Мост Помпея
Мост Помпея — каменный мост через Куру на западной окраине Мцхеты, построенный в 1841 году инженером Линниковым на месте моста, построенного Помпеем Великим в 65 году до нашей эры. Впоследствии мост использовался вплоть до середины ХХ века, и только после сооружения гидростанции и подъёма уровня реки оказался под водой и начал разрушаться. Сейчас бывает виден лишь изредка, примерно раз в году, когда гидростанция сбрасывает воду.
 
 
История
Гней Помпей появился в Закавказье в 65 году, во время войны с понтийским царем Митридатом. Митридата поддержали иберы и албанцы, поэтому Помпей весной 65 года Помпей покинул свой зимний лагерь около Ахалцихе и отправился принуждать иберов к миру. Именно во время этого похода римляне возвели мост около города Мцхета. С той поры это был единственный мост, связующий берега Куры. Мост функционировал всю античность и средневековье. Вроде бы российская администрация достроила и усовершенствовала его северную часть. В то время мост был частью Военно-Грузинской дороги и все великие люди вроде Пушкина и Лермонтова приезжали в Тбилиси из Мцхеты именно по этому мосту. Пушкин оставил о мосте краткое упоминание:  «В нескольких верстах от Гарцискала мы переправились через Куру по древнему мосту, памятнику римских походов, и крупной рысью, а иногда и вскачь, поехали к Тифлису... ».
 
В 1841 году мост был основательно переделан. Вероятно именно с этого момента он принял вид быквы  «Г», во всяком случае так пишут в путеводителях начала ХХ века. Путеводитель Андреева начала века пишет, что на изгибе моста находилась надпись,  «ныне не существующая»:  «Во славу Божию и на всеобщую пользу при командующем войсками на Кавказе генерале Головине лета 1841, в благополучное царствование императора Николая I». Проектировал мост уже всеми давно забытый инженер Линников.
 
Сохранилось интересное фото того времени, на котором видно, какой же он был громадный:
 
Мост Помпея
Мост до затопления 
 
После сооружения гидростанции мост оказался ниже берега реки и почти перестал быть виден. Рядом возвели другой мост. Старый мост потепенно разрушался, заносился илом и галькой, у него рухнули два кирпичные пролета. Сейчас он виден только тогда, когда гидростанция осуществляет сброс воды.  
 Конструкция
Мост построен довольно хитро. Основная его часть соединяет левый берег Куры с островом. От острова к правому берегу вел другой фрагмент, под прямым углом к основному. Этот второй фрагмент моста постралдал сильнее всего. Кроме того, речное дно стало выше на пару метров и пролет моста пропал под наносами гальки и ила. 
Северный участок моста был неоднороден. Одна его часть собрана из каменных блоков, скреплённых металлическими скобами. Это как бы облицовка, заполненная внутри кусками камней с цементом. Вторая часть — кирпичная, заполненная галькой. И если первая часть еще похожа на римское творение, то вторая — явно позднее сооружение. Кирпичная часть сейчас сильно разрушена.
 



   
 
Северный конец моста тянется вдоль берега и усилен контрфорсами. Этот участок пострадал от позднего строительства, сейчас там какие-то бетонные конструкции.
 Интересно, что щели между каменными блоками залиты свинцом.
 
 
Ходят слухи, что мост хотят отремонтировать и привести в приличный вид, но не очень понятно, что сделают с гидростанцией и уровнем воды.
 
Ну и еще немного моста.
 



   
 

Дамы и господа!

Благодарю за посещение этого сайта. Если Вы сочли его полезным и хотите поддержать проект, то можете сделать это очень легко. Бронируя отель в любой точке планеты, просто перейдите на сайт BOOKING.COM через баннер справа. Автор сможет выпить лишнюю чашку кофе, и его мозг будет работать чуть эффективнее.

© travelgeorgia.ru 2010-2020
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.026798963546753 сек.