История Абхазии, если говорить о политический истории, насчитывает примерно 1500 лет. Это во многом самостоятельная история, которая время от времени пересекалась с историей Грузии. В последнее время этот факт стали использовать как аргумент в пользу абхазской независимости, но тут проблема в том, что у Грузии вообще нет общей истории. То, что называется историей Грузии, в реальности — комплекс историй её регионов.
Об истории Абхазии писать трудно. В публицистике существует несколько версий с различно расставленными акцентами. Это российская версия, абхазская и грузинская. Абхазская версия имеет даже два варианта: вариант для своих и вариант для русских. В итоге иногда очень сложно понять, что произошло на самом деле. Например, неизвестно, кто отравил князя Келеш-Бея: абхазы, турки, русские или грузины.
На эти три версии накладываются рекламно-пропагандистские версии туристических порталов. Не верьте им. И этому тексту тоже не верьте. Воспринимайте его как версию.
Абхазия в ранние эпохи
Насколько мне известно, на территории Абхазии нет ничего, связанного с динозаврами. Зато потом, когда материк Лавразия ушёл под воду, над современной Абхазией плавали киты цитотерии, кости которых сейчас можно видеть в сухумском музее. Цитотерий - самый древний житель Абхазии.
Каменный век в Абхазии мало чем отличался от общегрузинского. Это был точно такой же райский угол в понятиях того времени: много пещер, много рек, много материала для орудий, и разве что климат в низинах был не очень здоровым - все побережье было тропическим болотом. Одна такая пещера, обитаемая в прошлом, находится на левом берегу реки Бзыбь около Бзыбской крепости. Загляните туда и ощутите себя кроманьонцем.
В неопределённой древности здесь обитали неизвестные нам люди, которые построили знаменитые абхазские дольмены - вроде тех, что стоят в селе Эшера. Это чисто местное явление. Нечто похожее встречается на северном Кавказе, а вот уже в Закавказье таких нет. Никаких подробностей об этой дольменной культуре мы не знаем, как и не знаем ничего о мегалитической культуре южной Грузии. Это интереснейший пласт истории, от которого в Абхазии сохранилось очень много памятников.
Дольмен в сухумском музее
Около 2000 года до нашей эры в Закавказье с юга пришли сванские племена и заселили Колхидскую равнину и Абхазию. Есть мнение, что именно они принесли существующую по сей день топонимику — например, топонима Гагра (ореховая роща) и Сухуми (Цхум). Сваны прожили здесь до конца VII века до нашей эры, когда их вытеснили отсюда киммерийцы, пришедшие с севера. Кимерийский погром освободил место для северокавказских племён. (Это версия, циркулирующая в грузинской академической науке)
Есть и своя абхазская версия, согласно которой протоабхазские народности жили на Кавказе всегда и как-то пересекались с хаттами в Анатолии. В Абхазии сейчас на официальном уровне выводят абхазов от хаттов. В целом теория интересная.
Чуть позже, около 1500 года, соседняя Колхидская равнина была заселена мегрело-чанскими племенами, которые создали там Колхидскую бронзовую культуру. Она распространилась на всю Западную Грузию и дала миру знаменитые колхидские топоры. Множество этих топоров сейчас можно видеть в сухумском краеведческом музее.
Колхидские топоры в сухумском музее
Колхидские топоры находят почти по всей Абхазии. То ли абхазские племена заимствовали этот тип культуры, то ли они жили тогда сильно западнее, а топоры созадвали всё же мегрело-чаны.
В VI веке в Черном море появились греки, которые основали на побережье несколько городов: Питиунт (в Пицунде), Гиэнос (под Очамчирой) и Диоскурию. Последняя точно не локализована, но в черте Сухуми был найдены некие признаки города, которые отождествляются с этой Диоскурией. Странно, что при таком плотном знакомстве с регионом греки не оставили внятного описания живущих тут народов. Кто тут жил до начала нашей эры — совершенно непонятно.
Только к началу нашей эры греки составили первые описания Абхазии. Согласно их исследованиям, Абхазия того времени состояла из трёх частей: пространство от реки Бзыбь на запад до Гагры и Сочи занимало царство Санигия со столицей в Цандрипше (вероятно). Между Бзыбью и Гумистой находилось царство Абазгия, а регион Цебельда и равнины восточнее Гумисты занимало царство Апсилия. Эти три государства существовали здесь все первые пять веков нашей эры. Восточнее около IV века сформировалось царство Лазика, определённо картвельское. Оно вроде бы подчинило часть абхазских царств, но к началу VI века те от него освободились.
Об этнической принадлежность жителей Абазгии, Санигии и Апсилии одно время велись споры. Советский историк Павел Ингороква однажды предположил, что они были носителями картвельской группы языков, а абхазы его времени пришли в Абхазию уже в XV веке. Эту теорию из историков поддержал только некий Ломоури, но все остальные признали её неубедительной. Её не признали профессора Джавахишвили, Меликишвили, и почти все прочие столпы грузинской исторической науки. Тем не менее, эта версия стала бродить по народу и даже кое-где излагаться в учебных заведениях Грузии.
Иоанн Златоуст, которого тут не было
Существует предание, что именно в Абхазии, в городе Команы, умер Иоанн Златоуст на своём пути в Пицунду. Команы ассоциируются с селом Комани севернее Сухуми, где существует монастырь в честь этого события и даже каменный гроб Иоанна. Однако, Иоанн до Абхазии не дошёл, а предание сформировалось, вероятно, в XIX веке, когда ещё не удавалось точно установить местонахождение античного города Команы. В 2009 году однако ж, Команы были найдены немного восточнее турецкого города Токат.
Для начала, город, в котором умер Иоанн, назывался Команы Понтийские (Comana Pontica), и, соответственно, располагался в провинции Понт. Эта провинция в разное время имела разные границы, но по реформе Диоклетиана 295 года диоцез Понт был разделен на части, одна из которых стала называться Pontus Polemoniacuc — это бы берег Черного моря от Батуми и почти до Синопа. Абхазия же, хоть и была когда-то частью Понтийского царства, но географически никогда не являлась Понтом и сама причастность к тому царству в V веке была уже белом давним.
Исторический Иоанн был отправлен в ссылку в Анатолию, проехал из Никеи в Кесарию (Кайсери), а потом два года жил в городе Кукус (современный турецкий Гёксун). В середине 407 года ему было приказано переехать в Пицунду, и он отправился туда, проехал Команы Понтийские и сделал привал у могилы святого Василиска в 10 километрах от Коман. Там ему стало плохо и 14 сентября он умер. Похоронили его около могилы Святого Василиска.
Тот факт, что Иоанна похоронен у могилы Василиска, был известен давно, и локализация Коман в Абхазии привела к тому, что и могилу Василиска так же условно перенесли туда, хотя точно известно, что Василиск умер около Амасьи по распоряжению правителя этого города.
