Телавская трасса
Телавская трасса — это введённое мной для удобства название для дороги, которая начинается около селения Сартичала и ведёт в Телави через Гомборский хребет. Сейчас это один из трех возможных путей попадания в Кахетию, самый короткий путь попадания в Телави из Тбилиси, а так же популярный экскурсионный маршрут.
 
 Телавская трасса
 
В древние эпохи эта дорога существовала, но шла немного иначе и пользовались её не все. Начинаясь где-то в селе Хашми, она шла через Кацарети мимо Троицкого монастыря. Потом дорога поднималась на Гомборский перевал и далее шла там же, где и сейчас. Похоже, что именно этим маршрутом шли в 1812 году российские войска на покорение восставшего Телави. Мемуары некоего Д. Зубрева от 1840 года вносят некоторую ясность. Он пишет: «Обыкновенная почтовая дорога из Тифлиса в Телав идет чрез Сигнах. Прежде существовавшая почтовая дорога через селение Хашми и урочище Гомбори оставлена, как по неудобству для экипажной езды, так и по опасностям от хищных Лезгинов, но несмотря на то, я предпочел ее, как самую ближайшую». Здесь мы видим, что в те эпохи было две дороги различной степени удобства.
 
В советское время дорога выглядела ужасающе, но в 2010 году её восстановили и Саакашвили лично припиарил ее, проехав от Телави до Тбилиси на грузовике с виноградом.
 
Итак, разберём эту дорогу от Тбилиси до Телави.
 
Для начала надо выехать из Тбилиси по кахетинской трассе, миновать объездную, миновать село Вазиани и почти сразу за Вазиани, немного недоезжая Сартичала, будет хорошо заметный поворот налево, на эту самую телавскую трассу. Это 25 километров от центра Тбилиси и 6,5 километров от объездного кольца. Если вы перемещаетесь автостопом, то сюда можно приехать на сартичальской или сагареджийской маршрутке. С этой позиции обычно любая машина забирает сразу в Телави. Весной 2018 года тут открылся ресторан "Кристалл". И это удобно.
 
В советские времена на повороте был пост ДПС. В 80-е годы здесь всегда дежурил один и тот же дпс-ник, который взимал с каждого проезжающего 1 рубль. В те годы это была стоимость кебаба, а в Ленинграде стоимость целого обеда. Где-то около Бакурцихе у дпс-ника был трёхэтажный дом с бассейном. 
 
Поворачивая на Телави вы чуть-чуть не доезжаете до Сартичальского нефтяного месторождения с его нефтевышками.
 
Повернув, едем ещё примерно 8 километров по плоской унылой равнине. Это, между прочим, то самое Самгорское поле, на котором в 502 году в сражении погиб царь Вахтанг Горгасал. Здесь неплодородные почвы и ничего не растёт, только кукуруза кое-где. Справа за рекой Иори отличный виноград, а тут пусто. Такая странная разница почв и грунтовых вод.
 
Через 8 километров дорога поднимается на бугор, справа видна река Иори, за ней — село Хашми, знаменитое своим виноградом. Слева — село Цалмиани, ничем не знаменитое. К сожалению, с трассы в Хашми по прямой не проехать, поэтому хашмийский Троицкий монастырь изучить не получится.
 
Проезжаем ещё примерно километра 3 и слева видим село Мухровани. За ним прячется военная часть и полигон. Это именно та часть, где служил Лев Толстой и где он начал писать свой первый роман — «Детство». Где-то там сейчас стоит бюст писателя. В XIX веке старая дорога на Телави шла через Мухровани на Хашми, то есть за Мухровани переходила через Иори.
 
