Успенский собор в селе Дранда или Драндский собор - храм ориентировочно VI века в абхазском селе Дранда. Самый древний купольный храм Абхазии, и второй из уцелевших каменый храм после базилики в Цандрипше. Самый странный из всех храмов Абхазии,совершенно не похожий как на прочие абхазские храмы, так и на грузинские. Есть версия, что его строили византийцы. Облик храма сильно искажён ремонтами XIX века, но в целом сохранил первоначальную композицию.
История
У Драндского собора нет истории. Мы знаем, что с конца Х века он был кафедральным собором Драндской епархии, которую абхазские цари учредили вместо предыдущей Севастопольской. Несмотря на такой высокий статус, о храме не осталось никаких исторических записей. Грузинский историк XVIII века упомянул о нём буквально двумя словами: "В Дранда стоит купольная, прекрасная и величественная церковь". В памяти абхазов история храма стерлась после дехристианизации, так что к XIX веку храм был обнаружен в заброшенном состоянии и уже никто не помнил, в честь какого святого он был освящён. Абхазская епархия отремонтировала храм и освятила его в честь Успения Богоматери, но в 1878 году абхазы поддержали турков в войне с Россией и разгромили храм. Пришлось освящать его по новой. Повторный ремонт провели уже новоафонские монахи в 1883 году.
Ремонт 1883 года принес больше вреда, чем пользы. Никто в то время не думал о сохранении исторической идентичности, поэтому в соборе смело перекладывали своды, разбирали некоторые стены, а потом соорудили на соборе луковичный купол. В 1978 году этот дизайн был уничтожен реставраторами как антихудожественный. Те же советские реставраторы заштукатурили стены, оставив местами фрагменты изначальной кладки. Но в итоге собор утратил свой кавказский стиль и стал похож на что-то российское белокаменное.
Вот на фотографии выше показан пример современного дизайна. Обратите внимание на готичное заострённое окно. Это явно работа реставраторов XIX века. Абхазская архитектура не знала готики.
Тогда же, в XIX веке искусствоведы задались вопросом - а когда построен этот храм? Над этим вопросом они зависли надолго, потому что в храме оказалось много загадочного. О чём ниже.
Загадки
Если вы ориентируетесь в грузинской архитектуре и попробуете датировать собор, то вам покажется, что сделать это очень легко. Крестовый и купольный? Значит, построен после Аванского собора. Подкупольных столбов нет? Значит, построен до Цромского собора. Есть четыре угловые камеры? Значит, скопирован с Джвари или его аналогов. Итого начало VI века.
Но при внимательном расмотрении всплывают странности. Оказывается, у этого собора нет купольного барабана. Купол есть, а барабана нет. При том, что со стороны кажется, что как раз наоборот: видно барабан, а купола не видно. На самом деле барабана ет, а есть его имитация. Изнутри виден только купол и 16 окон прямо в куполе. Такого нет нигде в Закавказье. Кто не понял, вот вам план:
Восточные квадратные камеры не просто квадратные, а с нишами. Такого никогда не было в храмах "джварского" типа. Выходы из них ведут прямо в рукава, а не в угловые ниши, как это в других храмах VI века. Западные камеры вообще круглые, как в Аванском соборе. Казалось бы, от идеи этих круглых камер давно отказались и забыли. А вот нет. Именно тут почему-то вспомнили. Несмотря на полную их непрактичность.
У храма имеется длинный притвор. Он тоже нетривиальный. Сейчас мы видим вход, ведущий прямо в западный рукав. Но это работа афонских реставраторов. Изначально этого входа не было, а были входы в угловые круглые камеры, что само по себе необычно.
Ну и наконец, северная и южная стена совершенно плоские, но в то же время, они построены не так примитивно, как в случае с Аванским собором. Все эти странности заставляют думать, что это не один из храмов типа Джвари, а какой-то особенный загадочный эксперимент. Вполне вероятно, что храм строили византийские мастера и они копировали (если копировали) какой-то друой византийский храм. Хорошо бы выяснить, какой. Купол храма - практически точная копия купола храма Сергия и Вакха в Константинополе (527 - 529). Но только купол.
Современность
Еще в XIX веке вокруг храма был построен большой монастырский комплекс, который мы видим по сей день. Часть комплекса присвоила себе Драндская тюрьма, которую теперь прекрасно видно от собора. Остальные монастырские постройки заброшены и постепенно разваливаются.
Однако, храму уделили кое-какое внимание. Его жуткие, почеренвшие от времени стены недавно отремонтировали, и сейчас он чистенький белый. В храм регулярно водят экскурсии и рядом даже построен приличного вида ресторан. Этот ресторан удивителен, но удобен для больший паломнических поездок
Драндский ресторан
Драндский собор сейчас один из тех немногих, куда можно войти бесплатно. Наверное, администрация с удовольствием бы объевила весь монастырский комплекс музеем и памятником культуры, но уж слишком он не похож на музей. Так что вход свободный. В нартексе видим весьма большой по абхазским понятиям магазин - тут и книги, и сувениры. Из нартекса в собор ведут три двери. Боковые - оригинальные, а центральная - новодел.
Внутри у собора аскетичные кирпичные стены, местами с вкраплениями гальки. Купол громаден. Этот купол сам по себе достопримечательность. Это не только единственный на всю страну купол с окнами. Там внутри вмурованы керамические амфоры, что б его общая масса была поменьше. Что действительно невероятно - так это то, что такой громадный кирпичный свод простоял 1500 лет и не рухнул. По всем понятиям, он должен был рухнуть. Просто в силу несовершенства циркулярного свода как такового. Видимо, византийские мастера знали какие-то секретные технологии.
Иконостаса в соборе нет, есть небольшая деревянная алтарная перегородка в грузинском стиле.
.......
Можно обойти храм вокруг и присмотреться к фрагментам не закрытой штукатуркой каменной кладки. Раньше у соборы были два придела - с севера и с юга. Но они не дожили до нашего времени.