VI век в Абхазии
Около 500 года Абазгия присоединила к себе Санигию, а в 534 году был построен самый древний из известных нам храмов Абхазии: базилика в Цандрипше.
И Лазика и Абазгия были зависимы от Византии, но имели столько самостоятельности, что оставались языческими даже после того, как в 380 году христианство стало государственной религией в Империи. И весь V век сохранялась их религиозная самостоятельность, и только в 523 году христианство было принято Лазикой, а в 529 году — абхазскими царствами. Это произошло сразу после того, как персы ликвидировали соседнее царство Иберия и начали готовиться к походу на Лазику. Видимо, Византия готовилась к обороне, и первым делом поторопила зависимые царства, что б они быстрее разбирались с религиозным вопросом.
Интересный момент: по какой-то причине Абхазские царства и Лазика избежали повальной в то время моды на монофизитство и не перешли в эту ересь в 506 году вместе со всем остальным Закавказьем.
Абхазия расширяется
К началу VII века (то есть около 600 года) Восточная Грузия была частью Ирана с кое-какими элементами самостоятельности, а в западной существовало царство Эгриси, зависимость которого от Византии постепенно слабела. Западнее ещё существовали Абазгия и Апсилия. В 636 году абхазы присоединились к походу императора Ираклия в Закавказье. Чуть позже пришли арабы. Как и во всём Закавказье, им не стали сильно сопротивляться, а они не проявляли насилия ещё лет сто.
В 737 году арабский полководец Мерван прошёл по Закавказью, стирая с лица земли целые города. Часть грузинского населения бежала на запад. Арабы дошли до Анакопии, и под её стенами абхазско-грузинская армия сумела их разбить. Этой армией командовал царь Абазгии, Леон I, который таким образом завоевал себе мировую славу и стал основателем династии Леонидов. Он умер в 767 году.
Абазгия стала инициатором освобождения Западной Грузии от арабов и их влияния. Царём после Леона стал Леон II, который в итоге сделал для Абхазии больше, чем любой другой её правитель. Для Абхазов этот человек столь же велик, как и Давид Строитель для Грузии. Леон окончательно порвал с зависимостью от Византии и постепенно присвоил всё то, что осталось от разгромленной арабами Западной Грузии. Абхазское царство распространилось до Сурамского хребта на восток. Границы его на юге известны хуже. В 808 году Леон перенёс столицу в город Кутаиси.
Образовалось большое государство, представление о котором можно составить вот по такой карте:
Впоследствии историки будут выяснять, кто этнически доминировал в этом государстве. Одни скажут, что абхазов в нём почти не было, ибо они растворились в массе грузинского населения. Другие скажут, что абхазы доминировали как минимум в среде аристократии. На самом же деле этот вопрос не имеет никакого значения. Абхазы были точно таким же православным народом с византийской культурой, как и прочие народы Закавказья — как кахетинцы, месхетинцы или лазы. У них была одна и та же письменность, одна вера, одна архитектура и один церковный язык, и отличался лишь народный язык, но это немногих волновало, ибо Фихте ещё не объявил его критерием национальности. (Много лет спустя русским землям так же будет неважно, вокруг кого объединяться — вокруг Вильнюса или вокруг Москвы).
Абхазы первые додумались до проекта объединения православного Закавказья. К сожалению, впоследствии они забросили этот проект, а затем полностью от него откололись, так что столицей Грузии стал Тбилиси, а не Новый Афон. Более того, они перешли в оппозицию тому самому проекту который начали — что и породило все грузинско-абхазские конфликты нашего времени.
Та Абхазия, которую создал Леон, безвозвратно погибла в XV веке. То, что мы видим сейчас — продукт более поздней эпохи. Другое дело, что современная Абхазия пытается отождествлять себя с той, леоновской. И в Сухуми даже назвали проспект именем Леона II.
Абхазское царство
В 811 году Леону наследовал его сын Феодосий (Теодос), который в 819 году построил город Хони и Собор Святого Гиоргия в Хони. Феодосий попробовал расширить границы царства на восток, но у него это не очень получилось. Он умер в 837 году.
Деметре II (837 — 873) — брат предыдущего. При нём страна постепенно втянулась во внутренние конфликты. И даже последовательность царей с этого момента сбивается. Появляются даже узурпаторы. Только в 887 году Баграт, сын Деметре, при помощи византийской армии вернул себе власть. Он умер в 893 году. Пока творилось всё это безобразие, далеко на севере континента появился Рюрик, а затем Олег, и образовалась Киевская Русь.
С этого момента в историю Абхазского царства возвращается стабильность. Баграту наследовал его сын Константин, который правил страной с 893 по 916 год. Константину удалось подчинить себе Картлийское царство и совершить несколько походов в Кахетию.
Гиоргий II (916 — 960). Правление этого царя можно назвать маленьким Золотым веком Абхазии. Никогда ранее Абхазское царство не было таким большим и сильным. И никогда уже в будущем оно таким не станет. Гиоргий начал с того, что назначил своего сына Константина "исполняющим обязанности царя" в Картлийское царство. Резиденцией Константина стал пещерный город Уплисцихе. Но Константин не оправдал надежд и вскоре взбунтовался против собственного отца. Армия Гиоргия перешла Сурамский хребет, вступила в Картли и осадила Уплисцихе. Это событие стало едва ли не единственным историческим событием, связанным с этим знаменитым пещерным городом. Константин проиграл войну, был схвачен, ослеплён и кастрирован. На его место был назначен его брат Леон. Гиоргий продолжил поход, обошёл с севера Тифлисский эмират и вторгся в Кахети. Кахетинский царь Квирике был разбит и взят в плен, но потом отпущен на определённых условиях.
На всякий случай Гиоргий решил наладить отношения с царством Тао-Кларджети и выдал свою дочь Гурандухт за Гургена Багратиони. Этот шаг, как мы увидим, будет иметь большие геополитические последствия.
Кахетинцы вскоре снова взбунтовались, и Гиоргий послал армию со своим сыном Леоном во главе на подавление, но в ходе этого похода он сам умер, а Леон решил не продолжать эту войну и помирился с кахетинцами.
При Гиоргии церковь Западной Грузии подчинялась Константинопольскому патриарху, но уже делала некие поползновения к независимости. Например, было самостоятельно образовано Чкондидское епископство. Этим царь Гиоргий так же вошёл в историю грузинской архитектуры — именно он восстановил разрушенный некогда собор в монастыре Чкондиди. Собор стоит на своём месте по сей день, являясь своего рода памятником лучших годов в истории Абхазского царства и символом обретения независимости Западногрузинской церковью. (Хотя точная дата обретения независимости неизвестна).
