Хатиссопели
Хатиссопели  (ხატისსოფელი) так же Дзуаркау - заброшенный посёлок в Гудском ущелье, который когда-то был населён мтиульцами и осетинами, и который сохранился в виде развалин на берегу реки Арагви. Есть мнение, что в ещё более далёком прошлом там находился грузинский монастырь. Развалины интересны тем, что отождествляются с "замком Гудала", описанным в поэме Лермонтова "Демон". Иными словами, это тот самый замок, из которого "...княжна Тамара молодая к Арагве ходит за водой". Его неплохо видно из Гудаури, но при этом его обошли вниманием, и никто не составил его описания и не сделал фотографий. Придётся исправлять.
 
Развалины над Хатиссопели-Дзуаркау
 
 
История
Собственно история этого места как бы отсутствует. На карте XVIII века здесь обозначен закрытый "монастырь Всех Святых". Позже образовалось грузинское название "Хатиссопели", производное от слова "Хати" - икона. Но так иногда называли и святилище в целом. Вероятно, монастырь был почему-то заброшен, а храм как место поклонения сохранился. Потом в этих краях стали селиться осетины, в частности, кланы Рубаевы и Сартаевы. Они перевели названия буквально на осетинский и получилсоь "Дзуаркау", производное от осетинского "Дзуар" - святилище. Из всех этих названий видно, что в народном сознании это место долго воспринималось как священное.
 
Есть мнение, что купольный храм на горке над Дзуаркау существовал ещё в начале XIX века и был зарисован Лермонтовым.
 
Известно, что с 1872 по 1882 год в "гудской церкви" работал псаломщиком осетин Сека Гадиев из соседнего села Ганис, который потом стал известен как основоположник осетинской прозы. Тут, к сожалению, неясно, служил ли он в нижней церкви или в верхней.
 
В не очень понятные времена население посёлка переселилось в Млету. Там их потомки живут по сей день.
 
Вот и вся история этого селения. Остальное - литературные привязки.
Легенда о Гуде
В XIX веке известна была легенда, которая имеет к селу некоторое отношение. Начинается она так:
 
В глубоком ущелье, на самом дне его, там, где Арагва вырывается из горной расселины, стоит осетинский аул, называющийся Гуд. Со всех сторон скрывают его громадные горы, которые, кажется, вот-вот раздавят бедные сакли. Но проходят века, – а горы стоят неподвижно; и только в далекой вышине их слышатся из аула глухие раскаты. То старый Гуд на своей недостижимой вершине забавляется, сталкивая в пропасть огромные снеговые глыбы...
 
В этом селе рождается некая Нина, и "старый Гуд" - дух Гуд-горы - в неё влюбляется. Она же была влюблена в некоего Сосико, и Гуд стал искать способа ликвидировать конкурента. Однажды Нина и Сосико нажодились вместе в доме и Гуд спустил на них лавину. Засыпанные в доме двое стали страдать от голода и в какой-то момент Сосико попытался съесть Нину. Но тут их откопали и спасли, но любовь на этом кончилась. Рассказ на похожую тему есть у Веллера.
 
Есть мнение, что Лермонтов знал эту историю и что именно она у него трансформировалась в сюжет поэмы "Демон". Из легенды не следует напрямую, что упомянутый аул - это Дзуаркау, но это или он или какой-то рядом. 
Хатиссопели в поэме Лермонтова
И вот Лермонтов пишет поэму "Демон", действие которой начинается с того, что Демон пролетает от Казбека к Арагве, созерцает Арагвское (Гудское) ущелье и видит некий замок. Описывается так:
Высокий дом, широкий двор
Седой Гудал себе построил...
Трудов и слез он много стоил
Рабам послушным с давних пор.
С утра на скат соседних гор
От стен его ложатся тени.
В скале нарублены ступени;
Они от башни угловой
Ведут к реке, по ним мелькая,
Покрыта белою чадрой,
Княжна Тамара молодая
К Арагве ходит за водой.
Демон видит Тамару, ликвидирует её жениха, после чего является к ней в замок. Тамара уходит в монастырь, потом умирает и её хоронят. И снова отсылка на замок:
На склоне каменной горы
Над Койшаурскою долиной
Еще стоят до сей поры
Зубцы развалины старинной.
Рассказов, страшных для детей,
О них еще преданья полны...
Как призрак, памятник безмолвный,
Свидетель тех волшебных дней,
Между деревьями чернеет.
Внизу рассыпался аул,
Земля цветет и зеленеет;
Развалины, под которыми "рассыпался аул" - это очень точное описание Хатиссопели-Дзуаркау.
 
