Община Ленджери (ლენჯერის თემი ) — сванская община в ущелье реки Мулахура, между общиной Местия и
общиной Латали. Состоит из шести посёлков, вытянутых в линию вдоль трассы Местия-Зугдиди. В общине есть два старинных и интересных храма и ещё парочка менее интересных. С исторической точки зрения община интересна тем, чтостала последней общиной Сванетии, принявшей российское подданство в 1853 году, и фактически последней общиной принявшей такое подданство в пределах Грузии вообще (если не считать отвоёванную позже у Турции Аджарию).
Община Ленджери (село Несгуни)
История
В те эпохи, когда юди входили в Сванетию с юга и востока, общины Ленджери и латали были самыми дальними от цивилизации и самыми дикими частями всей Сванетии.Почти все общины Сванетии приняли российское подданство в 1847 года, и только Латали и леджери — в 1853. Полковник Бартоломей был первым иностранцем, который увидел Ленджери примерно с горы от Хешкили в августе 1853 года. После принятия подданства латальцев он приехал в Ленджери.
В то время в общине было 6 селений и 95 дымов. Бартоломей упоминает «Сол, Каир, Лемсия, Несгул, Лаштхор и Кашвет», это современные Соли, Каври, Лемсия,Несгуни и Лаштхвери. «Ленджерцы миролюбивее и трудолюбивее Латальцев, — писал Бартоломей, — в их деревнях я заметил самое большое количество башен, свидетельствующих о их осторожности; они сеют много пшеницы, вообще усердно занимаются хлебопашеством, составляют чисто демократическую общину, не имея между собою ни одного дворянина, и не отличаются ни отвагою ни воинственностию своих соседей».
3 августа (старого стиля) 1853 года полковник Бартоломей принял у ленджерцев присягу на верность империи. Это произошло, по его словам, у церкви Архангела Михаила, что явно соответствует современному Архангельскому храму в Лаштхвери. Ленджери стало последней общиной Сванетии, принявшей подданство империи. Это был последний случай принятия подданства империи на территории Закавказья. Дальше империя расширялась только войнами, отбирая кусочки у Турциии. В этом смысле Архангельский храм можно считать важным историческим памятником.
В те дни Бартоломей видел в Архангельском храме колокол с надписью: «Пожертвовал колокол сей Мы, Кахетинский Царь, патрон Давид, и супруга наша, вам, Св. Архангелы, в долголетие наше, и царствования Нашего во благопоспешение». Этим Давидом мог быть только Давид I, а его супруга — это ни кто иная как
Великомученица Кетеван. Давид был царём два года: 1603 и 1604.
В 1864 году Сванетию посетил историк Д.З. Бакрадзе, который составил список ленджерских сёл и фамилий. Вышло 50 дворов:
Соли, 5 дворов, фамилии Хабтани и Генглани
Кашуети (Кашвети), 11 дворов, фамилии Филфани, Николозиани и Анто
Лемса (Лемсия), 14 дворов, фамилии Фидиари, Дудиари и Навериани
Лашхвари (Лаштхвери), 9 дворов, фамилии Удесиани, Джожуани, и Илиани
Несгули (Несгуни), 11 дворов, фамилии Гуледани, Магедани и Хабтани
После событий 1853 года в истории общины не было крупных событий. В 1885 году в общине упоминается уже 67 дымов (а не 95). Жило здесь в том году 620 человек. «Ленжерское общество — одно из самых обделенных землею, и потому и самых бедных обществ Сванетии», пишет путешественник 1885 года.
В 1930-е года через сёла пролегла трасса Зугдиди-Местия, и община из дальнего угла Сванетии превратилась в её парадные ворота.
Современность
Сейчас сёла общины ленджери находятся так близко к сёлам община Местия, что они почти сливаются, и Ленджери может показаться западным кварталом Местии. Метрах в ста от крайних домов Местиистоят дома селения Несгуни, затем идёт село Лемсия, потом Каври, и последнее Соли. Кашвети и Лештхвери расположены немного в стороне от трассы, ближе к реке.
В селе Несгуни есть мост через небольшую речку. На гре над мостом стоит небольшой храм Святого Гиоргия. Он выглядит как стопроцентный новострой. Возможно, он построен на фундаменте старого храма.
Рядом, но через речку, стоит самый крупный храм села, Спасский. Он считается самым старым храмом общины и условно датирован IX или X веком. Если это действительно IX век, то мы имеем дело с одним из редких случаев самых ранних храмов Сванетии, построенных едва ли не в самый век её христианизации.
Фрески храма датируют X и XII веками. Внутри храма есть очень редкая для Грузии штука —
алтарная перегородка в виде круглых столбов. всё вместе исключительно интересно, но храм обычно закрыт и надо как-то добывать ключи.
На запад от Несгуни асфальтовая дорога ведёт в Лемсию, а боковая левее, в Лештхвери. Так как в 1853 году Бартоломея разместили именно здесь и присягу приносили здесь, то можно сделать вывод, что это было столичное село общины. В нём сохранилось два интересных храма. Первый — это храм Архангелов (или Архангела Михаила). Это зальная церковь, сильно вытянутая вверх, с некрасивой пристройкой к западу. Его датируют XIV веком. Когда-то он был расписан снаружи, но эта роспись выцвела и частично смылась. Она так бледна, что её сложно фотографировать. Бартоломей срисовал её, и сейчас видно, что в середине XIX века её нижняя часть была видна гораздо лучше.
В 1853 году были срисованы, а в 1864 году расшифрованы (историком Бакрадзе) внешние надписи: «Борьба Амирана и Бакбака чудовища». «Когда Амиран, поглощенный чудовищем, убил его и вышел из него». «Осиф». «Сефедавла».
Внутри храм тоже расписан, и эти фрески сохранились до удивительного хорошо. Они нигде не осыпались, нигде не выцвели. За 700 лет с ними вообще ничего не произошло. В Ленджери стоит заезжать хотя бы ради этих фресок, но надо как-то найти ключи от храма.
Второй храм стоит в 100 метрах к югу, это храм Архангела Гавриила. Он точно не датирован, не имеет внушних росписей, но в нём тоже сохранились фрески. Они отличаются более тёмными тонами. Его алтарная перегородка, как и в Несгуни, выглядит архаично.
В селе есть и ещё пара совсем крохотных храмов. В Лемсии, Каври и Соли тоже есть храмы, но невыразительные. Но есть ещё и село Хешкили, стоящее в стороне на отдельной горе. Оно завоевало свою собственную, независимую от общины славу.
Село Хешкили
Село Хешкили когда-то стояло на высоте 1800 метров от уровня моря. От него мало чего осталось, но само по себе оно славы не завоевало. Прославили его пейзажи. Когда в 1853 году полковник Бартоломей ехал из Цвирми через Йели в Латали, он сначала приехал к Хешкили (или же куда-то поблизости) и оттуда впервые увидел всю панораму ущелья Мулахуры от Латали до Местии, и надо всем этим Ушбу, которую он принял за Эльбрус. Это была первая в истории презентация Вольной Сванетии иностранному путешественнику.
С тех пор в Хешкили стали возить туристов целенаправленно. Здесь построили качели, рамку для селфи, построили деревянные коттеджики, а неподалёку появилась баня. К 2023 году в инстаграме накопилось более 1000 фотографий с тегом "heshkili".
Кроме того, Хешкили — первое село на пути треккинга из Местии в Адиши или Ушгули. отсюда пешая тропа продолжаетсяв Йели, затем в Цвирми и оттуда в Тетнульди и Адиши.