Леон III (960 — 964) унаследовал большое и сильное Абхазское царство. Этот царь не очень любил воевать, зато ему нравилось строить. При нём было возведено множество храмов, в частности два очень известных: Успенский собор в Моква и в 964 году собор Кумурдо. Есть подозрения, что он же построил храм Симона Кананита в Новом Афоне и храм в Мюссере. Леон умер в 969 и Абхазия начала погружаться в анархию. Два брата Леона — Феодосий и Димитрий — начали гражданскую войну, которая тянулась до смерти Димитрия в 975 году. Феодосий победил и стал последним царём разорённой Абхазии.
Храм в Моква. ок. 969 года
Абхазская аристократия решила передать трон Баграту (сыну Гургена Кларджетского и дочери Феодосия), которому в 975 году было 15 лет. У Феодосия не нашлось сил для возражения аристократии. В 978 году он передал Баграту корону и уехал в Тао. Что с ним стало дальше — неизвестно. Так закончилась политическая история абхазского царства. Оно осталось существовать на бумаге и в титулатуре царей, но в реальности оно сливается с общегрузинским царством.
Где-то в эти же годы в далёком Киеве царь Владимир искал выходы из религиозного кризиса и в итоге в 988 году крестил Русь. Абхазские миссионеры теоретически могли бы в этом поучаствовать, но не сложилось.
Баграт III
Баграт III с 978 до 1001 года был царём только Абхазского царства. Он продолжил моду на архитектурные проекты и вместе с матерью (дочерью Феодисия Абхазского) заложил Бедийский собор имени Влахернской Богоматери, для которого специально основал новое Бедийское епископство. Собор был закончен в 999 году и Баграт подарил ему знаменитый ныне золотой Бедийский Потир. Собор стал символом эпохи и лично Баграта, а для Абхазии стал и ещё одним символом — это был последний собор, построенный на её территории.
Через несеколько лет (1005) Баграт построил Собор Баграта в Кутаиси. При рассказе об освящении собора впервые в истории упоминается католикос Бичвинтский, и таким образом 1005 год условно считается годом появления (как минимум в истории) Абхазского Католикосата. Впрочем, этот католикосат существовал в странном формате, так что его окончательное формирование относят к концу XIII века.
В 1001 году Баграт унаследовал у своего отца царство Тао-Кларджети (которое сразу отъела Византия), а в 1008 году ему по наследству перешло царство Картли. Так образовалось объединённое Грузинское царство, в которое не вошли только Тифлисский эмират и Кахетия. Баграт стал основателем Золотого Века грузинской истории.
Золотой век
Пока объединёная Грузия переживала свои лучшие годы, Абхазия постепенно становилась её далёкой переферией. Но в этом были свои преимущества: набеги сельджуков ни разу не достигли Абхазии. Эта эпоха в истории Абхазии была мирной и бессобытийной. Абхазский католикосат временно подчинился Мцхетскому.
Грузинский "Золотой век" кое-что изменил в Абхазии. Где-то при Давиде Строителе эриставом Цхумским был назначен человек по фамилии Шервашидзе или Шервашисдзе. Этот человек стал основателем рода князей Абхазии, хотя его появление загадочно. Позже князья Шервашидзе имели и параллельную абхазскую фамилию Чачба (или Ачачба), возникновение которой так же загадочно. По одной из версий, Шервашидзе — это родственники правителей азербайджанского государства Ширваншахов. Есть версия, что Ширван был завоеван Давидом Строителем, государство ликвидировали, а его правителям передали Абхазию в качестве компенсации. Версия неубедительная, потому что ширваншах Менучихр III правил вполне себе уверенно с 1120 года по 1160. Он был женат на Тамаре, дочери Давида Строителя и после его смерти у них осталось довольно много детей, которые начали между собой гражданскую войну. Младший сын ту войну проиграл и вместе с матерью Тамарой в 1161 году бежал в Грузию. Возможно, именно этот человек и стал основателем династии князей Абхазии. Эта версия не вполне сочетается с тем фактом, что первый князь Шервашидзе по имени Отаго правил примерно в 1124 — 1148 годах.
Возможно, до этого Абхазией правил клан Ачба, и эта фамилия превратилась в титул Ач-Ачба, который прицепился к князьям Шервашидзе. Превращение фамилии в титул — распространённое явление в Западной Грузии.
Резиденцией Шервашидзе с самого начала стал город Цхуми, который находится примерно на месте нынешнего Сухуми — возможно, там, где сейчас замок Баграта.
Отаго Шервашидзе стал первым эриставом Абхазии в 1121 или 1124 году. За ним последовали Соломон, Усуф, Зураб и Теймураз. При последнем на Грузию напали монголы, но до Абхазии они не дошли. После Теймураза правил князь, который известен нам под сельджукским именем Дар-ад-дин (Дардин). Его история необычна: задумав отделиться от Грузии, он отправился к сельджукскому султану и стал одним из командиров его армии. В 1242 году монгольско-грузинско-армянская армия пошла войной на сельджуков. В июне 1243 года армии встретились у горы Кёседаг. Дардин командовал частью сельджукской армии и погиб в самом начале сражения.
В 1262 году Грузия распалась на три части: западная часть получила название Имеретинского царства, а царём стал Давид Нарини. Царство состояло из собственно Имеретии и ряда подчинённых княжеств: Абхазии, Мегрелии, Гурии и Рачи. При Давиде эти княжества будут вести себя смирно, но уже после его смерти начнут постепенные и очень осторожные поползновения к сепаратизму.
Абхазско-мегрельские войны
В 1330 году грузинский царь Гиоргий Блистательный вступил с армией в Западную Грузию, вернул её в состав общегрузинского царства, потом дошёл до Абхазии. Ему помог эристав Бедийский (Мамия Дадиани), котрому Гиоргий за заслуги передал Цхумское эриставство. С этого момента восточной границей владений Шервашидзе станет Анакопия (современный Новый Афон). Шервашидзе перенесут резиденцию в село Лыхны.
Так в 1330 году абхазы утратили контроль над Сухуми примерно на 350 лет.
В 1386 году в Грузию вторгся Тимур и захватил Тбилиси. Истребительные походы Тимура будут длиться до 1401 года. На западе от Грузии снова отколется Имеретинское царство. Но региональные князья не поддержат имеретинского царя: в 1392 году он (Гиоргий I Имеретинский) пойдет на них войной, будет разбит и погибнет в бою. Вождём антицарской каолиции будет мегрельский князь, эристав цхумский и бедийский, Вамек Дадиани (1384 – 1396). Абхазы попробуют проявить сепаратизм, но Вамек пройдёт войной всю Абхазию до Гагари (Гаргы) и зайдёт в Джикети. Оттуда он вывезет несколько мраморных кусков от явно античного храма, которые сейчас можно видеть в Хобском монастыре в Мегрелии.
