Монастырь Санаин
Санаин (Սանահին) — монастырь в области Лори, рядом с городом Алаверди, на плоскогорье над каньоном реки Дебед. Самый знаменитый монастырь в северной Армении, обогнавший по популярности монастырь Ахпат, на который очень похож, хотя я считаю Ахпат более информативным. Как и Ахпат, представляет собой крупный монастырский комплекс, основанный около 934 года. Издавна было не очень понятно, какой из монастырей основан ранее и существует легенда, что название "Санаин" происходит от слов "са нраниц ‘инэ" — этот древнее того.
 
 монастырь Санаин
 Санаин, храм Сурб-Аствацацин, 934 год
 История
Считается, что монастырь построен на том месте, где ещё в IV веке Григорий Просветитель установил каменный крест.
 
Первое здание на этом месте построил армянский царь Аббас Багратуни (-953) где-то в первой половине X века. Этим зданием был храм Сурб-Аствацацин (Богородицы). Появление второй постройки связано с личностью Ашота III Милостивого (Вогормац -977) и его жены Хосровануш. В 961 году Ашот перенес столицу из Карса в Ани, а в 966 году его жена пристроила к храму с южной стороны второй — Сурб Аменапркич (Всеспасителя), который заметно крупнее первого храма. Это здание было построено как бы во имя её сыновей Гургена и Сумбата, изображение которых сейчас можно видеть на восточной стене храма. В 1061 году восточнее храма Богородицы была построена небольшая церковь Св. Григория. Через два года, в 1063 году, был построен скрипторий. Это произошло через год после падения Анийского царства. Уже в 1064 году сельджуки разграбили монастырь и лучшие годы его жизни закончились.
 
Таким образом, к моменту вхождения в состав Грузинского царства Санаин был уже монастырским комплексом из трёх храмов и скриптория.
 
В 1185 году к храму Всеспасителя с запада пристроили большой гавит. Это был один из ранних армянских гавитов, который, как и все гавиты того времени, имел 4 опорных столба. Назовём его для удобства "Старый гавит". В 1211 году был построен ещё один гавит — при храме Богородицы, вплотную к Старому гавиту. Интересно, что этот второй гавит (Новый гавит) был построен по поздней схеме, в виде продольных нефов. Таким образом, в Санаине мы имеем сразу два гавита разных типов.
 
Сенаинский гавит
"Новый гавит" изнутри
 
Так возникла композиция из двух храмов и двух гавитов. Территория монастыря использовалась как кладбище даже в советское время, так что там появилось множество каменных надгробных плит. Это кладбище пришло в неухоженный вид и густо заросло травой.
Что есть сейчас
Итак, сейчас мы имеем комплекс из двух храмов, двух гавитов и кое-что ещё. Всё вместе оно напоминает Ахпат, но есть ряд минусов. Первый минус — это тот, что территория плотно поросла деревьями, а это мешает и оценить композицию в целом и фотографировать храмы. Именно по этой причине в этом тексте нет общей фотографии монастыря, его закрывает листва. Второй минус — это композиция. Ахпат хаотичен и загадочен, а Санаин — это два храма и два гавита, один около другого.
 
 монастырь Санаин
На этой старой фотографии хорошо видны два гавита на переднем плане. Старый справа и новый слева. Сверху лучше видна конструкция крыш гавитов.
Для наглядности приведём ещё один популярный в интернете рисунок, который изображает весь комплекс с восточной его стороны:
 
Монастырь Санаин
 
Гавитов здесь не видно (они с запада); виден громадный Аменапркич, правее Аствацацин, ещё правее скрипторий и колокольня позади. На переднем плане — маленькая круглая церковь Cвятого Григория.
 
Обычно посетитель подходит к храму со стороны трапезной. Первое, что он видит — это примитивного вида колокольню, смутно напоминающую ахпатскую.  Сразу за колокольней вплотную стоит Новый гавит, и если обойти колокольню справа, то вы попадете ко входу в этот гавит. Он открыт всегда, а вот Старый гавит часто бывает закрыт.
 
Из Нового в Старый есть вход, обычно запертый. Если присмотреться, там хорошо видно, как одно здание пристраивали к другому прямо поверх каменных украшений.
 
Вход в гавит
Вход в Старый гавит из Нового
 
Если обходить колокольню слева, то вы увидите небольшое здание храма Богородицы с конической крышей, а рядом с ним — квадратное здание скриптория. Если подойти к храму Богородицы с востока, то там к храму пристроена небольшая усыпальница Кюрикидов.
 
