из Западной Грузии.  В 575 году византийцы вторглись в Сванетию и захватили местного проиранского князя. В 582 году шах Ормизд IV совершил поход в Эгриси и Сванетию.

 

В  580 году в Иберии умер царь Бакур III, и персы решили ликвидировать даже видимость царской власти. Потомки царя попрятались – кто в Кахети, кто на юге, в Джавахети. Среди них был человек, который вошёл в историю, как Гурген I. Он был родственником Вахтанга Горгасала и владел кое-чем в Кларджети. В 572 году он попробовал восстать против персов, но вынужден был бежать в Византию.

 

В 582 году императором Византии стал Маврикий, и за персов принялись всерьёз. В 586 году персов разбили в сражении при Салахоне, а ещё через пару лет персидский военачальник Бахрам Чубин поднял восстание, и в 590 году объявил себя шахом. Интересно тут то, что Бахрам происходил из династии Михранидов и был, таким образом, дальним родственником царей Иберии.

 

Законный шах запросил помощи у Византии, и в 591 был заключён Ктесифонский мир, который оговорил новую границу между Ираном и Византией в Закавказье. Византии досталась вся Армения к западу от Еревана и большая часть Иберии — как минимум всё Боржомское ущелье и Горийская равнина до самой Мцхеты. Мцхета стала столицей византийской части Иберии, Тбилиси остался на иранской территории. Граница прошла где-то в районе современной Земо-Авчальской гидростанции.

 

На новоприобретённой территории греки создали Аванский католикосат (православный). На иранской территории остается Двинский католикосат (монофизитский). В эти годы в Армении был построен Аванский собор, который породил целую эпоху в архитектуре Закавказья.

 

Очень интересный, хотя и не вполне ясный вопрос: вошла ли византийская часть Иберии (с Мцхетой) в состав Аванского католикосата? Именно в 591 году католикосом Картли стал Бартоломе. Может быть, византийская часть страны таки стала частью Аванского католикосата, а Бартоломе управлял иранской частью. Этот вопрос важен, чтобы понять, кто именно построит храм Джвари через 10 лет.

 

Закавказье в 591 году
   Граница Византии и Ирана по Ктесифонскому миру. Тбилиси не обозначен - он около Мцхеты на иранской территории. Судя по этой карте, Мцхета относилась к аванскому католикосату.

 

 

Персы теряли позиции. Ещё в 588 они ушли из Иберии, и грузинское население попросило императора Маврикия прислать им царя. Маврикий прислал Гургена, присвоив ему административное звание «куропалат» (κουροπαλάτη). В Грузии его называли эрисмтаваром. В итоге появилось то, что по-русски называют Картлийское Эрисмтаварство, а на английский это обычно переводят как Principate of Iberia.

 

Особенность тех лет -— большое количество персов-зороастрийцев в Иберии, в частности — в Мцхете. Это наглядно видно по истории Святого Евстафия Мцхетского. Он был этническим персом по имени Бгробандав, переехал в Мцхету после 575 года, проникся христианской философией, а в 582 году католикос Самуил IV крестил его под именем Евстафия. Мцхетские персы выслали его в Тбилиси, к сатрапу Арванд-Гунабу, причем вместе с Евстафием уехало ещё довольно много мцхетских персов-христиан. Их отправили в тюрьму на 6 месяцев, потом отпустили, а затем Евстафия снова арестовали и стали склонять к зороастризму. 29 июля 589 года Евстафий был обезглавлен по приказу сатрапа Бежан-Бузмила. Его тело было захорнено под престолом собора Светицховели, а 29 июля стало днем его поминовения.

 

Похоже, что Евстафий погиб в поледний год персидского присутствия, немного не дожив до прихода курапалата Гургена. Интересно, был он монофизитом или православным?

 

С приходом Гургена в Иберии установилась новая династия, которую некоторый причисляют к Багратионам, а некоторые – нет. Гургениды (Гуарамиды) правили страной до её распада в 786 году.

 

Так закончился грузинский VI век. Видимыми его следами сейчас остаются храм Анчисхати, Кацарецкая базилика, базилика в Урбниси, храм Иоанна в Шио-Мгвимском монастыре и базилика в Цандрипше. И ещё немножко недатированных храмов.

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.041189908981323 сек.