Фрагменты джикетского храма в стене Хобского монастыря
В 1401 году грузинский царь Гиоргий VII снова вошёл в Имерети и его снова поддержали её князья — Шервашидзе, Дадиани и Гуриели. Гиоргий подтвердил право Дадиани на Цхумское эриставство.
В 1414 году вспыхнула война между Шервашидзе и Дадиани. Абхазы разбили мегрельскую армию и убили мегрельского князя. Грузинский царь Александр I пришёл с армией и навёл порядок, утвердив у власти мегрельского князя Липарита и добившись подчинения Шервашидзе.
Граница между княжествами со временем прошла по реке Кодори, но иногда она проходила даже по реке Бзыбь. Абхазия лет на 200 стала вассалом Мегрелии. Столицей Мегрелии в те годы была Бедия — местечко, которое сейчас находится в Очамчирском районе Абхазии. Мегрелия того времени состояла из Бедийского и Цхумского эриставств, и эти две территории со временем стали называться Сабедиано. Князья Сабедиано будут даже время от времени называться царями.
В 1463 году правитель Кутаисского региона по имени Баграт взбунтовался против грузинского царя и разбил его армию в сражении при Чихори. Такие поползновения к сепаратизму случались и ранее, но не все их поддерживали. На этот раз князья Абхазии, Гурии и Мегрелии окахались на стороне Баграта и помогли ему победить царя Гиоргия. Эта война положила начало истории Имеретинского царства. Это новое Имеретинское царство занимало ту же территорию, что и Абхазское царство IX — XI веков, но уже не называлось Абхазским.
Липарит Мегрельский помог Баграту основать это царство и получил за это некую долю автономности. Абхазский князь в это время, вероятно, так и оставался в его подчинении. Мы не знаем даже его имени. В истории упоминается некий Рабия, но даты его жизни называются очень различно. Между тем именно при этом правителе у Абхазии появился реальный шанс на независимость: имеретинский царь мог попасть в Абхазию только через территорию Мегрелии, поэтому неповиновение Мегрелии автоматически делало Абхазию недоступной для имеретинского царя. Абхазам даже не надо было бунтовать и сражаться за свою самостоятельность.
После 1466 года снова обрёл независимость (от Мцхеты) Абхазский католикосат. Его канонической территорией стала вся Западная Грузия, а резиденцией — Пицунда. Земельная собственность католикоса будет находиться в основном между Кодори и Ингури.
Нашествие черкесов
В XV веке на Западном Кавказе начинаются интересные события, которые затронут Абхазию, но не скажутся на остальных грузинских государствах. В эти годы начнётся объединение черкесских племён на северном Кавказе. Образуется что-то вроде огромного черкесского государства, которое возглавит князь Инал. Этот человек подчинит себе запад Северного Кавказа, побережье Черного моря и практически всю Абхазию до Беслеты как минимум. Черкесы начнут переселяться в Абхазию целыми кланами. С тех лет в Абхазии появятся черкесские аристократические роды Цанба и Инал-Ипа.
Инал умрёт и будет похоронен в Абхазии, около Псху, на горе, которая с того времени получит название Инал-Куба (Могила Инала). Это место со временем станет одним из "Семи святилищ Абхазии". Культ Инала говорит о том, что черкесы не воспринимались абхазами как агрессоры и культура Черкесии (вообще-то сильно отличная от христианской культуры Абхазии) не будет восприниматься чуждой.
Государство Инала распадётся после его смерти, но останется династия Иналидов. Потомки Инала будут править отдельными черкесскими племенами до конца существования Черкесии. Современные князья Черкасские — тоже потомки Инала. В Абхазии князья Шервашидзе сумеют удержать власть.
Абхазия меняется
В XV веке начинается странный процесс, который мог был связан с нашествием черкесов. Культура Абхазии начинает меняться. Прежде это было христианское государство со своей городской культурой, неплохо развитой архитектурой, вполне себе цивилизованное в духе Византии и Грузии. То есть, между Византией, Грузией и Абхазией существовала некая культурная общность. И вот в XV — XVI веке в Абхазии эта культура начинает меняться. Христианство вытесняется язычеством, города исчезают, храмы больше не строятся. Абхазия как бы отступает на 1000 лет назад в эпоху родо-племенного строя, и становится похожа на Северный Кавказ того времени. Рецессию заметили даже современники: грузинские хронисты зафиксировали дехристианизацию Абхазии. Абхазы, которые ещё в Х веке занимались христианизацией Алании, теперь начинают поклоняться священным дубам и могиле Инала.
Христианство в Абхазии останется, но начнёт разлагаться под действием народных суеверий. Храмам станут поклоняться как «местам силы», а крестам — как идолам. Ритуалы останутся и мутируют, а богословское мышление исчезнет полность.
Около 1561 года Абхазский католикос Евдемон почувствовал себя в Пицунде лишним. Он забрал имущество католикосата (включая Икону Бичвинтской Богоматери) и уехал в монастырь Гелати, где сделал храм Святого Гиоргия кафедральным храмом Абхазского католикосата. По такому случаю в Гелати отреставрировали фрески, и на одной из них сейчас можно видеть портрет Евдемона и надпись: «Абхазский католикос Евдемон».
Портрет Евдемона в Гелати
Историк Павел Ингороква где-то в 1950-е годы выдвинул теорию, согласно которой древние абхазы были картвелами, а в XV веке их вытеснили адыгейские племена, и современные абхазы не являются потомками древних. Эта теория не получила признания в науке, хотя распостранилась в публицистике и её одно время пропагандировал Звиад Гамсахурдия. Теорию нельзя незвать стопроцентно неверной; в Абхазию действительно переселилось много черкесов и культура страны полностью поменялась. Другое дело, что абхазы в массе остались на своём месте. Оценить изменение этнического состава сложно, и занятие это весьма малополезное. И всё же теория Ингороква одним своим существованием показывает, насколько сильно изменились абхазы: до полной неузнаваемости.
XV век разделил культуру Абхазии на две разных эпохи. Абхазия после XV века стала уже менее христианской, менее грузинской, и в гораздо большей степени стала «северокавказской» по духу. Справедливости ради надо сказать, что XV век сказался и на Грузии: её культура пережила сильнейшую деградацию. Этот век — большое белое пятно в культуре Грузии. Но все же культура выстояла. Грузинская архитектура XVI века гораздо слабее архитектуры XIII, но абхазская архитектура исчезла как явление. Абхазия перестала быть частью христианского мира, и 300 лет спустя её придётся христианизировать по-новой.
