Монастырь Киранц (арм. Կիրանց վանք) — маленький монастырь, фактически всего один храм, который находится в 10 или 11 километрах от трассы Ноэмберян-Иджеван, среди дикого леса, недалеко от монастыря Аракелоц. Относится к поздним храмам (XIII века), но даже среди них выделяется необычным для той поры модернизмом. Многими считается единственным на всю Армению кирпичным храмом (из древних), хотя это не так. Монастырь не очень выразителен, хотя имеет важнейшее значение для истории архитектуры.
Храм Киранца в бледном осеннем свете
История
К величайшему сожалению, мы совершенно ничего не знаем про обстоятельства строительства этого сооружения. Он не упоминается в древних текстах и по причине своеобразного материала, кирпича, не содержит надписей. Датировали его по внешним признакам. Известно, что он появился в XIII веке, и вероятно в первой его половине.
В монастыре есть фрески, что намекает на то, что он был халкидонским, иначе говоря, православным, и богослужение здесь проходило на грузинском языке. В пользу этой же версии говорит наличие признаков алтарной перегородки.
Главная особенность храма — он кирпичный. Некоторые искусствоведы пишут, что в том веке таких храмов в Закавказье было всего три:
Тимотесубани,
Кинцвиси и Киранц. Однако, были и другие:
Сабацминда и
Озаани в Грузии и Сверги в Армении. Это значит, что в XIII веке архитекторы Закавказья научились применять кирпич, но почти сразу забыли об этом на 200 лет. Кирпич — сельджукская технология, а в Армении сельджукское влияние было сильнее, чем в Грузии, но по какой-то причине кирпичная архитектура тут не прижилась.
Современность
Сейчас на месте монастыря Киранц мы видим один большой храм, а к западу от него ещё одно сводчатое помещение. Чуть восточнее просматриваются остатки стен. К югу от храма небольшая полянка. С остальных сторон там заросли, поэтому единственный приличный вид на храм — это с юга.
Мы видим достаточно типовой крестово-купольный храм, к которому с запада пристроено небольше помещение, напоминающее грузинские притворы. Гавита тут нет. С юга построено что-то вроде большого крыльца. И это всё кирпичное.
Киранц несколько отличается от других кирпичных храмов своего времени. У остальных стены просто плоские, здесь же с юга присутствует украшение в виде креста, и с востока такое же. Это, наверное вообще первая попытка изобразить фасадный крест в истории кирпичной архитектуры закавказья.
Крест на восточном фасаде
Делать кирпичные карнизы тогда ещё не умели, поэтому здесь они каменные. Самое же интересное у этого храма — это его купол. На нём присутствуют вставки глазурью, очень модные тогда в исламском мире. В верхней части купола видны синие вставки (как в Тимотесубани), а ниже вокруг окон почти вся поверхность выложена цветной глазурью.
Верх купола был покрыт, вероятно, каменными плитами, но сейчас их нет.
В храм сделаны два входа, с юга и с запада, оба оформлены типичными сельджукскими порталами. Южный сильно повреждён, а западный сохранился лучше, но там сложнее поймать удачное освещение. Поэтому вот франмент западного:
А вот южный:
Оба входа сейчас условно заложена камнями, намекая на то, что туда кому-то нельзя, не то животным не то людям. Если смотреть с запада, то там хорошо видно подкупольное пространство храма:
Тут всё довольно типовое. Готичные арки, паруса, подкупольные столбы (слитые со стенами). Если опустить взгляд ниже, то там видно нечто, напоминающее остатки
алтарной перегородки: это две каменные плиты в алтарной нише. А чуть выше в стенах видны пропилы. Такие делали, чтобы вставить балку алтарной перегородки. Это значит, что она тут была, поскольку храм всё же православный.
Говорят, что на сводах храма уцелели остатки фресок, но они там плохо видны.
Тропа на Киранц
....