Армази

Армази (არმაზი) — это античный и позднеантичный грузинский город на берегу реки Кура сразу напротив Мцхеты. Это самое интересное место в окрестностях Мцхеты по своей исторической значимости, хотя визуально маловыразительное. Долгое время тут всё было запущено и заросло колючками, но в 2012 году прошла реконструкция и теперь здесь относительно симпатично. К сожалению, Армази не на слуху даже в Грузии, так что сотни и тысячи проезжают мимо него каждый день, и почти никто не заворачивает посмотреть на центр древнегрузинской цивилизации.

 

 

Армази

 Руины Армази в 2010 году

 

Что там есть

Армази — это имя верховного божества в языческую эпоху. В его честь был построен храм и город. Храм скорее всего стоял на современной горе Багинети — за рекой от Мцхеты. Город располагался ниже, там, где на горе имеется небольшое пологое место. Наверняка раньше были стены, но сейчас их или нет или они погребены под землей и кустарником.

 

В археологической зоне сейчас находятся фундаменты нескольких крупных сооружений, причем археологи насчитали 3 культурных слоя: IV—III веков до н.э., I-го века и IVI веков.Основное и самое ценное это фундамент языческого храма. Остальное — это марани, бани, фундамент христианского храма и фундамент здания с неясным предназначением.

 

Если идти от главного входа, то там будет тропа, потом лестница, которая выводит к первому экспонату: там лежат куски каменного саркофага. В этом саркофаге был найден скелет и много женских украшений, который сейчас храняться в Национальном музее.

Саркофаг

Саркофаг 

За саркофагом тропа выводит к скамеечкам и смотровой площадке. Сейчас это лучшая (или одна из) смотровая площадка для рассматривания Мцхеты. От храма Джвари тоже неплохо видно, но здесь ближе и понятнее. Там даже стенд стоит  пояснениями.

 

Смотровая площадка

 

Если идти дальше по маршруту, то справа увидим то, что осталось от бань. Там имелась некая хитрая конструкция с керамическими трубами, печами и системой разводки воды, но сейчас это выглядит как неколько каменных стен и не очень выразительно. Далее по тропе видим навес и сетку вокруг него — под навесом находится раскопанный вроде бы храм или дворец. Похоже, что там нашли что-то ещё, потому что обнесли сеткой и запирают дверь. 

 

А вот дальше видим самое ценное — фундамент языческого храма в виде квадрата и шести внутренних ниш. Таких мест на всю Грузию всего два — здесь и в Некреси. Планировка храма подозрительно напомнает грузинские тетраконхи VI века, особенно собор Ниноцминда. Купол этого храма должен был держаться на центральной колонне и шести выступах стен, что очень похоже на храм Светицховели в его первой версии (на семи столбах).

 

Языческий храм в Армази
Языческий храм в АрмазиХрамБаза опорного столба

 

А рядом находится еще нечто важное: винохранилище (так наз. марани), где неплохо сохранились около 16 или 18 керамических квеври. Суда по стендам, на 20 тонн вина. Важность этого винохранилища в том, что оно является единственым известным мне винохранилищем, построенном до 16 века (может, есть и другие, но я не встречал). Точное время постройки  неизвестно, но явно до 730 года. Это значит, что квеври существовали уже тогда, хотя в музеях от того периода попадаются только греческие амфоры.

 

Марани в Армази
Марани в Армази

Чуть дальше справа от тропы будет еще одно строение - самое сохранившееся, самое большое, которое иногда называют "двухкомнатное помещение". Когда-то именно отсюда начались археологические исследования. Точное предназначение этого места пока неивестно (хотя могу и ошибаться).

 

И наконец, далее — Шестиколонный Зал. Это был или дворец или арсенал, точно пока не ясно. Сохранились немножко стены, вход, и базы шести колонн. 

 

Дворец

Чуть дальше за арсеналом можно найти невзрачный фундамент однонефной церкви. Может, это была одна из самых ранних церквей в Грузии, но в любом случае от неё ничего не осталось.

 

Фундамент храма

Далее за этой церковью, чуть выше по склону, в 2013 году велись археологические работы. Там расчищаются фундаменты неизвестно чего и выгребаются горы керамики — почти вся она представляет собой черепицу. 

 

Зона раскопок

 

Вся описанная территория — это несколько построек в одну линию, но дальше по склону еще ничего не капали, а там тоже что-то есть. Люди жили там долго, и там накопились метровые слои бытового мусора — в основном керамики.

 

 

На вершине горы Багинети, согласно хроникам, находился храм Армази, но непонятно, куда он делся. Сейчас там стоит крест, а рядом присутствуют смутные следы каменных ступеней. Надо думать, ступени все же от  языческой эпохи, потому как позже здесь ничего не строили.

 

 Гора Багинети
 Крест на горе
 Ступени Гора

 

История

В хронике «Обращение Грузии» строительство Армази приписывается нескольким полумифическим царям:

И после него царем стал Фарнаваз. Он воздвиг большой идол на выступе [горы?] и дал ему имя Армаз, и обвел идол стеной со стороны реки, и называется это место Армаз.

