Аручаванк (Արուճավանք) — один из самых интересных храмов Армении с точки зрения истории архитектуры, хотя и не весьма выразительный визуально. Это большой собор, построенный в мусульманскую эпоху, в середине VII века, едва ли не по личному распоряжению правителя Григора Мамиконяна. Это первая в истории Закавказья зальнокупольная церковь и первый храм с куполом на парусах, что особенно удивительно. Это, возможно, последнее, что создала армянская архитектурная культура перед погружением в кризис «Тёмных веков».
взято из вики
История
Аручаванк был построен в сложный момент армянской истории. В 640-е годы, когда Арменией правил Теодорос Рштуни, в Закавказье пришли арабы. После ряда сражений Рштуни сдался, и в 652 году признал зависимость от арабского халифата. Он умер в 656 году, и на этом утратил власть род Рштуни. Новым правителем Армении стал Амазасп Мамиконян. Он умер в 662 году и правителем стал его брат Григор Мамиконян. Именно он считается строителем Аручаванка.
Армянская архитектура переживала свой недолгий взлёт: уже был построен храм Рипсиме, храм Гаяне, Талинский собор, Эчмиадзин и только что достроен Звартноц. Армянские архитекторы недавно научились строить купольные храмы, а затем и центральнокупольные храмы. Григор ещё не знал, что около 650 года в Византии незримо начался экономический кризис, известный как «Тёмные века». Он приведёт к упадку всей культуры и в Византии и в Закавказье на 200 лет. Григор не знал этого, у него были ресурсы, и он начал строить собор.
При строительстве Аручаванка архитекторы сделали ещё один шаг в развитии архитектуры: они отказались от подкупольных столбов, фактически придвинули их вплотную к стене. Купол собора опирался как бы на выступы стен. Есть мнение, что это было сделано специально чтобы повысить сейсмоустойчивость. Храмы такого типа стали называть зальнокупольными. Иногда используется немецкое слово купельхалле. Удивительно, что в Армении такой храм появился в 660-е годы, а в Грузии только через 200 лет (Вачнадзианская Квелацминда).
Есть и другая странность:купол держится не на тромпах, как всех купола того времени, а на парусах. Византия знала паруса с VI века, а в Грузию они пришли только около IX века. Аручаванк обогнал закавказскую архитектуру на 200 лет. Это настолько странно, что закрадывается мысль: не является ли его зальнокупольность и паруса продуктом позднего ремонта? На этот вопрос нет ответа, но есть подсказка: севернее Еревана находится Церковь в селе Птгни или Птгнаванк. Это тоже зальнокупольное сооружене, у него тоже рухнул купол, но остался кусок тромпа. Этот храм плохо датирован, но считается очень старым. Это намекает на то, что зальнокупольность существовала уже в VII веке, но зато ещё больше вызывает вопросов к парусам Аручаванка.
Кажется, Аручаванк стал последним храмом VII века, последним строением эпохи ренессанса VII века, последним, что успели построить до «Тёмных веков». Политическая история Армении тоже запутывалась. Даты правлений Амазаспа и Григора не очень точны, а кто был их преемниками вообще не известно. Вроде бы Мамиконяны правили чем-то до 750 года, но эти события не задокументированы.
Аручаванк — как бы закрывающая скобка целой эпохи. Аванский собор был её началом, Аруч стал её концом.
В позднее средневековье храм пережил новую фазу своей истории: его превратили в крепость. Для этого заложили камнями все окна и все порталы.
Аручаванк в 1903 году
До 1970-х годов храм простоял в своём позднем виде, без купола и с заложенными окнами. Потом советские архитекторы вернули окна в исходное состояние, восстановили облицовку южнйо стены, и вернули храму кровлю. Только купол делать не стали. Вероятно, знание о его внешнем виде утратилось полностью. Таким образом, сейчас мы видим храм примерно таким, каким он был в первые столетия своего существования, но не таким, каким его видели все путешественники XIX века.
Современность
В наше время Аручаванк находится в центре села Аруч и его хорошо видно почти из любой точки посёлка. Первое, что сразу бросается в глаза, это его размеры. Его длина 34,6 метров, а ширина 16,9 м. Это раза в полтора больше, чем однотипный храм Птгнаванк. Ереруйкская базилика чуть длиннее, но и более узкая. У Аруча площадь 585 квадратных метров, а у Ереруйка всего 504 метра. Довольно крупный собор Эчмиадзин ещё меньше, 400 квадратов. Немного больше площадь у Болнисского Сиона в Грузии, но это храмы разных эпох и сравнивать их бессмысленно.
В плане выглядит так:
Здесь видно, что собор центральнокупольный (купол точно посередине длины) и что он зальнокупольный (без колонн). Западный фасад плоский, без сложных украшений. Только козырьки над окнами содержат какой-то орнамент. Типичный брутальный VII век.
АручаванкСеверная сторона интересна тем, что почти не пострадала от времени и не содержит поздних реконструкторских вставок.
Южный фасад самый знаменитый. Он всегда хорошо освещён солнцем, и рядом с ним руины дворца, нде сохранилась каменая капитель. Она эффектно фотографируется на фоне самого храма. На этой стене местами видна возобновлённая облицовка: слева над тремя окнами и в центре над окнами.
Южный фасад
С востока стоит подойти хотя бы для того, чтобы оценить громадные двойные ниши, снабжённые окнами.
Окна Аручаванка — это отдельная удивительная сущность. Они огромные и их много. Только упомянутый выше Птгнаванк имеет примерно такое же количество окон, но он сам по себе поменьше. В мире известны храмы более смелые в плане количества окон, например, храм Святой Ирины в Константинополе, но в Закавказье Аруч — рекордсмен. Ни в Армении, ни в Грузии, ни до ни после никто не решился на такой рискованный эксперимент. Даже у Талинского собора их поменьше. Хотя было бы интересно просчитать общую площадь окон и сравнить.
Следующая необычность этого собора находится внутри. Это паруса. Парус — это один из способов поставить цилиндр на квадратное основание. В Византии их умели делать ещё в VI веке, но в Закавказье на них перешли только в IX веке. Все армянские храмы VII века имеют тромпы, а не паруса — даже Птгнаванк. В этом смысле Аручаванк является удивительным исключением.
Парус
В Закавказье VII века уже могли знать о такой технологии, но никто не рискнул её применить на практике. Архитекторы Аручаванка рискнули, и у них получилось. Это стало самым ярким достижением армянской архитектурной мысли, но, к сожалению, через несколько лет армянская архитектура вымерла как явление на 200 лет. Архитекторам IX века пришлось всё осваивать сначала. Хотя нельзя исключать того, что архитекторы посещали Аручаванк, чтобы убедиться, что такая штука в принципе возможна.
Как найти
...