Очамчирский район (ოჩამჩირის მუნიციპალიტეტი) - один из восточных районов Абхази с населением около 20 000 человек, из которых абхазов почти 80% - примерно как в другом этнически абхазском районе, Гудаутском. Это второй абхазский этнический анклав на территории Абхазии. Район включает в себя ту территорию, на которой еще в XIX веке по не очень ясным причинам образовался регион, заселеный абхазами. Сейчас из его состава выкроили Ткварчельский район, но мы это членение учитывать не будем.
Очамчирский район не вполне похож на прочие абхазские: здесь нет узкого заселенного побережья и безлюдных гор. Вместо этого широкая полоса обитаемых предгорий и узкая полоска гор. По этой причине интересной природы здесь мало. Есть большое ущелье реки Галидзга, но его еще в советское время сильно перекопали шахтами.
До войны в районе обитало некоторое количество мегрелов, причём необычных. В Грузии к мегрелам относятся несколько настороженно, но именно очамчирские мегрелы заслужили необычную славу "хороших мегрелов".
Исторически территория между рекой Кодори и рекой Галидзга называлась Абжуа и была одним из владений князей Шервашидзе. Жители этих земель назывались абжуйцы - этот этноним иногда переводят как "срединные люди". Абжуйцы избежали депортации 1867 года и, по непонятной причине - депортации 1877 года. Сейчас абжуйский анклав в Очамчирском районе - это маленький обломок той самой Абхазии, которая существовала до депортаций.
Карта очамчирского района 1959 года
Сейчас к Очамчирскому району относится и небольшая полоска исторического Самурзакано - около дюжины поселков к востоку от реки Галидзга.
Район исключительно важен для истории грузинской архитектуры. Именно здесь находятся три крупных собора: Илорский храм, собор Бедия и
собор Моква. Возможно, где-то по северному краю района проходит почти исчезнувший (или совсем исчезнувший) участок полулегендарной
Келасурской стены.
Здесь же сохранился кусочек традиционной абхазской социальной жизни -
Моквинская поляна, где в прошлые эпохи абжуйцы собирались обсуждать политику. Сейчас уже не собираются, но инфраструктура осталась на месте, и священный дуб по центру поляны всё еще стоит на своём месте.
По району
Очамчире (ოჩამჩირე) - она же Очамчира или Очамчыра. Столица района, в прошлом мегрельско-абхазско-русский город с населением в 20 000 человек, сейчас же его населяют всего 5 000 человек, из которых 10% - русские. Равнинный, морской, курортный город дачного типа, который после войны так и не был заселён, поэтому его дома до сих пор наполовину пустые. Известен огромной многоэтажкой гостиницы, которую начали строить ещё в советское время (по легенде - на месте кладбища), но так и не достроили и забросили, и по сей день она уныло громоздится над Очамчирой.
Бедия Очамчирская (Агубедия) - Небольшое село в 20 километрах от Очамчиры, на границе с Гальским районом. История этого села весьма запутана. Современная Агубедия - это самая первая и древняя его часть, и именно здесь был построен собор Бедия. Позже село разрослось к югу, и а советское время его разделили на три части. Агубедия попала в Очамчирский район, а две части - в Гальский. Потом был создан Ткварчельский район и все три Бедии оказались в его гарницах. Исторически эти села были частью мегрельского княжества, и относились к региону Самурзакано. При этом в Бедии вроде бы говорили на абхазском языке. В 1925 году границы районов проводили исходя из этничееских соображений, но в Бедии все было так запутано, что ее разделили между районами. Сейчас село Агубедия известно, как уже было сказано, Бедийским собором.
Джгерда (ჯგერდა) - село, которое населяет примерно 800 человек. Находится в 20 километрах к северу от сухумской трассы, на северной окраине анклава абжуйских сёл. В окрестностях села может скрываться много интересного. Где-то на соседней горе Пскал находится крепость Пскал и пскальский храм, в своё время описанный археологом Вороновым. Кроме того, по высотам к северу от села вроде бы проходила Келасурская стена и пскалськая крепость могла быть одним из её фортов. Вопрос этот совершенно не изучен, так что энтузиасты могут попробовать отыскать крепость Пскал и поделиться с человечеством этим открытием.
Илори (ილორი ) - оно же Елыр. Небольшое село в 2,5 километрах от края Очамчиры (моста через Галидзгу) и исторически относилось к региону Самурзакано. Илори известно Илорским собором.
Мокви (მოქვი ) - она же Моква или Мыку. Это столица и сакральный центр Абжуйского региона. Сейчас это большое село (почти 7 километров в длину), центр которого находится в 20 километрах от центра Очамчиры. К востоку от села, на полосе между реками Мокви и Дааби, находится так называемая "
Моквинская поляна" (Мыкуашта), место сходов абжуйцев. Здесь же находится основаная достопримечательность очамчирского района -
Моквинский собор с могилой последнего князя Абхазии, Михаила Шервашидзе.
Моквинская поляна и ворота Моквинского собора
Отап (ოტაფი) - небольшое село, одно из самых северных в районе, расположено в 25 километрах от центра Очамчиры и в 12 километрах от центра села Моква. Находится у подножья горного хребта и известно расположенной у востоку от села пещерой - так называемой "Пещерой Абрскила".
Ткварчели или Ткуарчал (ტყვარჩელი) - большой, в прошлом промышленный город, основанный в 1942 году и изначально почти полностью русский, а сейчас на две трети абхазский. Известен как памятник индустриальной эпохи - самый жуткий и заброшенный город в Абхазии, куда приезжают проникаться духом постапокалипсиса. Но помимо памятников советской эпохи, около города существует Ткварчельская крепость (она же крепость Нарчхоу), которая велика размерами, но при этом еще почти никем не изучена и даже ее месторасположение не вполне поняно.
Кроме того, среди абхазов-язычников Ткварчели знаменит святилищем Лашкедар на одноимённой горе.
По современному абхазскому законодательству Ткварчали считается райцентром особого ткварчельского района.