Изредка княжну Тамару из этой поэмы путают с царицей Тамарой из поэмы "Тамара" и, соответственно, замок в Гудском ущелье путают с замком в Дарьяльском ущелье.
 
Интересно, что по поэме сделаны множество иллюстраций, но рисуют обычно Тамару в объятьях демона, и никто не рисует сам замок. Автору этих размышлений известна одна иллюстрация с изображением замка, но она несколько абстрактна. Ну и остался личный рисунок Лермонтова, о коем далее.
Хатиссопели в работах Андроникова
Ираклий Луарсабович Андроников (1808 - 1990) - известный советский литературовед, который специализировался в основном на творчестве Лермонтова. Он изучал его примерно с 1947 года по 1956. Написал несколько диссертаций и книг. В своё время он ездил по Грузии и соотносил с реальностью рисунки Лермонтова. Ему удалось локализовать все изображения, но проблемы возникли с последним. Имеется в виду рисонок "Развалины на берегу Арагвы в Грузии" 1837 года. Выглядит так:
 
 Развалины на берегу Арагвы в Грузии
 
Времена тогда (1955 год) были не интернетные, описаний и фотографий не было, поэтому Андроников лично проехал вдоль Арагви, выискивая похожее место. Про это написан даже отдельный рассказ. Андроников доехал до гудаурского колхоза, где председатель сказал ему: 

— Если ищете крепость и церковь, как здесь нарисовано, — нет у нас. Если место хотите видеть похожее — Нико пойдет, который ночью кооператив сторожит, и покажет. Это выше колхоза Ганиси.
 
Андроников спустился с Гудаури в ущелье и там увидел эти развалины на горе:
 
Впереди, у самой Арагвы, на том берегу — гора. Нет, не гора. Огромная глыба словно скатилась откуда-то к самой воде, легла здесь и поросла густой рощей. Осенняя расцветка листвы — розовая, ржавая, рыжая, желтая, золотая, багряная — так богата оттенками, что кажется, гору покрыли богатым цветистым ковром. И это особенно удивительно, потому что ущелье безлесно.

Форма горы отчасти напоминает колпак, каким покрывают домашние чайники: скаты крутые, а гребень длинный и узкий. На гребне — развалины крепости. ... Наверху — осыпь камней, остатки крепостной стены, основания башен, развалины церкви, ступени разрушенной лестницы, выходящей на этот зеленый склон. Стоит часовня без крыши, сложенная без раствора из плоского шифера и кое-где хранящая следы обмазки
.

Отсюда тропинка ведет вниз — к селению Хатис-Сопели. Это несколько домиков с плоскими кровлями.
 
Из этого текста выходит, что Хатисопели 1955 года - обитаемое село и на домах есть кровли. И вот, он спустился обратно к реке, прошёл вниз по течению и узнал рисунок:
 
Мы ахнули. Это и есть то самое!.. Гора, покрытая рощей, повороты ущелья, селение на другом берегу, те же контуры дальних вершин, что на рисунке!.. У Лермонтова, если хорошенько вглядеться, видно: часть башни уже обрушилась. А теперь разрушилось все до самого основания.
 
Тут надо заметить, что Лермонтов основательно исказил реальность, добавил реке эпичности, ввёл водопад, но дальнюю часть ущелья изобразил довольно точно. Острая гора Дэдаэна выглядит вполне узнаваемо. Сейчас это выглядит примерно так:
 
 
В итоге рисунок Лермонтова стал канонической иллюстрацией к поэме "Демон".
Как это выглядит сейчас
Знаменитейший замок Тамары почему-то оказался забыт и обществом и турфирмами. Название в обеих формах исчезло из списков сёл Казбекского района. Только осетинская википедия удостоила село статьёй из трёх строчек.
 