Великая Абхазско-мергельская война
В 1611 году князем Мегрелии (Сабедиано) стал Леван II Дадиани — он довёл Мегрелию до пика своего величия и он же, как это часто бывает, стал могильщиком этого княжества и собственой династии. Леван был фигурой, которая несомненно восхитила бы Шекспира, если бы тот случайно заехал в Мегрелию. Но тот в 16211 году сидел в Лондоне и дописывал пьесу «Зимняя сказка». Леван держал в своих руках весь запад Грузии, а Абхазия подчинялась ему беспрекословно. Его владения простирались от Келасури до Цхенисцкали, а столицей была Бедия.
В 1621 году он женился на Танурии Шервашидзе, дочери абхазского князя Путо. И вот около 1628 года произошло шекспировское злодейство: Леван решил избавиться от первой жены и взять себе другую. Танурию обвинили в измене, отрезали ей уши и прогнали домой в Абхазию. Не дожидаясь абхазской реакции, Леван собрал армию, перешёл Келасури и прошёлся войной по Абхазии. Князь Путо бежал в Мчиштинский пещерный замок.
Придя в себя, абхазы заключили союз с Гуриели, имеретинским царём, и даже братом Левана, что показывает, что даже родственники начали дистанцироваться от такого человека. Леван разбил эту коалицию. Он ещё раз прошёлся по Абхазии, разрушил замок Шервашидзе в Лыхнах. Но тут происходит явление, интересное с точки зрения геополитической: на помощь абхазам пришли черкесские кланы. Это показывает, насколько уже в те годы черкесы и адыгейцы считали абхазов "своими".
Считается, что именно в те годы Леван построил Келасурскую стену — фортификационную линию, которая шла от моря по реке Келасури, а затем заворачивала на восток, перекрывая выходы из горных ущелий. Левану удавалось отбивать набеги черкесов, но недолго. Он умирает в 1657 году. Измученная войнами Мегрелия погружается в анархию, в ходе которой династия Дадиани утратит власть, и княжеством завладеют князья Чиковани. Князья Шервашидзе перешли в контрнаступление и отгрызли мегрельские земли до реки Галидзга (почти весь современный Очамчирский район), захватили Бедия, а после 1683 года продвинулись до реки Ингури. Здесь уже забеспокоились имеретинские цари. Они помирились с мегрелами и совместными усилиями в 1702 году остановили абхазов. Но восточной границей Абхазии с этого года осталась Ингури.
Так восточная граница Абхазии с реки Кодори перешла на реку Ингури. Огромный кусок Мегрелии оказался в составе языческого, на тот момент, государства. Христианское население ушло на юг и восток. Епископства Драндское и Моквское перестали функционировать. Немногие оставшиеся христиане теперь стали управляться епископом Цаишским.
Исламизация Абхазии
Существует распространенное, хотя и неверное мнение, что ислам в Абхазию занесли турки. Турки действително имели такое намерение, и с XVI века и особенно в XVII пытались внедрять ислам в Абхазии, Кабарде и Осетии. Это был период, когда ислам внедряли вооружённым путем, но медленно и неэффективно. Всё поменялось в XVIII веке, когда границы России приблизились к Кавказу. С этого момента ислам распространяется быстрее и, что важно — мирным путём. До этого туркам удавалось перевербовать в ислам в основном аристократию. Теперь происходит наоборот, во всяком случае, в Абхазии: ислам становится религией народа и идеологией борьбы с Россией.
Так языческая с XV века Абхазия становится исламской. Та же история происходит во всей Черкесии.
Келешбей и его время
История Абхазии XVIII века — это история монотонных, но не очень ожесточенных конфликтов с Турцией. Именно в этот период абхазы постепенно переходят в ислам — начиная с князей. На уровне народа продолжает существовать абхазское язычество.
С 1730 по 1757 годы княжеством правил князь Манучар, который постепенно разозлил турков настолько, что его сослали в Турцию вместе с братьями: Леваном, Ширваном и Зурабом. В Турции они все вместе приняли ислам. Манучару наследовал князь Манучар II, о котором почти ничего не известно. Возможно, он был условной фигурой при турках. В 1770 году турки прислали в Абхазию в качестве наместника упомянутого выше Зураба Шервашидзе. Он сразу же поднял восстание против Турции и захватил Сухумскую крепость.
Против Зураба турки использовали Келеш-Бея, сына того самого первого князя Манучара. Около 1780 года он победил Зураба и стал единоличным князем Абхазии. Келеш-Бей — культовая фигура в современной Абхазии, символ её славы, независимости и исламского прошлого. Для грузинского населения этот человек стал скорее символом ренегатства и национального предательства. Вокруг этого имени в свое время было много горячих споров.
Келеш-бею везло. Он сумел подчинить себе всю Абхазию, навести в ней порядок и сформировать армию в 20 — 25 тысяч человек. В этой армии была и артиллерия, и кавалерия и даже флот. Говорят, что у него было несколько сотен галер, а в Сухуми даже строились большие боевые корабли. Один такой он подарил Турции. Именно при Келеш-Бее в Закавказье появилась российская армия, что позволило абхазскому князю лавировать между двумя этими силами. Во всяком случае, он пытался это делать.
Сам того не ведая, Келеш-Бей повлиял на процесс присоединения Грузии к России. В 1802 году его армия вторглась в Мегрелию, захватила крепость Анаклия и взяла в заложники княжеского сына Левана Дадиани. С отчаяния мегрельский князь признал подданство России — этот его жест в итоге привёл к российскому завоеванию Имеретинского царства.
Келешбей был убит при неясных обстоятельствах в 1808 году. Он привёл Абхазию к пику её могущества, но оно закончилось сместе с ним. Его сыновья начали между собой войну, которая в итоге привела к исчезновению Абхазского княжества с карты мира. Одним из его сыновей был Мехмед-бей, отец Левана, отца Прокофия, который стал отцом знаменитой Мэри Шервашидзе. О её свадьбе в 1919 году Галактион Табидзе написал стих «Венчалась Мэри в ночь дождей...».
Присоединение Абхазии к России
Основная статья: Присоединение Абхазии к России
К началу XIX века Абхазия стала практически провинцией Османской Империи и её вполне устраивал такой статус. Когда в 1808 году Келеш-Бей умер, и началась война между его сыновьями — мусульманином Аслан-Беем и православным Сефер-Беем — абхазы поддержали Аслан-Бея. Сефер-Бей бежал в Мегрелию и вернулся оттуда с российской армией. В абхазской историографии принято думать, что армия пришла туда сама и привела с собой Сефер-Бея, который не возражал просто из-за безволия.
Мухаджирство
В 1864 году Россия завершила Кавказскую войну и включила в свой состав огромную территорию, населённую враждебно настроенным мусульманским населением. Это очень напоминало историю с американскими индейцами, но если те были просто неуправляемы, то черкесские народы были вполне себе управляемы из Турции. Иметь на границе такой неблагонадежный регион было рискованно, поэтому было решено черкесов и абхазов выселить. Часть уехала добровольно. Часть согласилась переехать подальше от границы. Остальных — полмиллиона черкесов и около 30 000 абхазов - выселили в Турцию силой.
