Община Ленджери
Община Ленджери (ლენჯერის თემი ) — сванская община в ущелье реки Мулахура, между общиной Местия и общиной Латали. Состоит из шести посёлков, вытянутых в линию вдоль трассы Местия-Зугдиди. В общине есть два старинных и интересных храма и ещё парочка менее интересных. С исторической точки зрения община интересна тем, чтостала последней общиной Сванетии, принявшей российское подданство в 1853 году, и фактически последней общиной принявшей такое подданство в пределах Грузии вообще (если не считать отвоёванную позже у Турции Аджарию).
 
 Община Ленджери
Община Ленджери (село Несгуни)
История
В те эпохи, когда юди входили в Сванетию с юга и востока, общины Ленджери и латали были самыми дальними от цивилизации и самыми дикими частями всей Сванетии.Почти все общины Сванетии приняли российское подданство в 1847 года, и только Латали и леджери — в 1853. Полковник Бартоломей был первым иностранцем, который увидел Ленджери примерно с горы от Хешкили в августе 1853 года. После принятия подданства латальцев он приехал в Ленджери.
 
В то время в общине было 6 селений и 95 дымов. Бартоломей упоминает «Сол, Каир, Лемсия, Несгул, Лаштхор и Кашвет», это современные Соли, Каври, Лемсия,Несгуни и Лаштхвери. «Ленджерцы миролюбивее и трудолюбивее Латальцев, — писал Бартоломей, — в их деревнях я заметил самое большое количество башен, свидетельствующих о их осторожности; они сеют много пшеницы, вообще усердно занимаются хлебопашеством, составляют чисто демократическую общину, не имея между собою ни одного дворянина, и не отличаются ни отвагою ни воинственностию своих соседей».
 
3 августа (старого стиля) 1853 года полковник Бартоломей принял у ленджерцев присягу на верность империи. Это произошло, по его словам, у церкви Архангела Михаила, что явно соответствует современному Архангельскому храму в Лаштхвери. Ленджери стало последней общиной Сванетии, принявшей подданство империи. Это был последний случай принятия подданства империи на территории Закавказья. Дальше империя расширялась только войнами, отбирая кусочки у Турциии. В этом смысле Архангельский храм можно считать важным историческим памятником.
 
В те дни Бартоломей видел в Архангельском храме колокол с надписью: «Пожертвовал колокол сей Мы, Кахетинский Царь, патрон Давид, и супруга наша, вам, Св. Архангелы, в долголетие наше, и царствования Нашего во благопоспешение». Этим Давидом мог быть только Давид I, а его супруга — это ни кто иная как Великомученица Кетеван. Давид был царём два года: 1603 и 1604.
 

В 1864 году Сванетию посетил историк Д.З. Бакрадзе, который составил список ленджерских сёл и фамилий. Вышло 50 дворов:

 

Соли, 5 дворов, фамилии Хабтани и Генглани

Кашуети (Кашвети), 11 дворов, фамилии Филфани, Николозиани и Анто

Лемса (Лемсия), 14 дворов, фамилии Фидиари, Дудиари и Навериани

Лашхвари (Лаштхвери), 9 дворов, фамилии Удесиани, Джожуани, и Илиани

Несгули (Несгуни), 11 дворов, фамилии Гуледани, Магедани и Хабтани

  

После событий 1853 года в истории общины не было крупных событий. В 1885 году в общине упоминается уже 67 дымов (а не 95). Жило здесь в том году 620 человек. «Ленжерское общество — одно из самых обделенных землею, и потому и самых бедных обществ Сванетии», пишет путешественник 1885 года.
 
В 1930-е года через сёла пролегла трасса Зугдиди-Местия, и община из дальнего угла Сванетии превратилась в её парадные ворота. 
Современность
Сейчас сёла общины ленджери находятся так близко к сёлам община Местия, что они почти сливаются, и Ленджери может показаться западным кварталом Местии. Метрах в ста от крайних домов Местиистоят дома селения Несгуни, затем идёт село Лемсия, потом Каври, и последнее Соли. Кашвети и Лештхвери расположены немного в стороне от трассы, ближе к реке.
 
