Нораванк - монастырь, основаный в эпоху
царицы Тамары на южной окраине Грузинского царства, на территории армянской области Сивниети (Сюник). Задумывался как резиденция сюникского митрополита Все сооружения построены уже в монгольскую эпоху. Находится в 7 километрах от Джермукской трассы, в конце симпатичного ущелья, на высоте 1500 метров от уровня моря. Считается одной из крупнейших достопримечательностей Армении примерно наравне с Татевом. Единственная крупная достопримечательность области Вайоц Дзор.
Храм Стефана Первомученика. 1227 год.
История
Монастырь был основан в 1205 году митрополитом Сюника, Степанносом III. Иногда пишут, что он был епископом - это последствия попыток лишения Сюникской митрополии этого звания и низведения её до епископства. Но это была именно митрополия. До того резиденцией митрополита был монастырь Татев. Нашествие на Сюник атабеков Азербайджана заставили митрополита перенести резиденцию на север. В 1214 году митрополию поделят на две конкурирующие кафедры - Нораванкскую и Татевскую.
На момент основания на территории монастыря находилась только маленькая церковь Святого Карапета, построеная в неведомое время. Тут надо иметь в виду, что Святой Карапет вообще очень странный персонаж. Это вроде бы как некто из языческой армянской мифологии, которого стали отождествлять с Иоанном Крестителем (Хотя того в Армении зовут Ованнес Мкртич). Этот первый храм был разрушен землетрясением и в 1216 году, и князь Липарит Орбелян заложил новый храм, поставив его вплотную к северной стене первого. В 1227 году храм был достроен.
Этот храм начал строиться ещё при сельджуках, но пока шла стройка, грузинский царь Гиорги Лаши отвоевал область Вайонцдзор. В монастыре Аратес по этому поводу есть надпись:
В 669 (1220) году, при Лаше, царе Грузии и правлении атабека Иванэ, я, Васак, сын Хахбака, краедержатель от Гарни до Баргушата, с Божьей помощью покорил крепости ущелья Ехегяц при патриаршестве предводителя сего монастыря Нораванк— владыки Саргиса.
На северной стене Нораванкского храма имеется пространная надпись авторства Липарита Орбеляна. Относительно монастыря там сказано так:
В лето 670 (1221). Волею Божьей, я, Липарит, сын Алакума (Эликума) внук великих Орбелянов ... пришел к великому атабеку Иванэ, который взамен вотчины нашей отдал мне Рашкаберд с его доходами. И я построил монастырь, называемый Нораванк, в настоятельство владыки Саргиса-епископа (архипастыря) сюникского — построил сию церковь. ... (Пожаловал монастырю Нораванк) две деревни—Агаракадзор и Тхарб своими границами. Владыка Саргис и братья утвердили совершить за меня на главном алтаре три обедни еженедельно: по воскресеньям, субботам и четвергам, а за супругу мою Аспу служить ежегодно одну обедню во всех церквах—в день Сретения Господня. ...
Упомянутый в тексте Иване - это Иване Мхагрдзели, который в те годы отвоёвывал Армению у сельджуков. А Саргис - это сюникский митрополит Саргис I (1222—1242), который базировался в Нораванке, параллельно с Ованнесом VIII (1210—1248) в Татеве.
В 1240 году храм пострадал от землетрясения и в 1261 году восстановлен. Иногда пишут, что это так же храм Святого Карапета. Так написали в википедии (без сноски) и оно постепенно разошлось по интернетам. Но на стенде у храма написано, что это церковь Стефана Первомученика.
В том же году к храму с запада был пристроен
гавит.
В 1311 году Татевскую кафедру соединят с Нораванкской. Это были лучшие годы митрополии - примерно тогда был построен Гладзорский университет неподалёку. Правда, он просуществовал всего лет 20.
В 1321 году очередное землетрясение повредило храм и гавит. К 1339 году рядом с первым храмом был построен второй - храм Богородицы (Сурб-Аствацацин). В те годы Сюником правили князья Орбеляны, а именно Буртел Орбелян (1300 - 1344), отчего храм получил прозвище Буртелашен. Армения доживала последние годы, но Сюник держался лучше остальных. Он продержится до 1410 года. В эту позднюю эпоху строгих архитектурных стандартов уже не было, поэтому храм получился необычный: в два этажа. Он немного похож на двухэтажный храм Святого Николая в
Гелати.
