На главную Турецкая Грузия Тао Собор Иоанна Крестителя в Ошки
Собор Иоанна Крестителя в Ошки
Ошкский кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя (ოშკის წმინდა იოანე ნათლისმცემლის სახელობის ეკლესია), иногда упоминается просто как собор в Ошки. Самый крупный из соборов Южной Грузии, хронологически первый из четырех «великих кафедралов», с которого во многом скопирован храм Баграти — как при постройке, так и при недавней реконструкции. Наверное, самое значимое христианское сооружение во всем регионе. Ценен ещё и тем, что расположен относительно доступно — в 7 километрах от магистральной трассы на Эрзурум, неподалеку от Тортумского озера.
 
Собор в Ошки
 
История
Год постройки собора точно не известен, но существуют версии различной степени убедительности, согласно которым он мог появиться между 900 и 973 годами. Наиболее вероятными кажутся 963 — 966 годы. Вроде бы была найдена стелла с текстом, согласно которому строительство было начато 25 марта 963 года.
 
В таком случае получается, что собор построили правитель царства Тао — Адарнасе (-961) и его сын Давид Великий. Давид в 978 году станет царем Иберии, а в годы постройки собора ему принадлежало только Тао. Значит, собор строился исключительно на средства царства Тао.
 
Над южным входом в собор сохранилась каменная плита с надписью шрифтом асомтаврули, которая упоминает заказчиков собора, архитектора Григола и излагает подробнсти строительства: например, там сказано, что в постройке участвовало 50 строителей, 50 быков и 50 ослов.
 
Этот собор имееет для церковной истории важное символическое значение. Лет через 10 после его появления, в 978 году, в этом самом месте, в Ошки, была написана «Ошкская Библия», первый грузинский полный свод канонических книг.  
Грузинско-армянские споры
По сей день в интернетах ведутся споры о культурной принадлежности собора. Одни считают его "грузинским", другие "армянским". С практической точки зрения это вопрос о том, кто должен вести переговоры с турками касательно ремонта собора - армяне или грузины. В армянской публицистике собор уверенно называют армянским, ссылаясь на то, что в X веке на территории княжества Тао еще жили армяне и они могли иметь какое-то отношение к его постройке. Противоположная сторона исходит из того, что собор строили все же грузинские князья и надписи на его стенах все же грузинские. По моим личным наблюдениям, армянского здесь нет ничего. Нет гавита, нет хачкаров ни в каком виде, нет любимых армянами резных крестов на стенах, нет резных надписей на тех же стенах, вместо которых присутствовали фрески, у армян непопулярные. Тут сложность в том, что если даже собор строили армяне, то это были армяне-халкидониты, а не армяне-григорианцы, а армянская халкидонская культура от грузинских практически не отличается. Отсюда возникает вопрос, является ли современная Армения культурной правоприемницей халкидонской армянской культуры? Вопрос несколько философский.
Что есть сейчас
Ошкский собор сохранился до нашего времени, не был разрушен, как Баграти, однако рухнул свод западного нефа и свод восточной апсиды. Купол сейчас держится, но все же так не может продолжаться бесконечно и вроде бы идут разговоры о реставрации. С юга сейчас находится автопарковка, и сюда же выходят южные ворота. Левее ворот находится нестандартная арочная пристройка, через которую тоже можно войти в храм. Структурно собор имеет вид тетраконха (строго говоря - триконха) - то есть, представляет в плане крест, три конца которого (кроме западного) закруглены апсидами. Из последующих версий к тетраконхам относится собор в Алаверди.

Купол опирается на 4 громадные колонны с мощными базами, очень красивыми. Севернее западного нефа вроде бы пристроено что-то еще, но не увеен, что туда есть вход. В конце западного нефа когда-то были хоры, теперь от них остались только следы.
 
Внутренний вид собора в Ошки
Опорный столбЗападный неф Собор в Ошки
юго-восточная колонна
западный неф
 
 Купол изнутри

 

 
...
В соборе сохранилось на удивление много надписей, это едва ли не самый "говорящий" храм из всех грузинских. Надписи относятся к периоду 963 - 1036 годов. Самая большая находится над южным входом, еще одна - левее входа.
Надписи
Надпись с левой стороны входа
Фрески собора относятся вроде бы к самому началу XI века, но от них сохранилось только 2 - 3 небольшх фрагмента. Например, вот такой:
Фрески
 
Иногда попадаются отдельные обрывки слов, отдельные буквы, написанные красной охрой в разных местах. Вот, например, поврежденный барельеф с буквами ЦА-ГОЛ, что похоже на сокращение от "цминда Григол", то есть, "Святой Григол". Может быть, это тот самый архитектор Григол.
 
Барельеф

Пол храма в настоящее время как бы не существует, он покрыт толстым слоем мелкого мусора наподобие песка или цемента. Это несколько странно, потому что до 1980 года храм использовался как мечеть, а в мечетях вроде как по понятиям должно быть чисто. Или мусор накопился откуда-то за 30 лет, либо это была такая вот странная колхозная мечеть. В любом случае, мы не знаем, есть ли там какие-то каменные плиты и на что они похожи.
Как добраться
Собор находится недалеко от трассы, ведущей из Юсуфели или из Олту на Эрзурум, немного южнее Тортумского озера. Поворот с рассы находится в 5 километрах к северу от городка Узундере. Сейчас там стоит большой и заметный стенд:
Маркер собора
Указатель на собор
На стенде написано, что до храма 8 километров, но реально их 7. Можно дойти пешком, хотя летом там жарко и сухо и нет никакой воды, почти пустыня. Собор хорошо видно уже на подъезде к поселку Чамлыямак-Ошки, искать его не придется. Если вы заехали в эти места, можно заодно завернуть и к монастырю Хахули, который находится немного дальше по основной трассе в сторону Эрзурума. Еще дальше на юг находится замок Тортоми.
 
 Храмы турецкой Грузии
Бана
Долискана
Ишхан
ОтхтаОшкиПархалиТбети
Хахули

 

Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.035165786743164 сек.