В селе Несгуни есть мост через небольшую речку. На гре над мостом стоит небольшой храм Святого Гиоргия. Он выглядит как стопроцентный новострой. Возможно, он построен на фундаменте старого храма.

Храм в Несгуни
Храм Гиоргия в Несгуни
 
Рядом, но через речку, стоит самый крупный храм села, Спасский. Он считается самым старым храмом общины и условно датирован IX или X веком. Если это действительно IX век, то мы имеем дело с одним из редких случаев самых ранних храмов Сванетии, построенных едва ли не в самый век её христианизации.

Храм в Несгуни
Спасский храм в Несгуни
 
Фрески храма датируют X и XII веками. Внутри храма есть очень редкая для Грузии штука — алтарная перегородка в виде круглых столбов. всё вместе исключительно интересно, но храм обычно закрыт и надо как-то добывать ключи.
 
На запад от Несгуни асфальтовая дорога ведёт в Лемсию, а боковая левее, в Лештхвери. Так как в 1853 году Бартоломея разместили именно здесь и присягу приносили здесь, то можно сделать вывод, что это было столичное село общины. В нём сохранилось два интересных храма. Первый — это храм Архангелов (или Архангела Михаила). Это зальная церковь, сильно вытянутая вверх, с некрасивой пристройкой к западу. Его датируют XIV веком. Когда-то он был расписан снаружи, но эта роспись выцвела и частично смылась. Она так бледна, что её сложно фотографировать. Бартоломей срисовал её, и сейчас видно, что в середине XIX века её нижняя часть была видна гораздо лучше.

Храм в Лаштхвери
Храм в Лаштхвери
В 1853 году были срисованы, а в 1864 году расшифрованы (историком Бакрадзе) внешние надписи: «Борьба Амирана и Бакбака чудовища». «Когда Амиран, поглощенный чудовищем, убил его и вышел из него». «Осиф». «Сефедавла».
 
Внутри храм тоже расписан, и эти фрески сохранились до удивительного хорошо. Они нигде не осыпались, нигде не выцвели. За 700 лет с ними вообще ничего не произошло. В Ленджери стоит заезжать хотя бы ради этих фресок, но надо как-то найти ключи от храма.
 
Второй храм стоит в 100 метрах к югу, это храм Архангела Гавриила. Он точно не датирован, не имеет внушних росписей, но в нём тоже сохранились фрески. Они отличаются более тёмными тонами. Его алтарная перегородка, как и в Несгуни, выглядит архаично.
 
В селе есть и ещё пара совсем крохотных храмов. В Лемсии, Каври и Соли тоже есть храмы, но невыразительные. Но есть ещё и село Хешкили, стоящее в стороне на отдельной горе. Оно завоевало свою собственную, независимую от общины славу.
Село Хешкили
Село Хешкили когда-то стояло на высоте 1800 метров от уровня моря. От него мало чего осталось, но само по себе оно славы не завоевало. Прославили его пейзажи. Когда в 1853 году полковник Бартоломей ехал из Цвирми через Йели в Латали, он сначала приехал к Хешкили (или же куда-то поблизости) и оттуда впервые увидел всю панораму ущелья Мулахуры от Латали до Местии, и надо всем этим Ушбу, которую он принял за Эльбрус. Это была первая в истории презентация Вольной Сванетии иностранному путешественнику.
 
С тех пор в Хешкили стали возить туристов целенаправленно. Здесь построили качели, рамку для селфи, построили деревянные коттеджики, а неподалёку появилась баня. К 2023 году в инстаграме накопилось более 1000 фотографий с тегом "heshkili".
 
Кроме того, Хешкили — первое село на пути треккинга из Местии в Адиши или Ушгули. отсюда пешая тропа продолжаетсяв Йели, затем в Цвирми и оттуда в Тетнульди и Адиши. 
 
 общины Сванетии
Бечо
 ЛаталиЛенджери
 КалаМестия  МулахиУшгули
 Эцери
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.04125189781189 сек.