«Мимино» (მიმინო) — знаменитейший фильм 1977 года, который Георгий Данелия снял по сценарию Габриадзе и Токаревой. Самый известный фильм о Грузии, хотя Грузии там очень мало. Это фильм про
Тушетию, про грузинско-армянские отношения, про Брежневский СССР и самолет Ту-144. Самое интересное в фильме: отдельные кадры Кахетии и кадры с Ту-144, снятые в тот год, когда он ещё летал.
Итак, фильм повествует о тушинце-летчике Валико Мизандари (Вахтанг Кикабидзе), который живет в
селе Шенако и работает на транспортном вертолете, перевозя грузы и пассажиров между телавским вертолетным аэродромом и тушинскими сёлами. Внешне Кикабидзе не похож на тушинца, ну да ладно.
Первые кадры фильма: вертолёт садится на поле у
Нижнего Омало, Мимино сдает почту и выгружает овец. Пассажиры идут взвешиваться. В этой сцене засветился Борислав Брондуков — он первый встаёт на весы. Он едва ли не в той же самой кепке, в которой через три года снимется в роли Лестрейда.
Потом титры. Кадры под титами очень интересны: там показаны тушинские горы с воздуха. Каменные башни на скале - это Верхнее Омало. Затем в кадре появляется поселок с храмом — это Шенако. Вертолет садится, жители села узнают, что привезли новое кино и потом идут ночные кадры с показом этого кино.
Кино выглядит как индийское. Есть люди, которые думают, что это настоящий индийский фильм, но нет. Данелия решил пойти сложным путём и сам отснял всю сцену. Артисты этого фрагмента в титрах не указаны, идентифицировать их сложно, но они все ничем не прославились в будущем. Сама сцена снята в Зеркальном Зале
Воронцовского дворца. За 10 лет до этого Данелия уже снимал этот зал в фильме "Не горюй".
Сцена в Телави
Телавские события начинаются с показа большого города с воздуха. Это
Телави. Вдалеке хорошо видна высотка гостиницы "Кахетия". Мимино идёт к начальнику и просит у него машину — красный "Москвич". Начальник — это Руслан Микаберидзе, единственный в этом фильме актер
театра имени Руставели.
На москвиче Мимино куда-то едет — показано, как он проезжает ворота крепости в
Сигнахи (странный момент для этого в целом очень реалистичного, внимательного к деталям фильма). Затем сцена, где он грузит в машину мешок муки. Это происходит на телавской улице Руставели, у дома, в котором сейчас находится винный магазин. В левом краю кадра виден кусок смотровой площадки у памятника Ираклию II и башня телавской крепости.
Следующую сцену снимали совсем рядом, у телавского платана. Милиционер останавливает Мимино под платаном и проверяет документы. Если вам придётся быть в центре Телави, то можете найти этот знаменитый платан и посмотреть на это историческое место.
Под этим деревом все и происходило. Мешок муки Мимино брал в тех дальних домиках с балконаим.
Сцена в Тбилиси
Коротенькая сцена в Тбилисском аэропорту важна для сюжета и интересна с точки зрения истории авиации. Она начинается на 12:28 минуте фильма. Первый кадр - едущий по полосе советский самолет Ту-144. Фильм снимался в 1976 году, когда этот самолёт возил только почту. По фильму он летит в Дели, но вынужденно сел в Тбилиси. По тем временам Ту-144 - крутейший экспериментальный самолет, которых на всю страну всего несколько штук. За границу они тогда не летали.
Самолет снят в Москве, а здание аэропорта — настоящее тбилисское. Сейчас его уже нет.
Мимино стоит у вертолёта, в который грузят голландских кур. Его окликают, и он видит пилота с двумя девушками, который оказывается его знакомым. Они обмениваются парой слов и пилот с девушками уходит в сторону Ту-144 с бортовым номером "СССР-77106". По тем временам летать на Ту-144 могли только самые лучшие в СССР пилоты уровня героя Советского Союза. Это некая предельно возможная мечта летчика. Пассажирские перевозки начнутся только в конце 1977 года, уже после выхода фильма, а летом 1978 года эти перевозки прекратят из-за нерентабельности и риска катастроф. Из 16 самолётов часть разобьются, а часть уйдет в музеи. Снятый в фильме "СССР-77106" сейчас стоит в авиационном музее в Монино под Москвой.
Снова Кахетия
После сцены в аэропорту Мимино летит над горами, обсуждает сапоги. Затем — сцена в Шенако. Мимино несёт мешок, а за ним - хороший вид на
село Шенако и храм.
Потом идут бытовые сцены в доме. В этих сценах несколько фраз произносит "отец Мимино" — Константин Даушвили, актёр театра имени Марджанишвили.
Следующие кадры: поляна у Нижнего Омало. Два дерущихся барана, которые совершенно точно показывают, как звучат тут отдельные звуки. 90% всей атмосферы Омало - в этом кадре.
Местная бабушка просит Мимино отвезти её корову в Телави а продажу. тот отказывается, но потом всё же соглашается.
