Санагире (სანაგირე) — монастырь в Гурджаанском районе около села Вазисубани (ранее Уриатубани), который построен предположительно в X или XI веке в эпоху Первого кахетинского царства. Сейчас на территории монастыря находится один большой храм, который был отремонтирован где-то после 2016 года. Храм не совсем типичен для Грузии отчего есть предположение, что его строили греки.
История
В исторических документах нет ни полслова об этом храме, но по его внешнему виду искусствоведы сделали вывод, что он был построен в годы I-го Кахетинского царства, вероятно в X—XI веках и возможно, по распоряжению царя Квирике Великого. даже есть версия, что он в храме похоронен. В архитектуре храма очень много странностей, из чего делается вывод, что он строился под сильным греческим влиянием и может быть даже самими греками.
Храм долгое время был заброшен и только около 2015-2016 годов его отремонтировали, вырубили деревья вокруг, убрали мхо со стен и поменяли кровлю. Однако, что важно, своды у храма всегда были на своём месте. Это хорошо видно на старых фотографиях. Ремонт изменил только окружение: храм стоял как бы посреди леса, а теперь он находится посреди большой поляны.
Современность
По состоянию на 2021 год Санагире — действующий монастырь,в нём живут три монаха и маленькая собачка. На территории монастыря находится основной храм и несколько хозяйственных построек. Исторический интерес представляет только храм.
Храм этот необычен. Первое, что бросается в глаза — это его круглые апсиды. Такие же есть в Вачнадзианской Квелацминде неподалёку, но там считается западногрузинским влиянием. Кахетинские архитекторы не признавали таких архитектурных приёмов.
Другая странность — кладка стен. Кое-где из кирпичей выложены ячейки, в которые вставлены камни. В науке такая техника называется cloisonne. Так часто делали в Византии, но почти никогда в Грузии. Это очень большая странность, которая наводит на мысли о присутствии византийских мастеров. Эта техника хорошо видна на центральной апсиде храма:
Храм построен в основном из булыжников, в верхней части в оснвоном из кирпича, но его углы местами оформлены плитами из вулканического туфа, а пристроенная с юга длинная церковь имеет полностью туфовый фасад.
Внутри странности начинаются сразу после входа. Этот вход ведёт в притвор, который зачем-то перегорожен двумя стенками с арками. Левая из этих стенок содержит в сее две мраморные плиты. Это кажется единственный случай применения мрамора при строительстве в Кахетии.
Но больше всего вопросов вызывают опорные столбы храма. Здесь из всего две пары. Это само по себе не странно и встречается в соседней
базилике Уриатубани, но в данном случае между столбами разное расстояние, как будто строители сначала хотели построить купольный храм, а потом передумали и построили базилику. Версия купольного храма перестроенного в базилику не проходит, поскольку тут нет никаких следов трансепта.
В остальном всё довольно обыкновенно.
Алтарная перегородка новодельная, кирпичная, но стилизована под XIII век.
Перегородка в южной пристройке явно старая, но позднего типа, примерно века XVI.
Кроме этого у храма есть пристройка с севера, где тоже есть
алтарная перегородка из одного столба и двух проходов. Сложно сказать, какой это век.
....
Как найти
Как и
Вачнадзианская Квелацминда, этот храм сейчас находится далеко в лесу на склоне Гомборского хребта на высоте около 900 метров от уровня моря. От основной трассы до монастыря около 8 километров дороги и 400 метров набора высоты. Первый километр идёт через село и там асфальт, а дальше только гравийка. Эта гравийка идёт через лес, но он не особо выразителен. На дороге, длиже к монастырю, есть кран с питьевой водой.
Координаты: 41°47'59"N 45°39'16"E