Дороги Грузии - это всё то, что предназначено для колёсного транспорта. Этот текст надо прочитать тем, кто надумал перемещаться по Грузии на своей машине или на арендованных колёсах. Основаня мораль проста: на паркетнике можно доехать до основных крупных объектов, но для посещения глуховатых мест надо иметь внедорожник. Дороги Грузии неплохо заасфальтированы, не испорчены постами ДПС и относительно неплохо обеспечены бензиновыми заправками. С газовыми заправками пока не всё идеально.
Южная горийская трасса - пример дороги второй категории важности.
Практически все асфальтовые дороги в стране построены после 2004 года. При этом всё, что построено после 2010 года, выглядит неплохо, а всё, что построено до 2010 года, уже напрашивается на ремонт.
В Грузии есть Самая Главная Трасса - это Батумский автобан, или же дорога их Тбилиси на Гори, Кутаиси, Самтредию и Батуми. Это как бы дорога номер 1. Сейчас она превращается в автобан и превратилась уже на участке от Тбилиси до Агары (на весну 2018 года). На этой дороге почти везде хороший асфальт. В проекте несколько объездных, которые должны ускорить прохождение этой трассы.
Вторая Главная Трасса - это Военно-Грузинская дорога, или трасса из Тбилиси на Казбеги, Ларс и Владикавказ. По ней ездят автомобилисты из России и фуры из Армении. Асфальт хороший, кафешки-заправки в количестве. Минус - лавины на Крестовом перевале, сели в Дальяльском ущелье и очереди из фур в разных местах. В сезон могут быть пробки из курортников.
Дороги Грузии
|
| | | |
Местийская дорога
| Нижнесванская
| Дорога в Панкиси
| ВГД у Квешети
|
Остальные трассы уже как бы второго сорта.
Южная Ахалцихская
200 километров трассы из Тбилиси в село Кода, потом мимо Манглиси, в Цалку, Ниноцминду, Ахалкалаки и Ахалцихе. Трасса пересекает цалкинское плато, Джавахетский перевал и Джавахетское плато. С трассы видно озеро Пиравани и Самсарский хребет. Асфальт нормальный (вопреки мифу о плохом), машин мало.
Телавская
Основная статья: Телавская трасса
Новая, красивая трасса от посёлка Сартичала до города Телави. Ведёт через Гомборский перевал. Самый короткий путь до Телави. Но по пути два серпантина. Это и плюс и минус. Не все любят серпантины, это минус. Серпантины не пускают сюда фуры и большие автобусы - это плюс.
Местийская
Основная статья: Местийская трасса
...
Нижнесванская
Основная статья: Нижнесванская трасса
Ведёт из Лентехи, вверх по ущелью Нижней Сванетии, через перевал Загар в Ушгули. Сейчас это укатанная грунтовка, но на паркетниках туда соваться не стоит: дождь может в любой момент превратить грунтовку в болото. Кроме того, у самого перевала есть непроходимый для паркетников участок.
Внимание: навигаторы до сих пор строят марштур Кутаиси-Местия по этой трассе!
Трансаджарская
Основная статья: Трансаджарская трасса
Дорога из Батуми в Ахалцихе. На 2/3 заасфальтирована. Ведёт через Аджарские горы, мимо курорта Годердзи, курорта Бешуми, мимо Зелёного озера и монастыря Зарзма. Когда её доделают, это будет отличный зрелищный маршрут на Аджарию. А пока - развлечение для джиперов и любителей диких гор.
Тушетская трасса
Основная статья: Тушетская трасса
72 километра гравийки через перевал Абано. Зимой закрыта. Одна из самых экстримальных трасс, а так же одна из самых красивых.
Телавская нижняя
Это трасса, которая идёт по равнине вдолт Гомборского хребта, потом уходит в Алазанскую долину через несложный перевал и через алазанские посёлки идёт до Телави. Здесь нет серпантинов и сложных участков. Маршрутки ходят именно по ней, и экскурсионные автобусы тоже норовят схалявить и поехать в Кахетию этой дорогой. Трасса равнинная, скучноватая, без особенностей. С середины есть отворотка на Сигнахи.
Жинвали-Тианети-Ахмета
Начинается в Жинвали на военно-Грузинской дороге, идёт через перевал в город Тианети и затем через второй перевал в Алазанскую долину и город Ахмета. Позволяет увидеть монастырь Кветера и ещё какой-то малоизвестный храм. Гравийка плохого качества. С 2016 года идут какие-то работы. Может, когда-то сделают. Интересна как альтернативный путь попадания в Кахетию.
Зекарская трасса
Начинается в Багдати, ведёт к курорту Саирме, где асфальт кончается и начинается гравийка через Зекарский перевал в Абастумани, где опять начинается асфальт до Ахалцихе. Красивая, с пейзажами. С 2016 года её выровняли и можно рискнуть сунуться сюда на паркетнике. Если её заасфальтируют, будет короткий и удобный путь из Ахалцихе в Кутаиси.
Южная Горийская
Дорога, которая начинается в Мцхете и идёт на Гори по южной стороне Куры, параллельно батумскому автобану. Она позволяет попасть в Гори по тихой, сельской дороге, где асфальт хороший, а машин мало. Из-за населёнки она ощутимо медленнее автобана и проезжается примерно за час. Зато там красивее.
Военно-осетинская
Когда-то она вела из Владикавказа на Алагир и далее к Мамисонскому перевалу, откуда спускалась в Верхнюю Рачу, в Амбролаури и вниз в сторону Кутаиси. Но после независимости Грузии погранперехода на Мамисонском перевале не сделали, а в 2008 кусок трассы попал в границу Южной Осетии. Сейчас по ней ездят из Кутаиси в Амбролаури, Они и на курорт Шови. Симпатичная дорога, только тупиковая.
Транскам
Основная статья: Транскам
Построена в 80-е года. Ведёт из Владикавказа через Рокский туннель в Цхинвали и далее на Гори. До 2008 года была основной транспортной артерией, связующий Закавказья с Россией. После признания Южной Осетии проход фур по трассе стал юридически невозможен, и она опустела. Фуры теперь ходят по Военно-грузинской.