Жинвали (ჟინვალი) — небольшое село-новострой, редкий случай населенного пункта с названием на букву "Ж" (кроме него только Жебота), не интересно ничем, кроме того, что тут начинается трасса на Шатили. Но когда-то севернее этого места находился стариный город со стенами, башнями, храмами и так далее. Историческое Жинвали интереснее современного, но его уже нет — его затопило Жинвальским водохранилищем. Сейчас под словом "Жинвали" чаще имеется в виду именно водохранилище, а не город, и не село.
История
Археологи выявили, что Жинвали и местность вокруг была довольно плотно заселена уже в первые века нашей эры. Тогда это были дикие горы почти без связей с цивилизацией, так что там не было городов, а только мелкие посёлки. При раскопках было найдено довольно много бронзовых предметов. Дорога по ущелью к Крестовому перевалу тогда уже могла существовать в каком-то виде.
Это поселение имело уникальное положение на стыке трёх регионов: Картли, Кахети и Кухети. Правобережная часть города стояла на картлийской стороне, левобережная — на кухетской и кахетинской. Когда Кухети исчезло как понятие, поселение оказалось на границе двух регионов, а позже — на границе двух царств.
Примерно в XII веке появляется город — в то время он находился на левом берегу реки.
В эпоху царицы Тамары это был уже большой и красивый город, который стоял в симпатичной долине на слиянии Арагви и Пшавской Арагви, а вокруг города были поля и виноградники. Крепостей было целых три — Жинвальская крепость, крепость Кели (Тамарис-Цихе) и крепость Святого Гиоргия. Собственно Жинвальская крепость находилась на правом берегу реки, где-то ниже современной трассы. В те времена город назывался Жиновани (ჟინოვანი). Известно, что в начальный период своего правления царица Тамара пожаловала город человеку по имени Чиабер, и тот владел им минимум лет 10. Потом город перешёл к кому-то по имени Шота, откуда возникла смелая теория о том, что Шота Руставели был сыном Чиабера и владельцем Жиновани.
Жинвали мелькнуло в истории около 1299 года, когда царь Давид VIII, который в те годы прятался от монголов в горах, схватил своего брата Вахтанга и «заточил в крепость Жинованскую».
Вероятно, это был редкий случай грузинского города, который так и не был разрушен никем и никогда. Персидская армия прошла через него один раз в 1625 году во время похода на Аршу, но ничего не тронула.
В 1971 году было принято решение строить Жинвальскую ГЭС, и окрестности старого города основательно изучила археологическая экспедиция академика Рамишвили. Был найден слой поселения эпохи энеолита, множество керамики и даже что-то вроде языческого храма. Много было найден и находок эпохи бронзы.
Археологические отчёты — это всё, что мы теперь знаем о старом Жинвали. Но отчёты эти хранятся невесть где, так что приходится иметь дело с обрывками информации. Около 1985 года Жинвали исчезло под водой, жителей расселили в Новый Жинвали в 4 километрах южнее и в прилегающие сёла. Из всего крепостного комплекса уцелела только Кельская крепость. Её и сейчас видно на горе над водохранилищем.
Название
В грузинском языке мало слов на букву "Ж", всего примерно 50, включая редко употребительные. А топонимов — всего несколько штук. Сейчас помимо Жинвали существует еще Жебота, пригород Тианети. Раньше существовало еще местечко Жалети где-то около Тианети. Исторически существовало ещё место или владение Жамури где-то в Ксанском ущелье. Странно, что все эти месте кучкуются в радиусе 30 кило от Жинвали. За границей этого круга топонимы на Ж не попадаются нигде. Вероятно, это свойство местного языка.
Из обычных слов к Жинвали ближе всего существительное "жини" — каприз.
Современность
Сейчас Жинвали — обычный новострой эпохи Горбачёва. Этот НП изначально строился для сотрудников гидростанции и тут возвели несколько многоэтажек. Сейчас тут живёт примерно 1800 человек. В современном Жинвали нет вообще ничего интересного, оно важно только с логистической точки зрения: тут ответвляется новая асфальтированная дорога на Тианети, и уже от неё ответвляется дорога в Хевсуретию. Если вы надумали ехать в Шатили, то тут для вас заканчивается асфальт и начинаются 100 километров Шатильской дороги — битого асфальта и гравия. Кроме того, сразу за Жинвали, на восточном берегу реки, начинается регион Пшави.
Военно-Грузинская дорога иногда перекрывается перед Жинвали. Обычно это происходит тогда, когда потоки курортников устремляются с Чёрного моря домой, в Россию.
Старый Жинвали прячется где-то под водой. Одна из церквей левого берега становится видна каждую зиму, когда падает уровень воды в водохранилище. Выглядит вот так:
Крепость Кели (тоже на левобережье) видна всегда, хотя и слабо различима на скале среди леса. Сейчас все туристы по пути на Казбек делают остановку за дамбой водохранилища, где есть карман для автомобиля (метрах в 500 от дамбы) и откуда хорошо видно горы и водную гладь. Старое Жинвали — там, внизу, под карманом. Кельская крепость — напротив и немного левее.