Монастырь Ванис-Квабеби (ვანის ქვაბები) — пещерный монастырь в скалах над рекой Курой, очень похожий на
Вардзию, и находящийся от нее на расстоянии прямой видимости. Этот монастырь мог бы быть почти копией Вардзии, но он не превращён в платный туристический объект, а представляет собой тихое, безлюдное место и пользуется популярностью у поклонников диких достопримечательностей.
Название
Название монастыря уже вызывает некоторые вопросы. "Ванис" (ვანის) — это родительный падеж от слова "вани", под которым принято понимать некий топоним. Здесь у нас инфирмационный пробел: мы не знаем, какое это такое Вани и куда оно пропало. Может быть, это даже чье-то имя. Далее — "квабеби" (ქვაბები, множественное от ქვაბი). Сейчас этим словом называют кастрюлю, бойлер, котёл — всё, в чем можно варить еду. Но исторически зафиксировано применение этого слова к обозначению пещер. Кого-то может сбить с толку похожее слово "ква" (камень), но тут именно "кваби", не имеющее к камням никакого отношения. Весь этот вопрос требует некоего дополнительного изучения.
История
С историей монастыря много неясного. Считается, что первые постройки тут появились уже в VIII веке. В IX—XI веках пещерный комплекс расширился. В те годы Вардзии ещё не было, и разве то Ананаурская церковь уже существовала и пещерный посёлок около неё уже мог быть.
В 1089 году случилось землетрясение, из-за которого рухнула центральная часть комплекса. В 1186—1191 годах патроном монастыря был род Гургенисдзе, в это время монастырь был отремонтирован, в частности, восстановлен был собор Святого Гиоргия. В 1204 году была построена большая каменая стена. В 1283 году грянуло то самое землетрясение, что разрушило Вардзию и замок Тмогви. Ванис-Квабеби тоже серьезно пострадал.
В XVI веке монастырь существовал, и упоминается во времена нашествий шаха Тамаза. например, в 1552 году «пришел шах, взял Вардзия, Тмогви, пещеры Вани, Аспиндза, Варента и все крепости Самцхе». Позже пещеры упоминаются во время гражданской войны между атабагом и князем Шаликашвили: «...В понедельник подошли мы к Ванским пещерам, в среду приступом взяли, в пятницу собрали людей Рчеулишвили, в воскресенье взяли Оладские пещеры и подошли к Карцахи» (1576).
Сейчас это мужской монастырь, но пишут, чо в прошлом он был женским. Где-то на его стенах нашли даже надписи, предположительно авторства недоволных своей судьбой монахинь.
Современность
Монастырь имеет вид амфитеатра с очень крутым наклоном — почти вертикальным. От основной трассы надо подниматься по крутой бентонке-серпантину, и монастырь будет перед вам как бы тремя частями — правой, центральной и левой. Все три части отгорожены каменной стеной, которой сейчас осталась небольшая часть, метр-два в высоту. Некоторые краеведы предполагают, что это мегалитическое сооружение и, стало быть, построено было еще где-то в бронзовом веке. Остатки ворот выглядят так:
Левая часть комплекса обитаемая — там внизу находится небольшая современная церковь, а рядом с ней каменные кельи монахов. Тут же можно видеть какие-нибудь доски, провода и прочие признаки жизни.
Правая часть комплекса совершенно необитаема и добраться туда сложнее. Там находится несколько галерей, выпиленных в туфобрекчии. Туфобрекчия — это слежавшийся вулканический туф и шлак. Соседняя Вардзия вырублена в известняке (хотя часто пишут про туфобрекчию), поэтому комнаты там более ровные и аккуратные. Туфобрекчия не поддаётся выравниванию, поэтому в Ванис-Квабеби всё очень неровное и корявое. Это главное отличие между двумя монастырями.
Наиболее интересна центральная часть. Это несколько ярусов пещер, и небольшая часовня на верхнем ярусе. На нижних ярусах просто несколько больших комнат и кое-где руины винохранилищ, вроде такого:
Обычно посещение Ванис-Квабеби сводится к подъёму до часовни. Но самое исторически ценное тут не часовня, а большой (в прошлом) храм Святого Гиоргия. Он находится почти в самой нижней части центральных пещер. От храма осталась только ровная площадка, конха (верхняя часть) апсиды и нечто, позволяющее думать, что у храма был купол, вырезанный изнутри в скале. Причём этот резной купол имитировал купол на парусах, то есть, был построен позже VIII века. (Паруса — позднее архитектурное изобретение)
Увы, сейчас мы видим только обломки. Наверное, в прошлом восточная часть храма была вырезана в скале (вместе с куполом), а западная сложена из камня. Сейчас разрушилось почти всё.
Влево от храма уходит каменная тропа, которая выводит нас к сложной системе дыр, через которые по лестницам можно подняться на верхние ярусы. Это примрно такой же экспириенс, как подъём от Вардзийского храма до верхнего яруса, но тут всё сложнее, пыльнее и утомительнее. Продравшись через множество дыр, вы в итоге попадаете на верхний ярус к небольшому, полностью сохранившемуся храму-часовне. Примерно вот так он выглядит с севера:
Везде в литературе это сооружение называют храмом, хотя это по сути небольшая часовня. Он гладко отштукатурен изнутри, и какое-то быдло уже разрисовало его надписями. Так выглядит восточная ниша:
Рядом — сильно порушеные комнатки, и тоже со следами неплохой штукатурки:
В хорошую погоду здесь можно долго сидеть и смотреть на каньон. Почему-то Вардзия не даёт такого медитативноо эффекта.
Как добраться
Ванис-Квабеби находится на восточном берегу реки Куры, между
замком Тмогви и монастырем Вардзия, ближе к Тмогви. Если вы едете со стороны Хертвиси на Вардзию, то вам надо проехать село Нокалакеви, увидеть справа на скалах Тмогви, и дальше примерно через километр будет поворот влево вверх и маркер. Подъем к монастырю бетонный и очень крутой, но машины одолевают.
Важный нюанс. Монастырь смотрит фасадом на запад, поэтому утром он в тени, а вечером на солнце. Так что если тратить ден на изучение окрестностей, то надо утро потратит на Вардзию, а вечер — на Ванис-Квабеби.