На ..... минуте начинается сцена на вертолётном аэродроме. Начальник аэропорта беседует с маляром Аристофаном (это мало где снимавшийся актёр Василий Чхаидзе). Начальник видит как Мимино перевозит корову. В следующей сцене начальник объявляет Мимино строгий выговор. Тот говорит, что собирается уехать в Москву. Следующая сцена очень показательна: Аристофан приходит с вопросом относительно краски, начальник кричит, что ему некогда, Аристофан обижается ("Тогда бери и крась сам, а меня тут нет!"), и начальник бежит его успокаивать. Это важная деталь, которая показывает насколько в Грузии нет социального барьера между маляром и начальником аэропорта.
Далее снова сцена в Шенако. Сестра Мимино на лошади. За ней вдалеке — шенаковский храм. Затем действие вдруг переносится на поле у Омало, к весам.Мимино прощается с отцом. Тот говорит: "Если встретишь — не убивай его...". Это фактически последняя "грузинская" сцена. Остальной фильм про Москву.
Москва
В 24:42 начинается сцена, где Мимино приходит на квартиру Синицина (В. Басов) и его жены (В. Титова). Если эту сцену снимали в начале 1977 года, то в ней зафиксирован исторический момент: Басов и Титова за полгода до развода играют жену и мужа. В августа Титова встретит Рерберга и чуть позже уйдёт к нему от Басова.
Здесь Мимино произносит одну из своих знаменитых фраз: «спасибо, я пешком постою». Обычно его фразы такого рода представляют собой прямой перевод с грузинского. Но в грузинском языке для этого используется выражение ფეხზე ვიდგები (стоять на ногах). Так что Мимино вроде как должен был сказать "спасибо, я на ногах постою".
Потом сцена в гостинице и встреча с Хачикяном (Фрунзик Мкртчян). В 29:23 Мимино произносит знаменитую фразу «Ларису Ивановну хочу». Здесь авторы уже явно иронизируют над довольно распространённой в Грузии (и в мире) привычкой говорить на чужом языке по правилам грамматики своего языка. Фактически Мимино хочет сказать "лариса ивановна минда", что значит «мне нужна Лариса Ивановна». Глагол "минда" в грузинском языке имеет очень широкую сферу применения. Далее в фильме Мимимо использует этот же оборот в буфете аэропорта: «-Чай хочу...».
В итоге получилась внутригрузинская шутка о плохом знании языка. Почему она так веселит всех в России — можно только догадываться. Видимо, она воспринимается, как проявление идиотизма главного героя.
Дальше идут сцены неудавшихся свиданий, ресторана, театра и так далее. В сцене суда выясняется, что сестра Мимино работает "в деревне Таркло". Это или сильно испорченное невесть кем Дартло, или авторы сценария сознательно придумали вымышленную деревню, чтобы не было инсинуаций.
В ходе суда выясняется, что Мизандари и Папишвили уже однажды подрались в ресторане "Алазани". Такой ресторан действительно существовал в телави немного ниже рынка. Сейчас на его месте отель "Алазанская долина".
В роли адвоката снялась Марина Дюжева, в которой очень сложно признать будущую Анну Адамовну из "Покровских ворот".
После суда есть интересый момент. Валико спрашивает Рубика:
- Рубик-джан, ты из Тбилиси через Красный Мост поедешь?
- Да.
- Тогда я там сойду.
Это след той эпохи, когда армяне ездили из Тбилиси в Дилижан через азербайджанский Газах. Странно другое: зачем Мимино хочет выйти у Красного моста? Единственное вменяемое объяснение: под словом "там" он подразумевает Тбилиси.
Сбыча мечт
Мимино идёт за документами, ему отказывают, он приезжает в аэропорт, пытается поговорить с каким-то летчиком (в роли которого снялся сам Данелия), потом знакомится с Волоховым (Леонов) и в итоге попадает в авиацию. И крупно показан продакт-плейсмент: взлетающий самолет Ту-144. Сбоку виден серийный номер: № 68001. Номера серийных "тушек" начинались с 77, а этот — даже досерийная версия, что само по себе забавно.
Этот сюжетный ход — большая весьма натяжка. На роли пилота (пусть даже второго) в то время брали лётчиков самого высокого класса, а не провинциальных, переведённых с сельского вертолётного аэродрома. Это, наверное, самое существенное отступление от реализма во всём фильме.
Сцена внутри самолёта снималась в салоне самолёта Ил-62. Просто потому, что у ИЛа салон больше. Кто не верит, вот справа салон ТУ-144 с 5-ю креслами и закрытыми полками, а вот слева салон, по которому идёт Мимино: 6 кресел, открытая полка и полукруглый профиль. И те же серые лампы.
А пока Мимино летит на "тушке", Рубик внезапно едет по Кахетии, въезжает на тягаче в
Телави, останавливается у памятника Ираклию II (рядом с тем домом, где Мимино берет мешок муки в начале фильма), и спрашивает, где вертолётный аэродром. Ему отвечают: "Направо".