Сразу за Мухровани — посёлок Уджарма. Это последнее равнинное поселение; за этим поселком дорога начинает крутить серпантины по ущельям. До этого села вы добираетесь быстро, но дальше темпы движения стремительно снижаются. Есть версия, что село Уджарма в античности было большим городом. Сейчас об этом уже ничто не говорит
 
Через 4 километра за селом дорога заворачивает за хребет и подходит к крепости Уджарма. Здесь экскурсионные автобусы и частные автомобили обычно делают остановку. Здесь можно подняться в крепость, пофотографировать горы, просто подышать воздухом или устроить кулинарную паузу — около парковки есть большой стол. Уджарма — это, так сказать, "обязательная остановка №1".
 
Вид с трассы
Вид с трассы
Интересно, что в XIX веке дорога на Телави проходила тремя километрами западнее, и Уджарма, таким образом, находилась в непролазной глуши.
 
Едем дальше. Через 1800 метров минуем церквушку справа у обочины, минуем крохотное село Палдо и видим слева плотину. Это водозаборник, по которому вода реки Иори поступает в подземный канал и перебрасывается на заполнение Тбилисского Моря. Затем будет село Отараани, или Отараанткари. Первое и второе означает, что тут живут некие потомки Отара.
 
За Отараани видим мост через речку и сразу за мостом, в 7 километрах от Уджармы — село Сасадило. Название смешно переводится как "столовая" и оно совершенно точно отражает реальность: в селе у трассы есть ресторан. Это очень важно, потому что это единственный ресторан на всей трассе. Ну, почти. 
 
Сасадилойский ресторан — одно время это была "обязательная остановка №2". Некоторые люди предпочитают по утрам не тратить время на завтраки и выезжать из дома-отеля пораньше. В этом случае ресторан — самое выгодное место для еды или кофе. Если у вас есть кофейная зависимость, то вам здесь тоже будет хорошо. Ресторан находится на высоте 900 метров от уровня моря, поэтому в летние месяцы тут примерно на 8 градусов прохладнее, чем в Тбилиси и воздух гораздо лучше. Впрочем, после появления кафешки на Гомборском перевале сасадилойский ресторан утратил всю свою незаменимость.
 
Сразу за рестораном есть поворот налево — там начинается дорога на Сиони и Тианети. При наличии времени и желания можно повернуть туда, проехать по ней 5 километров и подняться к крепости Бочорма. На это уйдет часа два. 
 
Игнорируем поворот, едем прямо. Почти сразу начинается село Аскилаури, а сразу за ним — село Гомбори, где было когда-то военное поселение, потом русский военный городок. В имперские времена там стоял не то гусарский, не то уланский полк. В советскую эпоху там тоже было что-то военное и справа за бетонной стеной ещё видны казённого вида многоэтажки. В 1840 году Зубарев приехал сюда от Хашми. В те года дорога до Гомбориописывалась так: «Дорога от монастыря до Гомбори идет в ущелье гор, сначала по берегу Мгриви, а потом по иссохшему каменистому руслу. Горы покрыты густым лесом, который, почти каждый год, на несколько сажен по обеим сторонам дороги вырубается, но на следующий год вырастает чаще прежнего: так велика растительная сила! Самые обыкновенные растения здесь чрезвычайно высоки. В лесу часто скрываются хищные Лезгины, и чтобы сколько возможно отдалить от дороги их засады, вырубается лес. Кроме сей предосторожности выставляются по ущелью, в трех местах, пикеты из жителей Кахетии». Во времена Зубарева лезгины иногда нападали на тех, кто удалялся от села в лес. И это удивительно, потому что в то время попасть из Дагестана в заалазанскую Кахетию было почти невозможно.
 
За селом начинается особенно извилистый подъём на перевал. Справа мелькнёт село с интересным названием Верона. Над селом возвышается симпатичная и очень заметная гора. Верона — старинное поселение, известное ранее как Верена. Некогда существовала большая Веронская крепость, от которой остались развалины в лесу на вершине горы (на высоте 1500 метров). Крепость не видно с трасы, но она есть. На неё вполне можно подняться, но дорог там нет, придётся ползти вверх по очень крутому склону.
 
