Плюсы и минусы Гудаури
Этот текст написал Алекс Кузьмицкий, узкий специалист по горнолыжным куротам и всему снежному. Рекомендуется к прочтению тем, кто едет в Гудаури, а раздел "минусы" советую изучить комитету по туризму.  
 
В прошлом году делал 11 пунктов ЗА Шерегеш и 11 пунктов ПРОТИВ Шерегеша. Вызвало это в среде райдеров неподдельный интерес, так что продолжу, на этот раз про грузинский горнолыжный курорт Гудаури

Начнем с доброго, почему же и ради чего ехать...

1. Колорит Грузии, интересной и самобытной страны. Поверьте, Гудаури это не какой-то оторванный курорт в горах (хотя, отчасти это и так). Он находится в Грузии, со всеми вытекающими.... Будет и гостеприимство и гордость за свою страну и много вина и прочих напитков. Но, что важно, степень погружения в эту реальность можно легко моделировать, зависит сугубо от вас. Никого насильно не затягивают. Захотите, будете много общаться, пить, есть, участвовать в застольях, а не захотите, не будете. 

2. Красивые виды. В разных горах эстетико-видовая составляющая разная. Даже в рамках Кавказа все очень не одинаково. Так вот, в Гудаури действительно что не вид (в хорошую погоду), то открытка.

3. Много трасс и хорошие подъемники. олее полусотни километров трасс, разного уклона, которые несколько раз в день ратрачат и вообще поддерживают в достойном состоянии (схемы Гудаури). Даже при видимости 10-20 метров кататься по ним реально (флюоресцентные вешки, указатели). Подавляющее большинство трасс умеренных уклонов, для обучения, раскаток и тренировок, самое то. Удобные подъемники Допельмайер и Poma, работающие почти при любой погоде, с этим тут тоже гут. И, кстати, бесплатный FiWi везде вдоль подъемников, даже в гондолах)).

4. Удобная логистика попадания в Гудаури. Самолетом из Киева, Минска и Москвы в Тбилиси вот уже который год подряд возможно улететь за 280-350$ туда-обратно. Затем, из аэропорта / из города, на автобусе, маршрутке или такси 1.5-2 часа и вы на месте. То есть, при желании, сюда можно летать хоть на выходные (аналогично тому, как многие летают на субботу-воскресенье в Красную Поляну). Только Гудаури колоритней, горы масштабней, нет вечной стройки и цены будет раза в два приятней. 

5. Инфраструктура. Гудаури исходно начали строить австрийцы, еще в 70-80-х. Видимо, с тех пор это и пошло. В Гудаури есть почти все что нужно: прокаты, магазины, забегаловки, отели,...  Не идеал, но все равно неплохо. Не хватает бесплатного трансфера между Верхним и Средним Гудаури, хорошего ски-сервиса, кафе в поселке, но это почти наверняка скоро будет. Открытие минимаркета Smart с кофе-зоной и бесплатным интернетом (в декабре 2012 года) и новой гондольной канатной дороги, тому пример. 

6. Крайняя доброжелательность местного населения. На фоне "курортов" Северного Кавказа (Домбай, Эльбрус, Чегет), где за европейского уровня ценник получаешь монгольский сервис и кавказское хамство, здесь почти Европа. Люди действительно тебе рады. Ну или как-минимум относятся с пониманием. Причем как местные, так и приезжие, работающие на курорте. В общую канву грузинского менталитета это вписывается более чем. В каждом человеке тут видят бога... (странно, но мусульмане Приэльбрусья забыли что о том же наставлял и Мухамед). 

7. Не холодно. Высотность Гудаури 1900-3250 метров, склоны южных экспозиций (склоны весь день освещаются Солнцем). Так что, сильные морозы тут редкость, все больше легкий минус (-5-10). В сочетании с регулярными снегопадами и Солнцем, это дает частенько хорошую каталку. Если приехать на несколько дней можно конечно и попасть в просак, но если на пару недель, то хорошо покатать удастся почти наверняка. Да, и регулярных ветров сильных почти нет, это существенный плюс. Кто был у нас в Хибинах, понимает о чем речь. Погода в Гудаури.

