Монастырь Бетания
Бетания (ბეთანია) — монастырь в Дидгорском районе Тбилиси, официальное название которого — "Монастырь Бета́ния в честь рождества Пресвятой Богородицы". Относится к Мцхето-Тбилисской епархии. Основан ещё в эпоху Золотого века, непосредственно в года правления царицы Тамары в глубоком и глухом ущелье реки Вера. Сейчас этот монастырь, с одной стороны, самый близкий к Тбилиси, с другой — самый труднодоступный. Отчасти именно поэтому монастырская жизнь продержалась здесь аж до 1963 года.
 
 Бетания
 
 История
Об истории монастыря мы сейчас знаем очень мало. Известно, что храм Рождества Богородицы построен где-то около 1200 года, а маленькая церковь Святого Георгия - в 1196. Фрески в храме Рождества датируются обычно 1207 годом. Однако, есть предположения, что монастыр основан еще в X веке, а потом только перестроен. Таким образом получается, что это один многочисленных монастырей эпохи царицы Тамары, то есть, постоен одновременно с монастырем Кинцвиси, и раньше, чем Гударехи и Цугругашени. Его название взято от палестинского поселка Бейт-Ания, оно же Вифания в русской версии. читается, что монастырь могли основать князья Орбели, чье фамильные земли расположены неподалеку. Впоследствии он был усыпальницей рода Бараташвили. Со временем он был заброшен и пришел в запустение, и даже само место его забылось. В 1850-х годах сюда случайно забрел архитектор и художник Гагарин, который в то время служил у наместника Воронцова и прославился росписью Сионского Собора. Гагарин нашел полуразрушенный храм, пробрался в него и, к некоторому своему удилению, обнаружил там фреску с изображением царицы Тамары. Возник некоторый ажиотаж, общественность потянулась в монастырь, его расчистили, немоного подремонтировали и в итоге он стал пригоден для обитания. Одновременно Гагарин зарисовал фрески и фрагменты каменной резьбы.
 
Интересное началось уже в советское время: про него все забыли и он продолжал действовать и даже вести какое-то хозяйство, вплоть до того, что в 1936 году здесь была построена мельница. Потом монастырь объявили недействующим, но он продолжал существовать, а монахов оформили как сторожей архтектурного памятника. В итоге монастырь стал почти единственным в советской Грузии действующим монастырем.
Название
Грузинское слово Бетания (ბეთანია) взято из Нового Завета, где так названо село Вифания, которое находилось около Иерусалима на восточном склоне Елеонской горы. В этом селе родилась Дева Мария и, соответственно, храм в честь её рождества назвали Вифанским. В самой Вифании до битвы при Хаттине (1187 г.) стоял храм Марфы и Марии, но потом он постепенно разрушился. У Грузии XII века были хорошие связи с Палестиной, так что монастырь Бетания мог быть построен как копия.  
 Что сейчас имеется
Если вам удалось спуститься в ущелье реки Вера и выйти к монастырю, то первым делом вы увидите кирпичные ворота, остатки стены слева от ворот и родник слева от дороги. За воротами сразу слева будет большой храм Рождества Богородицы, а справа — хозяйственые постройки. Насколько я понимаю, в монастыре какой-то очень жесткий устав, поэтому монахи с приезжими стараются не общаться и на территорию хозчасти заходить нежелательно. Либо это это следствие усталости от нашествия гостей — так часто бывает в монастырях, расположенных близко к большим городам.
 
Хозчасть
Хозчасть
Итак, храм Рождества. Это классический крестово-купольный храм с коническим куполом на цилиндрическом барабане, в котором 12 окон - число апостолов. С южной стороны пристроен портал с арочками, с западной - еще что-то непонятное, и даже есть версии, что там была башня. Храм построен из песчанника, который основательно выветрился за 800 лет, и местами облицовка заменена на новую - эту новую хорошо видно.

 Монастырь Бетания

Координаты: 41°41'23"N 44°36'39"E

Восточный фасадОкноЮжный фасад
Купол храма
 
Крыша совершенно новая, из жести или металлочерепицы.
 