И после него царем стал Саурмаг. Он воздвиг на дороге идол Айнину и начал строить в Армазе.

И после него царствовал Мирван. Он воздвиг в нанале дороги идол Данину и достроил Армаз.

И царствовал Фарнаджоб и воздвиг он идол Заден на горе и построил крепость.

И царствовал Арсок, который окружил город стенами.

И царствовал Арик, который построил в Армазе внутреннюю крепость.

Город был захвачен в 65 году до н.э. Помпеем. В 75 году римляне строили здесь какие-то укрепления. Предположительно, они перекрывали выход из Дарьяльского ущелья, откуда совершали набеги аланы.

 

«Обращение Грузии» утверждает, что примерно в середине I века нашей эры некий царь Рок закончил строить Мцхету (что бы это ни значило) и разделил власть так, что один царь правил в Армази, а другой в Мцхете. Первым армазским царём назван Кардзам или Кардам, который почти историчен. И такая система сохранялась 5—6 поколений, и только после Фарсмана Доблестного (после 132 года) армазская линия пресеклась. Из этого можно заключить, что это были две отдельные династии.

 

В начале IV века, к моменту пришествия Святой Нины, здесь явно была крепость и храм, но царь жил в Мцхете, и сама Нина поселилась там же. Сохранилось описание поклонения Армазу, приписываемое непосредственно Св.Нине:

...И я спросила одну женщину еврейку: «Что это?» И она ответила мне: «Бог богов из Армаз предписывает это царю, который идол лишь».

А я отправилась увидеть Армаз. И горы те наполнились знаменами и народом, как цветами. А я успела пройти в Армазскую крепость и стала в уступе ограды крепости далеко ог идола, и видела удивительныя и ужасающия зрелища, которые невозможно выразить словами, с каким это трепетом и страхом, приводящим в ужас, стояли цари и весь народ.

И видела я: вот, стоит человек из меди. На нем надеты золотые латы; и золотой шлем и наплечники, украшенные агатом и бериллом. И в руке держал острый меч, который сверкал и вращался в руке, как бы показывая, что если кто прикоснется к нему, тот себя обречет на смерть. И [каждый] говорил:

«Горе мне, если я упустил что-нибудь в возвеличивании великого бога Армаза, если я позволил себе лишнее сказать с евреями или согрешил, слушая магов, когда повстречал поклонников солнца. И некоторые говорят по невежеству, что есть какой-то великий бог небесный! И как бы Армаз не нашел какого-нибудь порока во мне и не поразил бы меня мечом, которого страшится весь свет»! И с трепетом падали ниц пред ним все.

И направо от него стоял один идол из золота, и имя его Гапи, а налево стоял идол из серебра, и имя его Га, они были богами ваших отцов из Ариан-Картли.

Тогда я, обратившись к богу, плакала и стонала по поводу заблуждения этой северной страны, сокрытия света и господства тьмы. Видела я как могущественые цари и все князья, как мертвецы в аду, живыми были поглощены дьяволом и считали творцами камни и деревья; и меди и железу, и бронзе, рельефно выкованной, поклонялись как богу. Им приписывали сотворение неба и земли.

После крещения Грузии идолы были ликвидированы. Город Армази потом существовал до VII века, когда начал понемногу пустеть. А в 736 году его разрушили арабы полководца Мервана. Армази погиб одновременно с Урбниси и Археополисом. И сама Мцхета в тот год перестала быть городом.

 

В 1890 году тут кое-что порыли, причем едва ли не при участии Ильи Чавчавадзе. В 1925 году Василий Барнови напишет роман "Падение Армази". В 1943—1948 начались уже профессиональные раскопки под руководством профессора Апакидзе. 

Попадание

Как ни странно, Армази сейчас несколько замаскировано. Если ехать по дороге на Мцхету, то вскоре после ресторана "Салобие" будет поворот налево, где стоит шлагбаум и маркер "археологическая зона". Это своего рода черный ход в Армази. Зная тропу, туда можно легко пройти. Если же проехать чуть дальше на Мцхету, то вскоре будет виден коричневый стенд и уходящая за него тропа. Парковки нет, даже обочины никакой нет. Выше по тропе будет некая полянка, вроде как доступная для транспорта, но как туда заехать — дело темное. От этой полянки уже видно входной стенд, деревянную будочку и цивильную тропу на Армази. 

 

Касс нет, билетов нет, рабочих часов нет.

Армази

Керамика

 

От Армази можно подняться вверх по склону на гору Багинети, оттуда пройти по хребту около 5 киломеров до монастыря Святой Нины. С территории монастыря можено разглядеть внизу в ущелье крепость, известную как Крепость Армази (Армазис-цихе). Вот она:
 
 
Какое отношение эта крепость имеет к Армази и для чего вообще она построена — вопрос непроясненный. 
 
Ну, и в дополнение вид сверху на Армази и окрестности: 
 

 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.041434049606323 сек.