8. Грузинская Еда и Вино. О них ходят легенды и не удивительно. Можно столоваться самостоятельно, в местных ресторанчиках и хинкальных. Покушать на 200-300 рублей - элементарно. С мясом и вином)). А можно найти жилье сразу с питанием, это не сильно дороже чем без оного (30-45$ с питанием с человека в сутки в 2-местном номере). Правда, бронироваться нужно заранее, а то цена будет существенно выше. 

9. Есть чем дополнить катание. Можно полетать на парапланах (наши знакомые, Антон и Сашка Балицкие - trip2fly.com), или съездить в Тбилиси, погулять по старому городу, а заодно серные бани посетить (регулярно ходят маршрутки , можно за день уложиться туда и обратно). Еще вариант, если перевал открыт, - съездить в Степанцминду, прогуляться к церкви у подножия Казбега... да много чего, было бы время и мотивация на выход за пределы гостиничного номера удовлетворения привычных физиологических норм)). 

10. Красивые маршруты беккантри и фрирайда. Программы у Коли Доскера есть разные, выбор на любой вкус. На сайте snow-lab.com они описаны подробнейше. Он всю логистику устраивает и договоренности со спасателями берет на себя (без их разрешения тут сложно, это одна из причин по которой стоит не самостоятельно катать вне трасс, а с кем-то из местных провайдеров).

Если же есть деньги на хели-ски, то велкам - ru.heliski.travel. Сам я с ними не летал, ничего сказать не могу, но вроде катают качественно, хотя, конечно, дорого.

11. Много информации в сети. В Гудаури перебралось порядком украинских, белорусских и российских ребят, многие из них уже по сути живут в Грузии. Соответственно, возник ряд инфо-ресурсов. И не всякой тебе сетевой мертвечины, а вполне наполненных и имеющих хорошую актуализацию. Наприме gudauri.ru. Так что, найти подробную информацию и подготовится к поездке можно легко. 

В общем, для катания в формате "этнография & релакс" Гудаури очень хорош. Помимо этого он неплохо подходит для того чтобы учиться или совершенствоваться на сноуборде / лыжах. По соотношению цена-качество среди всех постсоветских горнолыжных курортов точно будет в топовой тройке. Но есть и минусы, куда без них. 
 
Теперь о минусах Гудаури…(пишу по пути из Тамани в Кировск, а это почти 3.5 тыс км... так что извините за неровность слога и возможные ошибки, руление машины не располагает к вдумчивому вычитыванию текстов).
 
1. Много неадекватно катающихся, в том числе выпивающих прямо на склонах. Это на самом деле проблема, особенно в выходные, когда из Тбилиси приезжает много отдыхающих. Люди открыто пьющие из литровых бутылок Smirnoff и предлагающие всем окружающим, включая и канатчикам, - норма.

Иногда проезжаешь мимо лужи крови прямо на склоне… это кому-то не повезло и в него въехали / влетели. Приходится постоянно держать все на контроле, ибо слишком много независящих от тебя людей и предметов… В этом отношении, в брутальном Кировске на склонах намного безопасней, нежели здесь, в якобы «европейском» Гудаури. Инфраструктура-то европейская, но люди-то прежние. При этом, это не алко-фрирайд Шерегеша, где хоть и подвыпившие, но, по большей части, уверенно катающиеся, здесь очень много нетрезвых начинающих и якобы умеющих кататься.

2. Пологие склоны. Абсолютное большинство трасс очень пологие (синие-красные), причем каких-то ярко выраженных перегибов по профилю и интересного рельефа почти нет. Точнее есть, между трасс, но все равно, мало и он, опять-таки, пологий. Если много снега навалило, там проезжается с трудом, где-нибудь, да встрянешь и выходить потом пешком. Лыжниками еще туда-сюда, а нашему одноластовому брату «вилы». Интересны для уверенно катающихся лишь 3-я и 5-я очереди, но они работают далеко не всегда, да и раскатывают их до неузнаваемости за час-полтора, так что их ресурс ограничен. Это не значит что в Гудаури опытным райдерам делать нечего, вовсе нет, дней 5-6, в снегопады или сразу после них, вполне покатать можно, но потом надоедает, особенно если не разбавлять беккантри, но с ним тоже засада...

