На главную Абхазия Семь святилищ Абхазии
Семь святилищ Абхазии
Семь святилищ Абхазии (აფხაზეთის შვიდი სიწმინდე) - так называется несколько мест (6 или 7), которые в современном абхазском язычестве считаются священными "высшего ранга". По сути это места для общения с духами, или "места силы" (по эзотерической терминологии). Абхазы не очень их афишируют, но по понятным причинам вокруг них в оккультной среде существует некий ажиотаж. В самой Абхазии вокруг этих мест нагромоздилось кошмарное количество мифологии, причем как просто народной, так и современной неоязыческой. При этом феномен сам по себе интересный но, к сожалению, очень плохо изученный.
Что это и для чего
Современное абхазское язычество очень напоминает аналогичной черкесско-адыгейское. Общие понятия все примерно одни и те же. Существует верховное божество, безличное и бесформенное - Анцва. Оно создало всё. Это божество очень напоминает Бога авраамических религий, но у него есть важное отличие - он не обладает свойством всеведения. О событиях на земле ему сообщают специальные духи. Духи, видимо, ранжированы по статусам и семь самых главных называются "апааимбары". Человек не может общаться с Анцва напрямую, он должен передавать всё через апааимбаров. Вступать с ними в контакт человек тоже может не везде, а только в специальных местах - такое место называется Абжьныха.
 
Слово "апааимбар" - фарсизм. Это то же самое, что казахское и таджикское "пайгамбар" или турецкое "пейгамбер" (пейгам - бар - приносящий весть). В исламской культуре этим словом называют пророка. Например, Мухаммад - именно peygamber.  Объясняется это тем, что современное абхазское язычество - сильно искаженное мусульманство. Фанаты абхазского язычества с этим, однако, не согласны, и утверждают, что слово просто было заимствовано из исламской культуры, а до этого было некое своё.
 
Абжных  - это просто место, где может не быть вобще ничего. Это может быть поляна, группа деревьем, или руина какого-то сооружения. Смотреть там особенно не на что.
 
Особенность культа Абжных - его официальность. Этим занимаются не маргинальные бабушки и не молодежь, прочитавшая Кастанеду, а все, вплоть до политиков всех уровней. Моду на это задал ещё Ардзинба, но его можно понять - он историк-хеттолог, специалист по ближневосточным культам. Для него принять участие в поклонении чему-то потустороннему - мечта всей жизни. Сложнее представить на его месте комсомольского лидера Багапша.
Этимология
Абжныха - производное от абхазского слова "ныха". Это слово с очень широким значением. Им называли вообще все священное - храмы, иконы, кресты, клятву, и тд. Некоторые дошли до того, что привязали это слово к древнеегипетскому символу АНХ и предположили, что между культурой египтян (и эмо-готов) и абхазов есть что-то общее.
Где они есть
Дыднрыпш-Ныха - главное святилище в Гудаутском районе у села Ачандара на горе Дындрипш. Самое главное святилище по своему государственному статусу, сюда приезжают президенты и министры.
 
Лых - Ныха - место для жертвоприношений около Лыхненского храма.
 
Лашкендар -  на территории заброшенного монастыря Лашкендар около Ткварчели.
 
Лдзаа - Ныха -  в поселке Лдзаа около Пицунды. Единственная Абжныха на побережье.
 
Инал-Куба -  исторически важнейшая Абжныха на горе около Псху. культовое место в масштабах всего Северного Кавказа, потому что на этой горе в 1460 году был похоронен князь Инал.
 
Елыр-Ныха - в селе Илори.
 
№5 - вариативно. Иногда на это место помещают святилище около Сочи.
Как они возникли
Вопрос весьма непростой. Принято думать, что всё языческое - очень древнее. Так полагают и сами язычники (любые), у которыхвсегда был культ древности. Другое дело, что за отсутствием категории времени под древностью понимается что угодно - просто то, что происходило очень давно. Не вчера. И даже не в прошлом году.
 
В российской публицистике считается, что эти абхазские культы существовали еще в античности и до античности, потом продержались всю христианскую эпоху и вот живут по сей день. Прямых доказательств этому нет, поэтому теория держится просто на том, что иначе быть не могло. Некоторые предполагают, что это что-то современное культу Перуна или даже ведической культуре Индии. В принципе такое может быть. Но это пока не доказано.
 
По другой версии, абхазское язычество пришло в XV веке с Северного Кавказа. Этот момент упадка христианской культуры и распространения языческой культуры зафиксирован грузинскими хрониками. То есть, как минимум, доминировании язычество - только с XV века.
 
Нам известно, что одно из главных святилищ - Инал-Куба - это могила князя Инала, а он умер в 1460 году. Итого, как минимум одно святилище появилось в XV веке. Более того - мелькало мнение одного из жрецов Инал-Кубы, который сказал, что это святилище - самое древнее.  Можно предположить, что остальные святилища возникли позже и тоже как могилы. Абхазский священник Николай Ландария где-то в XIX веке услышал от одного абхаза, что Дындрипш - могила какого-то мусульманского святого. Сами абжныхи абхазам свойственно персонифицировать и говорить о них, как о живых людях. Например, утверждается, что Елырныха и Псхуныха (Инал-Куба) - братья. При этом, Елырныха - христианский брат мусульманского Псхуныхи.
 
Все эти факты укладываются в версию позднего происхождения абхазского язычества, хотя и не доказывают эту версию железно. Версия раннего происхождения остается только потому, что ничего явно ей не противоречит. Но и доказать её нечем. Нет описаний абхазского язычества до 529 года. Нет упоминания о нем до XV века. Когда русские пришли сюда в XIX веке, они увидили тут только мусульман и христиан. Возможно, просто не отличили язычников от мусульман. 
 
Очень, очень мутная история.
Мифология вокруг святилищ
В отношении святилищ сформировалось множество разного рода запретов. Например, на территории святилища нельзя охотиться и вообще применять оружие. Существует множество историй о том, как человек застрелил на священной горе ворону или выстрелил по сосулькам, и вскоре после этого бандиты перерезали всю его семью, или он разбился на машине, или умер от рака. Запрет на стрельбу сформировал миф о том, что пули и снаряды не долетают до священной горы, а упираются в невидимую стену и падают. Участники войны утверждают, что неоднократно видали такие падающие снаряды у Лашкедарской горы.
 
Современные эзотерики запустили более сложную теорию о том, что нельзя просто так взять и подняться на священную гору - там с вами произойдет необратимая психологическая трансформация.
 

 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.0378098487854 сек.