Село хорошо видно сверху, с окрестностей Гудаури, но я не помню, чтобы кто-то про него рассказывал. Его видно и со знаменитой смотровой "Дружба народов", хотя и с не очень удобного ракурса. Выглядит так:
 
Гудское ущелье
Лучшая точка для наблюдения сверху - это карман трассы перед началом галереи на Гуд-Горе. Оттуда верхний замок Хатиссопели видно строго внизу. Проблема в том, что расстояние великовато и видно далеко не всё. 
 
 
Что б посмотреть место в упор, надо проделать некоторое усилие. Для начала надо доехать до Млетского серпантина, свернуть с него к берегу Арагви, и проехать 4 километра по гравийке на север. Вы легко расползнаете характерную горку и башню на ее вершине. И село Фалагкау на противоположном берегу - всё, как на рисунке Лермонтова.
 
Далее надо перейти Белую Арагви и подняться на горку. С этим могут быть сложности. В сухой сезон Арагви можно простоп ерешагнуть. Но в случае дождей в верховьях она может слегка подняться и стать непроходимой. Причём совсем.
 
От ркеи начинается коровья тропа, сырая и грязная в своём начале и сухая и удобная выше по склону. По ней можно подняться прямо к домикам нижнего аула. От этих домиков остались только стены. Нигде не видно элементов советского быта - деревянных рам или веранд. Стало быть, при советской власти посёлок был уже заброшен.
 
домики
В посёлке есть небольшая церковь. Она действующая, внутри можно разглядеть иконы и какие-то предметы. двери заперты на замок, что несколько необычно для Грузии.
 
Храм в Хатиссопели
"Замок Тамары" выше по склону. Тропы туда нет и, стало быть, регулярно его никто не посещает. Подняться наверх не сложно, но придётся ползти вверх по крутому травянистому склону.
 
Вершина горы тянется с юга на север, и на этой вершине на участке в 150 метров видня каменные сооружения. Самая южная точка - бесформенная каменная тумба сложенная из плитняка без цемента. Чуть севернее и выше - квадратное основание башни. Внутри сохранился небольшой водосборник. Эта башня была сложена весьма основательно и с применением цемента.
 
Башня в Хатиссопели
В 40 метрах на север находится каменный домик с узким окном и входом. Это явно каменный склеп с разобранной крышей. Видна даже могильная яма, отчего-то взломанная. 
 
Склеп-1 в Хатиссопели
Ещё через 40 метров видим развалины прямоугольных строений. Они были сложены из плитняка без цемента и в настоящее время их вообще невозможно идентифицировать. Но тут же видим второй склеп, точную копию первого, но совсем целый и с крышей. Могильная яма тоже вскрыта.
 
Склеп-2 в Хатиссопели
И ещё севернее - каменное основание здания. Оно прямоугольно. Внутри - куча камней, но там можно увидеть самое интересное - упавшую на бок каменную арку. Всё это очень похоже на храм. Он ориентирован на восток, с запада было что-то вроде притвора:
 
Верхний храм в Хатиссопели
 
Внутри были опорные колонны с арками, которые рухнули. Апсида в восточной части не просматривается. Трудно поверить, что при Лермонтове тут был каменный купол, но как минимум сам храм был.
 
арка
Примерно в 1950-е годы по рассказу Андроникова был снят документальный фильм. В нём есть кадр, где Андроников стоит на фоне первого склепа, а чуть дальше смутно видно храм. У храма уже нет верхней части, но стены заметно выше, чем сейчас. В фильме Андроников говорит, что это место явно не то, что он видел на рисунке Лермонтова.
 
...далее на север за храмом ничего нет.
 
Из всего этого можно сделать несколько выводов. Первое - замка тут не было. Ничего похожего на укрепления и башни тут нет. Одна башня тут была, но едва ли жилая. Очень похоже, что когда-то это был монастырь, который прекратил существование, а местные горцы превратили его в святилище и построили там два склепа.
 
Замок Тамары тут себе представить никак не получается. Андроников наверняка был расстроен этим фактом.
 
И всё же сам факт существования склепов в этих краях очень интересен, и факт существования большого храма с колоннами - тоже. 
 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.047137975692749 сек.