Храм Сурб-Аменапркич стоит крайним с юга, у начала склона, что немного снижает эффект от его размера. А храм действительно большой и впечатляющий.
 
Храм Сурб Аменапркич
Храм Сурб Аменапркич
В приведенном выше кадре хорошо видна восточная стена. На верху, под самой крышей, находится знаменитое резное изображение царей Сумбата и Гургена. Это редкий случай портретного исскуства в Закавказье.

Гурген и Сумбат
Гурген и Сумбат
 
Изучив знаменитое, можно обратить внимание на малоизвестное: на церковь Святого Григория. Она тут как раз самая странная. Легко заметить, что она совершенно круглая, лишь небольшие угловые ниши делают ее немного похожей на крест. Внутри она — классический тетраконх. Такие храмы — тетраконх, вписанный в круг — были популярны в VII веке, но эта церковь построена в 1061 году, когда такая мода давно уже прошла. Это странно. Кроме этого, храм построен за год до сельджукского нашествия и падения Анийского царства. Это значит, что это церковь — фактически последнее архитектурное произведение эпохи армянской государствености. Своего рода символ конца эпохи.
Храм Св. Григола
Храм Св. Григола изнутри
 
И всё же самое запоминающееся в этом монастыре — это его скрипторий. Он стоит как раз к северу от круглого храма Св. Григория. К сожалению, он закрыт почти всегда. Но если вам повезёт, то вы увидите редкое проявление армянской архитектурной мысли. Снаружи это здание напоминает обычный гавит, с той только разницей, что не примыкает к какой-либо церкви. Это квадратное в основании здание, над которым сложен круглый купол. Никакой особо сложной задачи перед архитекторами не стояло, надо было всего навсего возвести круглый купол на квадратном основании. Задача лёгкая. Углы купола можно было бы подпереть парусами или же отдать дань древности и построить в углах тромпы. Но архитекторы решили не искать лёгких путей. Они возвели под куполом огромные каменные арки-тромпы, которые упёрли в столбы. Эти тромпы были так велики, что пространство между ними пришлось закрывать парусами. Получился единственный в Закавказье купол, который держится и на тромпах и на парусах одновременно.

Скрипторий Сенаина
 
Купол скриптория
интерьеробломкистолб
 
Авторы были постмодернистами своего времени. То, что они сделали, очень трудно описать какими-то привычными словами.  Авторы позволили себе небывалую свободу самовыражения, но при этом получили здание, которое при беглом взгляде кажется чем-то обыкновенным. Надо немного представлять себе принципы архитектуры, чтобы испытать удивление при виде этого сооружения. Жаль, что темнота не позволяет там делать качественные кадры.
 
Ну и конечно надо понимать трагическую ауру этого здания: когда оно строилось, армянское царство уже рушилось и навсегда уходило из истории. Строители должны были ощущать что-то вроде надвигающегося апокалипсиса: когда они положили последний камень, с карты мира исчезла та страна, где они родились и выросли.
 
Ну и ещё кучка фотографий.

Сенаин
Сенаинские птицы
Сенаинские надписиСенаинский хачкарОкно храмаСенаин, надгробные плиты
ПтицыНадписиХачкарВосточная стена
 Надгробия
 
 
Попадание
В Санаин попасть проще, чем в Ахпат, поэтому и начинать советую именно с него. Сначала надо добраться до города Алаверди, что несложно. В центре города есть хорошо заметная канатка, местная достопримечательность. (около 2020 года уже не работает) Забираемся в него и возносимся на верхний край каньона. От верхней станции канатки надо пройти строго на юг 400 метров, и вы оказыветесь на площади около высотки гостиницы "Дебед". Тут надо повернуть налево, на восток. Если вы отчего-то заезжаете сюда маршруткой, то она привозит вас опять же к "Дебеду". Итак, идем на восток 800 метров и упираемся в музей Микоянов.  Здесь поворачиваем направо и идем по улице вверх. Улица плавно повернёт налево и там чуть подальше надо свернуть направо. Там уже все понятно. Подходы к монастырю распознаются по торговцам сувенирами. Иногда туда подъезжают туристические автобусы.
 
41°5'13"N 44°39'58"E — каординаты храма Сурб-Атвацацин. 
Инфраструктура
По состоянию на 2013 год ее вообще нет. Если у Ахпатского монастыря есть и гест и кафешка, то расположенный ближе к цивилизации Санаин не имеет ни того, ни другого, и разве что старушки иногда продают при входе самодельные сувениры. За едой лучше спуститься к окрестностям верхней станции канатки.
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.044753074645996 сек.