Ну и самое знаменитое в храме — это его фрески. Про них много написано, хотя сохранились они не очень хорошо. Самый известный фрагмент — это ростовой портрет царицы Тамары на северной стене. Он или прижизненный, или созданный вскоре после ее смерти. В Грузии есть еще два таких портрета - один в Вардзии, другой в Кинцвиси, причем последний хронологически одновременен бетанскому. По поводу фресок вот большая цитата из научной литературы:
Среди росписи особенно выделяется фреска нижней части северной стены, выполненная ок. 1207 г., где изображены царь Георгий III, его дочь св. царица Тамара и ее сын Георгий-Лаша, фланкированные фигурами двух святых воинов. Эта фреска была несколько раз переписана, однако современным реставраторам рентгеновским и ультрафиолетовым способом удалось воспроизвести первоначальный лик царицы, содержащий много портретных черт ее лица. Редки по иконографии фрески в окнах на сев. стене: "Иуда, получающий 30 сребреников", разделенная на 2 части сцена омовения ног, "Моление о Чаше", "Предательство Иуды", "Страждущий Петр", "Пилат, умывающий руки". Цикл Распятия обогащен историческими подробностями - сосуд для оцта, раздравшаяся завеса храма.

В проемах западной стены сохранились сцены чудес Спасителя: "Исцеление бесноватых", "Исцеление слепого", ниже композиция "Рай", с юга "Лоно Авраамово", с севера "Престол уготованный и идущие к нему праведники", Ангелы, взвешивающие грехи, животные, извергающие мертвых, уникально изображение высунувшейся из огненной реки головы Магомета в белой чалме. Угадываются сцены "Пир Ирода", "Причащение Марии Египетской".

На южной стене храма сохранился портрет ктитора церкви Сумбата Орбели в монашеском облачении с моделью церкви в руках, рядом - фигура его сына Липарита с молитвенно воздетыми руками, эристава Картли. Вначале Сумбат был изображен в светском одеянии, что подтверждает и надпись, перечисляющая только светские его титулы, и рентгеноскопия, но после его пострига в монашество с именем Симеон в результате неудачного заговора против царя Георгия III, фреска была переписана, что позволяет датировать роспись периодом до 1177-1179 гг. На южной стене сохранился наиболее ранний из известных на сей день по своей развернутости цикл из 9 изображений пророков с предуказанными им прообразами, символизирующими Богоматерь. Хорошо сохранились изображение танцующего прор. Давида рядом с Ковчегом Завета и сосудом с манной небесной в руках, "Иезекииль перед вратами заключенными", видны "Гедеон и чаша с руном", "Моисей и Неопалимая Купина", "Лествица Иакова", "Аарон с процветшим посохом", "Даниил перед горой", "Три отрока в пещи Вавилонской".

фреска в Бетании
Фрагмент с Тамарой, рисунок Гагарина
 
С западной стороны основного храма находится еще один, совсем небольшой, построенный в 1196 году храм Святого Георгия. 
Храм Святого Георгия
Храм Святого Георгия
У этого храма есть странность. Обычно большие грузинские храмы имеют на восточном фасаде две высокие ниши - впервые такие появились у Цромского собора (VI век). Храм Рождества тоже имеет такие ниши. Не очеь понятно, имеют они символический смысл или чисто технологический, но вот у храма Св. Георгия тоже есть такая ниша, но она одна и сделана с нетрадиционной южной стороны. Я пока не выяснил у специалистов возможного объясения этому явлению.
Южный фасад храма Св. Георгия
Та самая ниша

Территория вокруг храма ухоженная, чистенькая, с цветами и виноградом. Около хозпостроек можно найти вкопанные в землю квеври с бетонными крышками, и там же рядом неработающий источник с загадочными изображениями на камнях.  
Зверь
Зверь
Там же над родником резное изображение на тему "Иисус и самаритянка у колодца".
 Как добраться
Попадание в монастырь - процесс, едва ли не более интересный, чем сам монастырь. Обычно в Грузии к монастырям есть хоть какое-то сообщение, но к Бетании не ездит совсем ничего. Если вы твердо решили добраться до этого места, то сначала вам надо выбраться из Тбилиси на манглисскую трассу. Это можно сделать, например, автобусом № 106. Но он не идет дальше Коджори, так что еще несколько километров придется продираться автостопом, а этот участок манглисской трассы сейчас довольно глух.

Так или иначе, но надо двигаться в сторону Манглиси, пока за Коджори не появится указатель "Бетания 6,7 км". За указателем вправо и вниз ответвится гравийка. П этой гравийке вам придется пройти вниз под гору 7 километров, причем посередине будет поселок Квесети и туда бывают машины, а вот за посёлком и машин нет и дорога портится. Но это красивая дорога — вокруг вас будет дикое, безлюдное и тихое верское ущелье, красивые горные леса и крутые обрывы. Спускаться придется c 1400 метров до 800 (поселок Квесети — 1150 м.), что иногда означает переход из +20 в +32.
 
Джип имеет шансы пробраться, но обычная легковая машина едва ли. С большой долей вероятности вам придётся пройти ногами хотя бы с километр.
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.048472166061401 сек.