Абхазы под выселение попали не все. Выселили Цебельду и Гуму (Гума — это нынешний Сухумский район). Часть абхазов согласилась перейти в христианство и на таком условии им разрешили остаться. Так произошло повторное крещение Абхазии. Поэтому христианство пришло сюда в 529 году, но современное существует с 1866 года.
Мусульманство изгонялось весьма жестко. Все мечети были разрушены, азаны запрещены, ислам объявлен фактически вне закона. Но и христианскую культуру Абхазии было сложно реанимировать, потому что она вымерла практически полностью. По этой причине церковная архитектура Абхазии XIX века — целиком и полностью славянская по своему типу.
Абхазия в 1877-1918
После выселения абхазов начинается бессобытийный период в истории края. Абхазские сёла опустели, сады одичали, колодцы пересохли. Огромные куски абхазского побережья оказались просто необитаемы. Эту территорию надо было как-то заселять, и было принято решение о "куротной колонизации". На побережье стали строить лазареты для военных, а аристократия стала скупать землю под виллы. Этот процесс начался в самом начале ХХ века, а до этого в Абхазии вообще ничего не происходило.
Предательство империи и помощь туркам сделали абхазов неблагонадёжным элементом. Им запретили селиться на побережье и у стратегических дорог. Были планы создания специальных зон компактного проживания. 31 мая 1880 года вышел специальный царский указ, официально называющий абхазов виновными в измене. Этот статус продержался в Абхазии 27 лет.
Колонизация Абхазии привела к тому, что по переписи 1897 года на её территории обитало 58 697 абхазов, что составляло 55% её населения. 22% составляли мегрелы, ещё 15% — армяне, греки и русские примерно поровну.
В 1905 году Росийскую империю сотрясла первая революция. Она распространилась и на Грузию, где гурийцы создали первое в мире советское государство. Но в Абхазии протестные настроения распространить не удалось. Абхазы были далеки от политики и, что главное, воспринимали социализм как грузинское изобретение. В те сложные годы в Абхазии было спокойнее всего. Весной 1906 года царская администрация констатировала, что абхазское население «выделялось своей лояльностью». В декабре было решено реабилитировать абхазов, и 27 апреля 1907 года Николай II отменил приказ 31 мая 1880 года. В июне в Лыхненском храме было объявлено об амнистии.
Абхазия в 1918 году
1918 год стал, наверное, самым событийным годов в истории этого региона. Хаос, который тут творился, очень сложно описать. Сначала разбрелась российская армия, потом в Дранде восстали большевики и захватили Сухуми, затем грузинская армия прогнала большевиков, они отошли в Сочи и оттуда возобновили наступление. Их разбили снова и фронт сместился к Гагре и Сочи. Паралелельно шли переговоры о судьбе Абхазии между Грузией, Турцией, Германией, Англией, Белой Армией и кавказскими республиками. Ситуация запуталась настолько, что турки высадили в Абхазии десант, чтобы помочь непонятно кому непонятно против кого, и были в итоге разоружены грузинской армией. По этой истории с турками можно понять, насколько трудно было тогда разобраться, что же происходит в этом регионе.
Вторжение Красной Армии
В феврале 1921 года Ленин, после долгих колебаний, дал добро на вторжение в Грузию. 11 февраля началось наступление из Армении, а 16 февраля из Азербайджана. Примерно в эти самые дни в Сухуми был создан подпольный Ревком в лице Эшба, Лакоба и Николая Акиртава. Это был виртуальный ревком, потому что Эшба и Лакоба в те дни находились в Турции, так что физически в Сухуми присутствовал только Акиртава. Около 17 февраля, когда Красная Армия шла с востока на Тбилиси, этот ревком обратился к Орджоникидзе с просьбой о помощи. Тот ответил телеграммой: «Красная Армия изменила бы себе, если бы она не пришла на помощь восставшим рабочим и крестьянам Абхазии против своих поработителей. Да здравствует Красное знамя над Cyхумом!».
17 февраля генерал Чернышев, командир 9-й Армии, издал приказ о наступлении на «Сухум-кале». 20 февраля советский 273-й полк начал наступление на Цандрипш (Пиленково), 274-й шёл во второй линии, а 271-й полк пошёл севернее, горами, предполаая выйти во фланг грузинских позиций на реке Бзыбь. Но план сразу начал давать сбои: 271-й застрял в горах. 273-й попал под огонь французских броненосцев со стороны моря и был почти уничтожен: «вследствие открытого противником с военных судов ураганного огня был выбит почти весь командный и политический состав 273-го полка, — доносил командир полка, — Цепь дрогнула и в панике начала отступать. От полка осталось 100—150 человек».
Но силы были слишком неравны, поэтому 23 февраля 274-й полк сумел прорваться за Хашупсу и войти в Гагру, и одновременно 271-й вошёл в Гагру с севера. Наступая на восток, они вышли к реке Бзыбь и тут снова застряли дней на пять. Бои за бзыбский рубеж — интересный фрагмент истории, который известен очень плохо. Вроде бы красноармейцы прорвались за Бзыбь, но были там разбиты 28 февраля и отошли, сдав Гагру, а 29 февраля отбили Гагру обратно и снова упёрлись в Бзыбские укрепления на несколько дней. Вечером 25 февраля Красная Армия вошла в Тбилиси. На следующий день грузинская армия отступила от реки Бзыбь и Гудауты. Но только 3 марта Красная армия сумела выйти к реке Гумиста. 4 марта Красная армия вошла в Сухуми. 10 марта Ревком Абхазии (то есть, всё тот же одинокий Акиртава) сообщил Ленину, что советская власть в республике установлена. Акиртава ещё не знал, что эта власть расстреляет его в 1937 году.
Советская Республика Абхазия
26 марта московские большевики договорились с абхазскими, что Абхазию сделают независимой республикой и 31 марта это решение было официально озвучено. Абхазия стала независимой впервые с 1864 года, а если рассматривать реальную независимость, то с 1810 года. Она превратилась в такую же республику, как и остальные советские республики, формально даже не подчинённой РСФСР. Интересно бы выяснить, зачем Москве потребовалась эта абхазская независимость.
На тот момент Грузия была завоёванной территорией, население которой никак не поддерживало большевиков. В Абхазии завоевание удалось оформить, как освобождение, большевиков тут было много и страна была в целом лояльна Московской власти. Но надо помнить, что в феврале 1921 года Лакоба и Эшба находились в Турции, вели переговоры по поводу мирного договора и статуса Аджарии. Не исключено, что они через турецких абхазов надавили на турецкое правительство, которое по своим каналам надавило на Москву.
