Сванетия (груз.
სვანეთი, сванск. შვან) — регион Грузии, примерно северная, горная часть Западной Грузии, которая граничит с Абхазией и Россией (с Кабардино-Балкарией и немножко с Карачаево-Черкесией). В античности понятия Сванетия распространялось практически на всю горную часть Западной Грузии, но со временем зона расселения сванов уменьшилась, а потом часть Сванетии попала в границы Мегрельского княжества, часть стала собственностью князей Дадешкелиани, а часть осталась независимой. В советское время Сванетия попала в границы разных областей: Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) стала частью области
Самегрело и Земо-Сванети как
Местийский муниципалитет, а Нижняя Сванетия стала частью области
Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети как
Лентехский муниципалитет. Сейчас, когда говорят о Сванетии, почти всегда имеют в виду только Местийский муниципалитет. Нижняя Сванетия выпаа из поля зрения общественности, отчасти потому что там действительно нет ничего знаменитого и яркого.
Название
Сами сваны называют свою землю «Шван». В литературном грузинском она называется სვანეთი (сванети). В славянских языках принято добавлять окончание женского рода и получается Сванетия в русском, Сванетiя в украинском, Swanetia в польском, Svanetie в чешском, и только в языках народов бывшей Югославии она Сванети. В русско-грузинском суржике тоже принято говорить Сванети.
Карачаевцы, соседи сванов к северу, называют и сванов и рачинцев одним словом «Эбзе».
Интересно, что мегрелы, издавна соседи сванов, называют регион შონე (Шоне), а сванов შონეფი (шонепи).
У китайцев она Sī-wǎ-niè-jì.
Размеры
Сванетия, как область расселения сванов, вытянута с востока на запад на 120 километров (от Кодорских сёл до Ушгули), а с севера на юг на 60 километров в самой широкой части. По дорогам от Ингурской дамбы до Ушгули почти ровно 150 километров.
Райцентр Лентехи находится на высоте 750 метров, Хаиши 600 метров. Вся плотно заселённая полоса от Эцери до Местии находится на высотах чуть ниже 1500 метров. Дальняя Сванетия чуть повыше: село Богреши чуть ниже 1600, а дальние углы ещё выше: Адиши 2100, Кала 1800, Ушгули 2100. Но все посёлки жмутся ближе к рекам, а горы поднимаются над ними существенно выше. Сёла Кодрского ущелья, нане недоступные, находились на высотах чуть ниже 1000 метров.
История Сванетии
История сванского этноса насчитывает примерно 4000 лет, а история самого региона, как территории сванов, немного меньше, но эта история почти полностью бесписьменная. Когда-то сваны пришли откуда-то с юга и заселили всю Западную Грузию, но затем их вытеснила в горы миграция мегрело-чанов. Это случилось примерно в XVI веке до нашей эры. С того момента примерно две тысячи лет Сванетия была большим горным регионом, и включала в себя (почти наверняка) современные
Лечхуми и Рачу. В VIII веке миграция восточногрузинских племён потеснила сванов, и их территория ужалась примерно до современных границ. Немного позже, вероячтно, в X веке, в Сванетии распространилось христианство и было построено много каменных храмов.
Сюда не дошли сельджуки, арабы, монголы, турки и персы, но нашествия порождали экономические кризисы, которые доставали и до Сванетии. Поэтому в благополучные для Грузии XI—XII века в Сванетии было построено очень много храмов, а потом только единицы.
Удивительно, что Сванетия пережила крупный кризис
XV века, из-за которого в язычество ушли вся
Абхазия и Северный Кавказ. Сванетия осталась христианской, хотя почти исключительно номинально. Первые путешественники XIX века застали здесь лишь бледные признаки христианской культуры.
Нижняя Сванетия попала в состав Российской империи вместе с мегрельским княжеством в 1803 году, и с тех пор тут было бессобытийно. В Верхнюю Сванетию российская власть проникала очень медленно. В 1875 году это проникновение вызвало восстание в Верхней Сванетии, которое было подавлено армией. Последующий события сванской истории связаны исключительно с Верхней Сванетией. Она почти вышла из состава грузинского государства в 1990-е годы, и только в 2005 году её вернули обратно в ходе целой боевой операции.
Сванская история оставила после себя храмы, фрески, иконы и башни, но всё это сохранилось в основном в границах верхней Сванетии.
Сванский язык
Очень мало кто обращает внимание на лингвистику, и рядовой турист едва ли отличает сваноговорящего свана от грузиноговорящего. И это очень грустно, потому что сванский язык – один из самых необычных в этой части планеты, один из самых архаичных, и в тоже время уже внесённый в списки языков под угрозой исчезновения. На нём почти ничего не пишут, на нём нет своей википедии.
Точно не известно, когда сванский язык выделился из общекартвельского языка. Чаще говорят про 2000 год до нашей эры, но это могло случится и ранее. Грузинский и сванский языки живут отдельной жизнью уже 4000 лет, а это раньше, чем разошлись русский и литовский, и примерно то самое время, когда разошлись праславянский и прагерманский языки.
Сейчас, изучая сванский язык, более архаичный, чем грузинский, можно просчитать, как выглядел грузинский в прежние эпохи. И реконструкцию древнего картвельского языка удобно делать тоже при помощи сванского.Сванский язык является общегрузинскойкультурной ценностью, но мало кто это осознаёт.
