Цкалтубский краеведческий музей — районный музей в городе Цкалтубо, который даёт некоторое представление о местной археологии, бытовой культуре и о эпохе советских санаториев. Долгое время музей был знаменит костылями, которые оставляли здесь излечившиеся люди. Музей нельзя назвать каким-то особенно ценным, в нём нет ничего уникального, но у него хороший средний уровень и он недавно ремонтировался.
Что там есть
В цкалтубском музее было бы логично искать ответы на несколько конкретных вопросов: 1) Что он знает об античной эпохе в Цкалтубо? 2) Нет ли там чего особого от эпохи колхидской бронзовой культуры? 3) Что он скажет про санаторную эпоху?
И вот ответы: нет в музее ничего про античные цкалтубские бани. Не откопали тут археологи никаких древних бань. Видимо, славное прошлое Цкалтубо таки выдумка маркетологов. Бронзовые топоры тут таки есть, и это ценно, хотя их мало, штуки четыре, вполне на уровне типового западногрузинского музея. Про санатории кое-что есть, но без фантазии.
Выставочные залы музей сейчас расположены на втором этаже здания, и этих залов четыре. Первый расчитан на местного туриста или на какого-то узкого краеведа: там личные вещи какого-то местного забытого князя.
Самый интересный зал — второй. Тут собрана вся археология.
Фактически ради этого зала и стоит посещать музей. Тут есть, например, кое-что из находок каменного века, которыми богат Запад Грузии; это скребки и наконечники стрел эпохт палеолита и неолита. Их нашли в местных пещерах.
Хотелось бы увидеть что-то от эпохи Неолитической революции, но увы, этого тут нет (ну или совсем мало). Интереснейший период Колхидской бронзовой культуры показан бронзовыми топорами, в том числе знаменитыми колхидскими топорами:
У музея есть одна особенность. Его основатели, кажется, понимали, что основным посетителем будет курортник, прилетевший лечиться на воды и не имеющий времени поехать куда-то далеко, поэтому музей пытается рассказать и о культуре Грузии в целом. Например, тут стоит капитель Болнисского Сиона, а в стену вмурована целая каменная копия Болнисской надписи.
Это та самая, знаменитая, первая надпись на грузинском языке, на которую случайно не попал царь Вахтанг Горасал: «По милости Троицы, на 20-м году правления царя Пероза была основана эта церковь и через 15 лет закончена. Господи, помилуй поклоняющихся здесь и строителя этой церкви Давида епископа, и тех кто тебе молится, помилуй. Аминь».
В следующем зале видим уже поздние эпохи: ружья, костюмы, посуду и так далее.
Из третьего зала есть переход в центральный круглый зал, где представлен весь ХХ век. Тут на стене висят костыли, которые оставляли в Цкалтубо излечившиеся. Это самая известная достопримечательность музея.
Остальная история санаториев сводится к некоторому количеству старых фотографий. Здесь можно увидеть как выглядел первый санаторий «Бельгия». Но в целом ничего особо примечательного. Есть небольшой стенд по теме осетинской войны, но тоже довольно скромный.
Видно, что при реконструкции музей сделали чище, аккуратнее, но не поменяли концепции. То, что было интересно в скучную, бессобытийную советскую эпоху уже не так привлекает внимание в эпоху инстаграма. Так что музей не на массового посетителя.