История Поти

История Поти делится на условную древнюю, на полузабытую турецкую эпоху (1578—1828) и на лучше изученную эпоху после 1828 года. Львиная доля всей истории города относится к XIX веку.

Античность

Про Поти можно сказать, что это почти самый древний город в Грузии, на уровне Кутаиси — если отождествлять его со знаменитым Фасисом древних греков. Тот Фасис тоже находился где-то на южном берегу реки Риони около моря. Он был основан жителями города Милет в эпоху греческой колонизации причерноморья.

 

Это место косвенно упомянуто в поэме Апполония Родосского «Аргонавтика». Согласно Апполонию, именно в устье Риони (Фасиса) находилась роща Ареса, в которой хронилось золотое руно. Что особо интересно, оно хранилось на высоком дубе, подозрительно напоминая «златую цепь на дубе том»:

 

 

404. Сумрак всегда в ней царит. Здесь руно на самой вершине
405. Дуба висит, и чудище-змей ужасного вида
406. Все озирает кругом, зоркий сторож, и глаз его наглых
407. Сладкий сон никогда ни днем не смыкает, ни ночью.

 

Сходство настолько явное, что почти наверняка Пушкин списал сюжет с Апполония Родосского. Так что «У Лукоморья дуб зелёный» — это про Поти.

 

В 65 году до н.э. сюда приходил Помпей во время своего знаменитого похода в Закавказье.

 

В VI веке нашей эры это был большой и знаменитый порт в границах государства Эргиси. В 541 году начась Большая эгрисская война: персы попытались отвоевать Эгриси у греков. Первые сражения шли за крепость Петра, а ближе к концу войны, весной 555 года, персидский полководец Нахороган осадил Фасис. Это было одно из крупнейших сражений в истории Закавказья: 60 000 персов с осадной техникой против 20 000 греков, берберов, лазов и исаврийцев. Бои за Фасис завершились полным разгромом персидской армии. Это было последнее крупное сражение эгрисской войны, после которого персы оставили попытки завоевания Колхиды. Наверное, это был последний случай, когда жители Фасиса-Поти видели живых слонов.

 

Однако сразу надо разочаровать поклонников античности — самого Фасиса давно не существует, и даже не очень понятно, где он точно находился. Античной керамики в округе найдено много, а вот стен и фундаментов не замечено. Одно время существовали развалины каких-то укреплений немного восточнее Поти, но в 1960 году там построили аэродром. Эта стройка уничтожила все следы вероятного Фасиса.

Турецкий период

Поти на его современном месте основали, вероятно, турки в конце XVI века.

 

В 1578 году турецкая армия вошла в Восточную Грузию, но при этом предприняла кое-какие меры относительно Западной. В то время устье реки Риони было частью княжества Мегрелия, которое было почти независимо от имеретинских царей. Как раз в 1578 году шла война между князьями Гиоргием Дадиани и Мамией Дадиани. 

 

Известно, что  турецкий полководец Лала-паша приказал построить в устье Риони крепость Фаш. За неимением камней она была построена из земли и дерева. Имеретинские цари пытались как-то наладить отношения с турками, поэтому не стали возражать. Князья Дадиани были заняты войной друг с другом.

 

В 1640 году имеретинская армия забрала крепость Фаш и вывезла все орудия в Кутаиси. 

 

В ноябре 1672 года устье Риони посетил французский путешественник Жан Шарден. При нём дельта Риони была уже необитаема, а корабли останавливались выше по течению реки. Шарден внимательно изучил дельту, надеясь найти там следы античности. Но увидел он только руины турецкого Фаша:

 

На одном из этих островов с западной стороны видны развалины крепости, построенной турками в 1578 году, во время больших войн между турками и персами. Ее велел построить Султан Мурад или, вернее, его генералиссимус по имени Мустафа. Этот султан хотел завоевать северные и восточные берега Черного моря, но его предприятие не увенчалось успехом: он приказал своим галерам подняться по реке Фас, но тут имеретинский царь в самом узком месте реки устроил большую засаду и нанес сильное поражение галерам Мурада, из которых одна пошла ко дну, а остальные обратились в бегство.