Считается, что в постройке храма участвовал знаменитый армянский художник и скульптор Момик. Причём резьба на этом храме - его последняя работа. Он же в 1321 году участвовал в перестройке гавита.
В истории этого монастыря много армянской специфики. Армения легче перенесла монгольскую эпоху, а княжество Сюник gjxnb сумело избежать политических катаклизмов. Это позволило построить этот монастырь. В Грузии в это время уже ничего не строили.
Современность
Нораванк - очень типичный армянский монастырь - тут два храма и
гавит. Хронологически самое раннее сооружение - это руины храма Святого Карапета. Они мало о чём могут рассказать.
Хронологически второе - это храм Стефана Первомученика и гавит.
Гавит особено интересен. Обычно армянские гавиты - это каменные залы со сводом, опирающимся на колонны. В этом же гавите колонн нет. Есть мнение, что они были, но их уничтожило землетрясение, и он был перестроен без колонн. Сейчас это единственный в Армениии гавит без колонн, если не считать гавит собора Григория Просветителя в Ереване.
Над входом в гавит находится резное изображение Богородицы. Говорят, её культ был особо популярен в Сюнике.
Выше этого изображения есть ещё один барельеф. Там изображён Бог-Отец (тогда это разрешалось), который держит в левой руке голову Адама. Пишут, что резьбу создавал тот самый Момик, но не завершил работу из-за ухудшения зрения.
Внутри, как водится, хоронили людей. Там осталось несколько могильных плит.
Внутри много хачкаров. В том числе оригинально вмонтированных в окна. Вот так:
Или просто вот так:
Слева на своде, если присмотреться,можно видеть герб Орбелянов: вседника, нападающего на льва:
Примерно с северной стены к гавиту пристроено небольшое здание усыпальницы. Это довольно простое помещение с множеством могильных плит. Его построил архитектор Сиранес в 1275 году, в эпоху правления сюникского князя Тарсаича Орбеляна (1273 - 1290). Когда Тарсаич умер, его похоронили в этом здании. Там же похоронен его сын Эликум.
Помимо гавита и усыпальницы, существует и сам храм Святого Стефана, но о нем сложно что-то сказать. Он весьма типовой.
Двухэтажный храм Аствацацин обычно привлекает больше внимания. Он интересен для начала своей двойной лестницей. Это чисто армянское изобретение, в Грузии таких отчего-то никогда не делали. По этой лестнице можно подняться в верхний храм, хотя это не очень просто. Там протянули страховочный трос, но и с ним у кого-то могут быть проблемы.
Помимо этажности храм интересен своим куполом, который стоит не на барабане, а на колоннах. Судя по разнице цвета, это реставрация. От оригинального купола осталось лишь несколько фрагментов. Ну и это кажется единственный купол, к которому привесили колокол.
Нижний этаж был усыпальницей. Там сейчас ничего нет. Странность этого сооружения - в его своде. В те времена уже умели строить своды любой степени сложности, но этот странен - он не романский и не готичный. В его центральной части квадратный камень, который держится там не очень понятно как.
В историческом контексте Нораванк - печальный символ. Это последнее, что было построено в Армении, последний след армянского творчества. Через несколько лет по стране пройдётся голод, потом (около 1348) придёт Великая Чума, потом Тамерлан. Людям уже будет не до строительства.
Нораванкский каньон
От Джермукской трассы к Нораванку ведет асфальтовая дорога: это 7 километров красивого каньона с крутыми скалами.Это каньон реки Амагу. Когда-то тут имелось и село Амагу. Иногда монастырь называют Амагу-Нораванк, потому что есть ещё и другой Нораванк около Гориса в Сюнике.
В начале ущелья есть два хороших ресторана. При отсутствии личного транспорта весь каньон можно пройти пешком - это не трудно и весьма приятно. Крутой подъем только один в самом конце. Всего придётся подняться от 1100 до 1500 метров. В каньоне множество полянок для пикников. Учитывая близость села Арени с его вином и ресторана с его едой, это прямо провоцирует на использование этих полянок по назначению.
Как найти
В Нораванк попасть легко. Из центра Арени надо пройти или проехать всего 1 километр на восток и свернуть в Нораванкский каньон у ресторанов. Заблудиться невозможно.