21 мая грузинский Ревком признал абхазскую независимость. Осенью же было решено, что экономически целесообразно объединить Абхазию с Грузией, поэтому 16 декабря две республики заключили союзный договор. Через год Грузия и Абхазия влились в Закавказскую федерацию.
Эта республика просуществовала 10 лет. И все эти годы её полным хозяином был Нестор Лакоба. В эти годы в основном создавалась структура власти, писались новые законы, изобретались флаги и гербы. В 1925 году появилась Конституция СССР, где было прописано, что Абхазия имеет право выхода из СССР.
Между тем ситуация в Закавказье менялась. После 1924 года Грузия становилась всё менее антисоветской, хотя её коммунистические вожди своим либерализмом всё более раздражали Сталина. Лояльность Абхазии потеряла смысл, как уже было в 1864 году. И было решено понизить её в статусе. В это время Лакоба отчаянно сопротивлялся введению в Абхазии коллективизации. Он понимал, что в этом споре главное — доступ к Сталину, и для этих целей протолкнул идею строительства дачи Сталина в Мюссере. Но и это не помогло.
Сталин настаивал на коллективизации, но в итоге предложил отменить её в обмен на изменение статуса Абхазии. И Лакоба согласился. 11 февраля 1931 года Абхазия превратилась в автономную республику, утратив часть привилегий и, в частности, право выхода из СССР.
Лакоба втихаря устроил народные волнения, но Берия ввёл в республику армию, и всё затихло. С абхазской независимостью было покончено.
Абхазская Автономная Республика
Изменение статуса республики дало немного выгод Москве, потому что в советской системе все решали вожди, а не статусы. Лакоба же оставался вождём в регионе. В середине 30-х годов Сталин решил, что пора покончить с грузинскими и абхазскими коммунистами и начал их понемногу уничтожать. Вдекабре 1936 года Лакоба находился в Москве, где участвовал в принятии новой советской конституции. 26 декабря его вызвали в Тбилиси, где он поселился в гостинице "Ориант". 27 декабря он из-за чего-то поругался с Берией, вечером почувствовал себя плохо и в ночь на 28-е умер в гостинице. Считается, что его отравили. Чуть позже Лакоба был объявлен "врагом народа", а в 1937-1939 годах были расстреляны почти все, кто содействовал советскому завоеванию Абхазии - в их числе и Акитрава и Эшба.
ЦИК Абхазии возглавил мегрел Авксентий Рапава.
Избавившись от мешающего статуса и раздражающего Лакобы, соверские вожди начали индустриализацию в Закавказье. В Абхазии появились ткибульские шахты, гидростанции, чайные фабрики и промышленные предприятия. При этом с населением обращались, как с дешёвым ресорсом, то есть, перемещали его туда, куда требовали нужды. Целые грузинские посёлки переселяли с гор на равнины, поближе к фабрикам, а в случае с Абхазией целые горские посёлки выселялись на её территорию. Так как одной из задачь, стоящих перед бериевским грузинским руководством было достижение лояльности местного грузинского населения, то эти переселения принесли свою пользу: советская власть делала вид что подавляет абхазский сепаратизм.
В1941 году пришла война. Почти 50 000 абхазов были забраны в армию. Абхазия стала единственным регионом Закавказья, куда сумели пробраться немцы: было полностью занято село Псху. Но в целом война мало что поменяла в Абхазии. Часть абхазов попала в армию Вермахта, но это тоже ни на что не повлияло.
Реальная опасность нависла над абхазами уже после войны. В 1940-е годы советская власть начала радикально решать все этнический проблемы на своей территории. В 1944 году из Грузии выселили в Среднюю Азию месхетинцев и курдов. В 1949 году началась частичная депортация армян. Тогда же, в 1944 и 1949 годах, депортации подверглись греки, в том числе абхазские. Их дома передали мегрелам.
Но и сами абхазы казались тогда проблемным народом. В 1949 году было решено депортировать и их так же. Подготовка к этому уже началась, и уже были подогнаны вагоны для вывоза населения, но что-то помещало этим планам. Депортацию отменили.
Остальные четыре десятилетия прошли бессобытийно. Курортная сущность Абхазии постепенно вышла на первый план. Она стала популярным местом отдыха в России и в Грузии. Здесь строили правительственные дачи и виллы чиновников. Абхазам негласно было гарантировано привелегированное положение: им давали 30% депутатских мест в Верховном Совете, их назначали на все руководящие посты и так далее. Правда, для подстраховки заместителями назначали какого-нибудь неабхаза. Зато в безобидной культурно-образовательной сфере им обеспечили полную гегемонию. Этими мерами советская власть сумела ввести в регионе стабильность.
С 1950 по 1990 год население Абхазии увеличилось с 380 000 до 525 000 человек, а число собственно абхазов с 60 000 до примерно 93 000. Их было теперь 17%, примерно столько же, сколько армян. А численность русского населения плавно сокращалась. В 1959 году русские были на втором месте после мегрелов, а в 1989 отступили на четвёртое, после абхазов и армян.
Абхазия в 1990 - 1992
В 1990 году в Закавказье начались изменения, которые абхазам очень не понравились. Прежде все управление страной контролировала компартия, в Верховный Совет существовал только для видимости. И вот партия власть теряет, а ВС становится её носителем. Однако, если при коммунистах абхазам было негласно гарантирована треть мест в парламенте, то в новых условиях они рисковали получить долю, пропорциональную их количеству в регионе - около 18%. И это абхазских политиков не радовало.
Их так же не радовали настроения в Грузии. Своеобразное «национальное возрождение», которое в те годы охватило все постсоветское пространство, в Грузии проявлялось иногда с крайностями. В те годы националистов в Грузии возглавлял Звиад Гамсахурдия, при котором стала тиражироваться теория Ингороква о пришлости абхазов. Сам Гамсахурдия полагал, что «абхазам достаточно Гудаутского района» - иными словами, представлял Абхазию как грузинскую провинцию с абхазским анклавом на её территории.
25 августа 1990 года Валериан Кабахия (председатель ВС) подписал декларацию о государственном суверенитете Абхазии, бумагу весьма условную и не на что не влияющую. 24 декабря главой Верховного Совета стал Владислав Ардзинба - человек решительный и харизматичный. Ему надо было наладить какие-нибудь отношения с Грузией, но сделать это было сложно по формальным причинам: в Грузии объявили недействительными все договоры советского времени, поэтому Абхазия и ее ВС лишились формального статуса.
Ситуация получилась тупиковая: армии у Грузии нет и других средств принуждения тоже, а переговоры невозможны. Абхазия зависла в неопределенности. Но Ардзинба был осторожен и пытался найти какие-то ходы.
