Транскам
Транскавказская автомагистраль (Транскам) – это автомобильная трасса, которая ведет из Алагира в Цхинвали, проходя сквозь Кавказский хребет через Рокский туннель. После перекрытия Военно-Осетинской и Военно-Сухумской дорог эта трасса и Военно-Грузинская дорога стали двумя единственными путями, соединяющими Северный Кавказ с Южным. Транскам — одна из последних советских строек века, это трасса, которая изменила историю Грузии и Северного Кавказа. Трассу прославила война 2008 года, когда по Транскаму в Осетию перебрасывали 58-ю армию. Сейчас это единственный путь снабжения Южной Осетии российскими товарами и российскими путешественниками.
 
 
 
Транскам – это дорога из России на Цхинвали. Если человек хочет пару дней посмотреть Осетию, то он совершает путешествие по Транскаму до осетинской столицы и обратно. За это время можно увидеть расположенные вдоль Транскама достопримечательности: Алагирское ущелье, село Нар, Рокский туннель, разрушенные башни в Земо-Роки, ванельский минеральный источник,  Гуфтинский мост, крепость Кехви, Тирский монастырь и «Мертвую милю».
 
Это легкая для автомобилиста трасса. Здесь везде асфальт, здесь нет очень сложных серпантинов (лишь один пологий в Роки), нет крутых подъемов. Трасса очень красива, особенно на североосетинской стороне. В чем-то трасса даже симпатичнее военно-грузинской дороги с ее мрачным Дарьяльским ущельем и сложным Крестовым перевалом.
 
Сейчас Транскам считается начинающимся от Алагира, о чем сообщает монумент на северной развязке этого города. Однако исторически дорога от Алагира до Нижнего Зармага – это Военно-Осетинская дорога. Собственно Транскам ответвился в Нижнем Зармаге.
Алагирский указатель 
Как это выглядит
Путешествие на юг по Транскаму выглядит следующим образом. Вы покидаете Алагир и едете по широкой долине Ардона до села Тамиск. Здесь долина сужается и превращается в красивое, тесное, зелёное ущелье. Справа будет знаменитый сернистый источник, возле которого машины часто останавливаются. Еще 8 километров – и слева появляется красивое с виду озеро. Это отстойник цинкового комбината. Говорят, что купаться в этой воде нельзя и что отстойник испортил экологию места – после его появления исчезли знаменитые на всю Осетию груши в селе Унал. Село находится как раз за отстойником, там влево уходит тропа на Фиагдон. Трасса идёт далее, через Мизур к селу Нузал. Это одно из самых знаменитых селений на Транскаме. Тут сразу у трассы, справа, находится Нузальская часовня, которая иногда считается памятником грузинской архитектуры. 
 
Ещё 3 километра — и трасса приводит в село Бурон. Вправо уходит дорога в Цейское ущелье. 
 
2 — 3 километра за Бурон — и начинается кассарское ущелье. Когда-то здесь проходила граница Грузии, и где-то в узком месте стояла крепость, которая перекрывала дорогу. Она называлась Касрис-Кари (Касрийские ворота), откуда и современное название Кассара. Территория от этих ворот до Рокского туннеля — это древняя Двалетия. Проехав примерно 6 километров через это ущелье, вы приезжаете к Зарамагу и Зарамагскому водохранилищу.
 
Дорога к Зарамагу идёт с набором высоты. Подъем очень пологий, без сложных серпантинов. В Зарамаге вправо уйдет дорога на Мамисонский перевал, в прямо по трассе появится красивоеи холодное село Нар, родина поэта Косты Хетаурова. В селе видны развалины башен и дом Хетагурова (построен уже после его смерти).
Сразу на Наром – погранпереход «Нижний Зарамаг-Рук». От пограничного шлагбаума надо проехать еще весьма прилично до начала Рокского туннеля. Сейчас (2013) основной туннель на ремонте и транспорт ходит по боковому: час в одну сторону, час в другую.
 
После туннеля и таможни вы попадаете в три села: Верхний, Средний и Нижний Рук. Это единственные явно высокогорные села на южной стороне Транскама, здесь еще можно видеть остатки осетинских башен. Вокруг – красивые горы и ледники. Отсюда Транскам уходит вниз и долго идет берегом реки до села Ванели (Ванел или Уанел), перед которым будет минеральный источник, а сразу перед  Ванелом – правоохранительный пост. Далее вниз Транскам все такой же лесистый и однообразный до самой Джавы. Джава – это уже не горы, это фактически предгорья. За Джавой трасса пересекает реку Паца по знаменитому Гуфтинскому мосту, проходит через Гуфту и Итрапис и далее выходит на равнину нижней Лиахвы, где 8 километров идет через руины «Мертвой мили» и упирается в Цхинвали. Стеллу перед городом можно считать концом трассы. Вы прошли Транскам — это повод зайти в кафе «Подмосковье» и потратить 40 рублей на стакан вина.
Исторические значение
 
Транскам построен в 1989 году, в последние часы существования Советской Власти. До его создания Северная Осетия связывалась с Южной лишь посредством горных троп. Как говорят осетины, «только кровники бежали с Юга на Север и с Севера на Юг». Кавалерия Красной Армии все же перешла хребет в 1921 году, чтобы атаковать с тыла Крестовый перевал, так что конь все же мог одолеть эти тропы. А вот пути для автомобилей и танков не было. Это означало то, что Осетия тогда действительно была частью Грузии и независимость была практически невозможна.
 
Постройка Транскама и Рокского туннеля изменила всё. Для начала, как говорят северные осетины, начали портиться осетины южные. Не знаю, какая тут связь, но по словам местных, именно после появления Рокского туннеля в Южной Осетии появилась преступность, о которой ранее почти не слышали.
 
Транскам стал новым путём в Закавказье, более простым, чем Военно-грузинская дорога. Грузовой транспорт сразу пошёл именно по ней, оставив ВГД для туристических автобусов. В итоге на ВГД даже асфальт ремонтировать перестали.
 
Кроме того, дорога связала две Осетии, а Южную Осетию – с Российской федерацией. Это позволило России вводить и выводить войска в регион. В 1990 начался грузинско-осетинский конфликт и Транскам стал единственным путем для югоосетин во внешний мир.
 
В дни войны 2008 года всё происходило именно на Транскаме. Вдоль трассы 58-я армия проводила учения, затем на Транскаме стояли «батальонные группы» генерала Хрулёва и ждали начала войны, затем они бросились по Транскаму на юг, с боем захватили Гуфтинский мост (чем начали российско-грузинскую войну) и вышли к Цхинвали. Поле войны были выгнаны жители грузинских сёл вдоль Транскама, и образовалась «Мертвая миля». Вплоть до настоящего 2016 года Транскам сохраняет свое стратегическое значение и вдоль него укрепляется российская армия: строится база около Джавы и только что оставлены траншеи над селом Керемети (ещё даже бумажный мусор не сгнил). 

 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.044080972671509 сек.