Кватахеви
Кватахеви (ქვათახევი) — формально монастырь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь с собором, построенным примерно при царице Тамаре, засунутый далеко вглубь ущелья реки Кавтуры. Когда-то был большим и популярным, потом пришёл в упадок и был отремонтирован в XIX веке. Ценный памятник культуры, который, однако ж, редко посещается туристами из-за неудобной дороги. Помимо собственно монастыря интерес представляет и само Кавтисхевское ущелье, в котором он находится.
 

 
История
Кватахеви относится к тому виду памятников, о которых мало что написано в документах, поэтому его возникновение вычисляется умозрительно по внешним признакам. Мы не знаем, кто, когда и зачем его основал. Вроде бы в первый раз он упоминается в грамоте царя Гиоргия IV, который умер в 1223 году. Визуально это типичный храм конца XII или начала XIII века. Мы знаем, что в 1386 году монастырь был разорён армией Тимура, а все монахи были сожжены прямо в здании собора. Впоследствии их всех канонизировали. Пишут, что до 1821 года существовала традиция снимать обувь при входе в собор из уважения к памяти погибших. Возможно, именно по этой причине полы храма сейчас постоянно застилают коврами.

Квовры
 
Царь Александр I отремонтировал собор в 1442 году. Впоследствии в документах он упоминается только в связи с какими-либо пожертвованиями. А пожертвований было много, так что в 1599 году монастырь даже выделял деньги на выкуп из плена царя Свимона I.
 
В начале XVII века монастырь попадает в черту владений князей Саакадзе. Около 1610 года именно в этом монастыре царь Луарсаб II женился на сестре Гиоргия Саакадзе. Это самая яркая деталь в истории кватахевского собора, если помнить, какие глобальные последствия повлекла за собой эта свадьба. 
 
В те годы настоятелем собора был Иоанн Авалишвили, весьма крупная фигура в культурной жизни Грузии того времени, но конкретно в год венчания настоятелем уже был Иосиф Насисдзе. По какой-то причине в романе Анны Антоновской  «Великий Моурави» настоятелем назван некий Трифилий. И этот человек является в романе одним из самых важных персонажей второго плана. Монастырь имел какое-то важное значение для князей Саакадзе, и впоследствии они часто ставили кого-то из своего рода в настоятели.
 
Царь Вахтанг V, при котором церковная жизнь в стране стала понемногу восстанавливаться, пристроил к собору притвор. Пишут, что с запада, хотя притвор там с юга. Возможно, путают.
 
В первые годы российского присутствия настоятелем монастыря был архимандрит Досифей. Монастырь вроде бы не пострадал напрямую при отмене автокефалии, принудительно закрыт не был, но в 1820 году монахи покинули его и переселились в Шио-Мгвиме. Только в 1849 году монастырь вернули к жизни и провели там небольшой ремонт. Правда при этом храм славянизировали, сделав ему шлемообразный купол. Ремонты XIX века порой приносили больше вреда, чем пользы, так что монастырю в данном случае не повезло.
 
В 1924 году советская власть закрыла монастырь и вывезла всё имущество в Тифлис. В 1975 году прошёл новый ремонт, уже более научный. Славянский купол убрали, вернув традиционный конический.
 
Только в 1989 году он снова вернулся к жизни. 
Современность
В наше время дорога проходит мимо северной стороны монастыря, потом огибает его и подходит к воротам с запада. Но с северной стороны от дороги есть пешеходный мостик, поэтому люди в основном заходят в монастырь с севера. Они проходят невысокие ворота и видят слева Успенский собор, а справа хозяйственные постройки. Странно, что всё вместе занимает не очень большую территорию.
 
Из исторически ценного здесь только собор. Мы видим что-то от XII века, что-то от ремонта XVII века, что-то от ремонта 1849 года, и что-то от ремонта 1975 года. Последнего совсем немного, фактически только купол.

Купол
Кватахевский собор — эти типовой крестово-купольный храм с плоским восточным фасадом, небольшим портиком с западной стороны и притвором с южной. Здесь надо первым делом смотреть восточный фасад. Там сохранилось довольно много каменной резьбы и вся она, похоже, уцелела с XII века. Во всяком случае, мы не наблюдаем странных модернизмов, как на Манглисском соборе. А наблюдаем мы вот что: две вертикальные ниши (изобретение VII) века, резной каменный крест (изобретение Х века), окно под крестом и ниже два каменных ромба. Это можно назвать «восточным фасадом с полным набором». Только три других храма имеют такой же набор элементов: это Самтависский собор, Ахтальский собор и храм Святого Михаила в Икорте. Самтависский был построен в 1030 году неподалёку отсюда, так что считается, что всё с него и срисовали. Иногда такая композиция называется  «Самтависский фасад».

Восточный фасад
Остальным фасадам повезло меньше.Видно, что облицовкас них много где обсыпалась и была заменена на более позднюю. На южном фасаде сохранились два окна и фрагменты резного креста.

Южный фасад
 
На северном фасаде тоже уцелели два окна, но больше ничего. Явно при ремонте XIX века этот фасад украсили чем-то вроде рамки, чего никогда не делалось в XIII веке. 
 
Северный фасад
 
Внутри собор выглядит скучновато. Вероятно, его фрески выгорели при Тимуре, а в 1849 году все внутренние стены замазали штукатуркой и забелили по моде того времени. Должны оставаться каменные плиты, почерневшие от огня и крови тимуровских дней, но в настоящее время их закрыли коврами и не каждому получится посмотреть, что там с ними происходит.

Интерьер
 
Изначальная алтарная перегородка тоже не сохранилась, и была в какой-то момент заменена на российского типа иконостас.

Иконостас
 
 
 
Как найти
Добраться до монастыря не сложно, хотя и несколько неудобно. Чтобы добраться до него, надо преодолеть 9 километров гравийки. Она может в любой момент превратиться в асфальт, хотя кто знает, что там будет с экономикой после вируса 2020-го года. Поэтому при наличии своей машины надо ехать из Мцхеты в Гори по южной трассе и просто повернуть влево у указателя на монастырь. При отсутствии машины до указателя можно даехать кавтисхевской маршруткой, но дальше только пешком или попутным транспортом, который тут изредка случается.
 
Зато вы можете запланировать пеший треккинг на пару дней в кавтисхэвское ущелье, и увидеть сразу всё: монастырь Кватахеви, храм Магалаант-экклесиа, крепость Тавкавта, село Ботиси и прочие глухие места. Можно даже попробовать выбраться на хребет к Дидгорскому монументу.
 
Координаты:  41°47'35"N   44°27'30"E
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.037008047103882 сек.