Маршрут №6 боржомского нацпарка
Маршрут №6 боржомского национального парка — один из самых коротких (не считая символического маршрута №7), который можно пройти за один световой день без ночевок и доплат. Во многом похож на маршрут № 10. Вход в него находится в селе Ликани, а выход в селе Квабисхеви, оба они в Боржомском ущелье, что позволяет пройти этот маршрут на пути из Боржоми в Ахалцихе. Но, однако ж, и этот маршрут требует некоего физического усилия.

В двух словах маршрут выглядит так: вы идёте от трассы к официальному входу, некоторое время двигаетесь по ущелью вдоль речки, затем взбираетесь серпантином круто вверх, и там одолеваете пологий подъём через лес. На этом участке мершрут № 6 совпадает с маршрутом № 1 и концом маршрута № 10. Наверху они разветвляются; 1-й и 10-й уходят вверх к альпийским лугам и Львиной Горе, а Шестой уходит влево по хребту, затем очень круто ныряет вниз, в ущелье, и оттуда пологими красивыми полянками выходит к селу Квабисхеви. На все уходит 6 или 7 часов: 4 часа вверх и 2 часа вниз.

Маршрут маркирован желтым маркером.

Маршрут можно удлинить на час или два, если от развилки пройти ещё сколько-то вверх по пути маршрута №1.

Итак, подробности. Для начала надо зарегистрироваться в офисе парка. Это можно сделать в 10:00, в момент открытия офиса. Оттуда надо как-то проехать 2 километра по шоссе до посёлка Ликани, где находится указатель на начало маршрута и несколько магазинов. Тут же и родник с питьевой водой.

Далее на пути вода будет только в начале и конце и только ручейковая, так что имеет смысл запасаться тут же на трассе. Здесь же можно закупить хачапури и минералки.

Далее путь идет через село Ликани по хорошему асфальту прямо до начала тропы.

Боржомский нацпарк
Так выглядит путь через село

Итак, начало. В этом месте начинаются сразу три маршрута: наш 6-й, трудный 1-й и короткий новый, "черный" маршрут. Шестой маркирован желтым, первый — синим. Вот первые маркеры:

Красный 10-й начинается тут же, но уходить вверх по речке.

Ещё там в начале будет домик рейнджеров, но он пуст и едва ли бывает обитаем. Это значит, что в парк легко войти и без регистраций, если у кого-то фобия на регистрации. По правилам это, однако, запрещено. Правила недавно ужесточили после того, как один немец заблудился в парке и погиб.

Первое время вы идёте через густой лес мимо речки. Вокруг — ёлки и мхи. Очень похоже на Россию. Дорога имеет вид широкой гравийки.

Боржомский нацпарк

Однако, вскоре тропа свернёт влево и пойдет наверх крутым серпантином, а гравийка пойдет дальше, и через километр станет подниматься вверх маршрутом № 10. Поворот снабжен вот такой указивкой:

Серпантин тропы вскоре выводит вас на вершину хребта, однако вокруг всё еще лес и почти ничего не видно. Там тропа какое-то время будет идти полого, потом начнет взбираться вверх. Где-то там на тропе будет лежать старинный советский бульдозер, неизвестно какими судьбами попавший на горную пешую тропу посреди леса:

Сама ж тропа выглядит вот так:

А местами вот так:

Ну и наконец, после трёх или четырёх часов движения, вы попадаете на то место, где 6-й и 1-й маршруты разветвляются. Там есть полянки под кемпинг и стрелочки:

На некоторых картах это место обозначено так, как будто это уже альпийская зона, но увы, это не так. До альпийских лугов ещё идти и идти. Однако, если вы хотите увидеть как минимум несколько высокогорных полянок, то пройдите выше по Первому маршруту, там они начнутся почти сразу, там же и все высокогорные виды. Далее по Шестому маршруту тоже будет кое-что, но поменьше.

Обидно, что от развилки и её окрестностей совсем не видно Львиную Гору, хотя она уже близко и мешают только деревья.

После развилки Шестой маршрут заворачивает вниз, но некоторое время ещё идёт по горному хребту, и тут бывает красиво. Например, вот так:

Боржомский нацпарк

Местами тропа будет узкой, ведущей через сумрачный лес, что тоже бывает симпатично. Это выглядит вот так:

А затем начнётся спуск. Этот участок — от развилки до спуска — самый симпатичный на всем маршруте. А вот спуск труден. Там даже не серпантин, а просто уходящая круто вниз сыпучая тропа. Именно из-за этого участка маршрут нежелательно проходить от Квабисхеви к Ликани. Просто замучаетесь ползти вверх на гору.

От начала спуска до выхода к реке надо пройти 3 километра, из них первый километр самый крутой и сложный.

Спуск приведёт вас в сумрачные низины ущелья, откуда вы очень скоро выйдите на открытые светлые полянки. Маркера тут станут редки, так что ориентироваться придется в основном на направление ущелья. Само ущелье красивое, с эффектными скалами. Между прочим, если вы хотите сунуться на маршрут только на 1—2 часа, то лучше заходить из Квабисхеви в это ущелье. Здесь симпатичнее, чем на начальном ликанском участке.

Боржомский нацпарк

Путь по ущелью выведет вас скоро к реке Квабисхеви — это будет первая вода на вашем маршруте. Ещё с километр по ущелью — и вы попадаете к выходу с маршрута. Там стоит пустой домик рейнжеров, рядом родник и полянки под кемпинги. На этих полянках очень логично провести остаток вечера и ночь.

Здесь, на финальном участке маршрута, есть свои странности. Например, на многих картах в Квабисхеви обозначен замок Демотис-цихе. От него кое-что видно на крутой скале.

Что касается высотности. Вход в парк находится на высоте около 900 метров от уровня моря. Первый серпантин поднимает вас примерно на 600 метров. Развилка маршрутов — примерно 1800 метров. Крутой спуск на обратном пути — почти 400 метров. Точка выхода с маршрута — около 1000 метров.
Примечание. На велосипеде этот маршрут проходит нежелательно в основном из-за упомянутого неудобного спуска. Пройдет ли там лошадь — тоже вопрос.