3. Нестабильность снежного покрова / погоды. Сезон довольно короткий и неустойчивый (вспомнить хотя бы бесснежный декабрь 2011-го), хотя где в Северном полушарии нынче, кроме Заполярья и Сибири, по-другому? Уверенный сезон с середины января по начало апреля. То есть всего-навсего 3 месяца, мало. Ну и то, что курорт находится на высотах 2-3 тыс. метров над у.м., да еще и южных экспозиций, тоже сказывается. Часто температуры гуляют около нуля, снег тяжелый, с другой стороны ночью как приморозит, так образуются жесткие корки и прочие не полезные вещи.

4. Близость к Крестовому перевалу, который то снегопадами, то лавинами засыпает (точнее дорогу на него). Это ведет к ряду неприятных последствий. Во-первых, перманентно закрыта дорога в сторону Коби и Казбеги и устроить заброску к большей части местных фрирайд-маршрутов, ну или выброску после спуска, не представляется возможным. Во-вторых, в поселке скапливается куча транзитных машин из Владикавказа в Тбилиси-Ереван и, обратно, в том числе и фур. Соответственно, ходить неудобно, ездить на своей машине тоже, не говоря уже про то что во всех едальнях и ресторанчиках битком, народ сидит греется, ждет открытия дороги

5. Отсутствие лавинной службы (как следствие – нет лавинных прогнозов и т.п.). Ну, тут добавить особо нечего. Нет ее. Соответственно, получить информацию не от куда. Только самому идти и шурфить и вести дневник погоды, пока находишься в районе. Каких-то ключевых гидов и спецов, у которых можно было бы в личном порядке проконсультироваться по этой части тоже нет, увы. Разве что, у Коли Доскера, но у него часто тоже нет времени на мониторинг погоды, ибо занят оргвопросами SnowLab и своими программами. К спасателям я бы ходить не стал, странные сочетания в виде «слоев мы пока еще не копали», говорят о том то они больше спасают, нежели занимаются мониторингом состояния склонов и профилактикой спасения

6. Претензии лыжного патруля / спасателей на свободу беккантри. Никаких официальных запретов и вообще хоть каких-то правил касающихся фрирайда в Гудаури нет, но, тем не менее, спасатели почему-то считают что если ты идешь куда-то за пределы трасс курорта, то должен / обязан за деньги взять хотя бы одного спасателя в качестве сопровождения. И без альтернатив. То есть, либо так, либо «не пущаем, а если проскочил, - догоняем и дальше в зависимости от…». Раньше, судя по рассказам очевидцев, наблюдался отъем снарядов и битье мальчиков по лицу, сейчас просто разворачивают, но если выеживаться, то можно и схлопотать

И все бы ничего, и хрен бы с ним, с этим оплаченным спасателем. Можно  взять на группу, в конце-концов. Но, вопрос еще в том что наблюдается их некая общая эмоциональность, если не сказать неадекватность при личном общении (регулярно общался, не понравилось). Когда уже на третью минуту общения с ведущим гидом и спасателем района он начинает на тебя лезть чуть ли не с кулаками и показывать символический половой орган руками (Нереализованность желаний? Гомосексуальные наклонности? Слабость?) и говорить что-то нечленораздельное типа «я гид UIAGM, а ты кто такой, деньги давай…», то сразу говоришь боженьке спасибо что увидел ЭТО сейчас у домика, а не когда уже пошел с ним на маршрут.

