Бедия (ბედია) или Бедийский собор - большой и знаменитый собор Х века в Очамчирском районе Абхазии. Сохранился только частично (утратил купол), но считается крупнейшим памятником закавказской архитектуры. Исторически - кафедральный собой Бедийского епископства (XIII-XV). Сейчас не действует, пребывает в плохом состоянии, и вопрос его реставрации время от время поднимается различными инстанциями.
История
У Бедийского собора длинная и интересная история, вокруг которой всё ещё иногда разгораются споры. В середине Х века цари Абхазии построили несколько крупных соборов, а так же несеколько церквей за пределами царства (в Картли и на Северном Кавказе). Потом (967 - 978) страну накрыл кризис, после которого на царство был приглашён Баграт, сын царя Картли. Видимо, Баграт решил продолжить традицию храмостроительства и основал монастырь в селе Бедия. Собор монастыря был заложен где-то после 978, а закончен в 999.
Когда здание было построено, Баграт подарил собору золотую чашу, надписи на которой позволяют совершенно точно датировать это событие. Более того, Баграт учредил новое Бедийское епископство, которому досталась земля между Кодори и Ингури.
Впоследствии Баграт построил много других церквей, в частности,
храм Баграти и
Никорцминду, но бедийскому собору он уделял некое особое внимание. Когда он умер, то его захоронили здесь же, в соборе. Собор уже в те годы стал символом его эпохи. Грузинские хронисты писали, что если вы ходите что-то понять про царя Багарта, то идите и посмотрите Бедийский собор.
В XIII веке в соборе что-то поменяли. Явно перестроили купол и поменяли что-то на фасаде. Сложно сказать, насколько сохранился его прежний вид.
Собор оставался центром епископства до XVI века, когда христианство в Абхазии начало вымирать. А в XVIII веке стал распространяться ислам, и Бедийская епархия была ликвидирована, а её каноническая территория присоединена к Цаишской епархии. Собор был заброшен и забыт.
Фотография предположительно начала ХХ века
Лишь в 1816 году его нашли какие-то русские энтузиасты и даже возобновили в нём службы, из чего косвенно следует, что собор еще не был разрушен. Хотя есть мнение, что купол его рухнул в XVII веке.
Современность
Сейчас комплекс строений собора расположен на восточном конце небольшого хребта, который одновременно является таррасой реки Охоха. На плсокой вершине хребта, на высоте около 100 метров над поймой реки, и стоит собор. Вписаность в пейзаж - его главное достоинство. Он отлично фотографируется на фоне равнин или на фоне заснеженных гор. И даже без учёта собора это место очень приятное. В частности, там есть дерево и скамейка под ним. И народа много не бывает.
На территории комплекса можно увидеть руины монастыря, стены не вполне понятного здания и, собственно, самого собора. Все это неплохо смотрится с востока, но никак не смотрится с прочих сторон света.
Руины дворца епископа
Собор сейчас выглядит мрачновато. Часть его облицовки осыпалась, стены местами почернели, купола давно уже нет. Это просто большая каменная громада, в которой, при некоторой теоретической подготовке, можно рассмотреть много интересного. Скучныевнешне предметы иногда дают много пищи для мозга.
Бедийский собор весьма странен. Для начала он очень "неабхазский". В Абхазии того времени (западнее Ингури) строили в византийском стиле, отчего по сей день считается, что абхазский храм должен быть именно византийским - например, с влоским куполом, а не с пирамидальным. А у Бедии и купол пирамидой (что видно на средневековых рисунках), в восточной стене присутствую узкие ниши, на той же стене сделан и резной крест - все то, чего ранее не было у абхазских храмов. Это своего рода восточно-грузинская культурная интервенция.
Но грузинская архитектура того времени была в основнмо экспериментальной. Все храмы Х века имеют какие-то особенности. Они или
тетраконхи, или триконхи, или
хризмокупольные храмы, или восьмиапсидники, а Бедийский собор - примитивный крестово-купольный в духе XII века. Это наводит на мысли, что реставрация XIII века изменила больше, чем принято думать.
Бедийская чаша
С историей собора связана история бедийской чаши, она же - Бедийский Потир (ბედიის ბარძიმი). Это золотая чаша для Причастия, высотой 12,5 сантиметров и диаметром 14 см. Имела вид кубка с ножкой, но нока утратилась со временем.Чаша сделана из золота, еевнешняя поверхность разделена на 12 частей, и в каждой находится изображения святых. Крупным планом выглядит вот так:
Надпись по верхнему краю шрифтом
асомтаврули переводится примерно так:
Святая матерь Божия, будь ходатайцей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и матерь его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей алтарь и построивших сию святую церковь.
До XIX века чаша имела ножку – тоже золотую. Древнегрузинская надпись на асомтаврули на ножке чаши, сообщала о том, что ножка была изготовлена в XVII веке по заказу Бедийского митрополита Германэ Чхетидзе. Эта ножка была дважды похищена – первый раз в XVII веке, а второй – в XIX веке. Верхняя круглая часть чаши в настоящее время хранится не то в Нацмузее Тбилиси, не то в музее искусств. Абхазские политики иногда поднимают тему возвращения этого предмета. Вопрос интересный. Баграт подарил чашу собору и она стала, видимо, собственностью церкви и в частности бедийского епископства. После сокращения епископства его имущественным правопреемником стала Цаишская епархия. В этом смысле можно говорить о возвращении чаши Цаишской епархии, но не самостоятельному проекту, коим является абхазская церковь с 2011 года.
Как найти
...