Сванские церкви
Очень важный элемент сванской цивилизации — это сванские храмы. Они необычны хотя бы тем, что вообще существуют. Обычно горцы не строили храмов и вообще были далеки от искусства. Храмов не было у тушинцев, пшавов, хевсуров, двалов, осетин, ингушей, дидойцев и иных кавказских горцев. Зеленчукские храмы в Карачаево-Черкесии построены по инициативе пришлых абхазских миссионеров. Сваны же церкви строили, и в больших количествах. Это всегда очень маленькие церкви, очень простые и без куполов. Здесь нет
базилик с колоннами или резьбы на фасадах. В большинстве случаев стены просто плоские, хотя бывают несложные украшения.
Сванские храмы
|
| | | |
храм в Местии
| храм в Чвабиани
| храм в Латали
| храм в Ушгули
|
Сваны имели свою школу живописи и всегда расписывали церкви фресками. И эти фрески во многих случаях сохранились. Эта феерически невероятная горская живопись, которая вроде бы не должна была существовать вовсе. Сваны дошли до того, что стали расписывать храмы снаружи. Эта роспись со временем выцвела и смылась дождями, но кое-где небольший фрагменты ещё сохранились.
Наконец, сваны чуть более ортодоксально отнеслись к алтарным перегородкам. Сама традиция перегородки в виде столбов до них дошла, но дальше они её модифицировать не стали. Сванские
алтарные перегородки — как сванский язык, некая архаика, от которой Грузия давно ушла, а тут она законсервировалась.
Алтарная перегородка храма в Пхутрери
Сванские храмы стоят не на виду, сами на вид скромные, и не бросаются в глаза. Очень часто они закрыты. Чтобы их увидеть снаружи и изнутри надо прилагать целенаправленные усилия.
В Нижней Сванетии храм тоже есть, но у них сохранилась внешняя штукатурка (или же её возобновляли), поэтому они не выглядят архаичными. При этом эти храмы иногда очень старые, и фрески там тоже уцелели.
В Сванетии нет и никогда не было монастырей. Существует одно странное исключение — монастырь Лагурка, он же формально
монастырь Квирике и Ивлиты. Но это условный монастырь, без монахов, и больше напоминает горское святилище, чем монастырь.
О доступности сванских храмов
В столетия перед XIX веком у сванов сложилось представление о сверхценности любых предметов, хранящихся в храмах, даже если это какие-то бытовые вещи. Храмы никогда не обворовывали. Епископ Гавриил в 1867 году рассказывал историю, как сваны у него украли мантию, но побоялись украсть золотое блюдо (видимо, полагая, что это храмовое блюдо). Когда полковник Бартоломей в 1853 году первым посетил Сванетию, его пускали в храмы и показывали все предметы, но уже через 10 или 15 лет отношение изменилось. Епископа Гавриила в 1867 даже не пустили в
храм Лагурка. Исследователя Стоянова в 1875 году уже почти никуда не пускали. Храмы стали особо закрытым местом.
Впоследствии правила смягчались, но до сих пор мы имеем дело с последствиями этой традиции: сванские храмы почти всегда закрыты на ключ, и чтобы попасть в храм, надо искать владельца ключа или дожидаться воскресения: многие храмы открываются для богослужений (но не все).
Данная традиция сложилась в основном в Верхней Сванетии, но и в нижней не все храмы доступны. Тут отчасти влияет общий менталитет Западной Грузии, где храмы принято закрывать на ключ.
Сванские фамилии
Сваны законсервировали в своей среде ещё и фамилии. Они не похожи на другие
грузинские фамилии, то есть мегрельские и восточногрузинские, и, стало быть, появились или раньше других, или одновременно и независимо. Сванскую фамилию легко узнать по окончению «-иани» или «-ани» («и» добавляется, если корень кончается на согласную). Это фамилии типа Иоселиани и Китовани. Сейчас в Грузии насчитывается 129 000 человек с такой фамилией. Это при том, что в обеих Сванетиях живёт всего около 25 000 человек. По статистике и самих сванов не более 110 000 человек (в Сванетии и вне её), так что сванских фамилий в Грузии подозрительно много. Вероятно, больше половины носителей сванских фамилий покинули Сванетию давно и не идентифицируют себя как сванов.
По картам распространения фамилий видно, что «-иани» живут в Верхней и Нижней Сванетиях, в Лечхуми и Верхней Раче. Это или следы былого присутствия сванов в Лечхуми и Раче, или же следы их миграций туда в поздние эпохи.
Мода на фамилии с концовкой «-швили» распространялась с востока на запад, захватила Имеретию и Рачу, но в Сванетию не проникла. Сейчас в Сванетии бывают фамилии с концовкой «-дзе», но не замечено швили-фамилий. Есть случаи искусственных дзе-фамилий: утверждается, что Апрасидзе это переименованные Дадешкелиани.
Многие сванские фамилии вымерли в Сванетии. Их можно встретить за её пределами или уже нигде. В интернете есть список в 300 таких фамилий. Первая двадцатка такая: 1. Абугиани 2. Аблани 3. Аблетиани 4. Агбеани 5. Агвениани 6. Агидулиани 7. Адаиани 8. Атариани 9. Албагиани 10. Алваниани 11. Амнасариани 12. Амониани 13. Амролиани 14. Анбарегиани 15. Ангалвиани 16. Андани 17. Араниани 18. Анчабани 19. Артегиани 20. Арианели.
В этом же списке фигурирует нетипичная фамилия Заикали.