Вообще, любой гид, тем более имеющий международный статус UIAGM, олицетворяет некий референтный образ профессионала работающего в горах. И одни из самых важных качеств, помимо технических навыков, это умение работать с людьми, способность находить к ним подход, быть резистентным, не поддаваться на проблемные и провокационные ситуации и т.д. По всем этим пунктам у местных грузинских «гидов» полный провал. И лично я бы не рекомендовал обращаться к ним за какими либо услугами, зело боязно. А то ведь еще не дай бог покажет не только символический орган…Кстати, интересно, а можно ли лишится статуса UIAGM…или получить взыскания? Нужно провентилировать этот вопрос, если да, то может стоит написать в головной офис по поводу грузинских собратьев

7. Нет кафе и вообще каких-либо общественных мест, где можно отдохнуть после закрытия канаток. Наверху первой очереди кафешки конечно есть, но вот в поселке только хинкальные и ресторанчики. Ни одного кафе, увы. Поэтому все набиваются битком за те 4 столика которые есть в кофе-зоне недавно открывшегося супермаркета Smart. Делать-то больше нечего.. либо сюда, либо никуда. Как следствие, - в Гудаури нет узлового кафе, клуба, или бара, где все назначают встречи, устраивают видеопросмотры, награждения, тусуются поколения райдеров. Почти на всех горнолыжных центрах такие есть, часто и не по-одному, каждый подобный бар со своей историей, здесь же даже без намека на

8. Грузинская «очередь». Грузины и очередь слабосовместимы. Все стоят чин чином, а грузины подходят напрямую к кассе и покупают ски-пасс (хлеб, бензин,..), при этом мило говорят по-грузински с молодыми продавщицами и те их безропотно обслуживают. И это в порядке вещей, они даже не понимают о чем ты говоришь, когда указываешь на их плохое воспитание. Всех приезжих, кто с подобным сталкивается ежедневно в Гудаури, а таких большинство, это раздражает, так скажем. Особенно в очередях на подъемники, когда почему-то мимо турникетов идут отдельной строкой местные ГоГи и прочие. Вроде мелочь, но на сколько это портит впечатление о грузинах и Грузии, как бы грузины знали…

9. Проблемы с жильем. С какой стороны не посмотри. И заказывать нужно заранее, и цены высоковаты и разбросаны отели черт знает на какой территоррии, не то что жить, найти сложно.. Это не говоря про то что в половине случаев откровенно плохое состояние жилья, многое не работает, не соответствует тому о чем договаривались, пытаются выселить (перепутав даты) и т.п. В общем, по этой части конечно Совок порядочный. Лучше чем много где на постсоветском, но все-таки, ожидаешь большего. Может в этом и проблема и если не ожидать что будет все супергут, то и понравится

10. Нестабильные возможности беккантри и фрирайда с подъемников. То нет видимости (Гудаури не тот район в котором стоит без видимости катать вне трасс), то снега насыпет метр за ночь и тропить по шею, то просто верхние канатки не работают, а без них тут делать особо нечего, особенно если при этом еще и Крестовый перевал закрыт (обычно это связанные вещи, если уж такая непогода что канатки не работают, то перевал и подавно). Это не говоря уже о проблеме местных «спасателей»
 
Вот и получается, что реально доступных вариантов раз-два и нету. Если сравнивать тот же Кировск и Гудаури, то в первом возможностей на порядки больше, причем почти в любую погоду, даже в ту, в которую здесь даже из домов выходить не будут... Участники нашей бомбической новогодней группы не дадут соврать. Конечно, можно ездить вниз по дороге, в тот же Ломиси и т.п, но это все хорошо лишь в меру, ежедневно такие рейды делать не будешь

11. Нестабильность авиакоманий (банкротство Аэросвит) / нестабильность самого государственного строя в Грузии. Многогранность этого пункта очевидна, как и его суть. Понятно что в большинстве случаев все ок и истерия СМИ не имеет ни малейшего основания, но, тем не менее, лететь на обанкротившейся авиакомпании в страну где только что чуть не выгнали президента и обратных билетов уже нет, занятие не из рядовых. Не каждому такое по душе. 

Пунктов на самом деле больше... но раз есть формат, то в нем и останемся. Вообще это редкий случай когда я с легкостью написал минусы, а вот плюсы шли труднее. Обычно наоборот

____________________________________________

P.S. Всех кому Грузия и Гудаури близки, прошу простить за выше написанное  Но конструктивная критика помогает делать мир лучше. А я искренне желаю району улучшений и того чтобы он стал действительно одним из лучших на Кавказе, благо что предпосылки к этому есть. 
Яндекс цитирования
© travelgeorgia.ru 2010-2024
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.040479898452759 сек.