На главную Попадание Как я доехал до Грузии
Как я доехал до Грузии
Иногда люди, далекие от самостоятельного туризма, спрашивают меня, как я доехал до Грузии. Я сам не вижу в этом событии ничего такого, о чем можно было бы рассказывать, но в порядке болтовни за чашкой чай постараюсь вспомнить. Дело недавнее, августа 2010 года.

Итак.

В Грузию надо было срочно, денег под рукой оказалось 4 000, так что я решил добираться автостопом, хотя этот способ перемещения мне порядком поднадоел - я только недавно вернулся из Китая и после года жизни в палатке хотелось чего-то другого. Но выбора не было.

Где-то в последних числах июля я вышел из Питера на московскую трассу, рассчитывая быть вечером в Валдае. Поймал попутную машину в Колпино, потом в Тосно, а перед Тосно остановилась большая тульская фура. Она шла прямо в Тулу, так что весь вечер и половина ночи прошла у меня в этой фуре. Ночью я вышел из фуры куда-то в поля и упал там спать даже без палатки - было тепло и сухо. Стрекотали кузнечики.

День второй. Этот день начался не очень удачно. Я долго торчал на дороге, меня долго не брали, потом  легковая довезла меня до Воронежа. Я вышел на раскаленный асфальт, под жгучее солнце. Жара была исключительная, но я даже обрадовался - погода напомнила мне Таиланд, где я прожил несколько месяцев и по которому немного скучал.

Я провел в воронежской жаре 15 или 20 минут, после чего остановилась дагестанская легковая. Водитель ехал в Махачкалу. Лично я планировал ехать чрез Ростов с посещением Грозного, но перспектива сэкономить время меня подкупила. Так что поехал я в Махачкалу. В тот день мы успели добраться только до Волгограда. Мы остановились где-то перед городом и, порядком измотанные дорогой, упали в траву.

Третий день. Утром мы проехали насквозь длинный город Волгоград, углубились в калмыцкие степи и помню, что пили колмыцкий чай перед Элистой. Потом снова степи, степи, колючки, солнце, жара... Где-то на закате подъехали к Махачкале. Водитель долго извинялся, что едет не к себе домой и пригласить не может, так что я вышел перед городом, свернул к морю у курортного места "Черные камни", погрузился в Каспий, чтобы смыть с себя пыль трех дней, и пошел ставить палатку в заросли неизвестных мне растений.

День четвертый. Еще в Волгограде я обнаружил, что забыл дома флешку к фотоаппарату. Пришлось с утра заходить в Махачкалу, бродить там по магазинам и искать флешку. Где-то на улице меня напоили чаем, потом я выехал из города на юг (автобусом) и скоро поймал лагковую до Дербента. Следующая машина вывезла меня к погранпереходу Яраг-Казмаляр, известному своим неудобством и вредными пограничниками. Но водитель сам оказался пограничником, поэтому он отвез меня на соседний переход ("Новая Филя") где я перешал в Азербайджан пешком без проблем.

Немного торчания на пустой трассе - и я попадаю в Худат. Потеряв там немного времени (приглашения на чай) я уже ближе к вечеру вышел на трассу и меня подобрал какой-то крутой джип, идущий в Баку. Так что поздно ночью я уже стоял где-то на бакинской окраине, на ганджийской трассе. Шансов поймать машину было мало, но ночевать на окраине города негде, так что я стал ждать машину куда угодно. Остановилась легковая. Водитель был очень молчаливый, и я не сразу выяснил, что едем в Шеки. Я плохо ориентируюсь в Азербайджане и не понял, что на этой машине я пролетаю практически весь Азербайджан.

По приезду в Шеки он завез меня в гости ночевать.

Пятый день. Шеки считается самым красивым городом в стране, так что я потратил утро на то, чтобы побродить по нему и посмотреть, чего тут интересного. Нашел крепость и храм 5-го века. Уже выбираясь из города, встретил на дороге шекинского мэра, но не подвернулось повода пообщаться.

Остаток дня я медленно полз, меняя машины, до Закаталы и Белокан. Иногда отвлекался на чай. Чайник чая стоит тут 40 азерских копеек - примерно 15 рублей.

Уже ближе к вечеру я одолел 8 километров от Белокан до границы, обогнул строящееся здание таможни и, немного постояв, получил свой выездной штамп и покинул Азербайджан.

На этом можно было бы поставить точку, но исключительно для развлечения общественности я расскажу о последующих 5-6 часах.

Граница - это мост. За мостом - шлагбаум. Народу почти никого, но меня попросили подождать. Минут через 10 я таки вошел в здание таможни. Таможенники сами заполнили анкету, спросили адрес и телефон. ...мило... телефон в почте, почта в интернете, интернет в Белоканах. У вас тут есть интернет? Нету?

Пограничник сделал деловое лицо и сказал, что без точного адреса и телефона меня пропустить не может. Спрашивается, что это: банальная тупость, или вредничание, или так действительно надо? На счет последнего меня грызли сомнения - даже строгие финны разрешают вместо адреса писать "Хельсинки". И китайцы тоже самое. "Пекин". Я предложил написать в анкете "Тбилиси". Пограничник предложения не принял.

Пока я разбирался с пограничниками, мимо прошли вполне адекватные девушки, с которыми наверняка можно было бы договориться в смысле адреса и телефона, но я не сообразил.

Я ломился в Грузию долго, около часа. Все бесполезно. Меня вернули обратно к мосту. Еще оставался шанс подружиться с кем-то на мосту, но солнце садилось, народу было мало, и народ был занят своими срочными делами.

Оранжевое солнце пускалось за кахетинские горы.

Вышеприведеный кадр сделан с нарушением правил - на нейтралке нельзя снимать заход солнца. Азербайджанцы пригрозили мне проблемами за незаконные фотографии солнца.

Настроение ни к черту. Я понуро поплелся обратно в Азербайджан. Штамп въезда... Погруженная в темноту трасса на Белоканы. Я прикидывал, где бы тут заснуть, но внезапно остановилась служебная таможенная машина и увезла меня в Белоканы. Самое удивительно, что в Белоканах вовсю кипела жизнь. Огни, кафешки, молодежь, гламурные девки и круглосуточные интернет-кафе. Зашел... Переписал адрес и телефон... Вышел...

Времени было уже заполночь. Я пошел в сторону границы, чтобы только дойти до леса и там устроиться спать, но опять материализовалась легковая и взяла меня к границе. В час ночи мимо промелькнули уже знакомые лицы азербайджанских офицеров, в паспорте появился еще один штамп и - я снова на мосту.

-Нашел телефон? Ну, проходи...

Уже через пару недель я узнал, что пограничники таки позвонили в Тбилиси. Нужный человек с семьей уехал в Квариати, дома была только мать жены, которая не знала мою фамилию. Она дала телефон жены, но телефон этот не работал, пограничники перезванивали обратно в Тбилиси, получили там другой телефон и тд. и тд. и в итоге через полчаса им таки подтвердили, что я еду к кому-то, а не просто так. После чего я поменял в обменнике рубли, проплатил визу и получил свой паспорт. Суровая девушка протащила под рентгеном мой рюкзак.

-Чего это у вас сотрудницы не здороваются? - спросил я у охранника на выходе. Охранник сделал виноватое лицо.

На землю Грузии я вступил в полной темноте. Где-то впереди располагался городок Лагодехи. Откуда-то из темноты со мной заговорили, позвали ночевать, и увезли на машине в Лагодехи пить Саперави.