4 ноября 1990 года на Кавказе сформировалась Конфедерация Горских Народов Кавказа (КГНК), куда вошли многие Северокавказские республики и Абхазия. Более того, Сухуми стал столицей нового полугосударства. Грузия была настроена к КГНК дружественно и даже были проекты её включения. Конфедерация включилась в «Холодную Гражданскую войну» на территории России на стороне российского Парламента против Кремля.
В 1991 году Грузия объявила условную независимость. Летом удалось заключить абхазско-грузинское соглашение о квотировании парламента - так называемое «Соглашение 28 - 26». Гамсахурдия согласился на то, что в парламенте Абхазии депутатов-абхазов будет почти половина - 40%.
Осенью был избран новый парламент Абхазии. В январе 1992 года он заработал. Но абхазско-грузинское сближение на этом и закончилось: в декабре 1991 года начался мятеж против Гамсахурдии, в январе 1992 года восставшие захватили грузинский парламент и сформировали новый орган власти - Военный Совет. И этот орган уже в феврале объявил о восстановлении грузинской конституции 1921 года. Эта конституция не подразумевала никакой абхазской автономии. Эта мера Военного Совета обрубила все ходы для переговоров с Абхазией. (Принято думать, что переворот в Грузии был нужен для того, чтобы лишить КГНК союзника и столкнуть Грузию с Абхазией - а для этого были сразу пресечены все попытки сближения.)
Весной и летом Шеварднадзе подавил два восстания в Мегрелии и заключил с Ельциным соглашение, по которому Россия передала ему оружие и бронетехнику. Его отношение к ситуации в Абхазии было прямолинейным: Абхазия - это провинция Грузии (как в конституции), а договор о квотном парламенте - это величайшая ошибка Гамсахурдии, которую надо исправлять.
Война
К началу 1992 года лидеры абхазских националистов чувствовали себя в целом неплохо. Они имели большинство в парламенте и как бы управляли всей страной. Не нравились им две вещи: перва - это парламент, который практически не работал, и второе - то, что квотный парламент был странным рудиментом прошлой эпохи. Быть страной без равноправных выборов в 90-е понемногу становилось нерпилично. Выхода вроде бы не было, но решение пришло оттуда, откуда не ждали - от Шеварднадзе.
Шеварднадзе тоже не любил абхазский квотный парламент, но его пробелма решалась просто: надо было разогнать этот парламент, провести обычные равноправные выборы и оставить абхазским националистам их 17% депутатских мест. И всё. Это казалось просто и легко. И вот в июле 1992 года Шеварднадзе вводит в Абхазию армию.
Началась война Грузии с Абхазией или, если быть точным, война Грузии с Гудаутским районом Абхазии, и она же по совместительству - война Ельцина с Конфедерацией ГНК. В Абхазии сейчас доминирует теория, что план вторжения был разработан штабом Закавказского военного округа и лично генералом Валерием Патрикеевым.
...
Беженцы
27 сентября 1993 года стало днем победы - абхазским националистам удалось вытеснить армию Госсовета из Абхазии. Но что делать дальше? Как им удержать власть в стране, где они представляли интересы 17% населения? Выход был понятен и неизбежен уже с самого начала войны: надо изменить этнический состав страны. Для этого надо было сделать две вещи: изгнать часть неабхазского населения и пригласить из Турции часть абхазского. Так как турецкие абхазы в итоге не поехали обратно, то первый способ остался единственным.
Русское население к тому времени покинуло страну, армянское было настроено лояльно, оставалось изгнать мегрелов. И даже не столько изгнать, сколько стимулировать их уход. Важно понимать, что изгнание мегрелов - не следствие их поведения. Только без них Абхазия могла позволить себе равноправные выборы без риска утраты депутатских мест для абхазского меньшинства.
Итак, к концу советского периода в Абхазии жило 240 000 грузинского населения и 93 000 абхазского, а к 2003 году - 94 000 абхазского против 46 000 грузинского. Так же из страны уехала половина армян, треть русских и все греки и украинцы. В послевоенной Абхазии удалось довести процент абхазского населения до 43%. В итоге парламент Абхазии, например, 2007 года имел стойкое абхазское большинство: 26 депутатов абхазов и 9 депутатов грузинско-армянско-русско-турецкого происхождения.
Я уже говорил, что истории Абхазии свойственны повторы. Беженцы 1993 года повторили историю мухаджирства 1866 и 1877 годов.
200 000 беженцев ушло в Грузию и в Россию. В Грузии ими заселили все гостиницы и санатории. Самыми известными общежитиями беженцев в те годы были гостиницы "Иверия" и "Аджария".
Не удалось вытеснить только мегрельское население Гальского района - там по сей день около 30 000 мегрелов, практически стопроцентное большинство.
Изгнанием мегрелов завершилась война 1992 - 1993 годов, война за завоевание Абхазии Гудаутским районом.
Независимая Абхазия
История постсоветских республик и регионов в 90-е годы развивалась по одной схеме. Сначала власть была у компартии, потом она её утратила, и появились народные вожди с националистическим уклоном. Обычно это были ученые или писатели. Это Эльчибей в Азербайджане, Гамсахурдия в Грузии, Ардзинба в Абхазии и ряд вождей на Северном Кавказе. Некоторое время им удавалось влиять на события, но бывшие аппаратчики постепенно накопили силы и пошли в контрнаступление. Писателей стали выдавливать бывшие партийные вожди. Шеварднадзе сверг Гамсахурдию, Алиев оттеснил Эльчибея. На северном Кавказе чиновники постепенно отвоевали власть у национальных партий и похоронили Конфедерацию Горских Народов Кавказа. В Абхазии произошло то же самое.
Ардзинба был ученый-хеттолог и вождь национального движения. Он продержался у власти два срока до 2004 года. На выборах осенью его победил Сергей Багапш - бывший комсомольский функционер. Ардзинба очень не хотел сдавать власть этому человеку. Политический кризис почти назрел, но 1 января 2005 года Багапш всё же прорвался к власти. Эпоха ученых-президентов закончилась.
Это было эпохальное событие в масштабах Кавказа. Именно в 2004 году Грузия вырвалась из-под власти бывших вождей и стала превращаться в европейское государство. В Абхазии произошло наоборот: при Ардзинбе она имела какие-то шансы на самостоятельную политику, и в 2004 она повернула обратно, к той системе, которая уже начала рушиться.
При Багапше произошло много сего важного: отгремела Российско-Грузинская война, а 26 августа 2008 года российский президент признал Абхазию государством.
В августе 2011 года на президентских выборах победил другой партийный вождь, на этот раз более серьезный - сотрудник МВД, Александр Анкваб, которого подозревали во многих злодействах, начиная с расстрела Жиули Шортава.