 

Крепость Фас была взята в 1640 году соединенными имеретинскими, мингрельскими и гурийскими войсками. Ее разрушили до основания, а находившиеся в ней двадцать пять пушек, по приказанию имеретинского царя, были перевезены в крепость Котатис, где оне находятся и по сие время. Но эти пушки опять попали в руки турок при взятии ими крепости.

 

В 1703 году турецкая армия впервые прошла по всему черноморскому побережью, но Поти в этой связи не упоминается. В 1723 году турецкие инженеры Mehmed Ağa и Yâkub Halîfe исследовали берег Черного моря и предложили построить на месте старого Фаша новую крепость. 23 декабря 1723 года решение было принято, а в марте 1724 началось строительство. Камень для крепости возили издалека, из турецкой Хопы. Потратив 5 лет, турки завершили стройку только в 1729 году. Это было четырёхугольное бастионное укрепление с 4-мя воротами. Четыре бастиона имели названия: Bina Emini, Kethüdâ Paşa, İsmâil Paşa и Osman Paşa. Общая длина крепости была более 100 метров.

 

Поти сразу обрёл недобрую славу центра работорговли. В те году было два пути перегона рабов в Турцию: через Багдати и через Поти. Первым путём пользовались в основном имеретинцы, а вторым в основном мегрелы. Так было до 1767 года, когда Турция смирилась с запретом работорговли в Имеретинском царстве. Можно предполагать, что нелегальная работорговля ещё какое-то время существовала. 

 Российское завоевание Поти

Когда Россия начала войну за завоевание Крыма, российская армия осаждала и Поти (в 1771 году), но неудачно. В те годы гарнизон Потийской крепости насчитывал примерно 188 человек. Поти был важным портом на Чёрном Море и важным фактором геополитики. Когда Россия присоединила Мегрельское княжество, это было сделано отчасти для того, чтобы получить подход к Поти, а присоединение княжества потянуло за собой заваевание Имеретинского царства. 

 

Имея базу в Мегрелии, российская армия атаковала Поти в мае 1809 года, но снова неудачно. 14 ноября Поти был снова осаждён, но на этот раз гарнизону не оказали помощи и комендант крепости Мемиш Ага капитулировал. В 1812 году был заключён Бухарестский договор, по которому Россия уступила Поти Турции. На этот раз турки всерьёз занялись ремонтом крепости, отремонтировали все укрепления и добавили несколько деревянных редутов.

 

В 1828 году российская армия снова осадила крепость, и через тринадцать дней турки капитулировали (12 июня). Поти подчинили Кутаисской губернии и было решено построить там крупный портовый город, но по разным причинам реализация решения затянулась надолго. Только в 1858 году Поти получил статус города.

 

В феврале 1859 года Поти посетил Александр Дюма. Он успел застать момент, когда Поти был официально объявлен городом, и описал его:

 

Мы услыхали барабанный бой. Не желая пренебрегать развлечениями, которые в Поти очень редки, мы вышли на балкон со стороны улицы. Какой-то бедняк, делая объявления, останавливался, не скажу, чтоб на каждом перекрестке, — в Поти нет ни одного, не скажу также — у каждого угла улицы, улиц тоже нет, останавливался перед каждым домом, — домов было с пятнадцать, — а потому обход был непродолжителен; бил дробь и читал объявление, которое жильцы дома, вызванные на улицу барабанным боем, выслушивали довольно равнодушно.

 

Дюма прожил в Поти 8 дней, послечего уплыл пароходом в Трапезунд. На пароходе он встретил группу кабардинцев, которые везли женщин для продажи в Стамбул. Из этого следует, что работорговля на Чёрном море ещё существовала.