Вероятно, сценарист предполагал, что Рубик едет со стороны
Гурджаани, въезжает на окраину Телави и около поворота на Кварели спрашивает, где аэродром. Тогда все логично. Но режиссер перенёс место действия: Рубик проехал поворот, свернул с Чавчавадзе наверх к крепости, заполз на тягаче к памятнику, и уже там спросил, где же аэродром. При том, что с этой позиции он может уехать только прямо по проспекту Ираклия, и более никуда. Ну, и едет по проспекту. Тут следует известный диалог:
- Рубен Варданович, а зачем нам аэропорт? Нам прямо ехать надо.
- Адрес хочу. Он раньше здесь работал.
- Кто?
- Один грузин, мой знакомый друг. Я ему напишу: Здравствуй, Валик-джан. А он скажет: Вах! Как меня нашел, откуда? Ему будет приятно. Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно. А ты говоришь - прямо.
- Меня в Орджоникидзе ждут.
- Знаешь что, я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся. Когда мне будет приятно, я так довезу, что тебе тоже будет приятно.
Что интересно: при этом он реально едет от памятника по Ираклия II: в окне тягача видны арки первого дома по Ираклия, а затем окна Универмага. Недавно ещё там была хорошая кафешка.
Берлин
Последние сцены снимались в Западном Берлине, в аэропорту "Тегель". Аэропорт особенно хорошо распознаётся в том кадре, где Мимино возвращается в него с крокодилом в пакете. За этим крокодилом он ездил в знаменитый тогда торговый центр "Europa-Center". Там же, уже купив крокодила, он звонит в
Телави и попадает в Тель-Авив.
Сцена со звонком, наверное, самая знаменитая во всём фильме. Мимино случайно попадает на кутаисца и тот просит его спеть. И они поют песенку "Жужуна цвима". В прямом переводе — "слепой дождь". Имеется в виду "грибной". Говорят, в России тоже иногда называют грибной дождь "слепым".
Подтекст тут в том, что это детская песенка, которую знают в Грузии почти все. Это некий самоидентификатор, который объединяет еврея из Кутаиси и тушинца из Шенако. Не исключено, что это отсылка на теории Фихте-Чавчавадзе о роли языка в формировании нации.
И затем финальный разговор в самолёте и конец.
О чём фильм
Фильм «Мимино» снят в 1979 году, сразу после фильма «Афоня» (1975), и это важно. Советское кино застойного периода очень много рассуждало о бессмысленности жизни, вымирании деревни, вымирании деревенской культуры и утрате человеком корней. «Афоня» типичный фильм такого рода: его герой переехал из деревни в город, страдает от пустоты жизни, а в деревню вернуться не может. Это была актуальная проблема российской жизни, но в Грузии такой проблемы не было. Мимино — история человека, который не стал Афоней. Он мог бы переехать в Москву, прижиться там, не навещать родителей и страдать от бессмысленности жизни, но его план сорвался, он вернулся в деревню, и в последних кадрах он улыбается.
Фильмы «Афоня» и «Мимино» настолько похожи (хотя у них разные авторы сценария), что их стоит смотреть в паре, причём в последовательности их создания. В центре обоих фильмов главный герой и его друг (Леонов и Мкртчан), в обоих случаях друг чуть старше и чуть мудрее героя. В обеих фильмах срывается знакомство с девушкой. В обеих фильмах герой встречает Леонова в одной и той же ситуации: в столовой. Николай Граббе играет одну и ту же роль большого начальника.
В грубой форме месседж Данелии звучал бы как «Вы там чахнете от депрессии, а мы тут — нет». Удивительным образом у Мимино срывается даже романтическая линия. Герои застойного кино не умеют любить, и женщины в основном создают им проблемы. Мимино шёл к тому же: по общему правилу он должен был бы вступить в какие-то отношения с той стюардессой и долго мучаться, но ему удачно не повезло с этой женщиной.
В этом смысле «Мимино» удивительно оптимистичный фильм. После него Данелия вернулся к пессимистичным сюжетам и снял «Осенний марафон». Но оптимистичная концовка фильма подозрительна, она сделана без перехода, в одну склейку. Это очень похоже на концовку фильма «Афоня», где в последнюю секунду герою чудесным образом является его потерянная женщина. Но там достаточно очевидно, что она ему мерещится с отчаяния. Есть некая вероятность, что финальные кадры «Мимино» — не реальные события, а лишь фантазия героя, который так и сгинул в Москве, или действителньо выпрыгнул из самолёта. Для кино 70-х такая концовка была бы более естественной.
Последствия
Скульптурная композиция, изображающая Мимино, Хачикяна с колесом и Данелию сейчас стоит на Авлабарской площади у метро "Авлабари". Примерно такая же, с Мимино, Хачикяном и Краном, стоит в армянском Дилижане и её хорошо видно с трассы.
Село Шенако никак не изменилось с тех дней, и Омало тоже, но железные весы уже убрали. Платан, под которым у Мимино отбирали права, стоит тем же, где и 700 лет до этого. А вот здание тбилисского аэропорта уже перестроено. И вертолетный аэродром сменил внешний дизайн, зато переименовался в аэродром "Мимино". Но вертолёты оттуда уже не летают.