От веронского поворота до перевала — 7 километров серпантинных извивов.
 
И вот, наконец, вы на перевале! С севера высится гора Гомбори (1839,5 м.), а на юг уходит длинная полоса альпийских лугов к горе Циви. «В мрачных дебрях её скрываются хищные Лезгины и сторожат беспечных путников», писал Зубарев.
 
Высота перевала — примерно 1650 метров. Это вроде бы еще не высота альпийских лугов, но они почему-то здесь есть. В июне тут феерически цветут ромашки, но к июлю уже отцветают.
 
 
Вид с Гомборского перевала на Веронскую гору (в центре) и на предгорья западной стороны хребта.
 
В хорошую погоду с перевала видно Алазанскую долину и вершины Кавказского хребта. Лучше всего просматривается с мае-июне, а в июне пыль уже препятствует.
 
В душе многих людей Гомборский перевал оставляет сильное эмоциональное переживание. Это во многом зависит от погоды, но все равно оставляет довольно часто. Здесь есть что-то умиротворяющее. Всё просто, непритязательно, неэпично, но по-своему позитивно. Постарайтесь поймать это ощущение.
 
Гомборский перевал
Вид с соседней горы на собственно перевал
 
Любители треккингов могут добраться транспортом до перевала, а оттуда совершить интересный пеший треккинг по альпийским лугам со спуском в Телави. Это всего 25 километров.
 
В 2016 году некий Гиоргий из села Гомбори додумался открыть на перевале кафешку, где варит кофе (3 лари) или травяной чай. И развесил вокруг гамаки. И поставил столики. Вышло очень мило и зависательно. Тут вполне можно побыть полчаса-час.
 
Вот фото первой версии этого домика, который сгорел зимой 2017 года:
 
Гомборский перевал
 
Ну или вот крупным планом:
 
Кофе на Гомбори
 
Продолжаем путь. Начинаем спуск и через 3 километра видим село Кобадзе. Около него у трассы может работать кафешка, но это случается не всегда. За Кобадзе минуем село Тетрицклеби и ещё 4 километра спускаемся вниз, к реке Турдо. На спуске обратите внимание на гору справа за рекой, на вершине которой видны каменные башни. Это - крепость Псити или Пситиани. До нее от трассы - 1000 метров кустами.
 
Переезжаем по мосту реку Турдо. Серпантины и спуски кончились, мы на высоте 1050 метров, впереди - ровная красивая дорога через телавские леса. Это самый эстетически приятный участок дороги, хотя он и невелик. Выглядит примерно как ниже на картинке.
 
Телавская трасса
 
Через 5600 метров видим поворот на право — там монастырь Новая Шуамта у самой трассы, а чуть дальше, в двух километрах - монастырь Старая Шуамта.
 
Едем дальше. Тут, кстати, справа всего 2 километра до монастыря Икалто, но — лесом. По дороге же в 2 километрах за Шумтой справа будет виден элитный отель "Шато-Мере" с бассейном, винодельней и хамонерией. В 4-х километрах за Шуамтой трасса делает поворот направо и отсюда обычно очень хорошо видно Алазанскую долину. Трасса выходит к реке Мацанцара, делает изгиб влево и выводит к развязке. Всё. Направо - Телави, налево - село Вардисубани, прямо — Телавская объездная.
Плюсы и минусы телавской трассы
У этой трассы один минус — это потеря времени на преодолении серпантинов и проблемы самочувствия у тех, кто плохо переносит эти самые серпантины. Остальное — сплошные плюсы.
 
Для начала, альтернативная Сигнахская трасса откровенно скучная. Кроме того, на ней больше машин, больше людей и больше поселков. На телавской машин всегда мало, никого обгонять не надо, никто не выбегает на дорогу. Здесь чище воздух и красивее пейзажи.
 
Часто спрашивают, проходят ли по трассе через перевал большие автобусы. Да, они это могут. Хотя и не все.
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.043163061141968 сек.