Поти в имперские годы

Российской империи по многим причинам нужен был порт на восточном берегу Чёрного моря, но берег оказался крайне неудобен. Различные инженеры предлагали проекты строительство потийского порта, но ни один проект реализовать не удалось. В 1878 году Россия отвоевала у Турции Батуми, но он не смог стать конкурентом Поти. Батумская бужта тоже была неудобна для швартовки судов.

 

Между тем ещё в 1861 году утвердили план строительства железной дороги, которая должна была пройти через всё Закавказья и выйти к Поти. В 1871 году проложили ветку Поти — Шорапани. Она позволяла вывозить в Поти марганец, который добывался в окрестностях Шорапани. В 1895 году открылось движение по ветке Шорапани — Чиатура, что позволило вывозить марганец прямо от шахт.

 

Поти стремительно рос. Ещё в 1865 году в нём жило всего 1069 человек, то в 1897 году их стало уже  7666 человек. Но нормального порта в городе так и не было. И только в 1901 году гидролог Мэйер наконец начал последнюю, самую успешную попытку создать порт. В 1905 году работы были окончены. Империя, наконец, получила порт.

Реконструкция Нико Николадзе

С 1882 года город Поти имел своего мэра (Городского голову). Первым мэром стал генерал-майор Иван Георгиевич Вахрамов, вторым в 1887 году стал Н. Тавдгирадзе, с 1891 снова Вахрамов, но он умер в 1892 году, а 25 октября 1894 года произошло историческое событие: мэром стал Нико Николадзе. Принято думать, что именно он основал город Поти, что не вполне верно. Но он сделал очень много.

 

Николадзе был образованный человек, который хорошо разбирался в урбанистических теориях своего времени. Именно при нём управа поручила инженеру Масловскому разработать план застройки города и так на свет появился тот план Поти, который мы видим по сей день. Масловский решил застроить центральный остров сеткой улиц, а южную половину города застраивать веером. Веер должен был расходиться от центральной площади, где предполагался большой собор. В таком виде Поти стал немного напоминать Петербург в ранние годы своего существования.

 

Иногда утверждается, что этот план создал Николадзе. Но нет. Он осуществлял только общее руководство. Когда же город начал застраиваться по плану Масловского, Николадзе лично следил за стройкой каждого здания.

 

Он же курировал и проект строительства Потийского собора, который был задуман в 1895 году. Строить начали в 1907 году и, впервые используя железобетон в храмовом строительстве, стремительно завершили всю стройку  менее чем за год.

 

Николадзе замышлял запустить в Поти электрический трамвай, но удалось устроить только конку. Этос лучилось в 1904 году.

 

Тот же Николадзе добился открытия в Поти школы морского обучения. Иногда пишут, что её оканчивал Г. Я. Седов, будущий исследователь Арктики. Но Седов учился в Ростове на штурмана каботажного плавания, а в Поти 14 марта 1899 года он сдал экзамен на штурмана дальнего плавания.    

I-я Мировая война

В октябре 1914 года два турецких броненосца вошли в Чёрное море и обстреляли российские порты Одесса, Севастополь, Феодосия и Новороссийск. 2 ноября Россия объявила войну Турции и обстреляла турецкий порт Зонгулдак. В ответ на это немецкий адмирал Вильгельм Сушон, руководивший турецким флотом, приказал обстрелять Поти.

 

Утром 7 ноября к Поти подошёл «Бреслау», лёгкий крейсер размером чуть меньше «Авроры». В 07:20 он обстрелял Поти, выпустив 81 сняряд калибром 105 мм. с дистанции не то в 2, не то в 5 километров. Существенных повреждений Поти не получил. Береговая батарея обстеляла крейсер, но попасть не смогла. В 08:00 крейсер повернул назад.

 

В ответ на этот обстрел российский флот 17 ноября обстрелял Трапезунд. 

Поти в советское время

...

Мегрельские восстания

...

Поти после Революции Роз

...

 

Истории городов Грузии
История Ахалцихе
История БатумиИстория Кутаиси
История Поти
История Сигнахи
История Тбилиси
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.038725137710571 сек.